Цели:
1. Продолжать учить составлять предложения по мнемотаблице, а из них короткий рассказ. Формировать умения обобщать, классифицировать.
2. Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.
3. Учить согласовывать глаголы с существительными.
4. Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику.
5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.
6. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
7. Продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.
Воспитательные задачи: Правильно формулировать своё отношение к друзьям, родителям. Воспитание в детях добрых чувств, взаимопомощи и сопереживания в сложившейся ситуации; Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, доброту, уважение к окружающим;
Развивать потребность к культурному общению.
Развивающие задачи : Развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь);
Образовательные задачи: учить отвечать на вопросы полными ответами.
Методические приемы:
Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ;
Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения,
Практические: дидактические игры и упражнения.
Материал:
• мультимедийный экран
• картинки с признаками осени
• интерактивный стол
• мяч
Словарная работа: желтеют, роняют, листопад, сухими, солнце, листья.
Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам», разучивание стихотворений об осенних месяцах
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ
Ход занятия
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом!
Скажем «Здравствуйте» руками!-(хлопки)
Скажем «Здравствуйте» ногами!-(топот)
Скажем «Здравствуйте» головами!-(кивок)
Встанет радостно кругом!
2. Артикуляционная гимнастика:
Приоткройте рот немножко, губы сделайте «окошком»(«Маленькое окно»)
Зубы рядышком стоят и в окошечко глядят.
Рот откройте, улыбнитесь, свои зубки покажите, («Большое окно»)
Сели дети на качели и взлетели выше ели, (Язык на верх. губе, ладони вверх)
Даже солнышка коснулись, а потом назад вернулись. (Аналогично вниз)
Тик – так, тик – так, тик – так, тик – так, ходят часики вот так. («Часики»)
Словно белки, мы без спешки, ловко щелкаем орешки. («Орешки»)
Испекли блинов немножко, остудили на окошке. («Лопатка», ладони вместе, л. л. сверху)
Есть их будем со сметаной, пригласим к обеду маму. («Лопатка», ладони вместе, п. л. сверху)
Вот и кончилась игра, заниматься нам пора! («Лошадка». – точка руками)
3. Дидактическое упражнение "Назови времена года".
Воспитатель:Сколько времен года вы знаете (Четыре) Правильно. Четыре. Давайте их назовем. Д/и " Назови время года"
4. Падежные конструкции. Практическое употребление предложного падежа существительных в единственном иво множественном числе.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим об одном из них. А вот о каком именно вам подскажет загадка.
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
(Дети отгадывают - осень).
(На экране появляется картина осени)
-Какое время года на экране (Осень)
-Как вы догадались (Приметы осени: трава пожелтела, птицы стали улетать, листья желтеют и опадают.)
-Правильно, это время года называется осень. В народе её часто называют осень золотая. Какая может быть осень (хмурая, холодная, печальная, солнечная, тёплая, яркая, жёлта, дождливая.) Посмотрите, как красиво вокруг.
4. Игра «Кто кричит?»Научить прислушиваться к звукам окружающего мира и по голосу птицы определять ее название. Закрепление обобщающих понятий «перелетные и зимующих птицы».
- Послушайте внимательно!
Звуки: стая уток, ворона каркает, воробей чирикает, дятел стучит, журавли курлычут.
-Что, вы услышали? (Полные ответы детей после каждого звука)
- Как называют птицы, которые осенью улетают?
- Каких перелетных птиц вы услышали?
- Какие зимующих птиц вы услышали?
5. Игра с мячом. Упражнять в подборе глаголов, соответствующих осенним явлениям природы (подбор глаголов к существительным)
-У меня есть волшебный мяч, мне его сегодня подарил осенний ветерок и попросил передать его вам. Давайте встанем в кружок и поиграем.
- листья осенью (что делают) –листья осенью желтеют и опадают
-дождь осенью (что делает) –дождь осенью моросит, идет.
-урожай осенью (что делают) –урожай осенью убирают.
- птицы осенью (что делают) — Птицы осенью улетают.
-деревья осенью (что делают) — Деревья осенью роняют листья.
-звери осенью (что делают)— Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
5. Физминутка (Пальчиковая гимнастика) “Осенний букет”.
- Ребята, давайте соберём осенний букет.
Хором.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать.).
Листья берёзы.
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба).
Мы соберём
В вазу осенний
Букет отнесём.).
-Молодцы ребята!
6.Показ мнемотаблицы
Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из—за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Часто идет холодный дождик. Птицы собираются и улетают в теплые края. В лесу выросли грибы и ягоды. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. Люди собирают урожай и готовятся к зиме (мнемотаблица)
Итог занятия:
- Вот наше занятие подошло к концу, скажите, ребята:
Что мы делали?
Чем занимались?
Что вам понравилось?