Конспект НОД в группе предшкольного возраста «Как звери зимуют»
методическая разработка по окружающему миру на тему

Любовь Дмитриевна Коваль

Целью данного мероприятия было обозначено обобщение представлений детей предшкольного возраста об особенностях приспособления животных к окружающей среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_zveri_zimuyut.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ФЦКМ в  группе предшкольного возраста

«Как звери зимуют»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Задачи:

  • «Познавательное развитие»

- продолжать знакомить детей с дикими животными,

- знакомить с трудностями в зимнее время года, о том, как человек может помочь диким животным;

- расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде;

- формировать знания о следах диких животных;

- формировать мотивацию на познавательную деятельность;

- развивать воображение и творческую активность;

- воспитывать любовь к животным, стремление помочь им в трудных условиях.

  • «Речевое развитие»

- формировать грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;

- закреплять умение использовать в речи сложные предложения, отвечать полным ответом.

- активизировать словарь (зимуют, защищаются, добыча).

- прививать чуткость к поэтическому слову.

  • «Социально-коммуникативное развитие»

- развивать социальный и эмоциональный интеллект;

- развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу;

- формировать навык общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками.

  • «Физическое развитие»

- совершенствовать навык координации движений и ориентировки в пространстве.

Методы и приемы:

  • Практические: опора на реальный объект, опора на иллюстрации, на словесные образцы речи педагога;
  • Наглядные: прием демонстрации объекта.
  • Словесные: беседа, вопросы к детям.

Материалы и оборудование: 

иллюстрации с изображением диких животных, следы животных, дидактическая игра «Две белочки», маски для 2-белочек, фишки, мультимедийный проектор.

Предварительная работа: 

Чтение  рассказов из книги В. Бианки «Лесная газета», рассматривание иллюстраций о диких и домашних животных, беседы «Как животные готовятся к зиме», «Как животных цвет защищает?», «Лесные жители», дидактические игры «Чей, чья, чье», «Мамы и детки», разучивание стихов, загадок о диких животных, рассматривание картин.

Содержание:

Педагог предлагает детям отправиться в лес, а в какой можно понять, послушав стихотворение.

Читает стихотворение А. С. Пушкина.

- Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима!

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов,

Берега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою,

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки-зимы.

Как вы думаете, в какой же лес мы с вами отправимся?

- Правильно, мы с вами отправимся в зимний лес. А как вы думаете, животные и птицы в лесу рады проказам матушки-зимы?

Застыл зимний заснеженный лес, будто заколдовала его злая чародейка зима. Кажется, никто не живет в лесу. Тишина. Но это не так, и если хорошо приглядеться, на снегу можно увидеть расписные узоры разных следов. А если есть следы, значит, их кто-то оставил. Кто умеет разбираться в следах, сразу определит, какие животные здесь были, что делали, чем питались, кто за ними охотился. Мы с вами тоже отправимся по следам и посмотрим, кто их оставил и как зимуют животные и птицы в лесу.

А вот и первые следы! Чьи они? Давайте посмотрим, куда они нас приведут. Ответы детей.

Дети вместе с воспитателем двигаются по следам до пенька, где лежит игрушка - зайчик.

Воспитатель. Кто это? Ребята, как вы думаете, легко ли зайчику зимой в лесу? Чем он питается, как передвигается по снегу, какие особенности поведения зайчика?

Воспитатель уточняет ответы детей:

— Зимой зайцы кормятся по ночам корой деревьев. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий видный след. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас же нашли бы по следу и поймали. Но трусость спасает его. Проскачет вперед, испугается чего-нибудь – и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь. Опять стукнет что-нибудь – опять испугался и побежал в другую сторону. Когда охотники разбирают следы зайца, удивляются его хитрости, а заяц и не думал хитрить, он просто всего боится.

Воспитатель. Ребята, давайте попробуем попрыгать как зайцы и запутать свои следы, чтобы никто нас не нашел.

Воспитатель предлагает детям погреть пальчики ведь в зимнем лесу очень холодно. Дети выполняют упражнения вместе с воспитателем: на первую строчку дотрагиваются большим пальцем по очереди до указательного, среднего, безымянного и мизинца, на вторую – сжимают и разжимают все пальцы в кулак, все повторяют левой рукой.

- Еж, медведь, барсук, енот

Спят зимою каждый год.

Волка, зайца, рысь, лису-

Их зимой найдешь в лису.

А вот еще чьи- то следы. Давайте пройдем по ним и посмотрим, чьи они. Кто это? Дети вместе с воспитателем двигаются по следам до дерева, где лежит игрушка - белочка.

Кто из вас знает, как белочка зимует?

Воспитатель уточняет, объединяет ответы детей:

Белочка не боится зимы. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая, так же как и зайцу, помогает ей маскироваться. Весь лес в снегу, спрятались под снегом травы, семена, плоды, корни растений, нет в лесу орехов и шишек, грибов и плодов, но белочка не волнуется, так как у нее отменная память. Она запоминает, где делала свои кладки с осени и какое расстояние между ними. Можно только позавидовать памяти этого зверька. А когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток. Ответы детей. Закреплены и расширены знания о белке, его повадках, способах выживания в зимний период.

А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Две белочки». (Картинки с изображением различных предметов  на столе).

Дети играют в игру.

Выбираются 2 белочки, остальные подходят к столу, берут по 1 картинке. По команде «Скоро зима, пора делать запасы» белочки выбирают картинки с изображением корма. Нужно набрать как можно больше картинок.

- Давайте двигаться дальше. Вот следующие следы. Посмотрите какие. Интересно, чьи они. Кто это? Дети вместе с воспитателем двигаются по следам, находят у дерева игрушку лисичку.

Ответы детей.

- Правильно, это лиса. А как проводит зиму лиса?

Воспитатель уточняет ответы детей, рассказывает о повадках животного.

А вы знаете, что в сильный мороз лиса прикрывает нос своим пушистым хвостом, чтобы он не замерз.

Лиса очень умное, хитрое животное. Лиса, так же как и волк всю зиму рыщет по лесу в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет норки мышиные. Так мышами в основном и кормится всю зиму. Лиса запасов не делает, голодно бывает ей порой.

Почему волков называют санитарами леса потому, что они уничтожают слабых, больных животных.

А вот как же волки готовятся к долгой, суровой, холодной зиме?

— Если волки не могут найти себе добычу, что они делают?

— Где же волки ночуют?

Воспитатель обобщает ответы детей. Ответы детей. Закреплены и расширены знания о волке, его повадках, способах выживания в зимний период.

- А вы не хотите погулять в зимнем лесу. Ну тогда пошли.

Дети выполняют упражнения по тексту физминутки «Прогулка в зимнем лесу».

- Мы пришли в зимний лес,

Сколько здесь вокруг чудес.

Справа-березка в шубке стоит,

Слева - елка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся

На землю красиво ложатся.

Вот и зайка проскакал,

От лисы он убежал.

Это серый волк рыщет

Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас

Не найдет тогда он нас.

Лишь медведь в берлоге спит,

Так всю зиму и проспит.

Пролетают снегири,

Как красивы они!

В лесу красота и покой

Нам пора уже домой!

- А здесь еще чьи-то следы. Давайте посмотрим, кому они принадлежат, рассмотрим их. Кто это?

Правильно - это лось. А как зимуют лоси?

Воспитатель обобщает ответы детей:

- Да, лоси тоже не делают запасов, поэтому им приходиться тяжело зимой, они с трудом пробираются сквозь заснеженную чащу, по снегу, в поисках корма: раскапывают под снегом сухую траву, объедают тонкие ветки с кустарников и деревьев. Дети вместе с воспитателем двигаются по следам до пенька, где лежит игрушка - лось.

- Давайте продолжим наше путешествие. Здесь еще чьи-то следы. Кто это?

Правильно, это птицы. Трудно живется птицам в зимнем лесу. Старается они в холодные и лютые морозы поближе к жилью человека прилететь, подкормиться.

- А теперь давайте продолжим нашу беседу, удобно располагайтесь на своих местах. Дети вместе с воспитателем двигаются по следам до сайки птиц.

Дети садятся на стульчики.

- Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что это за сугроб в лесу? Из-под сугроба идет пар. Все кусты около сугроба покрыты инеем; мягким, пушистым. Кто догадался, что это за сугроб?

- Правильно, это берлога медведя. А иней на кустах потому, что медведь дышит, и теплый воздух через небольшое отверстие выходит наружу. Медведь завалился спать до самой весны. За зиму он ни разу не проснется, с боку на бок не перевернется.

Чем сильнее морозы, тем крепче спит медведь. А какие еще животные спят зимой?

Аукцион загадок о животных.

Заранее подготовленные дети загадывают загадки.

Воспитатель. Трудно зверям и птицам зимой в лесу. А кто из вас знает, как можно помочь животным?

- Правильно, люди подкармливают голодных животных: раскладывают сено для лосей, соль для кабанов, шишки и желуди для белок, развешивают кормушки для птиц. Ответы детей. Сформировано стремление помочь животным в трудных условиях.

- Вот и закончилось наше путешествие. Где мы с вами сегодня побывали?

Что мы видели в зимнем лесу? Давайте посмотрим на экран и еще раз вспомним, следы каких животных и птиц видели.

- Сегодня мне было очень приятно с вами работать, и в память о нашей встрече я хотела бы вам подарить фотографии следов различных животных. Надеюсь, вы с ними как следует ознакомитесь и станете настоящими следопытами.

Дети обмениваются впечатлениями от путешествия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: конспект занятия по теме: «Лесные звери зимой» для детей 4-5 лет

уточнить и расширить представление детей о внешнем виде, образе жизни лесных зверей зимой и об их жилищах (заяц, белка, лиса, волк);как приспособились к суровым условиям (чем питаются, как спасаются о...

Конспект занятия по развитию речи "Звери зимой"

На данном занятии уточняется и расширяется словарь по теме "Дикие животные". Закрепляются в  речи предлоги, совершенствуется грамматический строй через притяжательные прилагательные. Ра...

Конспект ООД по развитию речи "Звери зимой"

Речевое развитие «Звери зимой»Цель: Развитие речевой активности детей. Учить детей узнавать и различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных.Задачи:Закреплять ...

Конспект по экологическому обучению " Как звери зимуют"

Конспект по экологическому обучению в  «Как звери зимуют»Программное содержание:Закрепить представление о диких и домашних животныхРазвитие фотографической памятиОбразование логически...

Конспект занятия. Познавательное развитие(математика) во 2-й группе раннего возраста. Тема: «Звери зимой»

Цель: формирование математических представлений.Задачи: Способствовать развитию логического мышления, продолжаем знакомиться с временами года – зима; познакомить с особенностями подгот...

Конспект занятия. Познавательное развитие(математика) во 2-й группе раннего возраста. Тема: «Звери зимой»

Конспект занятия.                    Познавательное развитие во 2-ой группе раннего возраста.Тема: «...