Конспект организованной образовательной деятельности образовательной области "Познавательное развитие" в старшей группе на тему "Картина весны"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Программное содержание: расширять представления детей о признаках весны. Знакомить с растительным и животным миром в весенний период (весенние цветы, перелетные птицы, насекомые), учить устанавливать связь в экологической пирамиде. Упражнять в умении классифицировать предметы по родовым категориям. Развивать память, внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие. Развивать познавательную активность детей. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к природе.
Методические приемы: Организационный момент, загадывание загадок, рассказ воспитателя, художественное слово, д/и «Четвертый лишний», д/и «Угадай по следам», и/у «Кто чем питается?», и/у «Собери картинку», прослушивание аудиозаписи «Звуки леса», анализ
Материал: видео презентация, картинки цветов, насекомых, птиц, деревьев, обручи (красный, зеленый, синий), мягкие модули с наклеенными картинками, экологические знаки, аудиозапись
Словарная работа: обогащение словаря - подснежники, лиственный, смешанный, травоядные, хищники.
Предшествующая работа: загадывание загадок, чтение рассказов В.В. Бианки, рассматривание иллюстраций, д/и « Кого не стало», знакомство с моделями существующих признаков насекомых, п/и «Превращения», д/и «Чьи следы?».
Ход
Воспитатель: Придумано кем – то
Просто и мудро,
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым , доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
- Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Ребята, отгадайте загадку.
Я раскрываю почки
В зелёные листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна.
Зовут меня … (весна)
Назовите весенние месяцы. (март, апрель, май)
Ребята, а вы любите весну? (Да) -животные и растения тоже любят весну . Сегодня мы с вами отправимся в весенний лес и во время путешествия создадим свою картину весеннего леса. Согласны? Закрывайте глаза.
Здравствуй, лес!
Весенний лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.(слайд2)
Вот мы и в лесу
* Дыхательное упражнение - Как дышится в лесу? (легко, там чистый воздух)
«Чем пахнет в лесу?»(свежестью, хвоей, травой)
Что вы видите в лесу? Траву, деревья. Посмотрите, ребята , какие деревья растут в лесу? (сосны) А как называется лес, в котором растут только сосны? (сосновый бор) А какой еще бывает лес? (лиственный и смешанный) Как вы понимаете лиственный лес? (когда в лесу произрастают только лиственные деревья: береза, дуб, клен, осина, липа, ольха) А какие деревья растут в смешанном лесу?(лиственные деревья и хвойные). А расскажите, что с деревьями бывает весной.
( Весной начинается сокодвижение, на деревьях появляются почки.)
Я предлагаю вам создать картину смешанного леса. На экране будут появляться деревья, вы внимательно посмотрите, и скажите, как они называются.(слайд3)
Ребята, угадайте: у какого растения есть стебелек, листок и лепестки.
Правильно это цветок.
Ребята, весной вся природа оживает, и появляются первые цветы.
Послушайте загадки.
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. подснежник.(слайд4)
Это один из самых нежных цветов. Их красота не оставит равнодушным ни одного человека. Ведь как приятно после долгой холодной зимы увидеть этот лесной цветочек. Он такой хрупкий, но смог пробраться сквозь замершую землю и остатки снега.
Я знаменита не цветами,
А необычными листами:
То твердыми, холодными,
То мягкими и теплыми.
(Мать-и-мачеха)(слайд 4)
Своё название цветок получил из-за различий поверхности листа. С одной стороны лист мягкий и пушистый (мать), а с другой – жёсткий (мачеха). Цветёт обычно в апреле-мае
Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят.
(Ландыш)(слайд 4)
Цветет ландыш очень красиво и необычно, но отцветает достаточно быстро. Этот цветок дарит людям прекрасный и неповторимый аромат. Но будьте осторожны! Этот цветок весьма ядовит..
Посмотрите, ребята, на нашей картине мы видим деревья и цветы.
Ребята , а кого привлекают цветы? (насекомых). Для чего нужны цветам насекомые? (чтобы они их опыляли)По каким признакам можно определить, что это насекомое? (у них есть голова, усики, брюшко и шесть лапок) . Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвертый лишний» На экране вы увидите картинки с животными, вы должны внимательно посмотреть и назвать лишнюю, объяснить свой выбор. Но будьте внимательны, возможно попадутся картинки, на которых не будет лишнего животного(слайды5-7)
Молодцы, вы быстро и без ошибок справились с этим заданием. И на нашей картине появились насекомые, назовите их.(слайд 8)
Дети, а как изменилась жизнь диких животных с наступлением весны? (медведь и еж проснулись после зимней спячки, у всех зверей началась линька : густой мех сменили на более легкий, заяц и белка поменяли цвет меха)
Ребята, посмотрите на экран . Дикие животные гуляли по лесу и оставили отпечатки своих следов. Вам надо будет определить, чьи это следы. Если вы угадаете правильно, рядом с отпечатком следа появится его обладатель. Ребята, вы правильно определили обладателей следов. (слайды 9-16) Посмотрите на экран, на нашей картине появились дикие животные(слайд 17)
А чем питаются дикие животные?
Как можно назвать животных, которые едят траву? (травоядные)
А животные, которые питаются другими животными?(хищники)
А как можно назвать животных, которые питаются и животными и растениями? (всеядные)
Физкультминутка
Давайте, поиграем в игру. На столе лежат картинки животных, возьмите каждый по одной. На полу лежат обручи, у кого картинки с травоядными животными встанут в зеленый обруч, у кого хищники- в красный, а у кого всеядные- в синий. Молодцы, проходите на свои места.
Ребята, а в лесу можно услышать много разных звуков, закройте глаза и послушайте.(звучат звуки леса)Какие звуки леса вы услышали? (голоса птиц)
А каких перелетных птиц вы знаете ? На экране будет появляться птица, а вы должны будете ее назвать (грач, скворец, кукушка, соловей, ласточка)(слайд 18)
Подойдите к столам по два человека, и из разрезных картинок вам нужно будет собрать перелетных птиц . Какая птица у вас получилась?
Ребята, посмотрите, и на нашей картине появились перелетные птицы. (слайд19) Теперь можно сказать, что наша картина завершена, т.к. на ней мы разместили всех обитателей леса.
Что необходимо птице для жизни? (дерево, гнездо, пища).
Что нужно, чтобы росли деревья, цветы, травы? (вода, солнце, насекомые)
Что необходимо для жизни диким животным? Насекомым? (пища, вода)
Правильно, но именно без света, без солнца погибнет все живое.
Ребята, лес это дом и для растений, и для животных. И каждый из них живет на своем «этаже».
Я предлагаю вам составить экологическую пирамиду. На первом этаже живут травы и цветы, на втором - насекомые, на третьем – дикие животные, затем – деревья, потом – птицы, а на последнем этаже мы поместим солнце
(Составляется пирамида с карточками из мягкого модуля — экологическая цепочка.)
Какая высокая получилась пирамида. А теперь посмотрите, что произойдет, если убрать дерево.(Пирамида рассыпалась.)
Если в природе исчезнут все птицы, что тогда будет?
( Гусеницы тогда съедят все листья. Растения погибнут, а они выделяют кислород. Погибнут люди, погибнет все живое.)
Какой можно сделать вывод. В природе все взаимосвязано.
Дети, давайте мы с вами расскажем стихотворение о том , для чего нам необходим лес , и как мы должны себя вести, приходя туда.
Лес – наш друг!
И не сразу, и не вдруг,
Мы узнали: ЛЕС – наш друг.
Нет без ЛЕСА кислорода,
Сникнет сразу вся природа,
Без него дышать не сможем
И никто нам не поможет.
Сдуют ветры урожай
И тогда – прости, прощай!
Обмелеют наши реки,
Высохнут они навеки,
Заболеют все зверушки
Вплоть до маленькой норушки.
Нет без ЛЕСА нам лекарств,
На столах не будет яств.
Пропадёт тогда планета,
Горько говорить всё это.
А поэтому, друзья,
Призываю всех вас я:
Каждый кустик берегите,
Без нужды костры не жгите,
Цените каждую травинку
И на листике дождинку.
Сбережём ЛЕС от огня
Для тебя и для меня.
Красота живая – ЛЕС,
Пусть растет он до небес!
Молодцы. Мы все должны запомнить, что в лес мы приходим в гости, в лесу мы не хозяева.
На этом наше путешествие в весенний лес закончено, нам пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глаза.
Мы вокруг все покружились
И в детском саду очутились.
Ребята, скажите, где мы с вами сегодня побывали? Что вам понравилось больше всего? Что тебе запомнилось?
Спасибо! Вы все сегодня на занятии были активны, работали дружно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kartina_vesny.docx | 35.21 КБ |
kartina_lesa.pptx | 1.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Программное содержание: расширять представления детей о признаках весны. Знакомить с растительным и животным миром в весенний период (весенние цветы, перелетные птицы, насекомые), учить устанавливать связь в экологической пирамиде. Упражнять в умении классифицировать предметы по родовым категориям. Развивать память, внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие. Развивать познавательную активность детей. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к природе.
Методические приемы: Организационный момент, загадывание загадок, рассказ воспитателя, художественное слово, д/и «Четвертый лишний», д/и «Угадай по следам», и/у «Кто чем питается?», и/у «Собери картинку», прослушивание аудиозаписи «Звуки леса», анализ
Материал: видео презентация, картинки цветов, насекомых, птиц, деревьев, обручи (красный, зеленый, синий), мягкие модули с наклеенными картинками, экологические знаки, аудиозапись
Словарная работа: обогащение словаря - подснежники, лиственный, смешанный, травоядные, хищники.
Предшествующая работа: загадывание загадок, чтение рассказов В.В. Бианки, рассматривание иллюстраций, д/и « Кого не стало», знакомство с моделями существующих признаков насекомых, п/и «Превращения», д/и «Чьи следы?».
Ход
Воспитатель: Придумано кем – то
Просто и мудро,
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым , доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
- Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Ребята, отгадайте загадку.
Я раскрываю почки
В зелёные листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна.
Зовут меня … (весна)
Назовите весенние месяцы. (март, апрель, май)
Ребята, а вы любите весну? (Да) -животные и растения тоже любят весну . Сегодня мы с вами отправимся в весенний лес и во время путешествия создадим свою картину весеннего леса. Согласны? Закрывайте глаза.
Здравствуй, лес!
Весенний лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.(слайд2)
Вот мы и в лесу
* Дыхательное упражнение - Как дышится в лесу? (легко, там чистый воздух)
«Чем пахнет в лесу?»(свежестью, хвоей, травой)
Что вы видите в лесу? Траву, деревья. Посмотрите, ребята , какие деревья растут в лесу? (сосны) А как называется лес, в котором растут только сосны? (сосновый бор) А какой еще бывает лес? (лиственный и смешанный) Как вы понимаете лиственный лес? (когда в лесу произрастают только лиственные деревья: береза, дуб, клен, осина, липа, ольха) А какие деревья растут в смешанном лесу?(лиственные деревья и хвойные). А расскажите, что с деревьями бывает весной.
( Весной начинается сокодвижение, на деревьях появляются почки.)
Я предлагаю вам создать картину смешанного леса. На экране будут появляться деревья, вы внимательно посмотрите, и скажите, как они называются.(слайд3)
Ребята, угадайте: у какого растения есть стебелек, листок и лепестки.
Правильно это цветок.
Ребята, весной вся природа оживает, и появляются первые цветы.
Послушайте загадки.
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. подснежник.(слайд4)
Это один из самых нежных цветов. Их красота не оставит равнодушным ни одного человека. Ведь как приятно после долгой холодной зимы увидеть этот лесной цветочек. Он такой хрупкий, но смог пробраться сквозь замершую землю и остатки снега.
Я знаменита не цветами,
А необычными листами:
То твердыми, холодными,
То мягкими и теплыми.
(Мать-и-мачеха)(слайд 4)
Своё название цветок получил из-за различий поверхности листа. С одной стороны лист мягкий и пушистый (мать), а с другой – жёсткий (мачеха). Цветёт обычно в апреле-мае
Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят.
(Ландыш)(слайд 4)
Цветет ландыш очень красиво и необычно, но отцветает достаточно быстро. Этот цветок дарит людям прекрасный и неповторимый аромат. Но будьте осторожны! Этот цветок весьма ядовит..
Посмотрите, ребята, на нашей картине мы видим деревья и цветы.
Ребята , а кого привлекают цветы? (насекомых). Для чего нужны цветам насекомые? (чтобы они их опыляли)По каким признакам можно определить, что это насекомое? (у них есть голова, усики, брюшко и шесть лапок) . Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвертый лишний» На экране вы увидите картинки с животными, вы должны внимательно посмотреть и назвать лишнюю, объяснить свой выбор. Но будьте внимательны, возможно попадутся картинки, на которых не будет лишнего животного(слайды5-7)
Молодцы, вы быстро и без ошибок справились с этим заданием. И на нашей картине появились насекомые, назовите их.(слайд 8)
Дети, а как изменилась жизнь диких животных с наступлением весны? (медведь и еж проснулись после зимней спячки, у всех зверей началась линька : густой мех сменили на более легкий, заяц и белка поменяли цвет меха)
Ребята, посмотрите на экран . Дикие животные гуляли по лесу и оставили отпечатки своих следов. Вам надо будет определить, чьи это следы. Если вы угадаете правильно, рядом с отпечатком следа появится его обладатель. Ребята, вы правильно определили обладателей следов. (слайды 9-16) Посмотрите на экран, на нашей картине появились дикие животные(слайд 17)
А чем питаются дикие животные?
Как можно назвать животных, которые едят траву? (травоядные)
А животные, которые питаются другими животными?(хищники)
А как можно назвать животных, которые питаются и животными и растениями? (всеядные)
Физкультминутка
Давайте, поиграем в игру. На столе лежат картинки животных, возьмите каждый по одной. На полу лежат обручи, у кого картинки с травоядными животными встанут в зеленый обруч, у кого хищники- в красный, а у кого всеядные- в синий. Молодцы, проходите на свои места.
Ребята, а в лесу можно услышать много разных звуков, закройте глаза и послушайте.(звучат звуки леса)Какие звуки леса вы услышали? (голоса птиц)
А каких перелетных птиц вы знаете ? На экране будет появляться птица, а вы должны будете ее назвать (грач, скворец, кукушка, соловей, ласточка)(слайд 18)
Подойдите к столам по два человека, и из разрезных картинок вам нужно будет собрать перелетных птиц . Какая птица у вас получилась?
Ребята, посмотрите, и на нашей картине появились перелетные птицы. (слайд19) Теперь можно сказать, что наша картина завершена, т.к. на ней мы разместили всех обитателей леса.
Что необходимо птице для жизни? (дерево, гнездо, пища).
Что нужно, чтобы росли деревья, цветы, травы? (вода, солнце, насекомые)
Что необходимо для жизни диким животным? Насекомым? (пища, вода)
Правильно, но именно без света, без солнца погибнет все живое.
Ребята, лес это дом и для растений, и для животных. И каждый из них живет на своем «этаже».
Я предлагаю вам составить экологическую пирамиду. На первом этаже живут травы и цветы, на втором - насекомые, на третьем – дикие животные, затем – деревья, потом – птицы, а на последнем этаже мы поместим солнце
(Составляется пирамида с карточками из мягкого модуля — экологическая цепочка.)
Какая высокая получилась пирамида. А теперь посмотрите, что произойдет, если убрать дерево.(Пирамида рассыпалась.)
Если в природе исчезнут все птицы, что тогда будет?
( Гусеницы тогда съедят все листья. Растения погибнут, а они выделяют кислород. Погибнут люди, погибнет все живое.)
Какой можно сделать вывод. В природе все взаимосвязано.
Дети, давайте мы с вами расскажем стихотворение о том , для чего нам необходим лес , и как мы должны себя вести, приходя туда.
Лес – наш друг!
И не сразу, и не вдруг,
Мы узнали: ЛЕС – наш друг.
Нет без ЛЕСА кислорода,
Сникнет сразу вся природа,
Без него дышать не сможем
И никто нам не поможет.
Сдуют ветры урожай
И тогда – прости, прощай!
Обмелеют наши реки,
Высохнут они навеки,
Заболеют все зверушки
Вплоть до маленькой норушки.
Нет без ЛЕСА нам лекарств,
На столах не будет яств.
Пропадёт тогда планета,
Горько говорить всё это.
А поэтому, друзья,
Призываю всех вас я:
Каждый кустик берегите,
Без нужды костры не жгите,
Цените каждую травинку
И на листике дождинку.
Сбережём ЛЕС от огня
Для тебя и для меня.
Красота живая – ЛЕС,
Пусть растет он до небес!
Молодцы. Мы все должны запомнить, что в лес мы приходим в гости, в лесу мы не хозяева.
На этом наше путешествие в весенний лес закончено, нам пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глаза.
Мы вокруг все покружились
И в детском саду очутились.
Ребята, скажите, где мы с вами сегодня побывали? Что вам понравилось больше всего? Что тебе запомнилось?
Спасибо! Вы все сегодня на занятии были активны, работали дружно.
МБДОУ «Детский сад №10 «Сказка»
Конспект
организованной образовательной деятельности
образовательной области «Познавательное развитие»
в старшей группе
на тему: «Картина весеннего леса».
Разработала и провела
воспитатель: Лазарева О. В.
Алатырь, 2016г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованно- образовательной деятельности по познавательному развитию(старшая группа). Тема: «Наши помощники - органы чувств»
Конспект организованно- образовательной деятельностипо познавательному развитию. Подготовила и провела воспитатель старшей группы "Вербочка" Резникова-Милованова Лариса Евгеньевна...
Конспект организованной образовательной деятельности для детей в старшей группе по познавательному развитию «Мы любим русские народные сказки…»
Задачи:• углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас.• упражнять в словообразовании и словоизменении.• формировать умение распознавать эмоциональ...
Конспект организованной образовательной деятельности по лепке в старшей группе «Ёжик» (художественно-эстетическое развитие)
Цель: ознакомление детей с техникой нетрадиционного рисования – пластилинография.Задачи:Образовательные: познакомить детей с новой техникой- пластилинография. Уточнить и расширить представление ...
«ЧУВАШИЯ — МОЙ КРАЙ РОДНОЙ!» Конспект организованно образовательной деятельности по познавательному развитию (старшая группа)
Цель: Формировать у детей интерес к получению знаний о Чувашии.Задачи: Образовательная: Познакомить детей с историей чувашского народа, с его прошлым и настоящим, с традициями чувашс...
Конспект организованной образовательной деятельности познавательного развития детей старшей группы «Что у нас над головой».
ООД познавательного развития детей старшей группы "Что у нас над головой"....
Конспект организованной образовательной деятельности ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (ФЭМП) старшей группы № 18 «Дюймовочка» общеразвивающей направленности «38 попугаев»
Открытое занятие...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Признаки весны»
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Признаки весны»Образовательная область: Познавательное развити...