Календарно-тематическое планирование по познавательно-исследовательской деятельности
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа) на тему
Календарно-тематическое планирование познавательно-исследовательской деятельности в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp.docx | 64.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по познавательно-исследовательской деятельности
в средней группе
Составила: воспитатель Баденская Светлана Викторовна
Месяц | Тема | Цель и задачи | Формы и методы работы . Пути достижения | Предметно-развивающая среда | Взаимодействия с родителями |
Сентябрь | Здравствуй, детский сад! «Сотрудники детского сада» | Познакомить с теми, кто работает в детском саду, что они делают, какие предметы им необходимы; воспитывать любовь к детскому саду, уважение к сотрудникам детского сада; | Экскурсия по детскому саду; наблюдение за трудом взрослых в детском саду; чтение стихотворений о детском саде. Дидактически игры:"Так бывает или нет?", «Оденься сам и помоги товарищу», «Где что можно делать?», «Чьи это предметы?» Пальчиковая гимнастика «Дружба». | Рассматривание иллюстрации «В детском саду»; Стихотворение: О. Высоцкая «Я хожу в детский сад» | Консультация для родителей. |
Моя группа (игрушки, матрёшка). «Откуда появилась матрешка?». |
Познакомить с историей матрёшки как народного промысла; Выяснить географию и особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции). Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи. | Рассматривание изображений разных матрешек; Чтение стихов, частушек, загадок о матрешке. Дидактические игры: «Собери матрешку». «Построй ряд с закрытыми глазами». «Эти удивительные узоры». Пальчиковые игры. | Куклы матрешки. Изображение Загорской, Полхов-майданской и Семеновской матрешки. Русские народные сарафаны и косынки. Трафареты (силуэты) матрешек. Таблицы с элементами народных росписей. Магнитофонные записи русских народных песен. Тексты русских народных потешек, пословиц, загадок, песен, частушек. Стихотворения: Л.Некрасова «Весёлые матрёшки». | Выставка: «Семейная матрешка». | |
Осень в гости к нам пришла. | Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о сезонных изменениях в природе. Формировать у детей умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы (обратить внимание детей на то, что осенью солнце светит реже, греет меньше; обратить внимание детей на то, что в пасмурные дни небо покрыто серыми облаками (тучами) – тяжелыми, низкими; а в солнечные дни – облака светлые, пушистые, как вата; отметить, как и почему движутся облака в ветреную погоду; уточнить представления о строении птиц; познакомить детей с изменениями в жизни птиц с наступлением осени, рассказать о перелетных птицах, расширять представления детей о многообразии насекомых, учить выделять и называть характерные особенности строения тела насекомых; обратить внимание на то, что в солнечную погоду можно увидеть множество насекомых, предложить детям сравнить весенний и осенний дождь, отметить различия: осенью дожди долгие, холодные, лужи долго не высыхают, учить детей замечать изменения на небе, происходящих осенью). | Экскурсии, Наблюдения за солнцем, за облаками, за насекомыми, за дождем, за небом. Сбор природного материала. - чтение художественной литературы, - рассматривание картинок, - дидактические игры: «Один - много», «Назови признаки осени», «Оденем куклу Олю на прогулку» загадки об осени; Пальчиковые игры. | Альбом «Осень», картинки, иллюстрации на тему «Осень», художественные произведения о осени: В. Семерин «Дождь по улице идёт». | Консультация «Учимся наблюдать с ребенком», оформление выставки «Осенние фантазии»; | |
От зёрнышка до булочки. Волшебное зёрнышко. | Вызвать желание узнать процесс выращивания и изготовления хлеба. Наблюдать за процессом прорастания побегов из зерен пшеницы; пошагово исследовать процесс прорастания пшеничных зерен. Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения. | Посев зерен пшеницы в землю, уход за посевами. Составление паспорта наблюдений. Чтение художественной литературы о хлебе. Рассматривание иллюстраций, картинок. Пальчиковые игры. |
Презентация «От зернышка до булочки» . - Контейнер с ростками пшеницы ( для проращивания: контейнеры, земля, зёрна пшеницы, лейки); паспорт наблюдений опыта «Проращивание зерен пшеницы» - Разные сорта хлеба. | Приобретение образцов хлебобулочных изделий | |
Октябрь | Огород "Посадим огород". | Учить различать овощи по характерным признакам | Рассматривание иллюстраций, картинок; Отгадывание загадок, чтение художественной литературы; Экспериментирование; Дидактические игры: «Узнай на вкус», «Вершки – корешки» Пальчиковые игры. | Комнатный горшок с землёй, совочек, лейка с водой, пачка с семенами. Загадки, художественные произведения о овощах: Ю. Тувим «Овощи». Иллюстрации, картинки. | Приобретение необходимых предметов для экспериментирования |
Фруктовый сад «Красящие вещества фруктов» | Познакомить детей с тем, что во всех фруктах есть сок и он имеет цвет. Выяснить откуда люди берут фруктовые соки, как они получаются, почему они все разного цвета. Предложить рассмотреть сок, рассказывает, что при высыхании сока остаются цветные пятна, такого же цвета, как и сам сок. Поэтому есть фрукты и пить сок нужно аккуратно, чтобы не забрызгать одежду. | Рассматривание иллюстраций, картинок; Отгадывание загадок, чтение художественной литературы; Экспериментирование; Дидактические игры: «Узнай на вкус», «Две корзинки». Пальчиковые игры. | Иллюстрации, картинки. Фрукты, соки из этих фруктов, одноразовые стаканчики, кусочки белой ткани. Загадки, художественные произведения о фруктах: В. Сутеев «Яблоко»; | Приобретение необходимых предметов для экспериментирования | |
Птицы "Почему птицы летают?" | Уточнить представления о строении птиц; Выяснить, что помогает птицам летать? Каким образом? Учить детей решать проблемный вопрос в процессе исследовательской деятельности методом сравнений и обобщений; делать выводы, рассуждать; познакомить детей с изменениями в жизни птиц с наступлением осени, рассказать о перелетных птицах, | Рассматривание иллюстраций, картинок; Отгадывание загадок, чтение художественной литературы; Экспериментирование; Дидактические игры: «Что это за птица?», «Скажи одним словом». Пальчиковые игры. | Иллюстрации, картинки. Перья птиц, вата, пуговицы, пластмассовые палочки - цельная и полая. Загадки, художественные произведения о птицах: Н. Калинина «Про птиц». | Приобретение необходимых предметов для экспериментирования | |
Золотая осень (деревья, кустарники, грибы, лесные ягоды) "Знакомство с осенними листьями" | Обогащать сенсорный опыт детей, развивать целенаправленное восприятие и самостоятельное обследование окружающих предметов с опорой на разные органы чувств. Учить распознавать свойства и качества природных материалов ( шелест осенней листвы, липкость мокрого листа и тд.). Знакомство с различными растениями. | Рассматривание иллюстраций, картинок; Отгадывание загадок, чтение художественной литературы; Прогулка на участке, Наблюдение «Листопад», исследование. Дидактические игры: «Какая осень?», «Отгадай дерево». Пальчиковые игры. | Иллюстрации, картинки. Загадки, художественные произведения о осени: И.Бунин «Листопад». | ||
Ноябрь |
Одежда «Из чего шьют одежду» | Формирование представлений детей о некоторых видах ткани: ситец и болонья, их свойствах, через экспериментирование. познакомить детей с некоторыми свойствами ткани: прочная, тонкая, мнется, не мнётся, гладкая, негладкая. Формировать поисково-исследовательские навыки | Рассматривание иллюстраций, картинок; Отгадывание загадок, чтение художественной литературы; Экспериментирование; Дидактические игры: «Что сшито из ткани?», «Одень куклу». Пальчиковые игры. | Иллюстрации, картинки. Образцы тканей ситец, болонья 4х6 см, те же ткани на картоне ½А4 (по количеству детей), картонные конверты с вырезанными контурами зонтов, набор для экспериментирования на 2-х детей: плоская тарелка, бумажная салфетка, ложка, вода в стакане; наклейки. Загадки, художественное произведение: Л. Брайловского «Я гуляю под зонтом!», | Приобретение необходимых предметов для экспериментирования.. |
Обувь "Ножки в резиновых сапожках" | Расширять представления о том из чего делают обувь. Научить вычленять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, эластичности, упругости, проводимости воды. Научить сравнивать резину с тканью. Узнавать вещи, сделанные из резины. Развивать умение анализировать и делать выводы, приобщать к познавательному общению. | Экспериментирование. Дидактические игры: «Подбери пару» «Разноцветный паровоз много обуви привез» | Пара резиновых сапог, различные резиновые предметы, резиновые шары по количеству детей, полоски бумаги, ткани на каждого ребенка, ёмкости с водой, резиновые перчатки. Различная обувь. Спички. | Приобретение необходимых предметов для экспериментирования. | |
Игрушки. Дымковская роспись. "Чудесная глина" |
Познакомить детей с одним из самых старинных промыслов России - Дымковской игрушкой; с материалом из которого сделаны дымковские игрушки ( глина, ее свойства: вязкая, пластичная, труднопроходимая для воды, слипшиеся комочки совсем не двигаются). | Рассматривание фотографий, иллюстраций; чтение литературы; Экспериментирование; Опыты-сравнения деревянных, глиняных и волосяных игрушек; Дидактические игры: «Составь узор», «Наряди Олешка»; | Иллюстрации, картинки Глина, лупа, баночки, вода, салфетки; Дымковские игрушки; Игрушки из различных материалов; Рассказ «Создание дымковской игрушки». | Консультация для родителей «Роль народных игр и игрушек в воспитании дошкольников» | |
Безопасное путешествие (ПДД) Детям об огне и пожаре. «В гости к Огоньку». | Формировать у детей основы пожарной безопасности, умения принимать правильные решения в экстренных ситуациях через познавательно – исследовательскую, экспериментальную и игровую деятельность. Закрепить знания детей о том, что огонь боится песка и воды. Расширять знания о пользе и вреде огня, о правилах пожарной безопасности. | Решение проблемных ситуаций, воображаемая ситуация, придание личностной значимости предстоящей деятельности, приемы активизации самостоятельного мышления детей, чтение художественной литературы, экспериментирование, поисковая деятельность, показ действий, оценка, метод вопросов. | Круглые аквариумы, свечи, пипетки, лопатки, цветные ленточки, леечки, груши, опрыскиватели – по количеству детей; ноутбук, перчатка огонька доброго и злого, картинки с огнём, музыка Хачатуряна "Танец с саблями", книга С. Маршак «Кошкин дом». | Консультация для родителей "Безопасность ребенка" | |
Домашние животные и птицы «Курочка Ряба» | Расширять знания детей о домашней птице, куриных яйцах и их свойствах. Способствовать развитию познавательной активности и любознательности в процессе экспериментирования; вызвать интерес и желание участвовать в проведении опытов; | Экспериментирование; Предварительная работа: игра-драматизация «Курочка Ряба»; за 3 дня до занятия поместить 1 сырое и 1 вареное яйца в банку с уксусом. | Сказка би-ба-бо «Курочка Ряба», игрушка-курица, вареные и сырые яйца, тарелки для проведения опытов, банки с водой, соль, емкость с уксусом, в которой находятся яйца, салфетки, картинки со здоровым и больным зубами, ложка, клеенки для рабочих столов. | Приобретение необходимых предметов для экспериментирования. | |
Декабрь | Зимушка - зима «Снежные чудеса» | Создать условия для формирования представлений детей о том, что снег — это твёрдое состояние воды; способствовать развитию умения экспериментальным способом доказывать, что снег очищает воздух; объяснить зависимость состояния снега от температуры воздуха, показать способы превращения снега в воду; | Предварительная работа. Наблюдения за снегом в тёплую и холодную погоду. Игры-забавы со снегом «Цветное снежное тесто», «Салют на снегу». Проведение опытов с родителями дома. Проведение экспериментов на прогулке. Решение проблемных ситуаций; чтение художественной литературы | Ванночки с холодной и тёплой водой, снег, баночки со снеговой водой, сказочный герой Снеговик, карточки-символы, полотенца, карточки с нарисованными снеговиками и снежинками, вырезанные снежинки с чёрными точками. Рассказ И.Ильина и Е.Сегала «Снежинки». | Консультация «Экспериментируем вместе с детьми»; |
Как звери готовятся к зиме «Расскажем медвежонку о зиме» | Расширять представления детей о зиме. Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Закрепить знания детей о зиме, о зимних природных явлениях, о свойствах снега. Расширить знания детей о диких животных, о том как они готовятся к зиме, учить понимать природные взаимосвязи. | Беседы на прогулках, рассказы о зиме, рассматривание картин о зиме, чтение художественной литературы. Дидактические игры: «Кто лишний», «Найди ошибку». Пальчиковые игры. | Иллюстрации, картинки. Загадки, художественное произведение: рус. нар. сказка «Зимовье зверей», Игрушка медвежонок, аудиозапись | Участие родителей в создании альбома «Путешествие в зимний лес». | |
Новый год у ворот «Волшебный мешочек Деда Мороза» | Формировать представления детей о магните и его способности притягивать некоторые предметы; связи между величиной магнита и силе его притяжения; применении магнитов в жизни людей. Развивать стремление детей к самостоятельному познанию через опытно-экспериментальную деятельность. | Экспериментирование; Наблюдение; Решение проблемных ситуаций; Дидактические игры: «Помоги Черепахе Тортилле» «Помоги Незнайке» | Сюрпризный мешочек, в ней: пластмассовая ложка, резиновая игрушка, деревянная расческа, стеклянная баночка, железный ключ от дверей, гвоздь, металлические ножницы, варежка с вшитым магнитом; магниты разной величины; карточки — схемы по количеству детей; напольный бассейн, удочки по количеству детей; чашка с горохом, гайками и винтиками | Приобретение необходимых предметов для экспериментирования. | |
Наша планета «Голубая планета» | Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды (не имеет цвета, вкуса, запаха, способность растворять некоторые вещества) . Уточнить и закрепить знания детей о значении воды. Обогатить знания детей о роли воды в жизни человека, животных и растений. | Показ презентации; демонстрация глобуса; Экспериментирование; Наблюдение; Решение проблемных ситуаций Дидактические игры: «Отвечай быстро», «Да – нет». Предварительная работа. Чтение художественной литературы. Рассматривание энциклопедии. «Жизнь в пресной воде», «Водоемы». Рассматривание иллюстраций | Символы, обозначающие свойства воды;Прозрачные пластмассовые стаканы 0, 25 по 3 штуки на каждого; Соломка для воды по 2 штуки на каждого; -Разовые ложки по 2 штуки на каждого; -Тарелочки с сахаром по 1 на стол; -Тарелочки с кофе по 1 на стол; Капельки и тучки для подвижной игры; -Ноутбук для просмотра презентации; -Аудиозапись «Дождя не боимся!» Экологические рассказы, сказки», К. Чуковский «Мойдодыр». | Приобретение необходимых предметов для экспериментирования | |
Январь | Праздничный калейдоскоп «Цветные льдинки для ёлочки» | Развивать познавательный интерес через знакомство с техникой проведения опытов с водой; продолжать знакомить со свойствами воды ( на морозе вода замерзает и становится льдом); учить делать простейшие правильные умозаключения. | Беседы о воде в природе: «Вода и её превращения», «История одной капельки», «Почему нужно беречь воду». Экспериментирование; Наблюдение; | Интерактивная доска, вода в прозрачных стаканах, гуашь разного цвета, кисточки, формочки для песка, мнемотаблица «Вода», фартуки, схемы «Правила безопасности при проведении опытов» | Консультация для родителей «Развитие любознательности» |
Зимние игры и забавы «Освобождение бусин из ледяного плена» | Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле; развивать дивергентное мышление при выборе способа действия; стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми; | Чтение сказки «Мороз Иванович» В.Ф.Одоевского; игры со льдом на прогулке; изготовление цветных льдинок. Наблюдение; Экспериментирование. Дидактические игры: «Какой бывает вода», «Какой лёд». | Замороженные во льду бусинки; баночки с тёплой водой; пластиковые тарелочки; пластиковые ложки; губки; салфетки; маска «бусинки». | Приобретение необходимых предметов для экспериментирования | |
Транспорт (наземный, подземный) «Упрямые предметы» ( Движение. Инерция) | Познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией. Формировать познавательный интерес желание наблюдать, исследовать, получать новые знания. | Экспериментирование; Решение проблемных ситуаций. Рассматривание иллюстраций Дидактические игры: «Кто управляет?», «Скажи наоборот». | Иллюстрации с изображением наземного транспорта разного вида | Рекомендации родителям о ПДД | |
Февраль | Транспорт (водный, воздушный). «Приключение кораблика» | Формировать представления о плавучести предметов. Формировать представления о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести и формы. | Экспериментирование. Решение проблемных ситуаций. Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «Плавает или тонет», «Тяжелый – легкий». | Деревянные бруски, камни, железные гайки, пластмассовые игрушки разного размера, емкости с водой, фартуки по количеству детей, игрушка «Дед Знай». | Приобретение необходимых предметов для экспериментирования |
Инструменты «Незнайкин клад» | Закреплять знание детей о свойствах материалов, из которых изготовлены различные инструменты (резины, пластмассы, металла). Упражнять в классификации предметов по цвету, форме материалу, назначению. Развивать любознательность. | Экспериментирование. Решение проблемных ситуаций. Рассматривание иллюстраций Дидактические игры: «Из чего сделано?», «Третий лишний». | Различные предметы, сделанные из резины, пластмассы, металла, набор картинок. | Консультация для родителей: «Дети и опасные предметы» | |
Наша Армия «Геркулес» | Поощрять исследовательский интерес, знакомить со способами обследования предметов (разных круп). Выяснить, почему овсяная каша называется "Геркулес". Дать детям знания о пользе и разнообразии каш; учить детей видеть и слышать. | Беседа о полезной еде, рассматривание иллюстраций «Хорошие манеры», разучивание стихотворения «Вредная еда». Экспериментирование. Решение проблемных ситуаций. Дидактические игры: «Разбери крупу», «Полезное - вредное». | Тарелочки, крупы: гречка, манка, рис, пшено, овсянка; сито, маленькие ситечки на каждого, готовые образцы ягод и орехов из бумаги иллюстрации продуктов питания. Стихотворение «Вредная еда» Н. Погодина | Консультация для родителей: «Здоровое питание - здоровый ребёнок» | |
Дом в котором я живу Мебель «Путешествие в сказку о трёх поросятах» | Расширение представления у детей о свойствах природного материала, используемого для строительства домов. формировать умение и навыки свойства соломы, прутьев, глины в процессе исследования. развивать умение устанавливать ассоциативные связи между предметами из разных природных материалов и их свойствами; - вызывать у детей интерес к изготовлению поделок из природного материала; | Чтение художественной литературы: «Три поросенка» Сергея Михалкова. Экспериментирование. Решение проблемных ситуаций. Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «Плавает или тонет», «Тяжелый – легкий». | Подносы-3шт., детали для домика Ниф-Ниафа проволочный каркас, веточки, крыша из гофрированной бумаги; для моделирования домика Нуф-Нуфа солома, верёвочка; для домика Наф-Нафа глина (за раннее сделанные кирпичики); сюрпризный момент маски героев (поросят и волка). | Приобретение необходимых предметов для экспериментирования. |
Март | Семья 8 марта «Угощение для мамы» | Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование. Познакомить детей с понятием «сыпучая»; закрепить понятия «мягкая», «легкая», «тяжелая», «сыплется», «отпечатки»; познакомить детей со способами действия: прикладывание, разравнивание, вливание, замешивание, просеивание; продолжать формировать у детей умение предвидеть последствия своих действий. | Экспериментирование. Решение проблемных ситуаций. Игра на мотив русской народной песенки «Тень – тень - потетень». Лепка из соленого теста. | Образцы муки, молока, сахара в стеклянных баночках; тазик с водой, салфетки тряпичные; на каждого ребенка: фартук, емкость с мукой, стакан с водой, сито, ложка. | Консультация для родителей: Тестопластика для детей |
Ранняя весна «Стоит на окошке цветок - огонёк». | Сакрепить знания воспитанников о комнатных растениях; продолжать формировать у воспитанников интерес к комнатным растениям; закрепить знания воспитанников об основных потребностях комнатных растений; закрепить навыки ухода за комнатными растениями; воспитывать любовь к растениям, желание за ними ухаживать. | Опыты, наблюдения, разгадывание загадок дидактические игры: «Добрые ладошки», «Угадай по описанию». Уход за комнатными растениями. Рассматривание иллюстраций Чтение художественной литературы: «Огонёк» Е. Благиной. | Игра «Что нужно растениям для роста», комнатные растения, инструменты для ухода за растениями, фартуки, магнитофон, компьютер. Художественная литература, иллюстрации. | ||
Посуда В мире стеклянной посуды | Познакомить детей со свойствами стекла (прозрачное, цветное, хрупкое, гладкое, водонепроницаемое, холодное, звучащее); Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества развивать любознательность, наблюдательность, внимательность; воспитывать бережное отношение к вещам. | Экспериментирование; Решение проблемных ситуаций Рассматривание иллюстраций Дидактические игры: «Чем был, чем стал», «Из чего сделано» чтение сказки "Про царя Задаваку и его стеклянный дворец" Г. Юрмина. | Небольшие стеклянные предметы, шарик, карандаши, стеклянная ваза, стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, спички, спиртовка, компьютер, проектор. | ||
Книги - наши друзья «Бумажная фея». | Расширить и закрепить представления о свойствах бумаги Учить обследовать предмет и устанавливать причинно – следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий, (разрывания, скручивания), познакомить с некоторыми свойствами бумаги (толстая, тонкая, прочная) | Экспериментирование; Наблюдение; Решение проблемных ситуаций Дидактические игры: «Что бывает из бумаги», «Бывает – не бывает». | Кукла «Бумажная Фея» выполненная из разнообразных видов бумаги. Предметы, изготовленные из бумаги (книга, альбом, салфетка, Раздаточный: квадратные листочки бумаги разных видов (салфетка, картинка ,игрушка, газета, журнал, шапочка-маска для театрализации и т. п.). цветная бумага, картон, ватман, конфетные фантики), емкость с водой, полотенца; | Консультация «Положи своё сердце у чтения»; | |
Музыкальная шкатулка «Звук и слух». | Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебания предмета. Формировать умение делать умозаключения; развивать наблюдательность детей, умение анализировать | Решение проблемных ситуаций; эксперименты, игровые упражнения: «Поиграй со звуком», «Прятки со звуками» | Почтовый ящик, письмо, бубен стеклянный стакан, газета, гитара, деревянная линейка, металлофон, детская металлическая посуда, магнитофон. | Консультация для родителей «Музыка начинается в семье» | |
Апрель | Я и мое тело «Мыльные чудеса». | Познакомить детей со свойствами и назначением мыла; развивать любознательность, наблюдательность, смекалку; закреплять правила безопасности при работе с мылом. В процессе практической деятельности с мылом и водой развивать умение наблюдать, сравнивать и делать умозаключения | Экспериментирование; Наблюдение: как дети моют руки с мылом , стараются надуть в ладошках мыльные пузыри. Чтение произведения К.И.Чуковского "Мойдодыр". | Кусочки мыла , весы, ванночка, губка, салфетка, трубочка, лист бумаги, карандаш простой, краски, молоко, мыло жидкое. | Приобретение необходимых предметов для экспериментирования |
Космическое путешествие (летает - не летает) «Путешествие на воздушном шаре» | Развивать познавательную активность детей в средней группе, посредством экспериментальной деятельности. Дать детям представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха; - подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас | Рассматривание картины Н. Дубовской «Притихло». Музыка: слушанье «Шум ветра» Л. Шапковой Чтение рассказа «Воздух» Ю.Ефремова. Беседа, Наблюдение за ветром, Эксперименты «Воздушный шар», «Водолазы». Дидактические игры: «Повторяй друг за другом», «Слушаем себя». Рассматривание иллюстрации: «Экологические проблемы воздуха», «Как люди научились использовать силу ветра» | Целлофановые пакеты, одноразовые стаканчики, воздушные шарики, листы бумаги по количеству детей. Банка с водой, трубочки, емкость с водой, вертушки Иллюстрации, художественная литература. | Приобретение необходимых предметов для экспериментирования | |
Пришла весна (первоцветы) «Тепло - холодно» | Наблюдение за образованием почек и распусканием листьев на ветке, помещенной в группу. Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растение. Развивать наблюдательность детей за природным объектам, явлениями, с ними происходящими. | Беседа; Наблюдения; Решение проблемных ситуаций; Чтение художественной литературы | Ветка сирени или березы, ваза с водой. Стихотворение Е. Карагановой «Письмецо». | Консультация для родителей «Прогулки на свежем воздухе» | |
Береги природу «На помощь обитателям леса» | Закреплять знания детей о природе. Обобщить знания детей об обитателях леса. Вырабатывать умение быстро находить правильный ответ, умение слушать ответы и дополнять их. Формировать устойчивый интерес к природе через эмоциональное отношение к ней. | Экскурсии в лес, чтение познавательной литературы о природе, наблюдения в природе, слушание голосов птиц, рассматривание картин о птицах, деревьях. | Фонограмма «Голоса птиц», мультимедийное оборудование (компьютер, экран, проектор), д/ и: «Подбери жилище для животных», клубок, письмо, прикрепленное к шишке, звуковое письмо, фонарик, макеты деревьев, яблоки. | ||
Май | Праздничный салют «Разноцветные шарики» | Путем смешивания основных цветов получить новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой. | Экспериментирование; Дидактические игры: «Цвета и оттенки», «Подбери по цвету». | Палитра, гуашевые краски, тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением, фланелеграф, модели – цветные круги и половинки кругов (соответствующие цветам красок) | Консультация для родителей «Что рисует ваш ребёнок» |
Веселый зоопарк «Зачем медведю шубка» (мех) | Продолжать закреплять знания об окружающей нас природе; формировать представление о жизни диких животных | Экспериментирование; Решение проблемных ситуаций; Дидактические игры: «Чей хвост? » «Назови по порядку». | Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые варежки. | Приобретение необходимых предметов для экспериментирования. | |
Цветущая весна «Майский жук» | Формирование навыки исследовательской работы. Расширить представления детей о насекомых - жуках, научить выделять их главные признаки, развивать умение сравнивать, уметь называть общие признаки, воспитывать любознательность, создать условий для развития познавательных и творческих способностей детей. | Наблюдение; Рассматривание иллюстраций; Решение проблемных ситуаций; Дидактические игры: «Сложи картинку», «Закончи предложение» | Пластмассовая модель жука, ноутбук, презентация « Насекомые», сачок для ловли насекомых. материалы: гуашь, баночки- непроливайки, половина альбомного листа и влажная салфетка для каждого ребенка | Консультация для родителей «Укусы насекомых». | |
Здравствуй, лето! «Волшебные лучи» | Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение источников света; понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него; познакомить с образованием тени от предметов. | Экспериментирование: опыты: «Свет», «Тень». Решение проблемных ситуаций; Дидактические игры: «Сложи картинку», «Закончи предложение» | Картинки с изображением источников света: солнца, луны, звезд, месяца светлячка, костра, лампы, фонари разной мощности, настольная лампа, свеча. | Консультация для родителей «Лето». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по познавательно-исследовательской деятельности для подготовительной группы
планирование познавательно-исследовательской деятельности...
Тематическое планирование по познавательно – исследовательской (конструктивной) деятельности
Тематическое планирование по познавательно – исследовательской (конструктивной) деятельности...
Календарно - тематическое планирование по познавательно - исследовательской и и продуктивной (конструктивной) деятельности в старшей группе
Календарно - тематическое планирование по познавательно - исследовательской и и продуктивной (конструктивной) деятельности в старшей группе...
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе/ Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе (дети от 4 до 7 лет)Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)...
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппе Вид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппеВид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)...
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности. Вид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)».
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в средней подгруппе, старшей подгруппеВид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)»...
Календарно-тематическое планирование по познавательно-исследовательской деятельности.
Календарно-тематическое планирование познавательно-исследовательской деятельности....