Конспект занятия по развитию речи детей в старшей группе, с использованием ИКТ. Тема: «Осень в Крыму».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Программное содержание.
Образовательные задачи:
- Обобщить и систематизировать знания детей о дарах осени, познакомить детей с народными названиями сентября, с праздником «Осенины».
- Рассказать об огромном значении земли для людей, отражённом в фольклоре.
- Уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опадают листья и т.д).
- Упражнять детей в определении породы деревьев по внешнему виду деревьев.
- Продолжать учить детей классифицировать растения и животный мир леса.
- Учить детей составлять загадки.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление; развивать художественное восприятие поэтических текстов, развивать речевую культуру.
- Развивать умение слушать, определять оттенки чувств и настроения героев в фольклорных произведениях.
Словарная работа: расширять словарный запас, активизировать в речи слова по теме.
Воспитательные:
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение доводить начатое дело до конца.
- Развивать эмпатию.
Материал к занятию: Изображения деревьев (дуб, берёза, осина, клён) и засушенные листочки от этих деревьев; изображение поля, колосьев пшеницы, овощей и фруктов; игрушка Лесовичок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe.docx | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное
Учреждение г. Керчи, Республики Крым
«Детский сад комбинированного вида № 60 «Радуга».
Конспект занятия
по развитию речи детей
в старшей группе,
с использованием ИКТ.
Тема: «Осень в Крыму».
Воспитатель: Сафонова Е.В.
2018 г.
Тема : «Осень в гости к нам пришла».
Программное содержание.
Образовательные задачи:
- Обобщить и систематизировать знания детей о дарах осени, познакомить детей с народными названиями сентября, с праздником «Осенины».
- Рассказать об огромном значении земли для людей, отражённом в фольклоре.
- Уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опадают листья и т.д).
- Упражнять детей в определении породы деревьев по внешнему виду деревьев.
- Продолжать учить детей классифицировать растения и животный мир леса.
- Учить детей составлять загадки.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление; развивать художественное восприятие поэтических текстов, развивать речевую культуру.
- Развивать умение слушать, определять оттенки чувств и настроения героев в фольклорных произведениях.
Словарная работа: расширять словарный запас, активизировать в речи слова по теме.
Воспитательные:
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение доводить начатое дело до конца.
- Развивать эмпатию.
Материал к занятию: Изображения деревьев (дуб, берёза, осина, клён) и засушенные листочки от этих деревьев; изображение поля, колосьев пшеницы, овощей и фруктов; игрушка Лесовичок.
Ход :
I (Дети стоят в кругу)
Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам группу принесли необычную коробочку.
(Дети вместе с педагогом обследуют коробку)
Воспитатель: - Какая коробка? (красивая, большая, блестящая…) В такие коробки обычно кладут подарки! Давайте откроем и посмотрим, что в ней?
А как мы будем её открывать?
Дыхательная гимнастика и артикуляция звуков: «Откроем посылку».
Воспитатель: - Ребята, не получается. Давайте попробуем произнести волшебные слова.
Чистоговорки.
Воспитатель: - Ребята, в этой коробке подарки. От кого? Отгадайте.
Загадки об осени:
- Дни стали короче, длиннее стали ночи.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
- - Золотом покрылось все, словно в чудной сказке.
Кто принес нам вот такие, золотые краски?
(осень)
- После зноя лета, после сенокоса,
Ждем все вместе в гости, золотую
(осень)
Ответы детей.
Воспитатель: - Правильно, это осень нам прислала посылку. А что в посылке? Что это? Отгадайте.
Загадки:
- Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом, Чудеса увидишь в нем. (Лес.)
- Весной веселит, Летом холодит,
Осенью кормит, Зимой согревает. (Дерево.)
- В поле – метелкой,
В мешке – жемчугом. (Пшеница)
- Что две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает? (Рожь)
- Зимой бело,
Весной черно,
Летом зелено,
Осенью стрижено. (Поле)
Воспитатель: - А ещё, ребята, осень принесла нам листья. Разные, очень красивые. Какие листья, что вы можете о них сказать? (ответы детей)
Давайте потанцуем с такими красивыми листочками.
Динамическая пауза «Ходит осень».
- Ходит осень по дорожке (шагают)
- Промочила в луже ножки (показывают листочками на ноги)
- Льют дожди и нет просвета (поднимают руки вверх и машут листочками)
- Потерялось где-то лето (пожимают плечами, разводят руки в стороны)
- Ходит осень, бродит осень (шагают)
- Ветер с клёна листья сбросил (плавные движения листьями вверх-вниз)
- Под ногами коврик новый (присели)
- Жёлто -розово-зелёный (прыжки)
Воспитатель: - (Дети садятся). Ребята, давайте пригласим осень к нам в гости. Закройте глаза и скажите:
«Осень, осень, в гости просим:
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем!
Осень, осень! В гости просим!»
(Дети проговаривают закличку, закрывают глаза. Звучит колокольчик. Педагог надевает шляпку, набрасывает пелерину – превращается в осень).
Осень: - Здравствуйте, ребята! (дети здороваются)
- Слышала, как вы меня звали. Вот и пришла к вам, да не с пустыми руками. Да и не одна я пришла. Угадайте, кто мой лучший друг?
Загадка:
- В лесу, в бору, живет старый старичок, На нём красный колпачок. Это старичок... (Лесовичок.)
Старичок- Лесовичок: - Здравствуйте, грустные ребята!
Дети: - Мы веселые ребята!
Старичок- Лесовичок. - Здравствуйте, ленивые ребята!
Дети. - Мы трудолюбивые ребята!
Старичок- Лесовичок. - Здравствуйте, недружные ребята!
Дети. - Мы дружные ребята!
Старичок Лесовичок . - Здравствуйте, незнайки!
Дети. - Мы всему учимся!
Старичок- Лесовичок. - Вот я вас сейчас и проверю. Хотите попасть в мой сказочный лес?(Ответы детей.)
Старичок- Лесовичок: - Хорошо, а отнесет вас туда мой волшебный ветерок. Закройте глаза (колдует):
Ветрено, ветрено,
Вся земля проветрена.
Ветер листья с веток
Разогнал по свету:
Липовый, березовый,
Желтый лист и розовый,
Старый лист газетный,
Красный, разноцветный.
Пасмурно, ветрено,
Вся земля проветрена.
Ветер, деток унеси
—В лесу осеннем опусти.
Выставляются макеты деревьев: березы, осины, рябины, дуба, липы. Вокруг разбросаны их листочки. Дети открывают глаза и кружатся под музыку П. И. Чайковского «Осень» из альбома «Времена года». «Приземляются» в лесу.
Физкультминутка «Собери листочки к своему дереву»
Пока звучит музыка, все дети двигаются, гуляют по лесу. Когда музыка прекращается, берут любой лист, бегут к своему дереву и становятся вокруг него. Старичок-Лесовичок спрашивает каждого ребенка, какой у него лист. Дети отвечают: березовый, кленовый, дубовый, осиновый, рябиновый. Старичок-Лесовичок. - Что произошло с листочками? (Висели, пожелтели, покружились, упали.)
Лес, лесок стоит богат,
Угощает всех ребят:
Девчонок—земляникой, черникой, голубикой,
Мальчишек— орешками, грибами-сыроежками.
Девчонок—малиной, Мальчишек—хворостиной.
Кто на свой пенек не сядет,
Того хворостинка и достанет. (Дети садятся.)
Осень: - Молодцы! Все картинки собрали! Скажите, какое время года изображено на картинках? (осень). Правильно. Почему вы так думаете? (дети рассказывают, какие приметы осени изображены на их картинках).
Осень: - Ребята, послушайте, как в народе говорят обо мне, об осени.
Пословицы и поговорки об осени:
- Весна красна цветами, а осень снопами.
- Как в лесу много рябины - осень будет дождливая, если ж мало - сухая.
- Осенью птицы летят низко - к холодной, высоко - к теплой зиме.
Осень: - Ребята, как называется первый осенний месяц? Сентябрь, красное лето провожает, осень золотую встречает. Сентябрь в народе называют «хмурень», «дождезвон», «листопадник», «золотое лето». Как вы думаете, почему? (ответы детей).
(Звучит фонограмма «Звуки дождя»)
- Послушайте и вы. Что это?
(Дети прислушиваются и говорят, что это за звуки)
Пальчиковое упражнение «Дождик»
( Дети изображают пальчиками дождик и одновременно проговаривают слова)
- Мелкий дождь стучит по крыше,
То по громче, то по тише.
Кап-кап (громко),
Кап-кап (тихо).
Но не просто дождь идёт,
Дождик песенку поёт:
Кап-кап (громко),
Кап-кап (тихо).
Осень: - В старину встречу осени называли «Осенины». Рассматривание и сравнение колосьев и зёрен пшеницы, ржи. Рассказ педагога про «Оспожинки». Оспожинки – это праздник окончания полевых работ, напряжённого труда по выращиванию хлеба, праздник урожая. Люди благодарили землю-матушку за урожай, устраивали ярмарки, на которых продавали зерно, муку, овощи, фрукты, пекли караваи и пироги, а также веселились: ходили в гости, пели жнивные песни.
Старичок-Лесовичок. - А теперь давайте еще раз посмотрим на мою картину. Увидеть все, что есть на моей картине, могут только очень внимательные и зоркие ребята. Возьмите бинокли. (Руки поднести к глазам, пальцы сложить вместе, скруглить.) Что вы видите на картине? (показ слайда)
Дети. - Лес, в нем много деревьев.
Старичок-Лесовичок. - Какие деревья изображены на картине?
Дети. - Они разные, высокие и низкие, красивые, нарядные, разноцветные... (Выкладывается пиктограмма «Разные деревья».) Старичок-Лесовичок. - Посмотрите в свои бинокли. Что еще растет в лесу? Дети. - В лесу растут грибы.
Старичок-Лесовичок. - Расскажите, какие грибы вы собирали с родителями в лесу? (Лисички, сыроежки, белые, подосиновики.) И из каких лесных ягод мама сварила вам варенье? (Из красной брусники, желтой морошки, спелой черники, сочной малины и т.д.) (Выкладывается пиктограмма «Грибы и ягоды».) Кого трудно заметить в ваши зоркие бинокли?
Дети. - Трудно заметить лесных зверей и насекомых. Все они прячутся за деревьями, кустами, под камнями, под корой деревьев. (Выкладывается пиктограмма «Насекомые и лесные звери».)
Старичок- Лесовичок. - Ребята, как вы думаете, какую пользу приносят леса человеку? (Ответы детей.)
Старичок -Лесовичок. - Молодцы, правильно ответили. А теперь тот, кто сумеет красиво рассказать о моей картине, получит от меня сюрприз. Начните рассказ так: «Леса — всему свету краса. Когда леса не было...» А закончить рассказ можно, сочинив, что интересное может случиться в лесу.(Соединяем веревочками отдельные пиктограммы.)
Дети придумывают рассказ по картине (2—3 человека) с использованием «биноклей» и составлением схемы на ковролине. Старичок - Лесовичок сразу оценивает каждый рассказ и в конце занятия награждает всех детей выпеченными грибами или лесным вареньем. Остальные дети рассказывают по Картине индивидуально, в свободное время.
Старичок-Лесовичок.- Молодцы, ребята! Славно мы с вами поиграли! Вам понравились наши подарки? (ответы детей). Ну, что ж, нам пора прощаться. Пойдём мы с Осенью в лес, наведём там порядок: раскрасим деревья разноцветными красками, постелим разноцветный ковёр на полянке, угостим белок грибами, ягодами. До свиданья, ребята! Закройте глаза и послушайте волшебный колокольчик.
(Дети прощаются с Осенью и Старичком - Лесовичком, закрывают лаза, звенит колокольчик, педагог снимает костюм).
Воспитатель: - Кто приходил к нам в гости? Какие подарки принесла нам осень? (осенние листья, овощи, фрукты…). Итог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе с использованием сказкотерапии «Путешествие по сказочному осеннему лесу. Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»»
С помощью сказкотерапии ребенок учится придумывать сказки и рассказы на заданную тему, у детей развивается связная речь,они учатся описывать внешний вид персонажей,их поступки, переживания, регу...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с использованием ЭОР. Тема "Цветы".
Занятие направлено на развитие связной речи, обогащение словаря, формированию умения общаться, слушать друг друга, воспитанию бережного отношения к природе...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с использованием ЭОР. Тема "Чудо - сказки"(литературная викторина).
Литературная викторина по народным и литературным сказкам....
КОНСПЕКТЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «БОЛЬШОЕ ТРАНСПОРТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
В ходе занятия дети закрепляют знания о различных видах транспорта....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с использованием приемов мнемотехники " Золотая Осень"
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с использованием мнемотехники « Золотая осень»Цели:1. Продолжать учить составлять предложения по мнемотаблице, а из них короткий рассказ...
Познавательно-исследовательская деятельность Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием ИКТ Тема: «Моя семья»
Познавательно-исследовательская деятельность Конспект занятия по развитию речив старшей группе с использованием ИКТ Тема: «Моя семья»...
Конспект по развитию речи в старшей группе (5-6) на тему "Осень"
Конспект непосредственной образовательной деятельностипо развитию речи в старшей группе (5-6) на тему «Осень» с использованием ИКТ- технологий Цели: - развитие...