Конспект НОД «Волшебный сундучок» для детей 6-7 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Курдюмова Ольга Анатольевна

Воспитание любви и уважения к русской народной культуре через ознакомлению детей с русскими народными куклами. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

«Волшебный сундучок»

в группе общеразвивающей направленности 6 - 7 лет

Приоритетная образовательная область: «Познание»

В интеграции: «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье»,    «Музыка»,  «Художественное творчество», «Коммуникация».

Цель: развитие познавательных интересов  через ознакомление с народной куклой

   

Задачи:

Образовательные:

  1. формировать знания о народных куклах, расширить и закрепить знания о том, чем питались и лечились наши предки; познакомить с народной игрушкой — Зайчиком  на пальчик.
  2. расширить и закрепить умения и навыки по работе с тканью

Развивающие:

  1. развитие мышления, творческой активности
  2. развитие сенсорных и трудовых навыков
  3. развитие эстетического и художественного вкуса
  4. развивать мелкую моторику рук
  5. расширять и обогащать словарный запас детей (названия кукол, лекарь,названия трав)

Воспитательные:

  1. воспитание любви и уважения к русской национальной культуре
  2. воспитание интереса к русской народной кукле, её многообразию и назначению
  3. воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности

Оборудование: проектор, экран, сундучок, народные куклы, клубок, крупа, горшочек, полотенце, ложки, салфетки, мешочки с травами, разноцветные платочки.

                                                     Ход ННОД

Организационный момент

- Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Ну, вот и я, наконец-то , к вам в гости пришла! Да не одна, а с моим волшебным сундучком. Много в нём всякого добренького. Хотите узнать, что там у меня?

                                  (ответы детей)

Основная часть

- Ну, смотрите. ( осторожно засовывает руку в сундучок, делает вид, что в руке что-то есть, взмахивает рукой в сторону экрана; на экране появляется кукла) Слайд № 1

- Вот она, моя подружка. (вынимает куклу из сундучка). «А я уже здесь!»

- Кто же это?   (ответы детей). Она похожа на ваши куклы? (ответы) Это русская народная кукла. Называется Владимирская столбушка. Таких делали очень давно ваши пра-пра-прабабушки и пра-пра-прадедушки. Своими руками и из того, что было под рукой. Посмотрите и скажите, из чего же сделана эта кукла? (передаёт куклу детям)  (ответы детей)

- А что особенного вы в ней заметили?   (ответы)

- Да, у неё нет лица. В старину люди верили в злых духов и считали, что, если у куклы есть лицо или, хотя бы, глаза, то в неё может вселиться злой дух и навредить хозяину куклы. Поэтому дети сами придумывали кукле выражение лица: то она весёлая, то грустная, то задумчивая. А моя куколка сейчас о чём-то беспокоится (делает вид, что прислушивается к кукле)

  1. Столбушка спрашивает, не видели ли вы её друзей зайчиков? (ответы) Придётся отправиться в путь - дорогу на их поиски. А вы пойдёте со мной? (ответы) Не  забоитесь? А столбушку мы здесь оставим за порядком присматривать. Есть у меня помощник, он нам дорогу укажет (достаёт клубок, бросает — все идут за ним) Слайд №2

- Ох, притомились мы, устали. Надо отдохнуть и силушки набраться (стучит по сундучку) Ну-ка, сестрица Крупеничка, выходи! Слайд№3 (вынимает куклу из сундучка) Вот она, Крупеничка! Потрогайте её и догадайтесь, почему она так называется? (предположения детей)

- Внутри куколки — крупа. Она у неё и в этом мешочке (развязать мешочек, высыпать крупу на блюдо, рассмотреть)

- Что это за крупа? (ответы). Да, это гречка. Одна из самых любимых круп на Руси. Посмотрите, как красиво гречишное поле! Слайды№ 4,5. Первую горсточку для посева брали из мешочка Крупенички. А после сбора урожая наполняли мешочек свежей крупой.

- Ну-ка, Крупеничка, накорми ребяток. (вынуть из сундучка горшочек и полотенце)  Бросьте-ка, ребятки, в горшочек по щепотке гречки. (накрыть горшочек полотенцем) Слайд№6  Давайте все вместе скажем: «Ты, горшочек, потрудись, каша для ребят варись!» (снять полотенце, в горшке — каша)

- Давайте попробуем. Достаточно даже одной ложки волшебной каши (дети пробуют)  Вкусная каша? Ну, что, силушки прибавилось? Тогда идём дальше...

Слайд №7. (сундучок трясётся и подпрыгивает)

- Ой, что это с сундуком творится? (открывает) Слайд№8 (достаёт куклу)

- Ты зачем сюда пожаловала?! Мы тебя не звали! Ребята, вы знаете кто это? Да это же Лихоманка! Она всем вредит, болезни разные насылает: жар, озноб, кашель. Кто нам может помочь и спасти от болезней? (ответы детей)

- А в старину людей лечили знахари и лекари. И лечили не таблетками, а разными травами. Давайте позовём на помощь Кубышку-травницу. (зовут) Слайд№9.

- Вот она, Кубышка-травница. В её мешочках — лекарственные травы, а какой от юбочки аромат исходит! (передать детям) Правда, приятно пахнет? Там липа, душица, мята — очень полезные для здоровья. Слайд№10

-  Нам Кубышка приготовила душистые мешочки. Давайте ими прогоним Лихоманку! (дети бегут за куклой, она прячется в сундучок)

- Эй, Лихоманка, вылезай (стучит по сундучку) Ты, наверное, и с нашими зайчиками что-то плохое сделала? (вынимает из сундучка платочки) Слайд№11

- Посмотрите!! Она зайчиков в платочки превратила! Ну, не беда, а мы-то на что! Давайте сами чудо сотворим и зайчиков оживим. Сможете? А я вам помогу. Садитесь за столы.  Слайды №№ 12-19

- Складываем правый и левый уголки к середине. Затем складываем каждую сторону ещё раз пополам к середине. То, что получилось, складываем пополам по сгибу, в полосу. Теперь соединяем нижний и верхний уголки. Смотрите, уже ушки видны. Завязываем полосочку одним узлом, затягиваем, расправляем ушки. Вот он — зайчик на пальчик! Одевайте его. А я открою вам секрет: это не простой зайчик, а волшебный! С ним всегда можно поговорить «по душам», поделиться заботами. И он вас утешит, даст совет, нашепчет в ваше ушко что-то хорошее.

- А сейчас зайчики заведут с вами хоровод. (дети становятся в круг и под музыку выполняют несколько танцевальных движений)

Заключение

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы, ребята, молодцы! Смелые, умные, умелые. Куколки вам не зря помогали. Какая из них вам больше всего понравилась? (ответы) Зайчиков я оставляю вам, а куколок забираю с собой, они хотят и у других детей побывать.  Владимирская, полезай, Крупеничке пора и Кубышка прощай (складывает) Да тут куколки вам угощение приготовили! (раздать)

- Угощайтесь, на здоровье! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ФЭМП) «Тайна волшебного сундучка» (для детей 5–6 лет)

Развивать познавательные интересы детей дошкольного возраста, способствовать их интеллектуальному развитию....

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Конспект НОД "Волшебный сундучок"

Конспект нод по математике в средней группе...

Конспект НОД "Волшебный сундучок Осени"

Цель: Развитие ритмических навыков через все виды музыкальной деятельности путем приобщения детей к игре на музыкальных инструментах.Задачи:-  закрепить навыки воспроизведения ритма с помощь...

Конспект квеста «Поиск волшебного сундучка» для детей старшей группы детского сада

Литературный квест для детей старшего дошкольного возраста, направленный на обобщение знаний детей о литературных сказках и создание условий для развития познавательной активности....

Конспект музыкального занятия "Волшебный сундучок" для детей старшей группы

Цель: Формирование музыкальных и творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности(слушание музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальныхинструментах)Задачи:Обр...

Конспект занятия по развитию речи "Волшебный сундучок" для детей старшего дошкольного возраста

Материал заинтерересует педагогов, работающих над связной речью, речетворчеством, работающих в коррекционной группе....