Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе с использованием сказкотерапии «Путешествие по сказочному осеннему лесу. Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
С помощью сказкотерапии ребенок учится придумывать сказки и рассказы на заданную тему, у детей развивается связная речь,они учатся описывать внешний вид персонажей,их поступки, переживания, регулируют силу голоса, различают ритм,темп речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием сказкотерапии «Путешествие по сказочному осеннему лесу. Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»»
Задачи
Учить придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга.
Учить подбирать однокоренные слова, учить подбирать синонимы и антонимы, способствовать усвоению значений многозначных слов.
Учить регулировать силу голоса, различение ритма, темпа речи.
Материалы
Игрушки: ежик, зайчик, белка; картинки ежик, зайчик; шишки - еловые, сосновые (предметы или картинки), волшебная палочка, диск с музыкой для релаксации
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям построиться в круг.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие на прогулку в сказочный лес. А поможет нам в этом волшебная палочка, с помощью ее мы отправимся в сказку. Но для этого вы все закроете глаза, а я буду считать до трех и до каждого дотронусь своей палочкой. На счет три вы все откроете глаза.
Дети закрывают глаза.
Воспитатель: И так – один, два, три….(звучит спокойная музыка).
Дети открывают глаза
Воспитатель: Ребята, мы с вами очутились в сказочном осеннем лесу. Посмотрите, как красиво кругом. Осень бывает разной: то теплой, как летом, то золотой, когда листья окрашиваются в разные цвета, то сумрачной, хмурой, когда наступает поздняя осень, становится холодно, зима стоит уж на пороге. Но мы с вами в сказке и осенний лес такой чудесный. Листочки разноцветные: желтые, оранжевые, красные. Давайте пошуршим ими, ведь их столько много в лесу под ногами.
Воспитатель вместе с детьми имитируют движения ногами.
Воспитатель: Ребята сейчас я вам прочитаю загадки, а вы попробуйте их отгадать.
Загадки
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы
Уши больше головы?
Дети: Заяц
Воспитатель: Правильно, молодцы ребята. А вот еще одна загадка :
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки - ни одной.
Дети: Ежик
Воспитатель: Правильно, молодцы.
Воспитатель показывает картинки ежа и зайца.
Воспитатель: Ребята, а почему у ежа много иголок, зачем они ему?
Дети: С помощью них ежик защищается от врагов, от хищников.
Воспитатель: А какие еще бывают иголки?
Дети: Иголки еще бывают на елке.
Воспитатель: Ребята, в лесу очень много пеньков, давайте присядем и отдохнем.
Воспитатель: А где живут еж и заяц?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Правильно. Сейчас слушайте внимательно, задание будет трудным. Заяц трусливый. А как сказать про него по-другому? Подберите слова, по смыслу близкие к слову трусливый.
Дети: Боязливый, пугливый…
Воспитатель: Смелый еж. Подберите слова, близкие по смыслу к слову смелый.
Дети: Храбрый, отважный…
Если дети не смогут самостоятельно подобрать синонимы, воспитатель помогает.
Воспитатель: Похожи ли по смыслу слова: трусливый, боязливый, пугливый?
Дети: Да, похожи.
Воспитатель: Можно сказать, что заяц трусливый?
Дети: Да.
Воспитатель: А что заяц пугливый?
Дети: Да.
Воспитатель: Это близкие по смыслу слова, слова-друзья.
А сейчас давайте попробуем составить описание ежа и зайца. Описать – значит рассказать, какой еж, его внешний вид, действия и повадки. Я расскажу про зайца. Он серый, пушистый, с длинными ушами, косыми глазами, быстроногий и симпатичный зверек. Зайцы любят капусту и морковку. Мне очень нравятся зайцы.
Воспитатель: А теперь попробуйте вы рассказать про ежика.
Дети описывают ежа.
Воспитатель: А сейчас, ребята, закройте глаза и с помощью моей волшебной палочки произойдет чудо.
Дети закрывают глаза, а воспитатель считает до трех и меняет картинки на игрушки – ежа и зайца.
Воспитатель: А теперь давайте придумаем сказку о том, как ежик выручил зайца. Подумайте, что могло случиться с зайцем и как еж мог выручить своего друга. Сказка должна быть небольшой, интересно и законченной.
Дети составляют сказку, можно опросить несколько детей – дети могут рассказывать группами. После двух-трех рассказов воспитатель спрашивает, чья сказка понравилась больше и почему.
Воспитатель: А сейчас давайте немного отдохнем.
Релаксационная пауза
Я кленовый листочек.
Ребята, закройте глазки и представьте, что каждый из вас – кленовый листочек.
(Дети открывают глаза)
Он висел на дереве, но вдруг подул сильный осенний ветер, листочек оторвался с ветки и полетел далеко-далеко.
Мы листочки осенние
На деревьях висели.
Дунул ветер – полетели
И на землю тихо сели.
Снова ветер пробежал
И листочки все поднял
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
(Имитируют движения листочка. Каждый выполняет по-своему.)
Но ветер стих. Листочек опустился на землю и остался лежать с другими листиками, и ждать следующего случая, когда вновь подует ветер и перенесет его в другое место.
(Дети приседают на корточки. Во время игры звучит музыка)
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем еще в игру, которая называется «Шишка».
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Рыжая, пушистая,
На сосну взбирается,
Шишками кидается.
Дети: Белка.
Воспитатель показывает детям игрушку белку.
Воспитатель: Кто это?
Дети: Белка.
Воспитатель: Закончите предложения: белка бросила в волка…..
Дети: …Шишку
Воспитатель: На лбу у волка выросла….
Дети: …Шишка
Воспитатель: Какие шишки бросала белка?
Дети: Еловые, сосновые (если дети затрудняются, воспитатель помогает).
Воспитатель показывает шишки еловые и сосновые (предметы или картинки).Дети делают сравнение.
Воспитатель: Что вскочило у волка на голове?
Дети: Шишка.
Воспитатель: Еловая? Сосновая? Какая?
Дети отвечают.
Воспитатель: Какое веселое слово «шишка»! Подберите к нему сходные слова. Шишка – мышка…
Дети: Пышка, малышка, трусишка, мартышка…
Воспитатель: Молодцы, ребята, замечательные слова подобрали.
А сейчас давайте поиграем еще в одну игру.
Игра «Собери созвучные слова»
Воспитатель делит детей на две группы и раздает карточки. Нужно найти созвучную пару слова. Кто быстрее справится, тот и победил.
Воспитатель: Белка угостила ежа орехами, а он не смог их …съесть. Еж взял молоток и …расколол орехи. Что еще можно колоть?
Дети: Дрова.
Воспитатель: Чем можно уколоться?
Дети: Иглой.
Воспитатель: Почему?
Дети: Игла острая, колючая.
Воспитатель: Про что мы говорим острая?
Дети: Про иглу, пилу, вилку.
Воспитатель: Что бывает острый?
Дети: Нож, язык, слух, перец, нюх, ум (если дети затрудняются, воспитатель помогает).
Воспитатель: Что бывает острое?
Дети: Перо.
Воспитатель: Острые?
Дети: Ножницы, иглы.
Воспитатель: Закончите фразу так, чтобы было складно :
Где ты белочка гуляла
Дети: (составляют с помощью воспитателя) Я орешки собирала.
Воспитатель: Ты кого, ежок, нашел?
Дети: Я вам белочку привел.
Воспитатель: А ежиха в лес пошла…
Дети: Спелых ягод принесла.
Воспитатель: Быстро белочка скакала…
Дети: Все орешки растеряла.
Воспитатель: В стороне стоял грибок…
Дети: Еж его найти не смог.
Воспитатель: Молодцы, какие хорошие стихи у нас с вами получились.
А сейчас, ребята, пора нам возвращаться в детский сад. Закрывайте глаза, я досчитаю до трех, прикоснусь к вам своей волшебной палочкой, и мы окажемся в своей группе.
Воспитатель: Один, два, три…
Звучит медленная музыка
Дети открывают глаза и «оказываются в группе».
Воспитатель: Понравилось вам путешествие?
Дети: Да.
Дети делятся своими впечатлениями о путешествии по осеннем лесу, что понравилось больше всего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по развитию речи детей подготовительной группы с использованием сказкотерапии. Путешествие по сказочному осеннему лесу. Сочинение сказки на тему: Как ёжик выручил зайца.
Конспект занятия по развитию речи с использованием интерактивной технологии сказкотерапии. Решает несколько задач: позновательную, коммуникативно-развивающую, социально-ориентированную, создание...
Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Составление описательного рассказа по картине «Река замёрзла». Дифференциация звуков с – ш.
Разработка занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Составление описательного рассказа по картине «Река замёрзла». Дифференциация звуков с – ш.Задачи:- закреплят...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи детей подготовительной группы с использованием сказкотерапии. Путешествие по сказочному осеннему лесу. Сочинение сказки на тему: «Как ёжик выручил зайца».
Конспект интегрированного занятия по развитию речи детей подготовительной группы с использованием сказкотерапии.Путешествие по сказочному осеннему лесу.Сочинение сказки на тему: «Как ёжик в...
Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»
Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»Тема:Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»...
Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе "Пересказ сказки Э. Шима "Соловей и Воронёнок"
Конспект занятия разработан по В.В. Гербовой развитие речи в детском саду: Старшая группа. М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016, январь, занятие 6...
Методическая разработка занятия по развитию речи для старшей группы на тему "Зима пришла. Зимующие птицы"
Рассказ о зимующих птицах, сравнение снегиря и синицы, описателоьные и сюжетные рассказы о зиме....
НОД по формированию у дошкольников монологической речи на тему «Путешествие по сказочному лесу. Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»».
Тема НОД: Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»».Цель: формировать у дошкольников монологическую речьЗадачи:Обучающая: учить придумывать сказку на заданную тему, описыват...