Конспект занятия по развитию речи детей в старшей группе, с использованием ИКТ. Тема: «Осень в Крыму».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Сафонова Екатерина Владиславовна

Программное содержание.

Образовательные задачи:

  1. Обобщить и систематизировать знания детей о дарах осени, познакомить детей с народными названиями сентября, с праздником «Осенины».
  2. Рассказать об огромном значении земли для людей, отражённом в фольклоре.
  3. Уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опадают листья и т.д).
  4. Упражнять детей в определении породы деревьев по внешнему виду деревьев.
  5. Продолжать учить детей классифицировать растения и животный мир леса.
  6. Учить детей составлять загадки.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление; развивать художественное восприятие поэтических текстов, развивать речевую культуру.
  2. Развивать умение слушать, определять оттенки чувств и настроения героев в фольклорных произведениях.

Словарная работа: расширять словарный запас, активизировать в речи слова по теме.

Воспитательные:

  1.  Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение доводить начатое дело до конца.
  2. Развивать эмпатию.

Материал к занятию: Изображения деревьев (дуб, берёза, осина, клён) и засушенные листочки от этих деревьев; изображение поля, колосьев пшеницы, овощей и фруктов; игрушка Лесовичок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное  Образовательное          

                   Учреждение  г. Керчи,  Республики Крым  

        «Детский сад  комбинированного вида № 60 «Радуга».

Конспект  занятия

по развитию речи детей

                   в старшей группе,

               с использованием ИКТ.

                                 

Тема: «Осень в Крыму».

                           

                             Воспитатель: Сафонова Е.В.

                                           2018 г.       

 

Тема : «Осень в гости к нам пришла».

Программное содержание.

Образовательные задачи:  

  1. Обобщить и систематизировать знания детей о дарах осени, познакомить детей с народными названиями сентября, с праздником «Осенины».
  2. Рассказать об огромном значении земли для людей, отражённом в фольклоре.
  3. Уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опадают листья и т.д).
  4. Упражнять детей в определении породы деревьев по внешнему виду деревьев.
  5. Продолжать учить детей классифицировать растения и животный мир леса.
  6. Учить детей составлять загадки.

Развивающие: 

  1. Развивать логическое мышление; развивать художественное восприятие поэтических текстов, развивать речевую культуру.
  2. Развивать умение слушать, определять оттенки чувств и настроения героев в фольклорных произведениях.

Словарная работа: расширять словарный запас, активизировать в речи слова по теме.

Воспитательные:

  1.  Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение доводить начатое дело до конца.
  2. Развивать эмпатию.

Материал к занятию: Изображения деревьев (дуб, берёза, осина, клён) и засушенные листочки от этих деревьев; изображение поля, колосьев пшеницы, овощей и фруктов; игрушка Лесовичок.

Ход :

I (Дети стоят в кругу)

Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам группу принесли необычную  коробочку.

 (Дети вместе с педагогом обследуют коробку)

Воспитатель: - Какая коробка?  (красивая, большая, блестящая…)  В такие коробки обычно кладут подарки! Давайте откроем и посмотрим, что в ней?

А как мы будем её открывать?

Дыхательная гимнастика и артикуляция звуков: «Откроем посылку».

Воспитатель: - Ребята, не получается. Давайте попробуем произнести волшебные слова.

Чистоговорки.

Воспитатель: - Ребята, в этой коробке подарки. От кого? Отгадайте.

Загадки об осени:

- Дни стали короче, длиннее стали ночи.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

- - Золотом покрылось все, словно в чудной сказке.

 Кто принес нам вот такие, золотые краски?

(осень)

- После зноя лета, после сенокоса,

 Ждем все вместе в гости, золотую

(осень)

Ответы детей.

Воспитатель:  - Правильно, это осень нам прислала посылку. А что в посылке? Что это? Отгадайте.

Загадки:

- Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом, Чудеса увидишь в нем. (Лес.)

- Весной веселит, Летом холодит,

Осенью кормит, Зимой согревает. (Дерево.)

- В поле – метелкой,
В мешке – жемчугом.
(Пшеница)

- Что две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает?
(Рожь)

- Зимой бело,
Весной черно,
Летом зелено,
Осенью стрижено.
(Поле)

Воспитатель: - А ещё, ребята, осень принесла нам листья. Разные, очень красивые. Какие листья, что вы можете о них сказать? (ответы детей)

Давайте потанцуем с такими красивыми листочками.

Динамическая пауза «Ходит осень».

- Ходит осень по дорожке (шагают)

- Промочила в луже ножки (показывают листочками на ноги)

- Льют   дожди  и нет просвета (поднимают руки вверх и машут листочками)

- Потерялось где-то лето (пожимают плечами, разводят руки в стороны)

- Ходит осень, бродит осень (шагают)

- Ветер с клёна листья сбросил (плавные движения листьями вверх-вниз)

- Под ногами коврик новый (присели)

- Жёлто -розово-зелёный (прыжки)

Воспитатель: - (Дети садятся). Ребята, давайте пригласим осень к нам в гости. Закройте глаза и скажите:

«Осень, осень, в гости просим:
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем!

Осень, осень! В гости просим!»

(Дети проговаривают  закличку,  закрывают  глаза. Звучит колокольчик. Педагог  надевает шляпку, набрасывает пелерину – превращается в осень).

Осень: - Здравствуйте, ребята! (дети здороваются)

- Слышала, как вы меня звали. Вот и пришла к вам, да не с пустыми руками. Да и не одна я пришла. Угадайте, кто мой лучший друг?

Загадка:

- В лесу, в бору, живет старый старичок, На нём красный колпачок. Это старичок... (Лесовичок.)

Старичок- Лесовичок: - Здравствуйте, грустные ребята!

Дети: - Мы веселые ребята!

Старичок- Лесовичок. - Здравствуйте, ленивые ребята!

Дети. - Мы трудолюбивые ребята!

Старичок- Лесовичок. - Здравствуйте, недружные ребята!

Дети. - Мы дружные ребята!

Старичок Лесовичок . - Здравствуйте, незнайки!

Дети. - Мы всему учимся!

Старичок- Лесовичок. - Вот я вас сейчас и проверю. Хотите попасть в мой сказочный лес?(Ответы детей.)

Старичок- Лесовичок: - Хорошо, а отнесет вас туда мой волшебный ветерок. Закройте глаза (колдует):

Ветрено, ветрено,

Вся земля проветрена.

Ветер листья с веток

Разогнал по свету:

Липовый, березовый,

 Желтый лист и розовый,

Старый лист газетный,

Красный, разноцветный.

Пасмурно, ветрено,

Вся земля проветрена.

Ветер, деток унеси

—В лесу осеннем опусти.

Выставляются макеты деревьев: березы, осины, рябины, дуба, липы. Вокруг разбросаны их листочки. Дети открывают глаза и кружатся под музыку П. И. Чайковского «Осень» из альбома «Времена года». «Приземляются» в лесу.

Физкультминутка «Собери листочки к своему дереву»

Пока звучит музыка, все дети двигаются, гуляют по лесу. Когда музыка прекращается, берут любой лист, бегут к своему дереву и становятся вокруг него. Старичок-Лесовичок спрашивает каждого ребенка, какой у него лист. Дети отвечают: березовый, кленовый, дубовый, осиновый, рябиновый. Старичок-Лесовичок. - Что произошло с листочками? (Висели, пожелтели, покружились, упали.)

Лес, лесок стоит богат,

Угощает всех ребят:

Девчонок—земляникой, черникой, голубикой,

Мальчишек— орешками, грибами-сыроежками.

Девчонок—малиной, Мальчишек—хворостиной.

 Кто на свой пенек не сядет,

Того хворостинка и достанет. (Дети садятся.) 

Осень: - Молодцы! Все картинки  собрали! Скажите, какое время года изображено на картинках? (осень). Правильно. Почему вы так думаете? (дети рассказывают, какие приметы осени изображены на их картинках).  

Осень: - Ребята, послушайте, как в народе говорят обо мне, об осени.

Пословицы и поговорки об осени:

- Весна красна цветами, а осень снопами.

- Как в лесу много рябины - осень будет дождливая, если ж мало - сухая. 

- Осенью птицы летят низко - к холодной, высоко - к теплой зиме. 

Осень: - Ребята, как называется первый осенний месяц? Сентябрь, красное лето провожает, осень золотую встречает. Сентябрь в народе называют «хмурень», «дождезвон», «листопадник», «золотое лето». Как вы думаете, почему? (ответы детей).

(Звучит фонограмма «Звуки дождя»)

- Послушайте и вы. Что это?

(Дети прислушиваются и говорят, что это за звуки)

Пальчиковое упражнение «Дождик»

( Дети изображают пальчиками дождик и одновременно проговаривают слова)

- Мелкий дождь стучит по крыше,

То по громче, то по тише.

Кап-кап (громко),

Кап-кап (тихо).

Но не просто дождь идёт,

Дождик песенку поёт:

Кап-кап (громко),

Кап-кап (тихо).

Осень: - В старину встречу осени называли «Осенины».  Рассматривание и сравнение колосьев и зёрен пшеницы, ржи. Рассказ педагога про «Оспожинки». Оспожинки – это праздник окончания полевых работ, напряжённого труда по выращиванию хлеба, праздник урожая. Люди благодарили землю-матушку за урожай, устраивали ярмарки, на которых продавали зерно, муку, овощи, фрукты, пекли караваи и пироги, а также веселились: ходили в гости, пели жнивные песни.

Старичок-Лесовичок. - А теперь давайте еще раз посмотрим на мою картину. Увидеть все, что есть на моей картине, могут только очень внимательные и зоркие ребята. Возьмите бинокли. (Руки поднести к глазам, пальцы сложить вместе, скруглить.) Что вы видите на картине? (показ слайда)

Дети. - Лес, в нем много деревьев.

Старичок-Лесовичок. - Какие деревья изображены на картине?

Дети. -  Они разные, высокие и низкие, красивые, нарядные, разноцветные... (Выкладывается пиктограмма «Разные деревья».) Старичок-Лесовичок.  - Посмотрите в свои бинокли. Что еще растет в лесу? Дети. - В лесу растут грибы.

Старичок-Лесовичок. - Расскажите, какие грибы вы собирали с родителями в лесу? (Лисички, сыроежки, белые, подосиновики.) И из каких лесных ягод мама сварила вам варенье? (Из красной брусники, желтой морошки, спелой черники, сочной малины и т.д.) (Выкладывается пиктограмма «Грибы и ягоды».) Кого трудно заметить в ваши зоркие бинокли?

Дети. -  Трудно заметить лесных зверей и насекомых. Все они прячутся за деревьями, кустами, под камнями, под корой деревьев. (Выкладывается пиктограмма «Насекомые и лесные звери».) 

Старичок- Лесовичок. - Ребята, как вы думаете, какую пользу приносят леса человеку? (Ответы детей.)

Старичок -Лесовичок. - Молодцы, правильно ответили. А теперь тот, кто сумеет красиво рассказать о моей картине, получит от меня сюрприз. Начните рассказ так: «Леса — всему свету краса. Когда леса не было...» А закончить рассказ можно, сочинив, что интересное может случиться в лесу.(Соединяем веревочками отдельные пиктограммы.)

Дети придумывают рассказ по картине (2—3 человека) с использованием «биноклей» и составлением схемы на ковролине. Старичок - Лесовичок  сразу оценивает каждый рассказ и в конце занятия награждает всех детей выпеченными грибами или лесным вареньем. Остальные дети рассказывают по Картине индивидуально, в свободное время.

 Старичок-Лесовичок.- Молодцы, ребята! Славно мы с вами поиграли! Вам понравились наши  подарки? (ответы детей). Ну,  что ж, нам пора прощаться. Пойдём мы с Осенью  в лес, наведём там порядок: раскрасим деревья разноцветными красками, постелим разноцветный ковёр на полянке,  угостим белок грибами, ягодами. До свиданья, ребята! Закройте глаза и послушайте волшебный колокольчик.

(Дети прощаются с Осенью и Старичком - Лесовичком,  закрывают лаза, звенит колокольчик, педагог снимает костюм).

Воспитатель: - Кто приходил к нам в гости? Какие подарки принесла нам осень? (осенние листья, овощи, фрукты…). Итог. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе с использованием сказкотерапии «Путешествие по сказочному осеннему лесу. Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»»

С помощью сказкотерапии ребенок  учится придумывать сказки и рассказы на заданную тему, у детей развивается связная речь,они учатся описывать внешний вид персонажей,их поступки, переживания, регу...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с использованием ЭОР. Тема "Цветы".

Занятие направлено на развитие связной речи, обогащение словаря, формированию умения общаться, слушать друг друга, воспитанию бережного отношения к природе...

КОНСПЕКТЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «БОЛЬШОЕ ТРАНСПОРТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

В ходе занятия дети закрепляют знания о различных видах транспорта....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с использованием приемов мнемотехники " Золотая Осень"

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с использованием мнемотехники « Золотая осень»Цели:1. Продолжать учить составлять предложения по мнемотаблице, а из них короткий рассказ...

Познавательно-исследовательская деятельность Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием ИКТ Тема: «Моя семья»

Познавательно-исследовательская деятельность Конспект   занятия по развитию речив старшей группе с использованием ИКТ Тема: «Моя семья»...

Конспект по развитию речи в старшей группе (5-6) на тему "Осень"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо    развитию речи в старшей группе (5-6) на тему «Осень»  с использованием ИКТ- технологий Цели: - развитие...