Название программы: «Доброта детям» Тематика: «Формирование ценностных ориентиров у воспитанников младшего дошкольного возраста, на основе духовно-нравственного воспитания»
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа) на тему
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 45, город Саров. Нижегородской области
Название программы: «Доброта детям»
Тематика: «Формирование ценностных ориентиров у воспитанников младшего дошкольного возраста, на основе духовно-нравственного воспитания»
Авторы:
Гаврилова Елена Владимировна,
воспитатель высшей квалификационной категории;
Костина Мария Васильевна,
воспитатель первой квалификационной категории
г. Саров, Нижегородской области,
год разработки программы 2018
Пояснительная записка
Цели и задачи программы
Цель программы: Формирование ценностных ориентиров у воспитанников младшего дошкольного возраста, на основе духовно-нравственного воспитания.
Задачи:
· формировать у воспитанников чувства любви к малой родине, на основе приобщения к русским народным традициям посредством творческой, познавательно-исследовательской деятельности, культуре;
· воспитывать культуру взаимоотношений между сверстниками и взрослыми; на основе элементарных общепринятых норм и правил поведения в обществе;
· побуждать ребёнка оказывать взаимопомощь, воспитывать такие качества как дружелюбие, трудолюбие;
· развивать у воспитанниковмышление, речь, воображение, умение выявлять причинно – следственные связи,проводить сравнения и делать выводычерез специальных игры и упражнения;
· дать представления о традициях семейного уклада и формировать основы православия у родителей ребёнка;
Актуальность этой программы обуславливается тем, что она формирует у воспитанников традиционные для православной России духовно-нравственные ценности, раскрывая духовную одаренность дошкольника, формируя его личностный рост, формирует его гражданское самосознание, любовь к малой родине, к укладу жизни и традициям своего народа. Поэтому, представленная программа способствует выполнению и реализации задач по духовно- нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности, игровой самостоятельной деятельности дошкольника. Рабочая программа духовно-нравственного воспитания составлена на обучение дошкольников в возрасте от 2 до 4 лет и рассчитана на 1 год.
Рабочая программа разрабатывалась на основе следующих нормативных документов:
· Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384);
· Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
· Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. – М.: Издательский дом «Истоки», 2015. – 216с. Под редакцией И.А. Кузьмин, О.А. Абрамова, Л.П. Сильвестрова;
· Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. – 5-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2014 – 161 с.
· Социокультурный системный подход к истокам в образовании. Истоковедение. Том 11. – М.: Издательский дом «Истоки»,2012. – 320с.
· Основная образовательная программа «Детский сад № 45» ссылка на программу. http://detskysad-45.caduk.ru/DswMedia/osnovnayaobrazovatel-nayaprogramma.pdf
· Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика Синтез, 2015.
Наше с вамибудущее зависит от того какими воспитаем, мы наше поколение, наших детей. Мы ответственны за наше будущее поколение и должны работать сообща педагог и родители, общественность. Наша задача это создание условий, способствующих формированию и закреплению духовности, стремлениюдошкольника к возвышенному, святому и доброму. Мировоззренческие постулаты и ценностные ориентиры, заложенные в детстве, будут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.Патриотизм и духовно-нравственное сознание, закладывается сейчас при формировании и развитии ребёнка как личности.
Мы также должны помнить, «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» Василий Александрович Сухомлинский.
Поэтому мы сами должны быть носителями духовно – нравственной культуры, к которойхотим приобщить ребёнка.
Духовно - нравственное воспитанием это уважение ктрадиция семьи, своего народа, любовь к близким людям, к своему краю, малой родине, любовь к природе. Семья – это ближнее его окружение, где формируются и даются представления таких понятий как добро и зло, о честь, совесть и долг.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание бесценно. Оно несёт в себе нравственные принципы и устои, без которых невозможно создание и развитие прогрессивного развитого общества. Ребёнок это будущее нашего общества, его основа,который должен обладать нравственными качествами, привитыми в детстве.
Возрастные и индивидуальные особенности
детей младшего дошкольного возраста
Дети младшего дошкольного возраста характеризуются повышенной насыщенностью физического и психического развития.
Именно в этом возрасте 3 -4 лет происходят психо – физиологические изменения уребенка, что и обуславливает его характер и содержаниесамостоятельной деятельности в отношениях с близким окружением.
Общение с взрослым в данном возрасте приобретает важную роль, являющееся для дошкольников гарантом психологического комфорта. Общаясь с взрослыми, ребёнок приобретает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. В младшем возрасте формируется потребность в общении со сверстниками. В игровой среде возникают первые «творческие» сообщества, где дети «примеряют» на себя различные роли и корректируют под него свое поведение.
Взрослый для ребёнка, выступает как образец поведения. У дошкольника появляется стремление к освоению этого мира. Появляются новые возможности для воспитания ребёнка, а именно: «Доброго отношения к близкому окружению, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию».
Происходят изменения в развитии речи:происходит обогащение словарного запаса, формируются определённые суждения об окружающем, выражающиеся небольшими рассказами.
Основополагающим в духовно – нравственном воспитании ребёнка являются: воспитание любви к традициям своей семьи, своей малой родине, чувство патриотизма, толерантности, доброго отношения к окружающим тебя людям, честности, справедливости, ответственности за свои поступки и слова. Большую роль играет организация всей жизни ребенка в соответствии с основополагающими принципами общечеловеческой морали, и выполнение ежедневного алгоритма надлежащего поведения, которые сопровождаются специальные беседы и разъяснения в игровой и повседневной жизни.
Формы, методы и приёмы по духовно – нравственному воспитанию
1.Познавательная деятельность – (чтение и обсуждение художественной литературы, сказок, фольклор).
2. Нравственная деятельность - (уроки доброты и толерантности, знакомство с традициями православия).
3. Продуктивная деятельность – (создание аппликаций, фигурок, конструкций, поделок, рисунков).
4.Творческая деятельность (рисование в разных техниках, лепка из глины, музыкальное творчество, танцы).
5. Совместная деятельность, с участиемродителей и детей, направленная на нравственное и духовное продвижение семьи, упрочивание семейных ценностей, уважение и взаимопонимание (семейные и православные праздники, игры и конкурсы).
6. Театрализованная деятельность (разыгрывание сказок и исполнение песен, потешек, закличек православных праздников).
Формы и методы по реализации основных задач программы
· Проведение православных праздников;
· «Уроки доброты»;
· Беседа, игры нравственного и духовно – нравственного содержания;
· Организация выставок и Мини – музея (совместная деятельность детей и родителей);
· Рассматривание иллюстраций в книгах и картин;
· Постановка музыкальных сказок духовно – нравственного содержания;
· Целевые прогулки в природу;
· Просмотр слайдов, мультфильмов, использование аудиозаписей.
Направления работы, по духовно – нравственному воспитанию младших дошкольников используемые в программе
· Нравственно – образовательное направление (образовательная деятельность, беседы, устные поручения).
· Культурно – познавательное направление (посещение православного объединения «Мир», просмотр спектаклей по духовно – нравственной тематике, прослушивание аудиокассет по данной теме).
· Нравственно – трудовое направление (оказание помощи при наведении порядка в группе, на участке, творческая деятельность, изготовление открыток к праздникам).
· Воспитательно – оздоровительное направление (досуговая деятельность, музыкально – спортивные тематические мероприятия,игровые ситуации, целевые прогулки).
Учебно – тематический план
Образовательная деятельность по духовно – нравственному воспитанию реализуется на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса. Образовательная деятельность проводится в соответствии с рекомендуемыми нормами: продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада; объёмом учебной нагрузки с учётом требований СанПиН2.4.1.3049-13.
Программа «Доброта детям» обуславливает организованную образовательную деятельность, длительность которой зависит от психофизиологических особенностей дошкольников в соответствии с возрастом.
Содержание программы
Календарно – тематическое планирование работы с детьми
Дни недели/ месяц | Тема | Задачи | Направление/ область | Методы и приёмы | Вид деятельности | Итоговое мероприя тие |
Октябрь 1неделя
Понедельник Среда Пятница
| Предварительная работа
| Актуализация знаний по теме. Формировать понятийный аппарат. | Направление: Познавательно-речевое развитие Область: Чтение художественной литературы | Чтение стихотворения «Белая берёзка» (кн.Доброе слово стр.4) | Чтение художественной литературы |
|
2 неделя
Понедельник
Среда
Пятница
|
«Ласковое имя» | Формировать и обогащать словарь (имя, имя в уменьшительно-ласкательной форме) | Направление: Познавательно-речевое развитие Область: Коммуникация Область: Познание Направление: Художественно-эстетическое развитие Область: Музыка | Д/и: «Назови ласково» Цель: воспитывать в детях доброе отношение к сверстникам. Целевая прогулка в парк, наблюдение за берёзой Хороводная песня
| Игровая Познавательно-исследовательск Музыкально-художественная «Ай-да берёзка» Пение, вождение хороводов(кн. Доброе слово стр.4) |
|
3 неделя
Понедельник
Среда
Пятница
| «Назови своё имя ласково» |
| Направление: Художественно-эстетическое развитие Область: Художественное творчество Направление: Социально-личностное развитие. Область: Труд | Изготовление продукта (Лепка белоствольной берёзоньки)
Совместный со взрослыми труд (уборка опавших веточек берёзы на участке) | Продуктивная Трудовая
|
Создание плоскостного барельефа рощи берёз (коллективная работа)
|
4 неделя
Понедельник
Среда
Пятница |
«Любимое имя»
| Побуждать детей называть друг друга ласково. Развивать речь детей. Активизировать слова, образующие уменьшительно-ласкательную форму | Направление: Познавательно-речевое развитие Область: Чтение художественной литературы Область: Коммуникация Направление: Физическое развитие. | Чтение сказки «Теремок» Ситуативный разговор по сказке «Теремок» Подвижная игра с правилами «У медведя во бору»
| Чтение художественной литературы Коммуникативная Двигательная
|
|
Ноябрь 1 неделя
Понедельник
Среда Пятница
| «Доброе слово» | Задачи: развивать диалогическую речь, воспитывать желание оказывать помощь окружающим. Формировать доброжелательное отношение к близким людям | Направление: Познавательно-речевое развитие Область: Коммуникация Направление: Художественно-эстетическое развитие Область: Музыка
| Д/и: «Улыбнись со мною вместе» Цель: учить детей толерантности, внимательно относится друг к другу, формировать позитивное настрой по отношению к сверстникам
| Игровая Музыкально-художественная Хороводная песня «Кто у нас хороший?» Пение, вождение хороводов (кн.Доброе слово стр.20 |
Хороводная песня |
2 неделя
Понедельник
Среда
Пятница
|
|
Активизация словаря добрых слов, поступков
| Направление: Познавательно-речевое развитие Область: Коммуникация
Направление: Познавательно-речевое развитие Область: Чтение художественной литературы
| Д/и: «Воздушный шар» Цель: учить детей называть героев сказки, которые помогают другим
.
| Чтение стихотворения «Доброе утро» (кн.Доброе слово стр.21
| Д/и: «Добрые слова» Цель: воспитывать доброе отношение друг к другу
Фестиваль: «Во имя добра» |
3 неделя
Понедельник
Среда
Пятница
|
|
| Направление: Познавательно-речевое развитие Область: Чтение художественной литературы Направление: Художественно-эстетическое развитие
Область: Художественное творчество.
| Придумывание истории из предложенных слов (кн. Доброе слово стр.21)
Проговаривание потешек (кн. Доброе слово стр.22) Рисование (оформление) Страницы 23 книги Доброе слово Написать предложенное ребёнком доброе слово | Коммуникация
Продуктивная
|
|
5 неделя
Понедельник
Среда
Пятница
|
|
| Направление: Физическое развитие. Область: Физическая культура
Направление: Познавательно-речевое развитие Область: Чтение художественной литературы
Область: Музыка
Область: Коммуникация
| Подвижная игра с правилами «Курочка и цыплята
Чтение сказки «Репка» (кн.Добрая книга стр.5-9)
Хороводная игра «Репка» Пение, вождение хороводов (кн.Добрая книга стр.11
Д/и: «Мешок плохих поступков» Цель: Воспитывать в детях желание совершать только хорошие поступки |
Двигательная
Чтение художественной литературы
Музыкально-художественная
Коммуникация
|
|
Декабрь
2 неделя
Понедельник
Среда
Пятница
|
Ласковая песня
|
Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Песня».
Развитие умения слушать друг друга, петь простые колыбельные песни.
Формирование речевой активности детей через рассказывание о своей маме, исполнение колыбельных песен |
Направление: Художественно-эстетическое развитие Область: Музыка
Чтение художественной литературы
Коммуникация
|
Прослушивание колыбельных песен на магнитофоне
Проговаривание потешек (кн. Доброе слово стр.24)
Сюжетно-ролевая игра: «Уложи куклу спать» Цель: Закреплять речевую активность детей через пение колыбельной Попевки «Кукольная колыбельная» (кн. Доброе слово стр.25) |
Чтение художественной литературы
Коммуникация
|
Музыкально-художественная гостиная приглашает. Тема: «Колыбельная»
Пение колыбельной вместе с детьми перед сном в сон час
|
3 неделя
Понедельник
Среда
Пятница
|
|
| Направление: Познавательно-речевое развитие Область: Коммуникация Направление: Социально-личностное развитие. Область: Труд
| Рассматривание и беседа по иллюстрациям, изображающим укладывание младенца. Поручение (надеть кукле Даше шапочку)
|
Коммуникация
Трудовая
|
Ресурсный круг. Тема: «Спой мне мама» |
4 неделя
Понедельник
Среда
Пятница
|
Праздничная песня (Рождество)
|
Воспитывать у детей интерес к народным праздникам и русским традициям. Воспитывать такие нравственные качества как любовь и заботу о ближнем.
| Направление: Художественно-эстетическое развитие Область: Музыка
Направление: Познавательно-речевое развитие Область: Чтение художественной литературы
| Пение колыбельных песенок (кн. Доброе слово стр.24-26)
Пение праздничных песен «Рождество», «Нарядили ёлочку» (кн. Доброе слово стр.28
Чтение рассказа «Ёлка» (кн.Доброе слово стр.29) | Музыкально-художественная
Музыкально-художественная Чтение художественной литературы |
Участие в Рождественских мероприятиях Колядки
|
5 неделя
Понедельник
Среда
Пятница | Праздничная песня (Рождество)
| Продолжать воспитывать у детей интерес к народным праздникам
| Направление: Познавательно-речевое развитие Область: Чтение художественной литературы
Направление: Художественно-эстетическое развитие Область: Художественное творчество | Чтение стихотворения «Ёлочка» (кн.Доброе слово стр.30)
Рисование (раскрашивание рождественской ёлочки раскраски) на стр. 31 (кн.Доброе слово) | Чтение художественной литературы
Продуктивная |
|
Январь 2 неделя Понедельник Среда
Пятница |
Рождество Христово |
Воспитывать у детей интерес к народным праздникам и русским традициям.
|
Направление: Художественно-эстетическое развитие Область: Художественное творчество | Беседа «Колядки», чтение стихотворений и рассматривание иллюстраций | Продуктивная деятельность |
Посиделки («Рождественский вертеп») |
3 неделя Понедельник
Среда
Пятница
|
Крещение Господне
|
Воспитывать такие нравственные качества как любовь и заботу о ближнем окружении |
| Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек»
|
Рассматривание иллюстраций по данной тематике |
Выпуск брошюры для родителей «Поиграй со мноймалыш» |
4 неделя
Понедельник
Среда
Пятница
|
«Рождество Христово»,
«Крещение Господне» Зимние забавы |
Продолжать уделять должное внимание воспитанию детей и вызвать интерес к народным праздникам и русским традициям.
|
Направление: Художественно-эстетическое развитие Область: Художественное творчество
| Д/и «Собери картинку».
Рус.нар. игра «У медведя во бору» |
Чтение стихотворений и рассматривание иллюстраций
|
|
Февраль 1 неделя Понедельник
Среда
Пятница |
Русские богатыри
| Продолжать развивать диалогическую речь, побуждать в желании подрожать, близким людям |
|
Стихи для папы «Мы мужчины»
Рассматривание альбома с фотографиями пап воспитанников «Я с папой» |
Д/и «Что любит делать папа» Рус.нар. игра «Гори ясно» |
Спортивный – музыкальный праздник «Бравые солдаты»
|
2 неделя Понедельник
Среда
Пятница |
| Воспитывать такие нравственные качества как честь, забота, ответственность, любовь, заботу о родных тебе людях | Направление: Познавательно-речевое развитие Область: Чтение художественной литературы | Чтение рус.нар. сказок о подвигах русских богатырей.
|
|
|
3 неделя Понедельник
Среда
Пятница | Мой папа лучше всех
| Формировать доброжелательное отношение к ближнему окружению |
| Игры- забавы с папой. Просмотр презентации: «Служу Отчизне» |
|
|
4 неделя
Понедельник
Среда
Пятница | Доброе слово Отчизне | Продолжать воспитывать такие нравственные качества как честь, забота, ответственность, любовь, вера | Направление: Познавательно-речевое развитие Область: Чтение художественной литературы
| Игры- забавы по данной тематике.
Военно – патриотического характера | Игры- забавы | Тематическое мероприятие |
Март 1 неделя
Понедельник Среда Пятница | Ласковые слова для мамы | Задачи: развивать диалогическую речь, воспитывать желание делать подарки близким людям.
| Направление: Познавательно-речевое развитие Область: Чтение художественной литературы |
« Сюжетно-ролевые игры «Моя семья»,
| Чтение стихотворений о маме и бабушке
| Праздник посвященный Женскому дню.
|
2 неделя Понедельник Среда Пятница
| Мама солнышко моё
| Формировать доброжелательное отношение к ближнему окружению
| Направление: Познавательно-речевое развитие Область: Чтение художественной литературы
|
Дидактическая игра «Профессии»
| Беседа: «Как я помогаю маме»
| Оформление стенда «Я и мама»
|
3 неделя Понедельник Среда Пятница | Праздник «Всё для мамы» мамы | Воспитывать такие нравственные качества как доброта, оказание помощи |
| Букет для любимой(прод.деят |
|
|
4 неделя Понедельник Среда Пятница | Я мамин лучик золотой | Воспитание чувств заботы, любови, ответственности, веры | Направление: Художественно-эстетическое развитие Область: Художественное творчество | Дидактическая игра «Скажи как мама» | Обсуждение: «Мама какая» (ласковая, добрая, умная, трудолюбивая)
| Оформление стенгазеты «Я мамин лучик золотой»
|
Апрель 1 неделя
Понедельник
Среда
Пятница
|
Пасха
|
Продолжать уделять должное внимание воспитанию детей и вызвать интерес к народным праздникам и русским традициям. |
| Д/И «Назови правильно». Игры с конструктором
«Наш прекрасный городок». Рус.нар. игра «Золото» | Оформление выставки «Мой любимый город»
Чтение рассказов и сказок местных писателей. Беседа « Как нам транспорт помогает» Наблюдение за светофором. | (Прод. деят.«Пасхальное яйцо»)
(прод. деят) |
2 неделя
Понедельник
Среда
Пятница |
Мой любимый город
|
Задачи: развивать диалогическую речь, воспитывать любовь к своему городу
|
Направление: Познавательно-речевое развитие Область: Чтение художественной литературы |
|
Целевая прогулка по улицам города в сопровождении родителей |
Целевая прогулка Тематическое мероприятие |
3 неделя
Понедельник
Среда
Пятница |
Город, в котором мы живём
| Продолжать формировать понятийный аппарат и диалогическую речь, воспитывать любовь к своему городу | Направление: Познавательно-речевое развитие Область: Чтение художественной литературы
|
|
| Целевая прогулка Тематическое мероприятие |
4 неделя
Понедельник
Среда
Пятница | Улицы и дома, в которых мы живём |
Продолжать расширять представление об улицах нашего города | Направление: Познавательно-речевое развитие Область: Чтение художественной литературы
|
| Совместная пешеходная прогулка по территории д/сада родителей и детей |
|
Май 1 неделя
Понедельник
Среда
Пятница |
Мой родной край
|
Продолжать углублять знания по теме: «Мой родной край» | Направление: Познавательно-речевое развитие Область: Чтение художественной литературы
| Д/и «Назови как я».
| Совместная пешеходная прогулка в парк родителей и детей | Беседа и рассматривание иллюстраций «Мой родной край» |
2 неделя
Понедельник
Среда
Пятница | Мои друзья
| Продолжать воспитывать такие духовно – нравственные качества как доброта, оказание помощи, взаимовыручки толерантность, забота, любовь, | Направление: Познавательно-речевое развитие Область: Чтение художественной литературы
|
Рус.нар. игра «Здравствуй дедушка Прокоп!» | Рус.нар. игра | Игровая деятельность |
3 неделя
Понедельник
Среда
Пятница |
«Пусть всегда будет солнце | Продолжать воспитывать такие нравственные качества как доброжелательность, взаимовыручки позитивное отношение к окружающим | Направление: Художественно-эстетическое развитие Область: Художественное творчество
| Художественное творчество | Совместная деятельность | Рисунок на асфальте совместно с родителями |
Ожидаемые результаты освоения программы
1. Знакомство и усвоение первичных представлений о духовно-нравственных ценностях и реализации их в социуме, семье, окружающем мире и становление себя как духовно – развитой личности в этом мире.
2. Потребность и умение выразить себя в различных видах деятельности в соответствии с духовно-нравственными ценностями (способность взаимодействовать в социуме, договариваться, обмениваться, корректировать действия, использоватьприобретённые знания и умения).
3.Консолидациянавыков и умений, для того чтобы регулировать своё поведение и управлять своими действиями (иметь понятие о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится не нарушать правила поведения, соотносить своё поведение с общепринятыми нормамии анализировать ситуации в которых испытываешь чувство стыда, где его поведение неблаговидно).
4.Проявления у дошкольников познавательного интереса к отношениям, поведению сверстников и взрослых, потребность их осмысливать (задавать вопросы взрослым, желание самостоятельно действовать, в случаях неразрешимости ситуации обращаться за помощью).
Система оценки результатов освоения программы
Концепция особенностей дошкольного образования и развитие дошкольного детстваделают необоснованными требования от дошкольникасиюминутных образовательных достижений. Таким образом,оценка постижения Программы представленачерез целевые ориентиры дошкольного образования и представляет собой предложенные характеристики в соответствии с возрастом и возможных достижений дошкольника к завершению им образовательной деятельности в детском саду.
Целевые ориентиры:
· не подлежат прямой оценке;
· не может быть основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
· не может обуславливать объективную оценку в соответствии установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки дошкольника;
Ее результатами могут пользоваться для решения образовательных задач, при реализации программы, где может проводиться оценка индивидуального развития воспитанника.
Для проведения педагогической диагностики могут использовать различные методы: обсуждение, наблюдение,диагностическая ситуация,
анализ продуктов детской деятельности.
В рамках программы «Доброта детям» одним из основных рекомендуется использовать метод создания диагностических ситуаций, используя специально подобранные (разработанные, адаптированные) упражнения и задания для детей.
Взяв за основу параметры Основная образовательная программа «Детский сад № 45» ссылка на программу. http://detskysad-45.caduk.ru/DswMedia/osnovnayaobrazovatel-nayaprogramma.pdfи программу «От рождения до школы» под редакции Н.А.ВЕРАКСЫ, был разработан критериальный аппарат для диагностики дошкольников, и оформлены таблицы для удобства отслеживания особенностей развития и достижения каждого воспитанника, и оптимизации работы с подгруппой детей.
Работа с родителями.
ФГТ к основной общеобразовательной программе координируют дошкольное образование на сотрудничество с родителями ребёнка в образовательном процессе. Работа с законными представителями является важным фактором восвоении программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования. Делая акцент на том, что решающую роль в духовно – нравственном воспитаниидетей играет его семья, недостаточно формировать систему ценностей только в дошкольном учреждении. Эта работа должна вестись и в семье, и в детском саду.
Программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» ставит следующие задачи:
· Объединить усилия дошкольного учреждения и семьи с целью формирования единыхценностей.
· Вооружитьпедагога социокультурным инструментарием, способствующим формированию духовно – нравственной основы личности, начиная с дошкольного возраста.
· Повышать педагогическую культуру родителей.
Список используемой литературы
1. Основная образовательная программа «Детский сад № 45» ссылка на программу. http://detskysad-45.caduk.ru/DswMedia/osnovnayaobrazovatel-nayaprogramma.pdf
2. Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. – М.: Издательский дом «Истоки», 2015. – 216с. Под редакцией И.А. Кузьмин, О.А. Абрамова, Л.П. Сильвестрова;
3. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. – 5-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2014 – 161 с.
4. Социокультурный системный подход к истокам в образовании. Истоковедение. Том 11. – М.: Издательский дом «Истоки»,2012. – 320с.
5. Веракса Н.Е. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика Синтез, 2014. — 368
6. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //docs.cntd.ru/document/901764917
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/obr-dok.html
8. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2015.
9. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.
10. Татаринова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
11. Султанова Н. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» // Дошкольное воспитание 2004 №5, с13-17.
Интернет ресурсы:
1. http://detskysad-45.caduk.ru/DswMedia/osnovnayaobrazovatel-nayaprogramma.pdf
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 45, город Саров. Нижегородской области
Название программы: «Доброта детям»
Тематика: «Формирование ценностных ориентиров у воспитанников младшего дошкольного возраста, на основе духовно-нравственного воспитания»
Авторы:
Гаврилова Елена Владимировна,
воспитатель высшей квалификационной категории;
Костина Мария Васильевна,
воспитатель первой квалификационной категории
г. Саров, Нижегородской области,
год разработки программы 2018
Пояснительная записка
Цели и задачи программы
Цель программы: Формирование ценностных ориентиров у воспитанников младшего дошкольного возраста, на основе духовно-нравственного воспитания.
Задачи:
- формировать у воспитанников чувства любви к малой родине, на основе приобщения к русским народным традициям посредством творческой, познавательно-исследовательской деятельности, культуре;
- воспитывать культуру взаимоотношений между сверстниками и взрослыми; на основе элементарных общепринятых норм и правил поведения в обществе;
- побуждать ребёнка оказывать взаимопомощь, воспитывать такие качества как дружелюбие, трудолюбие;
- развивать у воспитанниковмышление, речь, воображение, умение выявлять причинно – следственные связи,проводить сравнения и делать выводычерез специальных игры и упражнения;
- дать представления о традициях семейного уклада и формировать основы православия у родителей ребёнка;
Актуальность этой программы обуславливается тем, что она формирует у воспитанников традиционные для православной России духовно-нравственные ценности, раскрывая духовную одаренность дошкольника, формируя его личностный рост, формирует его гражданское самосознание, любовь к малой родине, к укладу жизни и традициям своего народа. Поэтому, представленная программа способствует выполнению и реализации задач по духовно- нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности, игровой самостоятельной деятельности дошкольника. Рабочая программа духовно-нравственного воспитания составлена на обучение дошкольников в возрасте от 2 до 4 лет и рассчитана на 1 год.
Рабочая программа разрабатывалась на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. – М.: Издательский дом «Истоки», 2015. – 216с. Под редакцией И.А. Кузьмин, О.А. Абрамова, Л.П. Сильвестрова;
- Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. – 5-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2014 – 161 с.
- Социокультурный системный подход к истокам в образовании. Истоковедение. Том 11. – М.: Издательский дом «Истоки»,2012. – 320с.
- Основная образовательная программа «Детский сад № 45» ссылка на программу. http://detskysad-45.caduk.ru/DswMedia/osnovnayaobrazovatel-nayaprogramma.pdf
- Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика Синтез, 2015.
Наше с вамибудущее зависит от того какими воспитаем, мы наше поколение, наших детей. Мы ответственны за наше будущее поколение и должны работать сообща педагог и родители, общественность. Наша задача это создание условий, способствующих формированию и закреплению духовности, стремлениюдошкольника к возвышенному, святому и доброму. Мировоззренческие постулаты и ценностные ориентиры, заложенные в детстве, будут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.Патриотизм и духовно-нравственное сознание, закладывается сейчас при формировании и развитии ребёнка как личности.
Мы также должны помнить, «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» Василий Александрович Сухомлинский.
Поэтому мы сами должны быть носителями духовно – нравственной культуры, к которойхотим приобщить ребёнка.
Духовно - нравственное воспитанием это уважение ктрадиция семьи, своего народа, любовь к близким людям, к своему краю, малой родине, любовь к природе. Семья – это ближнее его окружение, где формируются и даются представления таких понятий как добро и зло, о честь, совесть и долг.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание бесценно. Оно несёт в себе нравственные принципы и устои, без которых невозможно создание и развитие прогрессивного развитого общества. Ребёнок это будущее нашего общества, его основа,который должен обладать нравственными качествами, привитыми в детстве.
Возрастные и индивидуальные особенности
детей младшего дошкольного возраста
Дети младшего дошкольного возраста характеризуются повышенной насыщенностью физического и психического развития.
Именно в этом возрасте 3 -4 лет происходят психо – физиологические изменения уребенка, что и обуславливает его характер и содержаниесамостоятельной деятельности в отношениях с близким окружением.
Общение с взрослым в данном возрасте приобретает важную роль, являющееся для дошкольников гарантом психологического комфорта. Общаясь с взрослыми, ребёнок приобретает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. В младшем возрасте формируется потребность в общении со сверстниками. В игровой среде возникают первые «творческие» сообщества, где дети «примеряют» на себя различные роли и корректируют под него свое поведение.
Взрослый для ребёнка, выступает как образец поведения. У дошкольника появляется стремление к освоению этого мира. Появляются новые возможности для воспитания ребёнка, а именно: «Доброго отношения к близкому окружению, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию».
Происходят изменения в развитии речи:происходит обогащение словарного запаса, формируются определённые суждения об окружающем, выражающиеся небольшими рассказами.
Основополагающим в духовно – нравственном воспитании ребёнка являются: воспитание любви к традициям своей семьи, своей малой родине, чувство патриотизма, толерантности, доброго отношения к окружающим тебя людям, честности, справедливости, ответственности за свои поступки и слова. Большую роль играет организация всей жизни ребенка в соответствии с основополагающими принципами общечеловеческой морали, и выполнение ежедневного алгоритма надлежащего поведения, которые сопровождаются специальные беседы и разъяснения в игровой и повседневной жизни.
Формы, методы и приёмы по духовно – нравственному воспитанию
1.Познавательная деятельность – (чтение и обсуждение художественной литературы, сказок, фольклор).
2. Нравственная деятельность - (уроки доброты и толерантности, знакомство с традициями православия).
3. Продуктивная деятельность – (создание аппликаций, фигурок, конструкций, поделок, рисунков).
4.Творческая деятельность (рисование в разных техниках, лепка из глины, музыкальное творчество, танцы).
5. Совместная деятельность, с участиемродителей и детей, направленная на нравственное и духовное продвижение семьи, упрочивание семейных ценностей, уважение и взаимопонимание (семейные и православные праздники, игры и конкурсы).
6. Театрализованная деятельность (разыгрывание сказок и исполнение песен, потешек, закличек православных праздников).
Формы и методы по реализации основных задач программы
- Проведение православных праздников;
- «Уроки доброты»;
- Беседа, игры нравственного и духовно – нравственного содержания;
- Организация выставок и Мини – музея (совместная деятельность детей и родителей);
- Рассматривание иллюстраций в книгах и картин;
- Постановка музыкальных сказок духовно – нравственного содержания;
- Целевые прогулки в природу;
- Просмотр слайдов, мультфильмов, использование аудиозаписей.
Направления работы, по духовно – нравственному воспитанию младших дошкольников используемые в программе
- Нравственно – образовательное направление (образовательная деятельность, беседы, устные поручения).
- Культурно – познавательное направление (посещение православного объединения «Мир», просмотр спектаклей по духовно – нравственной тематике, прослушивание аудиокассет по данной теме).
- Нравственно – трудовое направление (оказание помощи при наведении порядка в группе, на участке, творческая деятельность, изготовление открыток к праздникам).
- Воспитательно – оздоровительное направление (досуговая деятельность, музыкально – спортивные тематические мероприятия,игровые ситуации, целевые прогулки).
Учебно – тематический план
Образовательная деятельность по духовно – нравственному воспитанию реализуется на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса. Образовательная деятельность проводится в соответствии с рекомендуемыми нормами: продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада; объёмом учебной нагрузки с учётом требований СанПиН2.4.1.3049-13.
Программа «Доброта детям» обуславливает организованную образовательную деятельность, длительность которой зависит от психофизиологических особенностей дошкольников в соответствии с возрастом.
Содержание программы
Календарно – тематическое планирование работы с детьми
Дни недели/ месяц | Тема | Задачи | Направление/ область | Методы и приёмы | Вид деятельности | Итоговое мероприя тие |
Октябрь 1неделя Понедельник Среда Пятница | Предварительная работа | Актуализация знаний по теме. Формировать понятийный аппарат. | Направление: Познавательно-речевое развитие Область: Чтение художественной литературы | Чтение стихотворения «Белая берёзка» (кн.Доброе слово стр.4) | Чтение художественной литературы | |
2 неделя Понедельник Среда Пятница | «Ласковое имя» | Формировать и обогащать словарь (имя, имя в уменьшительно-ласкательной форме) | Направление: Познавательно-речевое развитие Область: Коммуникация Область: Познание Направление: Художественно-эстетическое развитие Область: Музыка | Д/и: «Назови ласково» Цель: воспитывать в детях доброе отношение к сверстникам. Целевая прогулка в парк, наблюдение за берёзой Хороводная песня | Игровая Познавательно-исследовательск Музыкально-художественная «Ай-да берёзка» Пение, вождение хороводов(кн. Доброе слово стр.4) | |
3 неделя Понедельник Среда Пятница | «Назови своё имя ласково» | Направление: Художественно-эстетическое развитие Область: Художественное творчество Направление: Социально-личностное развитие. Область: Труд | Изготовление продукта (Лепка белоствольной берёзоньки)
Совместный со взрослыми труд (уборка опавших веточек берёзы на участке) | Продуктивная Трудовая | Создание плоскостного барельефа рощи берёз (коллективная работа) | |
4 неделя Понедельник Среда Пятница | «Любимое имя» | Побуждать детей называть друг друга ласково. Развивать речь детей. Активизировать слова, образующие уменьшительно-ласкательную форму | Направление: Познавательно-речевое развитие Область: Чтение художественной литературы Область: Коммуникация Направление: Физическое развитие. | Чтение сказки «Теремок» Ситуативный разговор по сказке «Теремок» Подвижная игра с правилами «У медведя во бору» | Чтение художественной литературы Коммуникативная Двигательная | |
Ноябрь 1 неделя Понедельник Среда Пятница | «Доброе слово» | Задачи: развивать диалогическую речь, воспитывать желание оказывать помощь окружающим. Формировать доброжелательное отношение к близким людям | Направление: Познавательно-речевое развитие Область: Коммуникация Направление: Художественно-эстетическое развитие Область: Музыка | Д/и: «Улыбнись со мною вместе» Цель: учить детей толерантности, внимательно относится друг к другу, формировать позитивное настрой по отношению к сверстникам | Игровая Музыкально-художественная Хороводная песня «Кто у нас хороший?» Пение, вождение хороводов (кн.Доброе слово стр.20 | Хороводная песня |
2 неделя Понедельник Среда Пятница | Активизация словаря добрых слов, поступков | Направление: Познавательно-речевое развитие Область: Коммуникация Направление: Познавательно-речевое развитие Область: Чтение художественной литературы | Д/и: «Воздушный шар» Цель: учить детей называть героев сказки, которые помогают другим . | Чтение стихотворения «Доброе утро» (кн.Доброе слово стр.21 | Д/и: «Добрые слова» Цель: воспитывать доброе отношение друг к другу Фестиваль: «Во имя добра» | |
3 неделя Понедельник Среда Пятница | Направление: Познавательно-речевое развитие Область: Чтение художественной литературы Направление: Художественно-эстетическое развитие Область: Художественное творчество. | Придумывание истории из предложенных слов (кн. Доброе слово стр.21) Проговаривание потешек (кн. Доброе слово стр.22) Рисование (оформление) Страницы 23 книги Доброе слово Написать предложенное ребёнком доброе слово | Коммуникация Продуктивная | |||
5 неделя Понедельник Среда Пятница | Направление: Физическое развитие. Область: Физическая культура Направление: Познавательно-речевое развитие Область: Чтение художественной литературы Область: Музыка Область: Коммуникация | Подвижная игра с правилами «Курочка и цыплята Чтение сказки «Репка» (кн.Добрая книга стр.5-9) Хороводная игра «Репка» Пение, вождение хороводов (кн.Добрая книга стр.11 Д/и: «Мешок плохих поступков» Цель: Воспитывать в детях желание совершать только хорошие поступки | Двигательная Чтение художественной литературы Музыкально-художественная Коммуникация | |||
Декабрь 2 неделя Понедельник Среда Пятница | Ласковая песня | Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Песня». Развитие умения слушать друг друга, петь простые колыбельные песни. Формирование речевой активности детей через рассказывание о своей маме, исполнение колыбельных песен | Направление: Художественно-эстетическое развитие Область: Музыка Чтение художественной литературы Коммуникация | Прослушивание колыбельных песен на магнитофоне Проговаривание потешек (кн. Доброе слово стр.24) Сюжетно-ролевая игра: «Уложи куклу спать» Цель: Закреплять речевую активность детей через пение колыбельной Попевки «Кукольная колыбельная» (кн. Доброе слово стр.25) | Чтение художественной литературы Коммуникация | Музыкально-художественная гостиная приглашает. Тема: «Колыбельная» Пение колыбельной вместе с детьми перед сном в сон час |
3 неделя Понедельник Среда Пятница | Направление: Познавательно-речевое развитие Область: Коммуникация Направление: Социально-личностное развитие. Область: Труд | Рассматривание и беседа по иллюстрациям, изображающим укладывание младенца. Поручение (надеть кукле Даше шапочку) | Коммуникация Трудовая | Ресурсный круг. Тема: «Спой мне мама» | ||
4 неделя Понедельник Среда Пятница | Праздничная песня (Рождество) | Воспитывать у детей интерес к народным праздникам и русским традициям. Воспитывать такие нравственные качества как любовь и заботу о ближнем. | Направление: Художественно-эстетическое развитие Область: Музыка Направление: Познавательно-речевое развитие Область: Чтение художественной литературы | Пение колыбельных песенок (кн. Доброе слово стр.24-26) Пение праздничных песен «Рождество», «Нарядили ёлочку» (кн. Доброе слово стр.28 Чтение рассказа «Ёлка» (кн.Доброе слово стр.29) | Музыкально-художественная Музыкально-художественная Чтение художественной литературы | Участие в Рождественских мероприятиях Колядки |
5 неделя Понедельник Среда Пятница | Праздничная песня (Рождество) | Продолжать воспитывать у детей интерес к народным праздникам | Направление: Познавательно-речевое развитие Область: Чтение художественной литературы Направление: Художественно-эстетическое развитие Область: Художественное творчество | Чтение стихотворения «Ёлочка» (кн.Доброе слово стр.30) Рисование (раскрашивание рождественской ёлочки раскраски) на стр. 31 (кн.Доброе слово) | Чтение художественной литературы Продуктивная | |
Январь 2 неделя Понедельник Среда Пятница | Рождество Христово | Воспитывать у детей интерес к народным праздникам и русским традициям. | Направление: Художественно-эстетическое развитие Область: Художественное творчество | Беседа «Колядки», чтение стихотворений и рассматривание иллюстраций | Продуктивная деятельность | Посиделки («Рождественский вертеп») |
3 неделя Понедельник Среда Пятница | Крещение Господне | Воспитывать такие нравственные качества как любовь и заботу о ближнем окружении | Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек» | Рассматривание иллюстраций по данной тематике | Выпуск брошюры для родителей «Поиграй со мноймалыш» | |
4 неделя Понедельник Среда Пятница | «Рождество Христово», «Крещение Господне» Зимние забавы | Продолжать уделять должное внимание воспитанию детей и вызвать интерес к народным праздникам и русским традициям. | Направление: Художественно-эстетическое развитие Область: Художественное творчество | Д/и «Собери картинку». Рус.нар. игра «У медведя во бору» | Чтение стихотворений и рассматривание иллюстраций | |
Февраль 1 неделя Понедельник Среда Пятница | Русские богатыри | Продолжать развивать диалогическую речь, побуждать в желании подрожать, близким людям | Стихи для папы «Мы мужчины» Рассматривание альбома с фотографиями пап воспитанников «Я с папой» | Д/и «Что любит делать папа» Рус.нар. игра «Гори ясно» | Спортивный – музыкальный праздник «Бравые солдаты» | |
2 неделя Понедельник Среда Пятница | Воспитывать такие нравственные качества как честь, забота, ответственность, любовь, заботу о родных тебе людях | Направление: Познавательно-речевое развитие Область: Чтение художественной литературы | Чтение рус.нар. сказок о подвигах русских богатырей. | |||
3 неделя Понедельник Среда Пятница | Мой папа лучше всех | Формировать доброжелательное отношение к ближнему окружению | Игры- забавы с папой. Просмотр презентации: «Служу Отчизне» | |||
4 неделя Понедельник Среда Пятница | Доброе слово Отчизне | Продолжать воспитывать такие нравственные качества как честь, забота, ответственность, любовь, вера | Направление: Познавательно-речевое развитие Область: Чтение художественной литературы | Игры- забавы по данной тематике. Военно – патриотического характера | Игры- забавы | Тематическое мероприятие |
Март 1 неделя Понедельник Среда Пятница | Ласковые слова для мамы | Задачи: развивать диалогическую речь, воспитывать желание делать подарки близким людям. | Направление: Познавательно-речевое развитие Область: Чтение художественной литературы | « Сюжетно-ролевые игры «Моя семья», | Чтение стихотворений о маме и бабушке | Праздник посвященный Женскому дню. |
2 неделя Понедельник Среда Пятница | Мама солнышко моё | Формировать доброжелательное отношение к ближнему окружению | Направление: Познавательно-речевое развитие Область: Чтение художественной литературы | Дидактическая игра «Профессии» | Беседа: «Как я помогаю маме» | Оформление стенда «Я и мама» |
3 неделя Понедельник Среда Пятница | Праздник «Всё для мамы» мамы | Воспитывать такие нравственные качества как доброта, оказание помощи | Букет для любимой(прод.деят | |||
4 неделя Понедельник Среда Пятница | Я мамин лучик золотой | Воспитание чувств заботы, любови, ответственности, веры | Направление: Художественно-эстетическое развитие Область: Художественное творчество | Дидактическая игра «Скажи как мама» | Обсуждение: «Мама какая» (ласковая, добрая, умная, трудолюбивая) | Оформление стенгазеты «Я мамин лучик золотой» |
Апрель 1 неделя Понедельник Среда Пятница | Пасха | Продолжать уделять должное внимание воспитанию детей и вызвать интерес к народным праздникам и русским традициям. | Д/И «Назови правильно». Игры с конструктором «Наш прекрасный городок». Рус.нар. игра «Золото» | Оформление выставки «Мой любимый город» Чтение рассказов и сказок местных писателей. Беседа « Как нам транспорт помогает» Наблюдение за светофором. | (Прод. деят.«Пасхальное яйцо») (прод. деят) | |
2 неделя Понедельник Среда Пятница | Мой любимый город | Задачи: развивать диалогическую речь, воспитывать любовь к своему городу | Направление: Познавательно-речевое развитие Область: Чтение художественной литературы | Целевая прогулка по улицам города в сопровождении родителей | Целевая прогулка Тематическое мероприятие | |
3 неделя Понедельник Среда Пятница | Город, в котором мы живём | Продолжать формировать понятийный аппарат и диалогическую речь, воспитывать любовь к своему городу | Направление: Познавательно-речевое развитие Область: Чтение художественной литературы | Целевая прогулка Тематическое мероприятие | ||
4 неделя Понедельник Среда Пятница | Улицы и дома, в которых мы живём | Продолжать расширять представление об улицах нашего города | Направление: Познавательно-речевое развитие Область: Чтение художественной литературы | Совместная пешеходная прогулка по территории д/сада родителей и детей | ||
Май 1 неделя Понедельник Среда Пятница | Мой родной край | Продолжать углублять знания по теме: «Мой родной край» | Направление: Познавательно-речевое развитие Область: Чтение художественной литературы | Д/и «Назови как я». | Совместная пешеходная прогулка в парк родителей и детей | Беседа и рассматривание иллюстраций «Мой родной край» |
2 неделя Понедельник Среда Пятница | Мои друзья | Продолжать воспитывать такие духовно – нравственные качества как доброта, оказание помощи, взаимовыручки толерантность, забота, любовь, | Направление: Познавательно-речевое развитие Область: Чтение художественной литературы | Рус.нар. игра «Здравствуй дедушка Прокоп!» | Рус.нар. игра | Игровая деятельность |
3 неделя Понедельник Среда Пятница | «Пусть всегда будет солнце | Продолжать воспитывать такие нравственные качества как доброжелательность, взаимовыручки позитивное отношение к окружающим | Направление: Художественно-эстетическое развитие Область: Художественное творчество | Художественное творчество | Совместная деятельность | Рисунок на асфальте совместно с родителями |
Ожидаемые результаты освоения программы
1. Знакомство и усвоение первичных представлений о духовно-нравственных ценностях и реализации их в социуме, семье, окружающем мире и становление себя как духовно – развитой личности в этом мире.
2. Потребность и умение выразить себя в различных видах деятельности в соответствии с духовно-нравственными ценностями (способность взаимодействовать в социуме, договариваться, обмениваться, корректировать действия, использоватьприобретённые знания и умения).
3.Консолидациянавыков и умений, для того чтобы регулировать своё поведение и управлять своими действиями (иметь понятие о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится не нарушать правила поведения, соотносить своё поведение с общепринятыми нормамии анализировать ситуации в которых испытываешь чувство стыда, где его поведение неблаговидно).
4.Проявления у дошкольников познавательного интереса к отношениям, поведению сверстников и взрослых, потребность их осмысливать (задавать вопросы взрослым, желание самостоятельно действовать, в случаях неразрешимости ситуации обращаться за помощью).
Система оценки результатов освоения программы
Концепция особенностей дошкольного образования и развитие дошкольного детстваделают необоснованными требования от дошкольникасиюминутных образовательных достижений. Таким образом,оценка постижения Программы представленачерез целевые ориентиры дошкольного образования и представляет собой предложенные характеристики в соответствии с возрастом и возможных достижений дошкольника к завершению им образовательной деятельности в детском саду.
Целевые ориентиры:
- не подлежат прямой оценке;
- не может быть основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
- не может обуславливать объективную оценку в соответствии установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки дошкольника;
Ее результатами могут пользоваться для решения образовательных задач, при реализации программы, где может проводиться оценка индивидуального развития воспитанника.
Для проведения педагогической диагностики могут использовать различные методы: обсуждение, наблюдение,диагностическая ситуация,
анализ продуктов детской деятельности.
В рамках программы «Доброта детям» одним из основных рекомендуется использовать метод создания диагностических ситуаций, используя специально подобранные (разработанные, адаптированные) упражнения и задания для детей.
Взяв за основу параметры Основная образовательная программа «Детский сад № 45» ссылка на программу. http://detskysad-45.caduk.ru/DswMedia/osnovnayaobrazovatel-nayaprogramma.pdfи программу «От рождения до школы» под редакции Н.А.ВЕРАКСЫ, был разработан критериальный аппарат для диагностики дошкольников, и оформлены таблицы для удобства отслеживания особенностей развития и достижения каждого воспитанника, и оптимизации работы с подгруппой детей.
Работа с родителями.
ФГТ к основной общеобразовательной программе координируют дошкольное образование на сотрудничество с родителями ребёнка в образовательном процессе. Работа с законными представителями является важным фактором восвоении программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования. Делая акцент на том, что решающую роль в духовно – нравственном воспитаниидетей играет его семья, недостаточно формировать систему ценностей только в дошкольном учреждении. Эта работа должна вестись и в семье, и в детском саду.
Программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» ставит следующие задачи:
- Объединить усилия дошкольного учреждения и семьи с целью формирования единыхценностей.
- Вооружитьпедагога социокультурным инструментарием, способствующим формированию духовно – нравственной основы личности, начиная с дошкольного возраста.
- Повышать педагогическую культуру родителей.
Список используемой литературы
- Основная образовательная программа «Детский сад № 45» ссылка на программу. http://detskysad-45.caduk.ru/DswMedia/osnovnayaobrazovatel-nayaprogramma.pdf
- Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. – М.: Издательский дом «Истоки», 2015. – 216с. Под редакцией И.А. Кузьмин, О.А. Абрамова, Л.П. Сильвестрова;
- Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. – 5-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2014 – 161 с.
- Социокультурный системный подход к истокам в образовании. Истоковедение. Том 11. – М.: Издательский дом «Истоки»,2012. – 320с.
- Веракса Н.Е. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика Синтез, 2014. — 368
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //docs.cntd.ru/document/901764917
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/obr-dok.html
- Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2015.
- Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.
- Татаринова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
- Султанова Н. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» // Дошкольное воспитание 2004 №5, с13-17.
Интернет ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста на основе правильного звукопроизношения.
Опыт моей работы...
Ознакомление детей дошкольного возраста с основами духовно-нравственной культуры
Наше современное общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как жестокость и эгоизм общества. К сожал...
Семинар по теме: "Ознакомление детей дошкольного возраста с основами духовно-нравственной культуры".
За основу взята Программа Л.Л.Шевченко «Добрый мир. Православная культура для малышей» Наше современное общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Отказ от Православных ценностей приве...
Формирование ценностно-смысловых представлений у детей дошкольного возраста на основе татарской традиционной культуры
Статья о формировании ценностно-смысловых представлений у детей дошкольного возраста на основе татарской традиционной культуры...
«Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей в процессе предварительной работы по рассматриванию картин»
Эссе на тему «Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей в процессе предварительной работы по рассматриванию кар...
Мастер-класс «Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей через знакомство с историей родного края в процессе предварительной работы по рассматриванию картин в системе проектов»
Мастер-класс «Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей через знакомство с историей родного края в процес...
«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с основами духовно-нравственной культуры»
Наше современное общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как жестокость и эгоизм общества. К сожал...