Конспект по развитию речи в старшей группе (5-6) на тему "Осень"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Фрольцова Светлана Сергеевна

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по    развитию речи в старшей группе (5-6) на тему «Осень»  с использованием ИКТ- технологий

 

Цели:

- развитие общих речевых навыков (сила голоса, дыхательное упражнение);

- развитие зрительного и слухового внимания;

- расширение словаря по лексической теме (подбор существительных,  прилагательных, существительных);

- развитие лексико- грамматического строя речи (упражнение в согласовании существительного с числительным);

- совершенствование фонематического слуха (дифференциация звуков [Т] - [Ть]), анализ и синтез стогов и слов;

- развитие мелкой моторики (самомассаж подушечек пальцев и ладоней рук);

- развтие связной речи (составление описательного рассказа по плану);

 Развитие художественных навыков:

- чувство  цвета и композиции;

- знакомство с направлением живописи -  «Пейзаж».

 

 Материалы и оборудование:

Картинки с изображением колокольчика и барабана;  Пособие для выработки воздушной струи «Осенние листочки»;  Картинки из серии «Что перепутал художник?»;   По пять предметных картинок с изображением грибов,  листьев, плодов и семян;  Картинки с изображением ранней, «золотой» и поздней осени;  Кисти, краски, тонированные листы альбомной бумаги.

 

Ход занятия:

(Деятельность воспитателя):

 

Организационный момент:

Воспитатель предлагает детям «отправится» на экскурсию по осеннему лесу, посмотреть на изменения в природе и погоде. Обсудить, какую одежду, обувь и головные уборы надо одеть для осенней прогулки, уточнить, почему.

 

  1.  Развитие общих речевых навыков:

Ребятам предлагается отправится на экскурсию в осенний лес. Но, чтобы  не заблудиться в лесу, надо потренироваться кричать «Аууу!» то тихим, то громким голосом;  воспитатель показывает детям картинки с изображением  колокольчика (тихо) и барабана (громко) – по очереди, а дети произносят «Ау!»  – Д/И «Тихо – громко»;

В лесу подул ветер и полетели листочки -  детям предлагается подуть на «осенние листочки» - упражнение «Осенний ветерок»;

 

2. Развитие зрительного и слухового внимания:

Детям предлагается посмотреть картинки с изображением времён года и определить, нет ли на рисунках ошибок – Д/И «Что перепутал художник?» (назвать только то, что обозначает признаки осени);

Затем предлагается прослушать, запомнить и повторить 5 – 6 слов (названия грибов, деревьев и т. д.)  – Д/И «Запомни и повтори» (если вызывает затруднение, то выложить предметные картинки);

 

3. Работа над развитием фонематического слуха:

- Детям предлагается определить местоположение звука [Т] в слове лист, вспомнить название дерева начинающегося на звук [Т] – тополь;

- В названиях каких осенних месяцев спрятался звук [Ть]? – сентябрь, октябрь;

- Вспомнить названия овощей со звуком [Т] – тыква, капуста, томат; определить место звука в этих словах;

 

4.Развитие лексики:

 Воспитатель вывешивает картинки с изображением ранней, золотой и поздней осени.

 - Дети узнают их и вспоминают названия осенних месяцев – Д/И «Что за чем»; 

 - Дети подбирают признаки к каждой картинке – Д/И «Осень какая?» (красивая, тёплая, дождливая, пасмурная, холодная, грустная, разноцветная, серая, моросящая и т. д.)

 - Детям предлагается подобрать подходящее слово к признаку –

Д/И «Подбери предмет к признаку»  (Осенний – день,…; Осенняя – погода,…; Осеннее – небо,…; Осенние – дожди…);

 

5. Самомассаж подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку разминание подушечки одного пальца), повторить 2 – 3 раза:

 

Детям предлагается вспомнить, какие грибы растут в лесу:

 

Вылезли на кочке                   мизинец

Мелкие грибочки:                   безымянный

Грузди и горькушки,               средний                  правая рука

Рыжики, волнушки.                 указательный

Даже маленький пенёк           большой

 

Удивленья скрыть не мог.      большой

Выросли опята,                       указательный

Скользкие маслята,               средний                  левая рука

Бледные поганки                    безымянный

Встали на полянке.                 мизинец

 

6. Развитие грамматического строя речи:

Перед детьми выкладываются предметные картинки с изображением грибов и деревьев.  Детям предлагается «собрать» грибы, букет из осенних листьев, орехи или шишки – сосчитать их – Д/И «Сосчитай до пяти» (согласование существительного с числительным);

 

7.Развитие связной речи:

Дети «возвращаются» из осеннего леса и им предлагается составить

рассказ об осени  по плану:

- Когда наступает осень?

- Названия осенних месяцев.

- Приметы ранней осени в природе.

- Красота золотой осени.

- Приметы поздней осени.

- Труд человека в осенний период.

 

8. Рисование осеннего пейзажа:

(Деятельность воспитателя)

 

Дети рассматривают картинку (пейзаж) с изображением  осени. Вспоминают, что они «видели на прогулке в Осеннем лесу». Воспитатель обращает внимание на цвет неба, на то, как выглядят деревья, трава. Уточняет, как может выглядеть осень в разные осенние месяцы? Какая погода бывает осенью?

 Детям предлагается по - выбору изобразить осень  в разные осенние месяцы.

 

(Деятельность детей)

 

Раздаётся тонированная бумага, краски, кисти разных размеров. И дети приступают к работе.

Во время рисования воспитатель подходит к каждому ребёнку, помогает, если есть какие – то затруднения, советует, подсказывает и уточняет, если в этом есть необходимость.

 

В конце занятия все рисунки раскладываются вместе. Дети вместе с воспитателем рассматривают их, обсуждают, выбирают и оценивают понравившиеся работы. Воспитатель помогает детям сделать выбор.

 

 

 

 

 

 

Составила:

 

воспитатель – Фрольцова Светлана Сергеевна

 

 

 

 

2022г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_osen.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по    развитию речи в старшей группе (5-6) на тему «Осень»  с использованием ИКТ- технологий

Цели:

- развитие общих речевых навыков (сила голоса, дыхательное упражнение);

- развитие зрительного и слухового внимания;

- расширение словаря по лексической теме (подбор существительных,  прилагательных, существительных);

- развитие лексико- грамматического строя речи (упражнение в согласовании существительного с числительным);

- совершенствование фонематического слуха (дифференциация звуков [Т] - [Ть]), анализ и синтез стогов и слов;

- развитие мелкой моторики (самомассаж подушечек пальцев и ладоней рук);

- развтие связной речи (составление описательного рассказа по плану);

 Развитие художественных навыков:

- чувство  цвета и композиции;

- знакомство с направлением живописи -  «Пейзаж».

 Материалы и оборудование: 

Картинки с изображением колокольчика и барабана;  Пособие для выработки воздушной струи «Осенние листочки»;  Картинки из серии «Что перепутал художник?»;   По пять предметных картинок с изображением грибов,  листьев, плодов и семян;  Картинки с изображением ранней, «золотой» и поздней осени;  Кисти, краски, тонированные листы альбомной бумаги.

Ход занятия:

(Деятельность воспитателя):

Организационный момент:

Воспитатель предлагает детям «отправится» на экскурсию по осеннему лесу, посмотреть на изменения в природе и погоде. Обсудить, какую одежду, обувь и головные уборы надо одеть для осенней прогулки, уточнить, почему.

  1.  Развитие общих речевых навыков:

Ребятам предлагается отправится на экскурсию в осенний лес. Но, чтобы  не заблудиться в лесу, надо потренироваться кричать «Аууу!» то тихим, то громким голосом;  воспитатель показывает детям картинки с изображением  колокольчика (тихо) и барабана (громко) – по очереди, а дети произносят «Ау!»  – Д/И «Тихо – громко»;

В лесу подул ветер и полетели листочки -  детям предлагается подуть на «осенние листочки» - упражнение «Осенний ветерок»;

2. Развитие зрительного и слухового внимания:

Детям предлагается посмотреть картинки с изображением времён года и определить, нет ли на рисунках ошибок – Д/И «Что перепутал художник?» (назвать только то, что обозначает признаки осени);

Затем предлагается прослушать, запомнить и повторить 5 – 6 слов (названия грибов, деревьев и т. д.)  – Д/И «Запомни и повтори» (если вызывает затруднение, то выложить предметные картинки);

 

3. Работа над развитием фонематического слуха:

- Детям предлагается определить местоположение звука [Т] в слове лист, вспомнить название дерева начинающегося на звук [Т] – тополь;

- В названиях каких осенних месяцев спрятался звук [Ть]? – сентябрь, октябрь;

- Вспомнить названия овощей со звуком [Т] – тыква, капуста, томат; определить место звука в этих словах;

4.Развитие лексики:

 Воспитатель вывешивает картинки с изображением ранней, золотой и поздней осени.

 - Дети узнают их и вспоминают названия осенних месяцев – Д/И «Что за чем»;  

 - Дети подбирают признаки к каждой картинке – Д/И «Осень какая?» (красивая, тёплая, дождливая, пасмурная, холодная, грустная, разноцветная, серая, моросящая и т. д.)

 - Детям предлагается подобрать подходящее слово к признаку –

Д/И «Подбери предмет к признаку»  (Осенний – день,…; Осенняя – погода,…; Осеннее – небо,…; Осенние – дожди…);

5. Самомассаж подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку разминание подушечки одного пальца), повторить 2 – 3 раза:

Детям предлагается вспомнить, какие грибы растут в лесу:

Вылезли на кочке                   мизинец

Мелкие грибочки:                   безымянный

Грузди и горькушки,               средний                  правая рука

Рыжики, волнушки.                 указательный

Даже маленький пенёк           большой

Удивленья скрыть не мог.      большой

Выросли опята,                       указательный

Скользкие маслята,               средний                  левая рука

Бледные поганки                    безымянный

Встали на полянке.                 мизинец

6. Развитие грамматического строя речи:

Перед детьми выкладываются предметные картинки с изображением грибов и деревьев.  Детям предлагается «собрать» грибы, букет из осенних листьев, орехи или шишки – сосчитать их – Д/И «Сосчитай до пяти» (согласование существительного с числительным);

7.Развитие связной речи:

Дети «возвращаются» из осеннего леса и им предлагается составить

рассказ об осени  по плану:

- Когда наступает осень?

- Названия осенних месяцев.

- Приметы ранней осени в природе.

- Красота золотой осени.

- Приметы поздней осени.

- Труд человека в осенний период.

8. Рисование осеннего пейзажа:

(Деятельность воспитателя)

Дети рассматривают картинку (пейзаж) с изображением  осени. Вспоминают, что они «видели на прогулке в Осеннем лесу». Воспитатель обращает внимание на цвет неба, на то, как выглядят деревья, трава. Уточняет, как может выглядеть осень в разные осенние месяцы? Какая погода бывает осенью?

 Детям предлагается по - выбору изобразить осень  в разные осенние месяцы.

(Деятельность детей)

Раздаётся тонированная бумага, краски, кисти разных размеров. И дети приступают к работе.

Во время рисования воспитатель подходит к каждому ребёнку, помогает, если есть какие – то затруднения, советует, подсказывает и уточняет, если в этом есть необходимость.

В конце занятия все рисунки раскладываются вместе. Дети вместе с воспитателем рассматривают их, обсуждают, выбирают и оценивают понравившиеся работы. Воспитатель помогает детям сделать выбор.

 

 

Составила:

воспитатель – Фрольцова Светлана Сергеевна

2022г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект по развитию речи в старшей группе

Конспект НОД "Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней!". Образовательная область "Коммуникация". Интеграция с образовательными областями "Здоровье", "Физическая культура", "Познание", "Художественно...

Конспект по развитию речи в старшей группе по теме "Насекомые"

Конспект по составлению описательного рассказа в старшей группе по теме "Насекомые" с использованием ИКТ....

Конспект по развитию речи в старшей группе "Семья"

Задачи:Вызвать у детей интерес к семейному портрету, желание его внимательно рассматривать, эмоционально откликаться на него. Развивать воображение, фантазию, мышление, умение видеть художественный об...

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам"

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам".Сценарий квеста для детей 5-6 лет.  p { margin-bottom: 0.25cm; direction: lt...

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным картинкам по теме «Весна»"

quot;НОД Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным картинкам по теме «Весна»"Программное содержание:    • Закрепить у детей представление о сезон...

Конспект по развитию речи в старшей группе на тему: Ков старшей группе «Цветик - семицветик»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. САЯНОГОРСКДЕТСКИЙ САД № 29 «У ЛУКОМОРЬЯ»...