Конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной области Познавательное развитие в средней группе «Воздух - невидимка»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме
Интегрированная ННОД по обогащению знаний детей о воздухе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperiment.docx | 65.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 17 общеразвивающего вида
г. Печора
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
в образовательной области
Познавательное развитие
в средней группе № 3 на тему
«Воздух - невидимка»
Зотова Любовь Николаевна,
воспитатель I квалификационной категории
г. Печора, 2018г
Тип ННОД: Интегрированная ННОД по обогащению знаний детей о воздухе.
Вид ННОД: Интегрированное.
Цель ННОД: Расширять знания детей средней группы о воздухе посредством экспериментально-исследовательской деятельности.
Задачи ННОД:
Обучающие: Расширять представления детей о воздухе, его свойствах.
Развивающие: Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Воспитательные: Воспитывать интерес к экспериментированию.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
- «Речевое развитие» - обогащать активный словарь (прозрачный, невидимый, опыты, эксперимент); развивать связную речь: умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы; учить высказывать предположения и делать выводы.
- «Художественно-эстетическое развитие» - реализовать самостоятельную творческую деятельность детей (изобразительная).
- «Социально-коммуникативное развитие» - формировать позитивный настрой детей; развивать навыки общения и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; развивать самостоятельность; формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; развивать у детей желание прийти на помощь в сложной ситуации.
- «Познавательное развитие»- Расширять представления детей о воздухе, его свойствах; уточнить представление о том, что ветер – это движение воздуха;
развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; развитие органов зрения, слуха, обоняния, сенсомоторных способностей;
способствовать формированию у детей познавательного интереса; закреплять цифры от 1 до 5, закреплять основные цвета; развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию.
Планируемые результаты ННОД:
Целевые ориентиры: ребенок инициативен в разговоре, отвечает на вопросы; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; ребенок проявляет любознательность; склонен наблюдать, экспериментировать.
Предпосылки учебной деятельности: коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности; познавательные – умение узнавать и называть явления окружающей действительности; желание прийти на помощь в сложной ситуации; регулятивные – умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Оборудование: столы; стулья.
ТСО: телевизор; мультимедийный слайд.
Материалы: картинки с цифрами от 1 до 5; картинки с изображением глаза, носа, уха, руки;
полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); баночки с «запахом» от разных продуктов (по количеству детей); бумажные веера (по количеству детей); воздушные шарики (по количеству детей); ткань; картинка с парашютистом; фартуки; листы бумаги; трубочки для коктейля (по количеству детей); гуашь; салфетки; надутый воздушный шар.
Словарная работа: активизировать словарь (воздух, прозрачный, невидимый, бесцветный, опыты, веер, парашют, кляксография)
«Звуковая культура речи»: упражнять детей в правильном воспроизведении слов и несложных фраз.
«Грамматический строй речи»: совершенствовать грамматическую структуру речи.
Связная речь: развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; учить детей отвечать на сложные вопросы («А если мы развяжем пакет, что произойдет с воздухом?»; «Почему остался запах в банке?», «Что нужно сделать, чтобы услышать воздух?» и т.д); поощрять попытки детей к самостоятельным предположениям, выводам; упражнять в проговаривании слов в небольших стихотворениях.
Предшествующая работа: беседы о воздухе, его роли в жизни человека; использование игр о воздухе: «парашют»; наблюдения за ветром; проведение экспериментов, доказывающих некоторые свойства воздуха.
Индивидуальная работа: 1) Развивать умение участвовать в беседе с Юлей Ярковой; 2) Учить делать вывод по опыту Колю Мамалыгу; 3) Развивать речевое дыхание у Ани Дуркиной.
Форма организации ННОД: чередование различных видов деятельности детей: стоя, сидя на стульчиках за столом, передвигаются по групповой комнате.
Применяемые образовательные средства: соответствие возрасту, эстетичность, безопасность, рациональное размещение.
Структура и методические приемы ННОД:
Содержание ННОД | Образовательная область (вид деятельности) | Формы работы | Образователь ные задачи | |
Вводная часть (мотивационно – ориентировочный, подготовительный этап) | ||||
Дети входят в группу. Игровая зона. Воспитатель: -Ребята, какое сегодня чудесное утро. Давайте поприветствуем друг друга. Сколько добрых лиц вокруг Приглашаю я всех в круг. Давайте за руки возьмем, Слова любви произнесем. -Любим, любим всех вокруг, Как хорошо, что рядом друг! - Ребята, к нам в группу прислали необычное письмо. Хотите узнать, что в нем? -Да. -Тогда смотрим на экран. (на экране сказочный герой Незнайка, который говорит) «Здравствуйте, ребята. Это я, Незнайка из Солнечного города. Я слышал, что вы умные, много всего знаете. Помогите мне узнать, что такое воздух? Как его можно обнаружить? Какими свойствами он обладает? Пришлите мне, пожалуйста, ответ». - Ну, что поможем Незнайке? -Да. - Что нужно провести, что узнать свойства воздух? -Опыты, эксперименты. - Давайте, вспомним правила поведения во время опытов. - Не шуметь, не мешать друг другу, работать аккуратно, быть внимательными. -Молодцы. Ну, тогда приступим совершать чудеса. |
развитие
коммуникативное развитие
развитие
эстетическое развитие | Художественное слово, беседа, показ мультимедийных слайдов, сюрпризный момент, вопросы, индивидуальные ответы детей, проблемная ситуация. | Развивать интересы детей, любознатель- ность и познавательную мотивацию. Обогащать активный словарь. развивать у детей желание прийти на помощь в сложной ситуации. Развивать умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы; учить высказывать предположения | |
Основная часть (поисковый, практический этап) | ||||
- Посмотрите, столики с цифрами. С какой цифры вы хотите начать? - Один (дети проходят к столу с цифрой 1, на нем картинка с изображением глаза, полиэтиленовые пакеты) -Интересно, что означает эта картинка. Вы догадались? Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас? - Видим или не видим воздух. Как можно увидеть воздух? -Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? - Да. -Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? - Он пуст. - Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет? - Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким. Воздух с вами мы искали И в пакет его поймали! Посмотрели, посветили И на волю отпустили! -Какой вывод мы можем сделать? Мы его поймали, но остался каким? - Невидимый, прозрачный, безцветный. -Правильно, молодцы. -К столу, с какой цифрой мы пойдем дальше? -2 (идут ко второму столу, на нем картинка с изображением носа, баночки с «запахом» от разных продуктов) -Что изображено на картинке? –Нос. -На какой вопрос ответим? -Имеет воздух запах? -А как проверить? -Вдохнуть носом. -Попробуем втянуть воздух носом. Пахнет? -Нет. - Верно, если воздух чистый, он не имеет запаха. -Хорошо, а тогда объясните, почему на кухне пахнет пирожками (ответы детей). - Да, ребята, это – движение воздуха. Воздух сам не имеет запаха, но двигаясь, может доносить запах различных веществ до наших носиков, т. е. запах продуктов передаётся по воздуху. Проверим это на опыте. - Перед вами баночки. Внимательно посмотрите, что-нибудь в них есть? - Нет. Баночки пустые. (воспитатель открывает крышки банок и передаёт баночки детям) - Что вы почувствовали? Какие запахи вы почувствовали? - Пахнет чесноком, луком, мандарином. - А как мы это почувствовали, ребята, в них ведь ничего нет? Откуда мы узнали, что в этих банках лежали мандарин, лук, чеснок? - По воздуху, который находится в банках. - Да, ребята, запах продуктов смешался с воздухом и донёсся до наших носиков. Значит, действительно, воздух в силе переносить запах веществ. Какой вывод мы можем сделать? - Чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества. - К какому столу пойдем дальше? - С цифрой 3. (идут к третьему столу, на нем картинка с изображением руки, веера) -Ребята, что означает рука? -Можем ли почувствовать воздух? -А как мы можем это сделать? -Можно помахать на себя рукой, подуть на ладонь. -Давайте возьмем веер и помашем на себя, а потом друг на друга. - Мы машем веером, толкаем воздух, приводим воздух в движение и получается ... что? - Ветер. - Значит, ребята, что такое ветер? - Ветер – это движение воздуха. - Ребята, а каким бывает ветер? Если воздух движется медленно, какой ветер появляется? - Тихий, слабый ветерок. - А если воздух движется быстро? - Появляется сильный ветер. -Какой вывод сделаем? -Воздух можно почувствовать. -К какому столу пойдем дальше? - С цифрой 4. (идут к четвертому столу, на нем картинка с изображением уха, воздушные шары) - Перед вами воздушные шарики. Предлагаю вам услышать воздух. Давайте надуем шарики, где сейчас воздух? - Он внутри шариков. -Чтобы услышать воздух, спустите наши шарики Что происходит? -Воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха. -Давайте пошипим, как воздух. -Ш-ш-ш… - Какой вывод сделаем? -Воздух можно услышать. -Ребята, я предлагаю встать в круг. А вы знаете кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? -Парашют (показ картинки) -Посмотрите, какой большой у меня кусочек ткани. Она какая? -Легкая, воздушная, воздуху послушная. -Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом, конечно же, воздух. ( Воспитатель предлагает всем детям встать в круг и взяться за края ткани). Дружно мы все стали в круг (встают) -Какая цифра осталась? -5 (идут к столу с цифрой 5, на нем фартуки; листы бумаги; трубочки для коктейля; гуашь; салфетки) - Вы хотите порисовать? -Да. - А рисовать мы сегодня будем необычным способом: воздухом! А техника эта называется «Кляксография». ы видите пятно гуаши, сейчас это пятно будем раздувать. Надеваем фартучки. Сделаем упражнение: надуем щеки, «шарик надулся», «шарик лопнул» - втянуть щеки. -Берем трубочки, и дуем на пятно. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Воздух очень много может! Капельки раздуем! Ребята, на что это похоже? (ответы детей) - Когда листочки высохнут, вы дорисуете недостающие детали, и мы устроим выставку ваших рисунков! |
| Рассматривание столов с номерами от 1 до 5, вопросы, ответы детей, опыты: «Поймай невидимку», «Узнай по запаху», «Чувствуем воздух», «Слышим воздух», «Раздуй каплю», художественное слово, игра с воздухом «Парашют», артикуляционная гимнастика «Воздушный шарик», показ картинки «Парашют» похвала, словесные объяснения, комментирование действий, уточнения, оказание помощи. | Расширять представления детей о воздухе, его свойствах; уточнить представление о том, что ветер – это движение воздуха; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; развитие органов зрения, слуха, обоняния, сенсомоторных способностей; способствовать формированию у детей познавательного интереса; закреплять цифры от 1 до 5, закреплять основные цвета; развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию. Обогащать активный словарь. Развивать связную речь, умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы; учить высказывать предположения и делать простейшие. Реализовать самостоятельную творческую деятельность детей (изобразительная). Развивать самостоятельность. Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками. | |
Заключительная часть (рефлексивный, оценочный этап) | ||||
-Ребята, Вы отличные воздухоискатели! А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг, будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе. -Воздух можно услышать. -Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. -Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов. -Человек может жить без воздуха. -Ветер – это движение воздуха. -Способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку. -Как называется техника рисования воздухом? -Ребята, мы помогли Незнайке? -Да. -Мы обязательно напишем письмо Незнайке, и все расскажем про воздух и его свойства. Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными и активными. Уход из группы |
| Игра «Волшебный шарик», вопросы, анализ ННОД | Учить отвечать на вопросы. Развивать интересы детей. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности образовательной области "Познавательное развитие" в старшей группе на тему "Картина весны"
Программное содержание: расширять представления детей о признаках весны. Знакомить с растительным и животным миром в весенний период (весенние цветы, перелетные птицы, насекомые), учить устанавливать ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» в средней группе на тему «Пришла весна – прилетели птицы».
Познавательное занятие по знакомству с окружающим миром, с приметами весны, птицами родного края....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности, образовательная область «Познавательное развитие», в старшей группе на тему «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» .
Конспект непосредственно-образовательной деятельности, образовательная область «Познавательное развитие», в старшей группе на тему «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» с использованием здор...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» в старшей группе детского сада «Москва – столица нашей Родины».
Конспект непосредственно образовательной деятельности Москва – столица нашей Родины...
Конспект непрерывной образовательной деятельности образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе «Путешествие в Страну Веселых Человечков»
Конспект непрерывной образовательной деятельности...
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» ФЭМП Средняя группа
перспективное планирование по ФЭМП средняя группа...
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» ФЭМП Старшая группа
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» ФЭМП Старшая группа...