итоговое занятие по кружковой работе "Шахматное королевство"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Лещук Антонина Геннадьевна

в процессе различных занятий, дети возвращают фигуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл итоговое занятие по шахматам 2023г.571.2 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №42»

C:\Users\User\Desktop\картинки\0_63112_531e36ff_XL.jpg

Итоговое занятие по кружку «Шахматы»

за 2022-23уч.г.

«Путешествие в шахматное королевство»

C:\Users\User\Desktop\картинки\igravshaxmatyi.png

Подготовила и провела

Лещук А.Г.

Саранск

2023

Итоговое занятие по кружку «Путешествие в шахматное королевство»

Образовательная область: познавательное развитие.

Вид НОД: комбинированный.

Возрастная группа: 6-7 лет.

НОД в рамках итоговых занятий в конце года.

Цель: обобщение, закрепление и систематизация знаний детей, полученных в течение учебного года по обучению игре в шахматы.

Задачи:

 Обучающая: Закрепление названий шахматных фигур и правил их движения.

Повторить, как выглядят и как грамотно называются шахматные фигуры. Закрепить правила игры. Активизировать мышление за счет загадок. Продолжать учить детей решать простые шахматные задания.

Развивающая: Продолжать развивать интерес к игре в шахматы, образное, логическое мышление, память, внимание, сообразительность, кругозор детей.  Прививать интерес к мудрой и полезной для общего развития игре. 

Воспитательная: Воспитывать интерес к игре в шахматы, выдержку, спокойствие, уверенность в своих силах.

Интеграция образовательных областей:

ОО «Познавательное развитие»: Формирование знаний об игре в шахматы.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»: Формирование дружеских взаимоотношений между детьми. Развитие сообразительности, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

ОО «Речевое развитие»: Обогащение словаря детей за счёт использования шахматных терминов. Развитие умения задавать вопросы, отгадывать загадки, отвечать на вопросы полным ответом.

ОО «Физическое развитие»: Формирование навыков игры в шахматы. Совершенствование физических качеств в разнообразных формах двигательной деятельности (физ. минутка, эстафета). Формирование умения осознанно выполнять действия.
Словарная работа: активизация монологической речи, закрепление пассивного словаря.

Активизация существительных: шахматы, партия, ферзь, вертикаль, горизонталь, диагональ, поле, викторина, ничья, наискосок.

Прилагательные: шахматная, главная, белопольные, чернопольные.

Глаголы: ходить, стоять, убивать, перепрыгивать, тренироваться, думать, размышлять.

Предварительная работа: 

ОО «Познавательное развитие»: изучение шахматной доски, ходов фигур, основные правила игры, проведение занятий, турниров, бесед с детьми.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»: разгадывание загадок, дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Назови правильно», «Расставь правильно», «Исправь ошибки» беседы о шахматах и шахматистах.

ОО «Речевое развитие»: беседы, разгадывание загадок, чтение сказок, обучение грамоте.

ОО «Физическое развитие»: проведение физ. минуток, подвижных игр, эстафет.

Место проведения: групповое помещение МАДОУ.

Аудитория: дети старшего дошкольного возраста.

Адресность: дети 6-7 лет.

Материал:

Демонстрационный: демонстрационная шахматная доска, комплекты шахмат, задания на карточках в виде шахматных фигур.

 Раздаточный: квадраты черные и белые для игры «Шахматные пазлы», колокольчики – 2 шт.,  

 Оборудование: Музыкальный центр, флешка.

Используемая форма организации деятельности детей: фронтальная, групповая.  Индивидуально-дифференцированный подход к детям, испытывающим трудности при выполнении каких-либо заданий.

Методические приёмы:

Словесный: организационный момент, вводная беседа, дидактические игры, загадки, объяснения.

Наглядный: показ картинок, показ способа действия.

Практический: расстановка шахматных фигур.

Игровой: шахматная партия.

Мотив детской деятельности: пустая шахматная доска (поиск пропавших фигур).

Ход занятия.

  1.  Организационный этап. Мотивация

Дети заходят в группу играть в шахматы, подходят к столам, где лежат шахматы, раскрывают, а фигурок нет.

Воспитатель: А, что случилось? Давайте поищем фигуры. Дети ищут фигуры, не находят. Проблемная ситуация. Воспитатель предлагает обратить внимание детей на мольберт, на нем блокнот, на первой странице написано «Шахматное королевство». Воспитатель переворачивает страницу, далее написано (все фигуры ушли в Шахматное королевство на бал, чтобы их вернуть надо пройти в Шахматное королевство и выполнить различные упражнения. Если вы выполните эти задания, фигуры вернуться к вам).

  1. Актуализация знаний по теме.

Дети подходят к мольберту, переворачивают страницу рассматривают картину. Ответы детей на вопросы воспитателя.

Найдите на картинке 8 шахматных фигурок, и вы попадете в Шахматное королевство.рррррррр.png

Гимнастика для глаз.

 Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза)

Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

Много-много раз моргнут. (Частое моргание глазами)

Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

Увидят мои глазки все! (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)  

Задание 1 «Шахматные пазлы»

Воспитатель: Возьмите фигуру, которая находится на поле а-1. Как называются эта фигура? (ладья). Как вы думаете, какое задание нам нужно выполнить? Собрать шахматную доску.

Ребята, поделятся на две команды, собирают пазлы шахматной доски. Кто быстрее выполнит.

За выполненное задания появляется фигура – ладья

Воспитатель: Какие фигуры у нас появились? (Ладья)

Задание «Угадай-ка, какая ты шахматная фигура»

Воспитатель: Выберите следующую шахматную фигуру, которая стоит на поле е-5. Как называются эти фигуры? (слон).  Как вы думаете, какое задание нам нужно выполнить? На обратной стороне нарисованы маски фигур – это

игра «Угадай-ка, какая ты шахматная фигура»

Ребенок в шапочке должен узнать фигуру, задавая вопросы детям, которые отвечают «да»«нет» Воспитанники выбирают ведущего, воспитатель одевают ему маску шахматных фигур.

Игра началась.

- Я черная фигура? (да, нет)

- Я могу ходить и по вертикали?

-Я могу ходить по горизонтали?

- В начальной позиции я стою на 2 линии?

- Я главная фигура?

- Я могу ходить назад?

- Меня можно убивать?

- Я стою рядом с королем?

-Я стою рядом с конем?

- Я могу перепрыгивать через фигуры?

-Я хожу только по белым диагоналям?

-Я могу ходить по диагонали?

Воспитатель: Давайте, посмотрим, не появились ли еще фигуры?

За выполненное задание в шахматной коробке появляется фигура – слон.

Воспитатель: Возьмите шахматную фигуру, которая расположена на поле а-6. Как называется она? (пешка) Правильно, пешка предлагает участвовать в викторине. Разбиваемся на две команды и отвечаем на вопросы. Чья команда первая позвонит в колокольчик, та и отвечает. За правильный ответ получаете одну пешку.

Викторина:

– У какого слона нет хобота? (У шахматного.)

– Какой Король не умеет говорить? (Шахматный.)

– Что за чудо– поле, где тесно мышке, а свободно Слону? (Шахматное поле.)

– Какая фигура грамоту знает,
Что ни ход, то буква? 
(Конь.)

– Объясните слово “шах”? (Угроза Королю.)
– Кому объявляют шах? 
(Королю.)
– В шахматной игре мат – это? 
(Конец игры, когда нет ни одной защиты Королю от шаха.)

- Какая фигура на доске самая сильная? (Ферзь.)

- Какая фигура может поставить шах и мат Королю? (любая, даже пешка.)

- Какие бывают слоны и почему они так называются? (Чернопольные и белопольные, одни ходят по белым полям, а другие по чёрным.)

- Патовое положение на доске. (Ничья.)

- Кто попадает на поле превращения? (Пешка.)

  - Из каких досок не строят теремок? (шахматных)

  - Каких клеток больше, черных или белых? (поровну)

  - В каких клетках не держат зверей? (шахматных)

 - Какой формы шахматная доска? (квадратная)

  - Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь) 

   -  Как ходит пешка? (только вперед по вертикали).

   - Как бьёт пешка?  (наискосок)

   - Какие слоны никогда не столкнутся? (белопольный и чернопольный) .

   - Правильное название фигуры – ферзь. Какие встречаются неправильные названия и их нельзя употребить? (дама, королева, царица)

   - Сколько всего клеток на шахматном поле? (64)

   - Каких фигур на доске больше всего? (пешек)

   - Какие фигуры стоят между ладьями и конями? (никакие)

   - Может ли пешка стать когда-нибудь фигурой, превратиться в неё, в каких случаях?   (Да, если белая пешка достигнет 8-й, а чёрная 1-й горизонтали.)

   - Может ли ладья побить сразу две пешки, за один ход?   (нет, только одну фигуру)

   -  Между какими фигурами на доске стоит конь? (ладья и слон)

За выполненное задание появляются пешки.

Динамическая пауза.

Воспитатель: Выберите следующую шахматную фигуру с заданием на поле в-3. Как называются эта фигура? (конь). Как вы думаете, какое задание нам нужно выполнить? (разминку)

Дети выполняют движения, проговаривая текст разминки

В поле много есть дорожек. (шагаем)

Будь и смел, и осторожен.

Вверх и вниз пойдешь – это. (вертикаль)

Вправо-влево - … (горизонталь).

А с угла на угол, вдаль

Нас ведет … (диагональ)

За выполненную разминку появляются конь.

Воспитатель: Возьмите фигуру на поле д-8. Как называется эта фигура? (ферзь). Ферзь самая сильная фигура. Она приготовила игру на внимание «Найди ошибку»

        Игра на внимание «Найди ошибку»

(на демонстрационной доске расставлены фигуры – два слона чёрного цвета на двух белых полях, два Короля стоят рядом, первоначально неправильно поставлены Король и Ферзь и др.). Детям даётся задание посмотреть внимательно на фигуры и исправить ошибки. Дети по очереди подходят к доске и исправляют ошибки. За выполненную работу появляется ферзь.

Воспитатель: Осталась последняя фигура. Как она называется? (король) Король предлагает следующее задание

Задание «Доскажи словечко»

1. Скоро бой. И ждет войска

 Деревянная ____________(доска).

 2. Ни к чему, ребята, спешка –

Потеряться может_______(пешка).

 3. В «шалашах» и в «камышах»

 Я услышал слово_______(шах).

 4. В словах «матрешка» и «формат»

 Я подчеркну не шах, а____(мат).

5. Играет не простую роль

Его величество_________(король).

Воспитатель: Вот и король появился. Появляется король

Воспитатель: Давайте проверим, все фигуры мы собрали? Можем теперь играть в шахматы? (Да, мы собрали все фигуры для игры в шахматы)

Итог. Турнир

Воспитатель:

Если зря не зазнаваться,                          

 Каждый день тренироваться:                        

Думать, размышлять, играть –

Сильным шахматистом можно стать!  

Давайте вспомним, с чего мы начали своё занятие? Как правильно назвать нашу работу? Какие трудности возникли в ходе работы? Какое задание было проще выполнять? Какое задание наиболее интересен вам? (ответы детей)

Дети берут шахматы, раскрывают, фигуры все на месте, расставляют их, выбирают партнера и начинают играть. По желанию детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бардвик, Т. С. Шахматы для детей / Т.С. Бардвик // - СПб.: Питер, 2011. -106 с.
  2. Весела, И. Шахматный букварь: Книга для учащихся / И. Весела, И. Веселы / Пер. с чеш. Е. И. Ильина, Н. Н. Попова; ил. И. Карт. - Петрозаводск: БНП, «Кругозор», 1994. - 112 с.

3.    Воронова, Е. К. Игры-эстафеты для детей 5–7 лет: Практ. Пособие / Е. К. Воронова.// - М. : 2009. – 107 с.

  1. Гришин, В. Г. Малыши играют в шахматы: кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы / В. Г. Гришин. - М.: Просвещение, 1991. - 158 с.
  2. Михайлова, Ю. В. Интеллектуальное развитие дошкольников посредством обучения игре в шахматы / Ю. В. Михайлова // Молодой ученый. – 2015. – №22.4. – С. 43-48. 
  3. Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. – М.: Поматур, 2000. – 176 с.
  4. Сухин И. Г. Шахматы для детей 2-5лет / И.Г. Сухин. – М.: Новая школа, 1994. – 115 с.

МАДОУ «Детский сад №42»

Самоанализ итогового занятия

 по кружку «Шахматы»

Образовательная область

 «Познавательное развитие».

Тема: «Путешествие в шахматное королевство»

Подготовила:

Лещук А.Г.

воспитатель высшей категории

Саранск

2023

Самоанализ итогового занятия

 педагога дополнительного образования

кружка «Путешествие в шахматное королевство» Лещук А.Г.

Общие сведения:

В учебной группе 8 детей: из них 6 мальчиков, 2 девочки.

Возраст обучающихся 6-7 лет.

Год обучения – первый.

На занятии присутствовало 6 детей из 8.

Тема занятия: «Путешествие в шахматное королевство»

Образовательная область: познавательное развитие.

Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о шахматной доске и фигурах.  

Задачи: Обучающая: Закрепление названий шахматных фигур и правил их движения. Повторить, как выглядят и как грамотно называются шахматные фигуры. Активизировать мышление за счет загадок. Продолжать учить детей решать простые шахматные задания.

Развивающая: Продолжать развивать интерес к игре в шахматы, образное, логическое мышление, память, внимание, сообразительность, кругозор детей.  Прививать интерес к мудрой и полезной для общего развития игре.

Воспитательная: Воспитывать интерес к игре в шахматы, выдержку, спокойствие, уверенность в своих силах, навыки работы в коллективе; повышать шахматную культуру.

Интеграция образовательных областей:

ОО «Познавательное развитие»: Формирование знаний об игре в шахматы. Дать понятие о накоплении денежных средств.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»: Формирование дружеских взаимоотношений между детьми. Развитие сообразительности, умение самостоятельно решать поставленную задачу, умение перевоплощаться для театральной деятельности.

ОО «Речевое развитие»: Обогащение словаря детей за счёт использования шахматных терминов. Развитие умения отвечать на вопросы, отгадывать загадки. Закрепление знания букв, их написания, умения читать слова.

ОО «Физическое развитие»: Формирование навыков игры в шахматы. Совершенствование физических качеств в разнообразных формах двигательной деятельности, гимнастика для глаз.

Содержание учебного занятия соответствует содержанию его цели.

Структура учебного занятия:

Организационный момент. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели занятия. (3 мин.)

    Основная часть. (23 мин)

 Заключительная часть. Рефлексия. (4 мин.).

Этапы учебного занятия: каждый этап отличается от другого сменой видов деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация.

Занятие отвечает принципам культуросообразности, индивидуально-личностного подхода;

- обучающиеся чувствуют себя хозяевами занятия, его соавторами и проявляют  следующие  субъективные  свойства:  активность, ответственность, самоконтроль, самодисциплину, умения делать выбор, участвовать в диалоге, отстаивать свою позицию, проявляют уважение к чужому мнению, стремление к взаимопониманию, согласие;

- общая атмосфера и образовательная среда занятия способствовали саморазвитию, самовыражению и самоопределению обучающихся в ходе мыслительной деятельности, чувств и личностного опыта, стимулировали личные смыслы обучения.

 Тип учебного занятия: самостоятельное и групповое применение знаний о шахматной игре на практике, в играх.

На первом этапе дети были включены в работе с помощью мотивации (заработать деньги, чтобы купить билеты в театр)

Далее дети с удовольствием зарабатывали деньги, играя в различные игры: «Загадки о шахматных фигурах», «Назови фигуру», «Вопросы из шахматной шкатулки», «Собери картинку», «Чьи следы?», «Чья пара быстрее соберет фигуры в правильном порядке?». В конце сами разыграли сказку «Шахматная репка».

     На всех этапах занятия активизировалась речевая, познавательная, двигательная деятельность детей.

    Думаю, что игровая мотивация вызвала интерес у детей и активность была достаточно высокая. Однако дети работали в своём темпе, творческое задание выполнили чуть позднее не из-за медлительности, а в силу своих индивидуальных возможностей. Хотя это не свидетельствует о том, что навыков и знаний у них меньше.

       Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Так же необходимо добиваться чёткого произношения слов. Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.

      По опросу детей после занятия было выявлено, что занятие детям понравилось, и они хотели бы поучаствовать в продолжении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по кружковой работе на тему Бумажная Фея».

Задачи1)Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (толстая – тонкая, прочная) в процессе выполнения с ней различных действий (сминание, разрывание);2) Познакомить детей с использован...

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РИСОВАНДИЮ...

Конспект итогового занятия по ФЭМП "В королевстве математики" для детей средней группы

Конспект итогового занятия по ФЭМП "В королевстве математики"  для детей средней группы...

Конспект итогового занятия по кружковой работе

Вокальный ансамбль - одно из доступных видов деятельности. Дети с большим интересом занимаютс пением и развитием вокальных способностей. Занятие подготовлено для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект комплексного итогового занятия по ФЭМП «Поможем королевству Математике»

Предоставлен конспект итогового занятия по ФЭМП в средней группе, в котором отображены все группы знаний, необходимые для возраста 4-5 лет. Сценарий занятия составлен так, что дети мотивированы выполн...

Конспект открытого итогового занятия «Путешествие в математическое королевство»

Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке...