Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе с использованием сказкотерапии «Путешествие по сказочному осеннему лесу. Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Орехова Виктория Михайловна

С помощью сказкотерапии ребенок  учится придумывать сказки и рассказы на заданную тему, у детей развивается связная речь,они учатся описывать внешний вид персонажей,их поступки, переживания, регулируют силу голоса, различают ритм,темп речи.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием сказкотерапии «Путешествие по сказочному осеннему лесу. Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»»

Задачи

Учить придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга.

Учить подбирать однокоренные слова, учить подбирать синонимы и антонимы, способствовать усвоению значений многозначных слов.

Учить регулировать силу голоса, различение ритма, темпа речи.

Материалы

Игрушки: ежик, зайчик, белка; картинки ежик, зайчик; шишки - еловые, сосновые (предметы или картинки), волшебная палочка, диск с музыкой для релаксации

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям построиться в круг.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие на прогулку в сказочный лес. А поможет нам в этом волшебная палочка, с помощью ее мы отправимся в сказку. Но для этого вы все закроете глаза, а я буду считать до трех и до каждого дотронусь своей палочкой. На счет три вы все откроете глаза.

Дети закрывают глаза.

Воспитатель: И так – один, два, три….(звучит спокойная музыка).

Дети открывают глаза

Воспитатель: Ребята, мы с вами очутились в сказочном осеннем лесу. Посмотрите, как красиво кругом. Осень бывает разной: то теплой, как летом, то золотой, когда листья окрашиваются в разные цвета, то сумрачной, хмурой, когда наступает поздняя осень, становится холодно, зима стоит уж на пороге. Но мы с вами в сказке и осенний лес такой чудесный. Листочки разноцветные: желтые, оранжевые, красные. Давайте пошуршим ими, ведь их столько много в лесу под ногами.

Воспитатель вместе с детьми имитируют движения ногами.

Воспитатель: Ребята сейчас я вам прочитаю загадки, а вы попробуйте их отгадать.

Загадки

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной,

И стоит среди травы

Уши больше головы?

Дети: Заяц

Воспитатель: Правильно, молодцы ребята. А вот еще одна загадка :

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки - ни одной.

Дети: Ежик

Воспитатель: Правильно, молодцы.

Воспитатель показывает картинки ежа и зайца.

Воспитатель: Ребята, а почему у ежа много иголок, зачем они ему?

Дети: С помощью них ежик защищается от врагов, от хищников.

Воспитатель: А какие еще бывают иголки?

Дети: Иголки еще бывают на елке.

Воспитатель: Ребята, в лесу очень много пеньков, давайте присядем и отдохнем.

Воспитатель: А где живут еж и заяц?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Правильно. Сейчас слушайте внимательно, задание будет трудным. Заяц трусливый. А как сказать про него по-другому? Подберите слова, по смыслу близкие к слову трусливый.

Дети: Боязливый, пугливый…

Воспитатель: Смелый еж. Подберите слова, близкие по смыслу к слову смелый.

Дети: Храбрый, отважный…

Если дети не смогут самостоятельно подобрать синонимы, воспитатель помогает.

Воспитатель: Похожи ли по смыслу слова: трусливый, боязливый, пугливый?

Дети: Да, похожи.

Воспитатель: Можно сказать, что заяц трусливый?

Дети: Да.

Воспитатель: А что заяц пугливый?

Дети: Да.

Воспитатель: Это близкие по смыслу слова, слова-друзья.

А сейчас давайте попробуем составить описание ежа и зайца. Описать – значит рассказать, какой еж, его внешний вид, действия и повадки. Я расскажу про зайца. Он серый, пушистый, с длинными ушами, косыми глазами, быстроногий и симпатичный зверек. Зайцы любят капусту и морковку. Мне очень нравятся зайцы.

Воспитатель: А теперь попробуйте вы рассказать про ежика.

Дети описывают ежа.

Воспитатель: А сейчас, ребята, закройте глаза и с помощью моей волшебной палочки произойдет чудо.

Дети закрывают глаза, а воспитатель считает до трех и меняет картинки на игрушки – ежа и зайца.

Воспитатель: А теперь давайте придумаем сказку о том, как ежик выручил зайца. Подумайте, что могло случиться с зайцем и как еж мог выручить своего друга. Сказка должна быть небольшой, интересно и законченной.

Дети составляют сказку, можно опросить несколько детей – дети могут рассказывать группами. После двух-трех рассказов воспитатель спрашивает, чья сказка понравилась больше и почему.

Воспитатель: А сейчас давайте немного отдохнем.

Релаксационная пауза

Я кленовый листочек.

Ребята, закройте глазки и представьте, что каждый из вас – кленовый листочек.

(Дети открывают глаза)

Он висел на дереве, но вдруг подул сильный осенний ветер, листочек оторвался с ветки и полетел далеко-далеко.

Мы листочки осенние

На деревьях висели.

Дунул ветер – полетели

И на землю тихо сели.

Снова ветер пробежал

И листочки все поднял

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

(Имитируют движения листочка. Каждый выполняет по-своему.)

Но ветер стих. Листочек опустился на землю и остался лежать с другими листиками, и ждать следующего случая, когда вновь подует ветер и перенесет его в другое место.

(Дети приседают на корточки. Во время игры звучит музыка)

Воспитатель: А сейчас давайте поиграем еще в игру, которая называется «Шишка».

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Рыжая, пушистая,

На сосну взбирается,

Шишками кидается.

Дети: Белка.

Воспитатель показывает детям игрушку белку.

Воспитатель: Кто это?

Дети: Белка.

Воспитатель: Закончите предложения: белка бросила в волка…..

Дети: …Шишку

Воспитатель: На лбу у волка выросла….

Дети: …Шишка

Воспитатель: Какие шишки бросала белка?

Дети: Еловые, сосновые (если дети затрудняются, воспитатель помогает).

Воспитатель показывает шишки еловые и сосновые (предметы или картинки).Дети делают сравнение.

Воспитатель: Что вскочило у волка на голове?

Дети: Шишка.

Воспитатель: Еловая? Сосновая? Какая?

Дети отвечают.

Воспитатель: Какое веселое слово «шишка»! Подберите к нему сходные слова. Шишка – мышка…

Дети: Пышка, малышка, трусишка, мартышка…

Воспитатель: Молодцы, ребята, замечательные слова подобрали.

А сейчас давайте поиграем еще в одну игру.

Игра «Собери созвучные слова»

Воспитатель делит детей на две группы и раздает карточки. Нужно найти созвучную пару слова. Кто быстрее справится, тот и победил.

Воспитатель: Белка угостила ежа орехами, а он не смог их …съесть. Еж взял молоток и …расколол орехи. Что еще можно колоть?

Дети: Дрова.

Воспитатель: Чем можно уколоться?

Дети: Иглой.

Воспитатель: Почему?

Дети: Игла острая, колючая.

Воспитатель: Про что мы говорим острая?

Дети: Про иглу, пилу, вилку.

Воспитатель: Что бывает острый?

Дети: Нож, язык, слух, перец, нюх, ум (если дети затрудняются, воспитатель помогает).

Воспитатель: Что бывает острое?

Дети: Перо.

Воспитатель: Острые?

Дети: Ножницы, иглы.

Воспитатель: Закончите фразу так, чтобы было складно :

Где ты белочка гуляла

Дети: (составляют с помощью воспитателя) Я орешки собирала.

Воспитатель: Ты кого, ежок, нашел?

Дети: Я вам белочку привел.

Воспитатель: А ежиха в лес пошла…

Дети: Спелых ягод принесла.

Воспитатель: Быстро белочка скакала…

Дети: Все орешки растеряла.

Воспитатель: В стороне стоял грибок…

Дети: Еж его найти не смог.

Воспитатель: Молодцы, какие хорошие стихи у нас с вами получились.

А сейчас, ребята, пора нам возвращаться в детский сад. Закрывайте глаза, я досчитаю до трех, прикоснусь к вам своей волшебной палочкой, и мы окажемся в своей группе.

Воспитатель: Один, два, три…

Звучит медленная музыка

Дети открывают глаза и «оказываются в группе».

Воспитатель: Понравилось вам путешествие?

Дети: Да.

Дети делятся своими впечатлениями о путешествии по осеннем лесу, что понравилось больше всего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи детей подготовительной группы с использованием сказкотерапии. Путешествие по сказочному осеннему лесу. Сочинение сказки на тему: Как ёжик выручил зайца.

Конспект занятия по развитию речи с использованием  интерактивной технологии сказкотерапии. Решает несколько задач: позновательную, коммуникативно-развивающую, социально-ориентированную, создание...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи детей подготовительной группы с использованием сказкотерапии. Путешествие по сказочному осеннему лесу. Сочинение сказки на тему: «Как ёжик выручил зайца».

Конспект интегрированного занятия по развитию речи детей подготовительной группы с использованием сказкотерапии.Путешествие по сказочному осеннему лесу.Сочинение сказки на тему: «Как ёжик в...

Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»

Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»Тема:Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»...

Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе "Пересказ сказки Э. Шима "Соловей и Воронёнок"

Конспект занятия разработан по В.В. Гербовой развитие речи в детском саду: Старшая группа. М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016, январь, занятие 6...

Методическая разработка занятия по развитию речи для старшей группы на тему "Зима пришла. Зимующие птицы"

Рассказ о зимующих птицах, сравнение снегиря и синицы, описателоьные и сюжетные рассказы о зиме....

НОД по формированию у дошкольников монологической речи на тему «Путешествие по сказочному лесу. Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»».

Тема НОД: Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»».Цель: формировать у дошкольников монологическую речьЗадачи:Обучающая: учить придумывать сказку на заданную тему, описыват...

занятие по развитию речи в старшей группе с использованием ИКТ. Путешествие по сказке «Три медведя»

занятия по развитию речи в старшей группе сиспользованием ИКТ.Путешествие по сказке «Три медведя»...