Конспект занятия. Познавательное развитие(математика) во 2-й группе раннего возраста. Тема: «Звери зимой»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Барковская Марина Сергеевна

Конспект занятия.

                    Познавательное развитие во 2-ой группе раннего возраста.

Тема: «Знакомство с насекомыми»

Цель: познакомить детей с насекомыми, продемонстрировать схему развития бабочки.

Задачи: Формировать умение слушать и воспроизводить на слух задания за воспитателем. ориентироваться в пространстве.

Закрепить и расширить представления о насекомых и их характерных признаках;

Формировать представление о развитии насекомых и зависимости их окраски от места обитания;

Обогатить словарный запас: насекомые, бабочки, божья коровка, гусеница.

Воспитывать интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое; Воспитывать навык культуры поведения

Подготовительная работа:

Чтение сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха», разучивание стихотворений про бабочку. рассматривание сюжетных картинок – насекомые. Игровое упражнение «Лото в картинках»

Оборудование и материалы: Иллюстрации с изображением мухи, бабочки, божьей коровки, пчелы, майского жука, кузнечика, паука, муравья, гусеницы. Схема развития бабочки. Игрушечная бабочка на палочке. Макет рисунок лесной поляны, карточки с нарисованными насекомыми.

Ход занятия.

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, давайте скажем какое время года сейчас? (Весна).

Воспитатель: В это время появляются насекомые, и сегодня мы пойдём в гости к этим маленьким жителям полянки. Согласны? Как нужно вести себя в гостях?

Воспитатель:

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Кто так ловко шагал,

Не споткнулся, не упал?

Основная часть.

Воспитатель: Ну, вот мы и пришли на полянку! Ребята, да здесь никого нет. Где же они? Я знаю, злая Стужа заколдовала насекомых. Нужно их спасать! Давайте поможем маленьким жителям полянки! Чего боится Стужа? (Солнца, тепла, весны).

Воспитатель: Встанем в круг и прогоним злую Стужу «Веснянкой».

Физкультминутка.

Солнышко, солнышко, золотое донышко!

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (Дети идут по кругу.)

Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу.)

Прилетели сто грачей, (Машут руками.)

А сугробы тают, тают, (Приседают.)

А цветочки подрастают. (Поднимают руки вверх.)

Воспитатель: Стужу мы прогнали, а сейчас нужно расколдовать маленьких жителей полянки, назвать их.

Дети: Называют показываемое насекомое.

Воспитатель: Вот сколько маленьких жителей мы расколдовали! Как можно назвать их одним словом? (Насекомые).

Воспитатель: Ребята, нравятся вам чудеса? Отдохните и послушайте про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо – это то, что жуки, мухи, бабочки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми.

Воспитатель: Сейчас, я вам расскажу про одно насекомое, но сначала отгадайте про него загадку.

Спал цветок и вдруг проснулся

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел

Воспитатель: Про кого эта загадка? (Про бабочку)

Воспитатель: Правильно ребята.

Воспитатель: Вот, например, бабочка. (Демонстрирует схему развития бабочки.) Она отложила много яиц. Часть склюют птицы, часть унесут муравьи и мухи, но какая-то часть уцелеет. Из них выйдут гусеницы. Пройдёт время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. Зашевелиться куколка, лопнет у неё на спинке шкурка. Появятся крылышки, а потом и вся бабочка. Пошевелит она крылышками и улетит.

Воспитатель: Ребята, а кто знает стихи про бабочку?

Бабочка на травку села,

Я поймать ее хотела.

На нее я погляжу,

На цветочек посажу.

Мне домой пора идти

Лети, бабочка! Лети!

Я в руки взял большой сачок

И долго поджидал.

Но вот прыжок,

Но вот скачок -

Я бабочку поймал.

Я ей на крылышки подул,

Немножко погрустил,

Потом взглянул,

Потом вздохнул,

А после – отпустил…

Воспитатель: А теперь немного поиграем: Держит в руках игрушечную бабочку на палочке. Следите за бабочкой и повторяйте за ней движения. Бабочка летает повсюду (дети машут руками, летаю по группе в разные стороны) Налево летит (летят налево, Направо летит (направо летят) .

Бабочка порхает по кругу (дети машут руками, летаю по кругу, Вверх, вниз… и назад спешит.

Воспитатель: А теперь давайте ещё раз назовём этапы развития бабочки, используя схему.

Что сначала откладывает бабочка? (Яйца). Кто появляется из яйца? (Гусеница). В кого она превращается? (В куколку). Кто выходит из куколки? Бабочка. Ребята, есть ли у насекомых враги?

Воспитатель: Кто? (Птицы, люди).

Воспитатель: Как насекомые спасаются от врагов? (Обращает внимание на окраску насекомых.) Почему кузнечик зелёный? Почему майский жук коричневый? (Кузнечик живёт в траве, майский жук на ветках деревьев).

Воспитатель: Зачем им нужна такая окраска? (Защищаться от врагов, прятаться).

Воспитатель: Ребята, посмотрите на божью коровку. Она такая яркая! Её хорошо видно в траве и на коре дерева. Её любая птица заметит. Где же ей спрятаться? Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у неё есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко, которое очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как настоящая коровка даёт молочко, то её и назвали «божья коровка». Она ярко-красная, чтобы все видели: есть её опасно!

Воспитатель: Ребята, а почему не надо трогать, обижать божьих коровок и других насекомых? (Они живые).

Воспитатель: Да, насекомые живые. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться. Как?

(Наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, играют, слушать, как они жужжат).

Воспитатель: Ну вот, нам пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с насекомыми.

Рефлексия.

- Ребята, где мы с вами были? Кого видели?

-Из кого появляется бабочка,

-Куда прячется божья коровка,

-Ребята, вы все сегодня молодцы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_razvitie.docx16.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия.

                    Познавательное развитие во 2-ой группе раннего возраста.

Тема: «Знакомство с насекомыми»

Цель: познакомить детей с насекомыми, продемонстрировать схему развития бабочки.

Задачи: Формировать умение слушать и воспроизводить на слух задания за воспитателем. ориентироваться в пространстве.

Закрепить и расширить представления о насекомых и их характерных признаках;

Формировать представление о развитии насекомых и зависимости их окраски от места обитания;

Обогатить словарный запас: насекомые, бабочки, божья коровка, гусеница.

Воспитывать интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое; Воспитывать навык культуры поведения

Подготовительная работа:

Чтение сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха», разучивание стихотворений про бабочку. рассматривание сюжетных картинок – насекомые. Игровое упражнение «Лото в картинках»

Оборудование и материалы: Иллюстрации с изображением мухи, бабочки, божьей коровки, пчелы, майского жука, кузнечика, паука, муравья, гусеницы. Схема развития бабочки. Игрушечная бабочка на палочке. Макет рисунок лесной поляны, карточки с нарисованными насекомыми.

Ход занятия.

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, давайте скажем какое время года сейчас? (Весна).

Воспитатель: В это время появляются насекомые, и сегодня мы пойдём в гости к этим маленьким жителям полянки. Согласны? Как нужно вести себя в гостях?

Воспитатель:

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Кто так ловко шагал,

Не споткнулся, не упал?

Основная часть.

Воспитатель: Ну, вот мы и пришли на полянку! Ребята, да здесь никого нет. Где же они? Я знаю, злая Стужа заколдовала насекомых. Нужно их спасать! Давайте поможем маленьким жителям полянки! Чего боится Стужа? (Солнца, тепла, весны).

Воспитатель: Встанем в круг и прогоним злую Стужу «Веснянкой».

Физкультминутка.

Солнышко, солнышко, золотое донышко!

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (Дети идут по кругу.)

Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу.)

Прилетели сто грачей, (Машут руками.)

А сугробы тают, тают, (Приседают.)

А цветочки подрастают. (Поднимают руки вверх.)

Воспитатель: Стужу мы прогнали, а сейчас нужно расколдовать маленьких жителей полянки, назвать их.

Дети: Называют показываемое насекомое.

Воспитатель: Вот сколько маленьких жителей мы расколдовали! Как можно назвать их одним словом? (Насекомые).

Воспитатель: Ребята, нравятся вам чудеса? Отдохните и послушайте про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо – это то, что жуки, мухи, бабочки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми.

Воспитатель: Сейчас, я вам расскажу про одно насекомое, но сначала отгадайте про него загадку.

Спал цветок и вдруг проснулся

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел

Воспитатель: Про кого эта загадка? (Про бабочку)

Воспитатель: Правильно ребята.

Воспитатель: Вот, например, бабочка. (Демонстрирует схему развития бабочки.) Она отложила много яиц. Часть склюют птицы, часть унесут муравьи и мухи, но какая-то часть уцелеет. Из них выйдут гусеницы. Пройдёт время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. Зашевелиться куколка, лопнет у неё на спинке шкурка. Появятся крылышки, а потом и вся бабочка. Пошевелит она крылышками и улетит.

Воспитатель: Ребята, а кто знает стихи про бабочку?

Бабочка на травку села,

Я поймать ее хотела.

На нее я погляжу,

На цветочек посажу.

Мне домой пора идти

Лети, бабочка! Лети!

Я в руки взял большой сачок

И долго поджидал.

Но вот прыжок,

Но вот скачок -

Я бабочку поймал.

Я ей на крылышки подул,

Немножко погрустил,

Потом взглянул,

Потом вздохнул,

А после – отпустил…

Воспитатель: А теперь немного поиграем: Держит в руках игрушечную бабочку на палочке. Следите за бабочкой и повторяйте за ней движения. Бабочка летает повсюду (дети машут руками, летаю по группе в разные стороны) Налево летит (летят налево, Направо летит (направо летят) .

Бабочка порхает по кругу (дети машут руками, летаю по кругу, Вверх, вниз… и назад спешит.

Воспитатель: А теперь давайте ещё раз назовём этапы развития бабочки, используя схему.

Что сначала откладывает бабочка? (Яйца). Кто появляется из яйца? (Гусеница). В кого она превращается? (В куколку). Кто выходит из куколки? Бабочка. Ребята, есть ли у насекомых враги?

Воспитатель: Кто? (Птицы, люди).

Воспитатель: Как насекомые спасаются от врагов? (Обращает внимание на окраску насекомых.) Почему кузнечик зелёный? Почему майский жук коричневый? (Кузнечик живёт в траве, майский жук на ветках деревьев).

Воспитатель: Зачем им нужна такая окраска? (Защищаться от врагов, прятаться).

Воспитатель: Ребята, посмотрите на божью коровку. Она такая яркая! Её хорошо видно в траве и на коре дерева. Её любая птица заметит. Где же ей спрятаться? Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у неё есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко, которое очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как настоящая коровка даёт молочко, то её и назвали «божья коровка». Она ярко-красная, чтобы все видели: есть её опасно!

Воспитатель: Ребята, а почему не надо трогать, обижать божьих коровок и других насекомых? (Они живые).

Воспитатель: Да, насекомые живые. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться. Как?

(Наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, играют, слушать, как они жужжат).

Воспитатель: Ну вот, нам пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с насекомыми.

Рефлексия.

- Ребята, где мы с вами были? Кого видели?

-Из кого появляется бабочка,

-Куда прячется божья коровка,

-Ребята, вы все сегодня молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по конструированию из строительного материала в группе раннего возраста. Тема: «Строим дом в городе».

Цель: развитие элементарных конструктивных навыков; научить самостоятельно выбирать строительный материал; продолжать развивать воображение, умение обыгрывать постройку.Задачи:-развивать умение р...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе раннего возраста «Покормите птиц зимой»

Цель: Формировать умение вести наблюдение за птицами, прилетающими на участок и на кормушку. Развивать интерес к их внешнему виду, повадкам. Познакомиться понятием «зимующие птицы...

Конспект занятия по воспитанию нравственных качеств в первой группе раннего возраста. Тема: «Игрушка-матрёшка»

Цель: Учить детей действовать со сборно - разборными  игрушками, состоящими из двух однотипных и взаимосвязанных частей.Задачи: обучать действовать с новой игрушкой ; активизировать и расширять с...

Конспект занятия. Познавательное развитие(математика) во 2-й группе раннего возраста. Тема: «Звери зимой»

Цель: формирование математических представлений.Задачи: Способствовать развитию логического мышления, продолжаем знакомиться с временами года – зима; познакомить с особенностями подгот...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с детьми группы раннего возраста тема: «Украсим матрешке сарафан»

Схема конспекта непосредственно организованной образовательной деятельности.Дата проведения  ноябрь 2023 г....

Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию с воспитанниками группы раннего возраста Тема: «Ласковое солнышко»

Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию с воспитанниками группы раннего возрастаТема: «Ласковое солнышко»  Цель: вызвать интерес у детей к изображению вес...