Мастер-класс «Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей через знакомство с историей родного края в процессе предварительной работы по рассматриванию картин в системе проектов»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Назарова Анастасия Сергеевна

Мастер-класс

 «Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе духовно – нравственных и социокультурных  ценностей через знакомство с историей родного края  в процессе предварительной работы по рассматриванию картин в системе проектов»

Проводит: Соловьева Анастасия Сергеевна (воспитатель МБДОУ №49 г.Североморск)

Дата:

Место:

Аудитория:

Участники:

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по формированию компетентностей у дошкольников.

Задачи:

  • продемонстрировать коллегам приемы формирования у воспитанников основных компетентностей современного человека;
  • прокомментировать эффективность применения приемов;

Оборудование:

  • электронная презентация мастер-класса;
  • видео;
  • практический материал (продукты детской деятельности)

Основные этапы мастер-класса:

  1. Постановка педагогической проблемы.
  2. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.
  3. Рефлексия.

 

 

 

Постановка педагогической проблемы:

 

Уважаемые коллеги! Хочу начать свой мастер-класс с цитаты:

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит  в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству

Д.С. Лихачёв

Подумайте, о какой человеческой ценности говорил известный русский ученый Д.С.Лихачев.

На мой взгляд, одним из самых сложных видов непосредственной образовательной деятельности являются занятия по рассматриванию картин.

Традиционная методика обучения рассказыванию по картине рекомендует в качестве основного приема обучения образец рассказа воспитателя. Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями. Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Тексты изобилуют словами-повторами («ну», «вот»), длительными паузами между предложениями. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительными изменениями.

Совершенно очевидно, что необходимо изменение способов работы педагога.

Сегодня я хочу поделиться с вами опытом предварительной работы, по подготовке к рассматриванию картины, в ходе которой мы можем развивать личность ребенка на основе духовно – нравственных и социокультурных  ценностей. Формировать у воспитанников базовые компетентности современного человека – коммуникативную, деятельностную,  информационную.

Определение компетентности:

Компетентность – сплав знаний, умений, опыта, отношений. Компетентность всегда проявляется в деятельности, ее можно определить как «успешное действие в конкретной ситуации» или как «способность эффективно решать проблемы в условиях неопределенности». Умение самостоятельно и свободно формулировать, высказывать, аргументировать суждения составляет понятие коммуникативная компетентность.

Речь, как правило, сопровождает деятельность.   Деятельность  строится по своим «канонам» – цель, средства и материалы, действия, результат. Деятельность может быть эффективной и результативной - это зависит во многом от того, насколько человек владеет навыками планирования собственной деятельности. Так возникает идея о деятельностной компетентности.

Что бы распознать этот мир, нужно уметь использовать разнообразные источники, несущие информацию, нужно учиться критично относиться к получаемой информации, уметь ее использовать. Значит, здесь место информационной компетентности.

Практическая демонстрация приемов:

Предварительную работу по картине я начинаю с внесения картины в группу. Привлекаю внимание детей, мы любуемся картиной, определяем персонажей, устанавливаем связи между ними. Составляем описательные рассказы на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств.

По моему опыту для понимания содержания картины и составления творческого рассказа этого мало. Здесь на первый план выходит предварительная работа, я использую проектную технологию.

Применение данной технологии дает детям возможность без труда создавать несколько вариантов рассказа по картине. Ребята составляют рассказ самостоятельно,  иногда требуется только стимулирующая помощь воспитателя. Интерес к занятию у ребенка и уровень активности (речевой, познавательной, интеллектуальной, творческой) возрастает во много раз. Составление рассказа по картине превращается в интересную, захватывающую цепочку игр. У детей формируется способность к саморазвитию через раскрытие их творческих и интеллектуальных возможностей.

Картину мы оставляем в группе. Мы создали у детей мотивацию. Что бы вызвать желание узнать информацию по объектам картины, по сюжету, о художнике, о смысловом значении картины.

В этом году мы начали большую работу по знакомству детей с национальностями народов, проживающих на территории России и приобщению к культурному наследию этих народов.

В этой связи в группе появилась иллюстрация к сказке  З.Топелиуса  «Сампо – лопаренок»  художника В.Бордзиловского

Демонстрация картины.

Работу по сбору информации о саамах мы начали с системы трех вопросов.

Демонстрация оформления вопросов.

Первый вопрос: Что дети знают?

Второй вопрос: Что хотят узнать?

Третий вопрос: Где можно об этом узнать?

Я всегда начинаю работу по любой теме с этих трех вопросов. Во первых вы узнаете что дети знают, во вторых вы поймете что они хотят узнать, в третьих вы обогатите возможности детей по поиску информации.

Как правило знания детей по теме не очень богаты. Но  благодаря тому, что дети от природы любознательны, а вы их уже заинтересовали и выяснили, что они хотят узнать можно начинать работу.

Вот вопросы, интересующие детей по данной теме:

Кто такие саамы?

Где они живут?

Чем занимаются?

Как одеваются?

В какие игры играют?

Любимые блюда?

А есть ли у них другие сказки?

Какие секреты есть у саамского народа?

Какие у них имена?

Как ласково саамские дети называют маму, папу, дедушку?

Как саамы празднуют новый год?

Почему саамов называю лопарями?

Почему на карте нет страны Лапландии?

Благодаря этим вопросам мы начинаем работу по теме в системе проекта «Саамы».

Демонстрация продуктов детской деятельности по теме.

Следующая небольшая исследовательская работа была посвящена художникам иллюстраторам.  Толчком к работе послужил вопрос: Кто еще иллюстрировал эту сказку. Так дети познакомились с художниками иллюстраторами: Азатом Миннекаевым, Т.В. Ковалевой, А.Якобсон, Т. Юфа. (есть презентация)

Знакомясь со сказками саамского народа выяснили что на карте Кольского полуострова и даже в Карелии существует множество похожих топографический имен. Например «Сказка о Гирвас – озере». (есть презентация)

На экскурсии в краеведческом музее дети увидели саамский бубен. Инструмент понравился ребятам. На вопрос: почему на бубне такие рисунки? Появилась небольшая исследовательская работа «Саамский бубен». По предложению наших музыкантов мы с детьми сделали уже большое исследование «Бубен у разных  национальностей» (есть презентация)

В итоге:

Информация из окружающего мира для маленького ребенка эмоционально окрашена, детская память связана с яркими впечатлениями. Это позволяет развивать у детей способность к глубоким душевным переживаниям, содействует зарождению чувства сопричастности к истории, культуре и традициям нашего народа. Данные особенности восприятия мира ребенком-дошкольником создают благоприятную почву для формирования ценностных установок, образующих в будущем устойчивую индивидуальность человека.

 

Ограниченность времени мастер – класса не позволяет раскрыть полностью возможности технологии проектирования, которая является основной технологией работы. В этой связи участникам мастер – класса я наглядно продемонстрировала основные результаты, а именно реализованные проекты.

Подведем итоги нашего мастер - класса. Были продемонстрированы эффективные приемы работы с детьми, которые Вы можете использовать в своей деятельности.

Уважаемые коллеги!  В заключение очень важно сказать о том, что тот, кто берет на себя ответственную задачу формирования духовно-нравственных и социокультурных ценностей в маленьких детях, должен и сам ориентироваться на эти ценности. В противном случае слова, даже наполненные большой мудростью, не будут иметь никакого веса, не принесут пользы. И в этом смысле педагогическое служение – это подвиг каждого учителя, каждого воспитателя. По словам С. Рачинского «Сейчас, как никогда, нужен личный подвиг, бесконечно тяжкий, до смешного скромный, потому – великий!»

Я хочу пожелать Вам полета фантазии, душевного равновесия, гармонии. Я благодарю Вас за участие в мастер - классе и прошу высказывать свои впечатления, задавать вопросы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx45.73 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

 «Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе духовно – нравственных и социокультурных  ценностей через знакомство с историей родного края  в процессе предварительной работы по рассматриванию картин в системе проектов»

Проводит: Соловьева Анастасия Сергеевна (воспитатель МБДОУ №49 г.Североморск)

Дата:

Место:

Аудитория:

Участники:

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по формированию компетентностей у дошкольников.

Задачи:

  • продемонстрировать коллегам приемы формирования у воспитанников основных компетентностей современного человека;
  • прокомментировать эффективность применения приемов;

Оборудование:

  • электронная презентация мастер-класса;
  • видео;
  • практический материал (продукты детской деятельности)

Основные этапы мастер-класса:

  1. Постановка педагогической проблемы.
  2. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.
  3. Рефлексия.

Постановка педагогической проблемы:

Уважаемые коллеги! Хочу начать свой мастер-класс с цитаты:

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит  в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству

Д.С. Лихачёв

Подумайте, о какой человеческой ценности говорил известный русский ученый Д.С.Лихачев.

На мой взгляд, одним из самых сложных видов непосредственной образовательной деятельности являются занятия по рассматриванию картин.

Традиционная методика обучения рассказыванию по картине рекомендует в качестве основного приема обучения образец рассказа воспитателя. Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями. Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Тексты изобилуют словами-повторами («ну», «вот»), длительными паузами между предложениями. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительными изменениями.

Совершенно очевидно, что необходимо изменение способов работы педагога.

Сегодня я хочу поделиться с вами опытом предварительной работы, по подготовке к рассматриванию картины, в ходе которой мы можем развивать личность ребенка на основе духовно – нравственных и социокультурных  ценностей. Формировать у воспитанников базовые компетентности современного человека – коммуникативную, деятельностную,  информационную.

Определение компетентности:

Компетентность – сплав знаний, умений, опыта, отношений. Компетентность всегда проявляется в деятельности, ее можно определить как «успешное действие в конкретной ситуации» или как «способность эффективно решать проблемы в условиях неопределенности». Умение самостоятельно и свободно формулировать, высказывать, аргументировать суждения составляет понятие коммуникативная компетентность. 

Речь, как правило, сопровождает деятельность.   Деятельность  строится по своим «канонам» – цель, средства и материалы, действия, результат. Деятельность может быть эффективной и результативной - это зависит во многом от того, насколько человек владеет навыками планирования собственной деятельности. Так возникает идея о деятельностной компетентности.

Что бы распознать этот мир, нужно уметь использовать разнообразные источники, несущие информацию, нужно учиться критично относиться к получаемой информации, уметь ее использовать. Значит, здесь место информационной компетентности.

Практическая демонстрация приемов:

Предварительную работу по картине я начинаю с внесения картины в группу. Привлекаю внимание детей, мы любуемся картиной, определяем персонажей, устанавливаем связи между ними. Составляем описательные рассказы на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств.

По моему опыту для понимания содержания картины и составления творческого рассказа этого мало. Здесь на первый план выходит предварительная работа, я использую проектную технологию. 

Применение данной технологии дает детям возможность без труда создавать несколько вариантов рассказа по картине. Ребята составляют рассказ самостоятельно,  иногда требуется только стимулирующая помощь воспитателя. Интерес к занятию у ребенка и уровень активности (речевой, познавательной, интеллектуальной, творческой) возрастает во много раз. Составление рассказа по картине превращается в интересную, захватывающую цепочку игр. У детей формируется способность к саморазвитию через раскрытие их творческих и интеллектуальных возможностей.

Картину мы оставляем в группе. Мы создали у детей мотивацию. Что бы вызвать желание узнать информацию по объектам картины, по сюжету, о художнике, о смысловом значении картины.

В этом году мы начали большую работу по знакомству детей с национальностями народов, проживающих на территории России и приобщению к культурному наследию этих народов.

В этой связи в группе появилась иллюстрация к сказке  З.Топелиуса  «Сампо – лопаренок»  художника В.Бордзиловского

Демонстрация картины.

Работу по сбору информации о саамах мы начали с системы трех вопросов.

Демонстрация оформления вопросов.

Первый вопрос: Что дети знают?

Второй вопрос: Что хотят узнать?

Третий вопрос: Где можно об этом узнать?

Я всегда начинаю работу по любой теме с этих трех вопросов. Во первых вы узнаете что дети знают, во вторых вы поймете что они хотят узнать, в третьих вы обогатите возможности детей по поиску информации.

Как правило знания детей по теме не очень богаты. Но  благодаря тому, что дети от природы любознательны, а вы их уже заинтересовали и выяснили, что они хотят узнать можно начинать работу.

Вот вопросы, интересующие детей по данной теме:

Кто такие саамы?

Где они живут?

Чем занимаются?

Как одеваются?

В какие игры играют?

Любимые блюда?

А есть ли у них другие сказки?

Какие секреты есть у саамского народа?

Какие у них имена?

Как ласково саамские дети называют маму, папу, дедушку?

Как саамы празднуют новый год?

Почему саамов называю лопарями?

Почему на карте нет страны Лапландии?

Благодаря этим вопросам мы начинаем работу по теме в системе проекта «Саамы».

Демонстрация продуктов детской деятельности по теме.

Следующая небольшая исследовательская работа была посвящена художникам иллюстраторам.  Толчком к работе послужил вопрос: Кто еще иллюстрировал эту сказку. Так дети познакомились с художниками иллюстраторами: Азатом Миннекаевым, Т.В. Ковалевой, А.Якобсон, Т. Юфа. (есть презентация)

Знакомясь со сказками саамского народа выяснили что на карте Кольского полуострова и даже в Карелии существует множество похожих топографический имен. Например «Сказка о Гирвас – озере». (есть презентация)

На экскурсии в краеведческом музее дети увидели саамский бубен. Инструмент понравился ребятам. На вопрос: почему на бубне такие рисунки? Появилась небольшая исследовательская работа «Саамский бубен». По предложению наших музыкантов мы с детьми сделали уже большое исследование «Бубен у разных  национальностей» (есть презентация)

В итоге:

Информация из окружающего мира для маленького ребенка эмоционально окрашена, детская память связана с яркими впечатлениями. Это позволяет развивать у детей способность к глубоким душевным переживаниям, содействует зарождению чувства сопричастности к истории, культуре и традициям нашего народа. Данные особенности восприятия мира ребенком-дошкольником создают благоприятную почву для формирования ценностных установок, образующих в будущем устойчивую индивидуальность человека.

Ограниченность времени мастер – класса не позволяет раскрыть полностью возможности технологии проектирования, которая является основной технологией работы. В этой связи участникам мастер – класса я наглядно продемонстрировала основные результаты, а именно реализованные проекты.

Подведем итоги нашего мастер - класса. Были продемонстрированы эффективные приемы работы с детьми, которые Вы можете использовать в своей деятельности.

Уважаемые коллеги!  В заключение очень важно сказать о том, что тот, кто берет на себя ответственную задачу формирования духовно-нравственных и социокультурных ценностей в маленьких детях, должен и сам ориентироваться на эти ценности. В противном случае слова, даже наполненные большой мудростью, не будут иметь никакого веса, не принесут пользы. И в этом смысле педагогическое служение – это подвиг каждого учителя, каждого воспитателя. По словам С. Рачинского «Сейчас, как никогда, нужен личный подвиг, бесконечно тяжкий, до смешного скромный, потому – великий!»

Я хочу пожелать Вам полета фантазии, душевного равновесия, гармонии. Я благодарю Вас за участие в мастер - классе и прошу высказывать свои впечатления, задавать вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование патриотических чувств у дошкольников через знакомство с историей родного края.

Формирование нравственности, патриотизма у дошкольников является актуальным  вопросом в современное время. Начинать работу эффективно с ознакомления с историей малой родины, воспитывая у детей чу...

«Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей в процессе предварительной работы по рассматриванию картин»

Эссе на тему «Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе духовно – нравственных и социокультурных  ценностей в процессе предварительной работы по рассматриванию кар...

«Роль духовно-нравственного воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста»

Доклад по духовно-нравственному воспитанию дощкольников в системе всестороннего развития личности....

Статья "Развитие личности ребенка дошкольного возраста через ознакомление с историей родного края"

В современном мире мы чаще сталкиваемся с проблемой забвения нравственных принципов и устоев , человеческой духовности.В условиях современного ДОУ роль историко- краеведчиских материалов резко возраст...

Педагогический проект "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с историей родного края"

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Современные исс...

Выступление на пед. совете №2 «Формирование нравственно- патриотического потенциала дошкольников через знакомство с историей родного края»

Выступление на пед. совете №2«Формирование нравственно- патриотического потенциала дошкольников через знакомство с историей родного края»...