Конспект образовательной деятельности в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект занятия "Быт крестьян Городецкого края в прошлом".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ д/с № 49 « Ручеёк»
Конспект
образовательной деятельности
на тему: «Быт крестьян Городецкого края в прошлом»
для старшего дошкольного возраста
ОО «Познавательное развитие»
г. Городец
Тема: Быт крестьян Городецкого края в прошлом.
Цель: Способствовать углублению знаний детей о крестьянском быте, его особенностях в прошлом
Задачи: Формировать знания детей о роли и значении печи в русском доме, об использовании изделий национально – декоративно – прикладного творчества в оформлении интерьера дома.
Развивать познавательные интересы детей, коммуникативные умения.
Воспитывать интерес и уважение к русским традициям, укладу жизни.
Словарная работа: русская печь, под, шесток, заслонка, кочерга, ухват, горнушка, порог, наличники, ставни, рушник, косоворотка, сарафан.
Предварительная работа: экскурсия в музей «Русская изба», рассматривание иллюстраций, разучивание народных игр, пословиц, потешек.
Материал: слайды, предметы быта.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое»
Организация и методика проведения занятия:
В лесистых северных местах, по берегам рек и озёр садились, оседали, строили свои дома наши предки. Строились широко - ведь земли и леса много, а значит и строительный материал, рядом. Дома строили большие, с учётом прибавления семейства. Все вместе под одной крышей жили деды и отцы, внуки и правнуки. Семья- это, наверное, самое главное, что есть у человека. Это его опора, радость и тыл.
Семья в куче - не страшна туча
Вся семья вместе и душа на месте.
В избе все талантливо придумано и хитро сделано.
Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая, а порог, наоборот, высокий, чтоб меньше дуло. Нет в мире дома уютнее, чем наша русская изба. Срублена она из сосновых бревен, в ней всегда пахнет смолой.
А крышу крыли соломой или осиновыми дощечками. Передний конец крыши имел конёк – знак устремления.
Снаружи дома украшались резьбой. До наших времён сохранилась традиция использования наличников.
За окном зимой холодно, а в избе тепло и радостно. А что в избе самое главное? Отгадайте загадку:
Бабушка седа – бела
Зимой в селе мила
А как лето настает
Про бабушку забывают (печь)
- Правильно: печь, наша поилица и кормилица «Без печи изба – не изба» - говорили в старину. Печь ставили посреди горницы.
Русская печка нет её краше.
Матушке печке поклоны наши
Печка накормит и обогреет.
С печкой уютно в избе и теплее,
Вылечит печка и силы предаст,
в доме уют- полный создаст,
В ней и жарить, в ней и парить,
и зимой с ней как весной,
В старину, так говорили:
«Печь нам мать родная всем.
На печи всё красно лето,
у печи и сплю и ем».
Основание печи служит печное место, или опечек. Отгадайте загадку, посмотрим, о чем речь дальше пойдёт.
Рогат, да не бык,
хватает, да не сыт
людям отдаёт,
а сам на отдых идёт.
(Ухват)
Чёрный конь прыгает в огонь.
(Кочерга)
Стоит толстуха-
деревянное брюхо,
железный поясок.
( Ведро)
Был Кирилл копан,
был и топан,
был на базаре,
- пока молод был
сто голов кормил, а как упал,
так и пропал
(Горшок)
В его верхней части хранится вся печная утварь: ухваты, горшки, чугунки. В нижней части опечка зимой держали кур. Около выходного отверстия русской печки - устья - помещалась толстая доска - шесток, на которую ставили все, что в печь идёт и что из печи вытаскивают.
Топили печь ольхой да берёзой: дыма меньше, тепло дольше держится.
Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности.
На печи сушили одежду, обувь, грибы и ягоды. Здесь можно было поспать, укрывшись тёплым лоскутным одеялом. Дети постарше, очень любили поваляться на печке долгими зимними вечерами, сверху наблюдая за домашней работой своих бабушек, дедушек, матерей и отцов.
А совсем маленьких детей, даже иногда купали в печке. Да, да, не удивляйтесь, в печке настоящую баню устраивали. Настелет хозяйка в печь чистой соломы, поставит чугунок с горячей водой и лезут в печку наперегонки детишки.
Где тепло, там и добро.
Физкультминутка «Семья могучая»
В одном лесу дремучем Покачать руками над головой – “деревья”.
Жила семья могучая Сложить ладони в “замок”.
У них был дом огромный Соединить пальцы над головой “крыша”.
И крыша с трубой темной Показ трубы.
Из трубы в колечко дым Круговые движения рук в стороны.
Плим-плим-плим. Перещелкивание пальцами.
У хороших хозяев в избе всё сияло чистотой. На окнах вышитые занавески украшенные вышивкой, пол, скамьи выскреблены, на кроватях кружевные оборки - подзоры, оклады икон начищены до блеска.
Правый от печки угол назывался бабий кут или середа. Здесь командовала хозяйка, все было приспособлено для приготовления пищи. Отсюда и слово кут, закуток, т.е. обособленный уголок. Посуда ставилась на полки рядом с печью; возле окна находились сундук и прялка.
Ближе к печке подвешивалась люлька с младенцем, чтобы хозяйка могла прясть и одновременно качать люльку с младенцем.
Другой, левый от печки угол, назывался красный, т.е. красивый.
Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это особое место для гостей. Сажая гостей в красный угол, говорили:
«Встречай не с лестью, а с честью».
Умей в гости звать, умей и угощать.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Любая обиходная вещь, будь то детская люлька, ковш, занавеска - все украшалось резьбой, вышивкой, росписью. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти, туеса и корзины. Основным убранством избы были: стол, лавки, скамьи, сундуки. Ничто так не украшает избу, как рушник – небольшое полотенце для утирания рук и лица, а также вешали для украшения в красный угол избы. Полотенце сопровождало человека всю его жизнь - на него принимали новорождённого, в нём на свадьбу подносили хлеб и связывали руки молодым.
На Руси умение искусно вышивать передавалось из поколение в поколение, и обучать этому ремеслу начинали с 4 - 5 лет. К 15 - 16 годам девушка должна была сама приготовить себе приданое, в её сундуке накапливалось более100 вышитых изделий: полотенце, скатерти, подзоры, праздничные одежды.
На свадьбе из девичьего приданого устраивали своеобразную выставку, и гости строго на строго оценивали умение и художественный вкус невесты, убеждались в её трудолюбии, усердии и терпении.
Встречая гостей, хозяева наряжались в самые лучшие одежды. Мужчины носили рубаху, которая называлась - косоворотка. Подпоясывали рубаху кушаком. Мужские брюки были не широкие, холщёвые. Их носили, заправленными в обувь. Иногда выходные или праздничные штаны шили из ткани в полоску.
Главной частью женской одежды была сорочка или рубашка. Поверх сорочки надевали сарафан - длинную одежду без рукавов.
Дружно, весело и интересно жили наши предки, уважали старших и любили малых.
Что ни терем, ни изба –
Позолота, да резьба.
Терем, терем, теремок,
Он затейлив и высок,
В нем окошки слюдяные,
Все наличники резные,
А на крыше петушки
Золотые гребешки.
А в перилах на крылечке
Мастер вырезал колечки,
Завитушки да цветки
И раскрасил от руки.
В терему резные двери,
На дверях цветы и звери,
В изразцах на печке в ряд
Птицы райские сидят.
По стенам резные лавки
И дубовый стол резной.
Возле печки сохнут травки,
Собирали их весной
Да настой варили, чтобы
Пить зимою от хворобы.
Рядом с горницей передней
Спальня в горнице соседней,
И пастель в ней высока,
Высока – до потолка!
Там перины, одеяла
И подушек там немало,
И стоит, покрыт ковром,
Ларь с хозяйкиным добром.
Душно в тереме высоком
От натопленной печи:
Не откроют в холод окна
Наши предки русичи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/13/picture-23911-1586761326.jpg)
КОНСПЕКТ образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке Гуси-лебеди» Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений
Тема: «Путешествие по сказке Гуси - лебеди»Образовательная область: «Познавательное развитие»Тип: ИнтегрированноеИнтеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникатив...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие»
Конспект занятия по программе "детский сад 2100" "Идет волшебница - зима"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/10/picture-993277-1515575149.jpg)
Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (мир природы) на тему: «Волшебница – вода» (с элементами экспериментальной деятельности)
Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (мир природы) на тему: «Волшебница – вода» (с элементами экспериментальной деятельно...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/16/picture-1021771-1521192346.jpg)
Конспект образовательной деятельности в старшей группе по теме «Раскрась планету» нетрадиционные техники рисования Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Представляю подробный конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе на тему "Раскрась планету". Дети окунуться в увлекательное незабываемое к...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/07/picture-628252-1546880487.jpg)
Конспект ООД Тема: Образовательная область «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений» конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Завяжем кукле бантики»
Дата:Тема: «Завяжем кукле бантики»Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 10Задачи:Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.Продолжать формировать ...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на тему "Карлсон и его занимательные игры". Приоритетная образовательная область познавательное развитие.
Закрепление полученных знаний по теме недели "Дикие животные"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/31/picture-1150244-1596189293.jpg)
Конспект Образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Автобус» Приоритетная образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: Развивать конструктивные способности детей в аппликации.Обучающие задачи:Учить детей, передавать характерные особенности формы автобуса и его частей.Закреплять приемы вырезывания и аккуратного н...
- Мне нравится (1)