Календарно - тематическое планирование по познавательно - исследовательской и и продуктивной (конструктивной) деятельности в старшей группе
календарно-тематическое планирование по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Ющина Людмила Александровна

Календарно - тематическое планирование по познавательно - исследовательской и и продуктивной (конструктивной) деятельности в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема

Программное содержание

Оборудование

Примечание

Сентябрь

1.

Занятие №1. (конструирование) «Машины»

Формировать представления детей о различных машинах и их функциональном назначении. Упражнять в умении анализировать сделанные воспитателем постройки. Учить заменять одни детали на другие. Развивать творчество и фантазию.

Строительный материал

Л. В. Куцакова «Конструирование  из строительного материала» стр. 19

2.

Занятие №2.     «Наоборот»

Знакомить со словами «наоборот», «противоположно» и усвоение их значений; развитие умение находить к каждому слову (действию) противоположное слово.

Картинки с изображением взрослых животных и их детенышей, белый и черный кубики, одинаковые по величине.

Н. Е. Веракса, О. Р. Галимова «Позновательно- исследовательская деятельность дошкольников» стр.9-10

3.

Занятие №3. (конструирование) «Стрекоза»

Учить детей делать игрушку из природного материала по образцу, использовать для соединения частей игрушки пластилин, анализировать последовательность изготовления, умение подбирать материал нужной величины, формы. Развивать воображение, формировать интерес.

Семена ясеня, клена, семена яблока, сухая веточка любого дерева, пластилин.

И. Я. Базик «Что можно сделать из природного материала» стр. 35-36

4.

Занятие №4.    

 «Большой маленький»

Развивать умение находить и различать противоположности. Формировать действие «превращение».

Большая и маленькая куклы, большая и маленькая пуговицы, платок из плотной ткани.

Н. Е. Веракса, О. Р. Галимова «Позновательно- исследовательская деятельность дошкольников» стр.12-13

5.

Занятие №5. (конструирование)

«Дома»

Учить детей делать более сложное перекрытие, сооружать достаточно сложную конструкцию, украшать постройку. Формировать умение анализировать образец, находить отдельные конструктивные решения.

Строительный материал, конструкторы.

Л. В. Куцакова «Конструирование  из строительного материала» стр.13

Октябрь

1.

Занятие №1.  

«Превращение» 

Знакомство со словом «превращается», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов: «был- будет», «был- стал(станет)».

Картинки с изображением маленьких и больших деревьев, животных; пластилин, мед. бинт.

Н. Е. Веракса, О. Р. Галимова «Позновательно- исследовательская деятельность дошкольников» стр.14-15

2.

Занятие №2. (конструирование)

«Мосты»

Расширять представления детей о мостах. Упражнять в конструировании мостов. Совершенствовать конструктивные навыки, способность к экспериментированию, умение понимать, расчленять, строить схемы.

Строительный материал, конструкторы.

Л. В. Куцакова «Конструирование  из строительного материала» стр. 37

3.

Занятие №3.  

«Схема превращения» 

Освоение схемы «превращения». Формирование действия «превращения».

Предметные картинки, бумага, карандаши.

Н. Е. Веракса, О. Р. Галимова «Позновательно- исследовательская деятельность дошкольников» стр.16

4.

Занятие №4. (конструирование)

«Катер»

Познакомить детей с новыми деталями- кольцами, возможностью использовать их. Упражнять в замене одних деталей другими, учить планировать постройку, предварительно рассказывать о ней.

Картинка, фото с изображением катера, игрушка, строительный материал, конструктор.

З. В. Лиштван «Конструирование» стр. 71

Ноябрь

1.

Занятие №1.  

«Волшебные стеклышки» 

Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.

Лупа, бинокль, различные мелкие предметы, мелкие семена фруктов и овощей.

Г. П. Тугушева «Эксперементальная деятельность» стр.51

2.

Занятие №2. (конструирование)

«Сова»

Совершенствовать  практические умения работы с разнообразным природным материалом, навыки скрепления и соединения деталей игрушек с помощью инструментов, клея, пластилина. Закреплять интеллектуальные навыки. Развивать представление, воображение творчество.

Веточки, сучки, мох, еловая шишка, трава, пластилин, клей, картинки с изображением совы.

И. Я. Базик «Что можно сделать из природного материала» стр.105-106

3.

Занятие №3.  

«Почему предметы движутся» 

Познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трение»; показать пользу трения.  

Небольшие машины, пластмассовые и деревянные шары, неваляшка, игрушки.

Г. П. Тугушева «Эксперементальная деятельность» стр.51

Декабрь

1.

Занятие №1. (конструирование)

«Грузовик»

Вспомнить и закрепить ранее приобретенные приемы конструирования. Совершенствовать умение анализировать образец, строить в определенной последовательности, научить заменять кубики брусками.

Строительный материал.

З. В. Лиштван «Конструирование» стр.70-71

2.

Занятие №2.  

«Лед- вода» 

Развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме

и лете. Формирование действия «превращения».

Лед в целлофановом пакетике, две картинки с одинаковым пейзажем в разное время года

Н. Е. Веракса, О. Р. Галимова «Позновательно- исследовательская деятельность дошкольников» стр. 17-18

3.

Занятие №3. (конструирование)

«Автобус»

Учить детей вырезать одинаковые детали из бумаги, сложенные гармошкой для изготовления городского транспорта. Провести беседу о правилах дорожного движения, закрепить имеющиеся знания у детей. Развивать творчество, самостоятельность.

Игрушка – автобус, цв. бумага, альбомный лист.

З. В. Лиштван «Конструирование» стр.80

4.

Занятие №4.  

«Морозко» 

Формирование представлений об агрегатных превращениях воды и сезонных изменениях в природе. Формирование действий превращения.

Две конфорки, два кружка –

синий и красный, два кусочка льда

Н. Е. Веракса, О. Р. Галимова «Позновательно- исследовательская деятельность дошкольников» стр. 19-20

5.

Занятие №5. (конструирование)

«Фонарик трехсторонний»

Учить детей делать игрушку приемом склеивания выкройки; развивать воображение детей.

Прямоугольник 4*16 см, два прямоугольника 2*8см для украшения, нитка.

З. В. Лиштван «Конструирование» стр. 81

Январь

1.

Занятие №1.  

«Твердое - жидкое» 

Формирование представлений о твердых веществах и жидких. Развитие умения

наблюдать, сравнивать различные вещества. Формирование действий превращения.

Кусочек льда, камень, стакан молока, стакан воды, большой кусок льда, тазик с водой, камешек; картинки с изображением зимы и лета, корабля на волнах, водопада.

Н. Е. Веракса, О. Р. Галимова «Позновательно- исследовательская деятельность дошкольников» стр.21-22

2.

Занятие №2. (конструирование)

«Корзинка»

Закреплять у детей умение работать по выкройке. Развивать умение видеть готовую объемную игрушку в её плоской выкройке- развертке. Воспитывать самостоятельность, инициативу.

Квадрат с начерченными линиями, цв. бумага, образец- корзиночка, иллюстрации с изображением корзиночки.

З. В. Лиштван «Конструирование» стр.85-86

3.

Занятие №3.  

«Снегурочка» 

Формирование представлений об агрегатных превращениях воды. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действия превращения

Картонные кружки: один с изображением солнца, другой с изображением

Деда Мороза. Картинки: Дед Мороз и Снегурочка, старик и старуха.

Н. Е. Веракса, О. Р. Галимова «Позновательно- исследовательская деятельность дошкольников» стр.23-24

Февраль

1.

Занятие №1. (конструирование)

«Самолеты, вертолеты»

Расширять представления детей о различных летательных аппаратах, их назначении. Формировать обобщенные представления о данных видах техники, упражнять в создании схем будущих построек. Развивать пространственное мышление, умение делать умозаключения.

Строительный материал, конструкторы.

Л. В. Куцакова «Конструирование  из строительного материала» стр.25

2.

Занятие №2.  

«Жидкое- твердое» 

Формирование представлений о плавлении и отвердевании веществ. Развитие

способностей к преобразованию. Формирование действия превращения.

Стакан горячего компота, стакан с замороженным компотом. Кусочки парафина.

Н. Е. Веракса, О. Р. Галимова «Позновательно- исследовательская деятельность дошкольников» стр.25-27

3.

Занятие №3. (конструирование)

«Суда»

Расширять обобщенные  представления детей о различных видах  судов, в зависимости их строения от назначения. Упражнять в построении схемат. изображений судов и конструировании по ним, в построении элементарных чертежей судов, в умении рассуждать, аргументировать решения.

Строительный материал, конструкторы, геометр. фигуры, простые карандаши.

Л. В. Куцакова «Конструирование  из строительного материала» стр.46

4.

Занятие №4.  

«Нагревание- охлаждение» 

Формирование представлений о нагревании, охлаждении, плавлении и отвердевании. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действий превращения

Картинки: Пятачок в постели, холодильник с открытой дверцей, плита

с дымящейся кастрюлей.

Н. Е. Веракса, О. Р. Галимова «Позновательно- исследовательская деятельность дошкольников» стр.28-29

                Март

1.

Занятие №1 (конструирование)

«Пингвины на льдине»

(коллективно)

Развивать умение работать коллективно, объединяя свои поделки с общим замыслом. Закреплять интеллектуальные навыки. Воспитывать дружественные отношения между детьми, вызывая положительные эмоции.

Еловые шишки, фисташки, чашечки желудя, пенопласт, веточки, горох, бумага.

И. Я. Базик «Что можно сделать из природного материала» стр. 112

2.

Занятие №2.  

«Солнце дарит нам тепло и свет» 

Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень её поглощения разными предметами, материалами.

Настольная лампа, набор предметов, изготовленных из разных материалов.

Г. П. Тугушева «Эксперементальная деятельность» стр.61

3.

Занятие №3 (конструирование)

«Улицы города»

Активизировать знания детей, учить их творчески понимать ранее приобретенные конструкторские умения. Учить размещать свои постройки с учетом расположения построек других детей.

Игрушки, транспорт, флажки, строительный материалы, конструкторы.

З. В. Лиштван «Конструирование» стр.77-78

4.

Занятие №4.  

«Почему дует ветер?» 

Познакомить детей с причиной возникновения ветра- движением воздушных масс; уточнить представление детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх- он легкий, холодный опускается вниз- он тяжелый.

Рисунок «Движение воздушных масс», схема изготовления вертушки, свеча.

Г. П. Тугушева «Эксперементальная деятельность» стр.64

5.

Занятие №5 (конструирование)

«Заяц»

Закреплять умение детей делать поделки из природного материала. Формировать умение планировать последовательность действий. Воспитывать настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Игрушка- заяц, желуди, чашечка желудя, пластилин, веточки, крылатки.

Л. В. Куцакова «Конструирование » стр. 64

Апрель

1.

Занятие №1.  

«Испарение» 

Формирование представлений об испарении воды – превращении воды в пар

при нагревании. Формирование целостного представления об агрегатных состояниях воды:

лед – вода – пар. Развитие представлений об источниках тепла (теплые руки, горячая плита,

солнце). Развитие способностей к преобразованию

Кусочки льда, стакан со льдом, плитка или спиртовка,

небольшая кастрюля.

Н. Е. Веракса, О. Р. Галимова «Позновательно- исследовательская деятельность дошкольников» стр.30-31

2.

Занятие №2 (конструирование)

«Роботы»

Упражнять детей в создании схем и чертежей, в моделировании и конструировании из строит. материала и деталей конструкторов. Развивать воображение, внимание.

Строительные материалы, конструкторы.

Л. В. Куцакова «Конструирование  из строительного материала» стр. 29

3.

Занятие №3.  

«Золушка» 

Закрепление знаний об агрегатных состояниях воды. Формирование представлений об испарении жидкостей. Развитие способностей к преобразованию.

Одеколон (или спирт) во флаконе, пипетка, блюдечки.

Н. Е. Веракса, О. Р. Галимова «Позновательно- исследовательская деятельность дошкольников» стр.32-34

4.

Занятие №4 (конструирование)

«Декоративное пано»

Учить детей самостоятельно готовить основу для панно из пластилина, по схемам составлять из различного материала узоры. Развивать фантазию, воображение.

Плотный картон, пластилин, природный материал, семена, чешуя, семечки, косточки.

Л. В. Куцакова «Конструирование » стр. 63

Май

1.

Занятие №1.  

«Стирка и глажение белья» 

Формирование представлений об испарении воды. Развитие способностей к пре-

образованию.

Кукольные платье и штанишки, тазик с водой, горячий утюг; картинки:

грязный ребенок, чистый ребенок

Н. Е. Веракса, О. Р. Галимова «Позновательно- исследовательская деятельность дошкольников» стр.37-38

2.

Занятие №2 (конструирование)

«Конструирование по замыслу»

Учить детей самостоятельно планировать свою деятельность, подбирая необходимый материал. Развивать умственную активность в процессе изготовления поделки.

Строительные материалы, конструкторы

Л. В. Куцакова «Конструирование  из строительного материала»

3.

Занятие №3.  

«Конденсация» 

Формирование представлений о конденсации воды – превращении пара в воду

при охлаждении пара. Развитие способностей к преобразованию

Вода в чайнике или кастрюле, зеркало или стекло. Картинки: избушка на

курьих ножках, Баба-яга, Настенька, ручеек

Н. Е. Веракса, О. Р. Галимова «Позновательно- исследовательская деятельность дошкольников» стр.39-40

4.

Занятие №4 (конструирование)

«Архитектура и дизайн»

Развивать творческие и конструкторские возможности детей, фантазию, изобретательность; упражнять в моделировании и конструировании, в построении схем; учить самостоятельно находить способы выполнения заданий и выполнять их; развивать образное пространственное мышление.

Строительный материал, бумага, карандаш, ластик.

Л. В. Куцакова «Конструирование  из строительного материала» стр. 50-52


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по познавательно-исследовательской деятельности.

Календарно-тематическое планирование познавательно-исследовательской деятельности....

Календарно-тематическое планирование по познавательно-исследовательской деятельности

Календарно-тематическое планирование познавательно-исследовательской деятельности в средней группе...

Планирование образовательной, познавательно-исследовательской, продуктивной (конструктивной) деятельности в старшей группе детского сада на 2020-2021 учебный год

План образовательной,  познавательно-исследовательской, продуктивной (конструктивной) деятельности в старшей группе детского сада на 2020-2021 учебный год составлен по методическим пособиям:...