Методическая разработка: конспект занятия по теме: «Лесные звери зимой» для детей 4-5 лет
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
- уточнить и расширить представление детей о внешнем виде, образе жизни лесных зверей зимой и об их жилищах (заяц, белка, лиса, волк);
- как приспособились к суровым условиям (чем питаются, как спасаются от холода, от своих врагов);
- учить анализировать, делать выводы, учить отвечать на поставленные вопросы;
- воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_teme_lesnye_zveri.doc | 39.5 КБ |
prezentatsiya_k_zanyatiyu.ppt | 2.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по теме: «Лесные звери зимой»
для детей 4-5 лет
Цели:
- уточнить и расширить представление детей о внешнем виде, образе жизни лесных зверей зимой и об их жилищах (заяц, белка, лиса, волк);
- как приспособились к суровым условиям (чем питаются, как спасаются от холода, от своих врагов);
- учить анализировать, делать выводы, учить отвечать на поставленные вопросы;
- воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.
Активизация слов, обогащение словаря:
Словарная работа: петляет, отбивается, чуткие уши, дупло, нора.
Материал:
- дидактическая картина «Волки»;
- грамзапись музыки;
- игрушки (звери);
- открытки с изображением диких животных;
- иллюстрации с изображением деревьев, кустов, дупло, следы зайца и лисы.
Ход занятия
- Ребята, зачем люди зимой надевают шубы, шапки, валенки? А вы знаете, как спасаются звери от морозов? Снять одежду и надеть другую они не могут, но у всех зверей зимой шерсть становится более пушистой и теплой.
- Представьте себе, что мы оделись тепло и пойдём в зимний лес, посмотрим, кто там живёт. Звери очень пугливы, и поэтому нам надо вести себя осторожно. Зимой в лесу голодно и холодно. Вы сегодня много узнаете о том, как живут звери зимой. Я вам буду рассказывать, а вы мне будете помогать.
Звучит музыка
- Посмотрите, какой красивый лес! Всё засыпано снегом. Лес как будто спит под пуховым одеялом. Может быть, в лесу никого нет? Исчезли все звери и птицы. Ой, ребята посмотрите вот чьи-то следы! (Зайца.) Кто здесь побывал? Чем питается заяц зимой? (Корой деревьев и мелкими ветками). На что похожи следы зайца? (На капельки.) А следы лисы? (На цветочек). Посмотрите, здесь заяц насторожился. Что помогло зайцу заметить опасность? (Большие чуткие уши). Кого испугался заяц? А какие ещё враги у зайца? (Сова, волк, лиса). Но нелегко догнать зайца. Что помогает зайцу быстро бегать, и далеко прыгать? (Ноги). Бежит заяц, петляет, запутывает свои следы. Но если уж настигает его враг, то, как он будет защищаться? (Отбиваться лапами, кусаться). А почему зимой заяц белый? (Белая шкурка помогает спасаться от врагов).
- А вы знаете загадки про зайца? Заяц приспособился в лесу в зимнее время. Он имеет (дети: белый мех, длинные задние ноги, может быстро скакать, петлять, затаиваться).
- Ребята, а вы больше ничего не заметили? Подойдем к ёлке и посмотрим, что тут произошло? Лежат пустые шишки, шелуха. Кто здесь побывал? (Белка.) Что она искала в шишках? А зачем ей семена?
- А чем ещё питается зимой белка? (Ягодами, грибами, плодами деревьев и кустарников). А вот и сама белочка. Какого цвета она? (Серая.) Почему? Какие деревья зимой? (Голые и серые). А белочку, какого цвета будет лучше видно зимой – серого или рыжего? (Сравниваем на картинке 2-х белок). Как называется жилище белок? (Дупло, гнездо). В дупле у белки сухо, тепло, все дырочки мхом законопатила. Белочка – очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая. Недаром её в народе называют хлопотуньей. Забирается белка в дупло, сворачивается клубочком и закрывает хвостом носик. Зачем? Когда очень холодно, белка не выходит из дупла. В сосне – дупло. В дупле – тепло. А как она от врагов защищается? (Лазит быстро по деревьям, прыгает с дерева на дерева, питается на стволе дерева). И белка приспособилась жить зимой в лесу. (Живет в дупле, имеет серо-серебристый мех, острые когти, пушистый хвост, можно легко лазить по деревьям).
- Как красиво в лесу! Снег сверкает, словно серебро, и все деревья прикрыл от мороза. Отгадайте про кого эта загадка:
«Рыжая хозяйка по лесу прошла,
стёжки – дорожки хвостом подмела».
Величают её: “Лиса – всему лесу краса!” Окраску лисы не меняют. Знает лисонька лиса, в шубе вся её краса. Шубы нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей. Давайте понаблюдаем, что эта лиса под снегом вынюхивает? (Мышей.) Что ей помогает выискивать добычу? (Хороший слух и нюх). Чем ещё питается лиса? (Мелкими зверюшками, птицами). Лисица проворный и осторожный зверь. Днём лисица прячется в глубокой норе, которую устраивает в глухом лесу. Но она может и занять чужую нору. Зимой жизнь в лесу замирает, и главным лисичкиным кормом становятся мыши – полёвки. Бродит она по полю и прислушивается, где пищат мыши в своих норках. Ну, уж тогда спасайтесь мыши, ведь у кумушки лисы зубки остры! Ну, а уж если совсем голодно лисе, то она идёт в деревню кур да уток воровать. А зачем лисе такой пушистый хвост? (Согревает, следы заметает). А кончик хвоста у лисы для того, чтобы в темноте лисята не потеряли мать, когда бегут за ней.
Игра: “Лиса и зайцы”.
(Дети должны прыгать, петлять, прятаться, убегать.)
На лесной лужайке разбегались зайки.
Вот какие зайки, зайки побегайки. (Прыгают).
Сели зайки на лужок, роют лапкой корешок.
Вот какие лапки, лапки – царапки.
(Сидят, делают движения руками, прячутся).
Вдруг бежит лисичка – рыжая сестричка.
Ребёнок: ищет зайцев и поет “Где же, где же зайки? Зайки-побегайки?
Ах, вот вы где!” (Догоняет).
- Ребята, а теперь посмотрим на картину (картина «Волки»). Что согревает волка зимой? (Густая, плотная, тёплая шерсть). Цвет шерсти он не меняет, остаётся серебристо-серой. На кого охотятся волки? (Волки охотятся на крупных животных: оленей, лосей). У них длинные сильные ноги и они долго могут бежать за добычей, недаром говорят, что волка ноги кормят. Волки охотятся стаей, они окружают добычу и нападают на неё. Спят волки на снегу, укрывают нос и лапы своим пышным хвостом. В волчьей стае всегда есть вожак. Это самый сильный, умный и опытный волк. Другие слабые волки ему подчиняются.
- А почему невидно медведя и ежа?
- Возвратимся к животным на полянке (заяц, белка, лиса). Скажите, чем они все похожи? (У них есть шерсть, 4 ноги (лапы), голова, уши, хвост, туловище).
- Понравилось вам в лесу? Вы много узнали о животных, а в следующий раз мы поговорим о зимних птицах.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка серии занятий по теме: «Развитие формообразующих движений у детей 3-го года жизни в процессе лепки из пластилина»
В возрасте 2-3 лет лепка в качестве свободного вида деятельности не может быть применена, дети не владеют формообразующими движениями, у них нет соответствующего опыта пластической деятельности, они н...
Методическая разработка. Конспект занятия на тему " Широкая масленица"
Планирование непрерывной образовательной деятельности на неделю....
Методическая разработка.Конспект занятия на тему:"Петушок с семьей"для младшего возраста.
Конспект занятия на тему: "Петушок с семьей ....
Методическая разработка. Конспект занятия на тему " Широкая масленица"
Рассказ о масленице...
Методическая разработка конспекта занятия по теме Овощи с использованием ЭОР
Методическая разработка...
Методическая разработка конспекта занятия на тему "Теория и методика математического развити
Развитие интеллектуально - творческих способностей детей через освоение ими логико - математических представлений и способов познания....
Методическая разработка конспект занятия по развитию речи «Зимушка зима»
Цель: Развитие связной речи.Задачи: Закрепить представления об основных признаках зимы; формировать умение детей составить рассказ по опорным картинкам ; упражнять в согласовании существительных и при...