Формирование фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста на основе правильного звукопроизношения.
методическая разработка по теме

Шведчикова Татьяна Сергеевна

Предварительный просмотр:

Формирование фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста на основе правильного звукопроизношения.

Проблема  несформированности фонематического восприятия вызывает большую тревогу у педагогов детских дошкольных учреждений. Среди причин наиболее частыми являются инфекции, интоксикации матери во время беременности, токсикозы, несовместимости матери и плода по резус - фактору или групповой принадлежности крови и многое другое.

Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребёнка. Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить, т.к. они чётко воспринимают все звуки нашей речи - фонемы. У других детей фонематическое восприятие надо развивать на речевых занятиях.

Исследования ведущих педагогов и психологов Е.И.Тихеевой, И.С.Варенцовой, А.В.Запорожцем показывают, что наиболее существенные сдвиги в умственном развитии ребёнка являются результатом усвоения не каких-либо отдельных знаний и умений, а определённой системы знаний, отражающей существенные связи и зависимости той или иной области действительности.

С рождения ребёнка окружает множество звуков: речь людей, шелест листьев, щебетанье птиц, шум ветра и дождя, лай собак, сигналы машин, музыка. Слух является непременным условием формирования речи. Из всех звуков, воспринимаемых ухом ребёнка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его с взрослым. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих.

Воспринимая речь, ребёнок сталкивается с многообразием звучащей в её потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные акустические компоненты. Ему нужно извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать её по постоянным различительным признакам. Если ребёнок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого. В процессе речевого развития у ребёнка вырабатывается фонематический слух.

Фонематический слух - это способность ребёнка выделять и дифференцировать фонемы родного языка.

Фонематический слух формируется с шестимесячного возраста и проверяется на уровне слова. Уже к году ребёнок должен понимать, где игрушка «мишка», а где игрушка «мышка».

На основе фонематического слуха формируется восприятие - умение:

а)        определять наличие или отсутствие звука в слове;

б)        определять позицию звука в слове;

в)        определять линейную последовательность звуков и их количество.

Фонематическое восприятие, по мнению Р.И.Лалаевой, определяется процесс узнавания и различия, как отдельных фонем, так и фонематических рядов слов. При сформированном фонематическом восприятии слова дифференцируются по значению и слухопроизносительным образам звуков. Фонематическое восприятие в процессе онтогенеза проходит определённые стадии своего развития. Так Р.Е.Левина выделяет следующие стадии:

  1. Первая стадия - полное отсутствие дифференциации звуков речи. При этом у ребёнка нет понимания речи. Эта стадия определяется как дофонематическая.
  2. На второй стадии становится возможным различие акустически далёких фонем, в то время как акустически близкие фонемы не дифференцируются. Ребёнок слышит звуки иными, чем взрослый. Искажённое произношение, вероятно, соответствует неправильному восприятию речи. Правильное и неправильное произношение не различаются.
  3. На третьей стадии ребёнок начинает слышать звуки в соответствии с их фонематическими признаками. Он узнаёт неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением.
  4. На четвёртой стадии при восприятии речи ребёнка преобладают новые образы. Активная речь достигает почти полной правильности, но фонематическая дифференциация ещё нестойкая, что проявляется при восприятии незнакомых слов.
  5. На пятой стадии происходит завершение процесса фонематического развития, когда и восприятие и экспрессивная речь ребёнка правильны. Самым существенным признаком перехода на эту ступень является то, что ребёнок различает правильное и неправильное произношение.

Первые три этапа ребёнок проходит в раннем детстве до 3-х лет, в дошкольном возрасте он проходит два последних этапа.

Как проявление сформированности фонематического восприятия выступает умение ребёнка осуществлять фонематический анализ слова.

В процессе онтогенеза развитие фонематического анализа осуществляется постепенно. Простые формы фонематического анализа узнавание звука на фоне слова и вычленение первого и последнего

звука из слова возникают спонтанно в процессе развития речи в дошкольном возрасте.

Сложные формы,  определение количественного и

последовательного звукового слова, формируется лишь в процессе специального обучения, в ходе обучения грамоте.

Длительный путь овладения ребёнком произносительной системой обусловлено сложностью самого материала - звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить.

Систематическая работа над звукопроизношением помогает ребёнку в совершенстве овладевать фонетике - фонематической стороной речи. Следовательно, развитие фонематического восприятия - одно из направлений работы с детьми.

Для осуществления этой задачи меня и подтолкнуло заняться этой темой.

По причине, не зависящей от меня,  я перешла работать в другое детское учреждение.

Во-первых, было трудно привыкать к новому коллективу.

Во-вторых, за свой многолетний  педагогический стаж с детьми ясельного возраста я никогда не работала, а детки пришли ко мне ясельного возраста - первая младшая группа.

Из 20 детей списочного состава разговаривали 8 детей, а у остальных детей речь была непонятна и неразборчива. Работа предстояла огромная, но и интересная, т.к. в мои обязанности входило развитие произносительной стороны речи детей данного возраста. Помня о том, что ребёнок ещё не должен чисто произносить все звуки родного языка, нужно обратить внимание на то, какими заменителями он пользуется при произнесении того или иного звука.

Для того чтобы ребёнок научился чисто и ясно произносить звуки, отчётливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там где необходимо менять громкость и скорость речи), его нужно научить напрягать слух, улавливать и различать звуки. Начинала с узнавания неречевых звуков. Предлагала послушать, что они слышат в окружающей обстановке: шум машин, тиканье часов, шелест листьев, шум ветра и дождя и т.д. Использовала игры развивающие слуховое восприятие, внимание «Кто что слышит?», «Узнай по звуку», «Угадай, что делать?», «Кто внимательный», «Где позвонили?», «Беги на носочках», «Угадай на чём играю?», «Сделай то, что я скажу» и т.д. Играми и упражнениями тренировала малыша в познании уже известных ему звуков и готовила к освоению новых.

Для этого чаще всего использовала звукоподражания («мяу-мяу» - кричит кошечка, «га-га-га» - гуси, «тик-так» - идут часы). Увлекательная, весёлая игра побуждала малыша к многократным повторениям одного и того же звукоподражания. На таких занятиях дети меньше утомлялись, потому что они заинтересованы самой игрой: то малыши берут на себя роль цыплёнка, то курочки, изображают летящий самолёт, движущийся поезд и т.д. Чем живее игра, ярче образ, тем больше увлечён ребёнок, активнее воспроизводит нужные звуки, а значит, обучение идёт успешнее.

Учёные установили закономерность: уровень развития речи ребёнка находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Талантливые люди из народа создавали  детские потешки, как «Ладушки», «Сорока» и другие, в которых мать заставляет работать пальцы ребёнка. «Ребёнок мыслит руками, руки учат голову, а голова руки» - М. Горький. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует и речедвижения. Предлагала детям пальчиковые игры, которые предусматривают соединения движений пальцев с речью. 

В течение третьего года жизни детей их звукопроизношение улучшалось. Надо сказать, что количество правильного произносимых ребёнком звуков стоит в тесной связи с запасом активно используемых слов. Ещё одна особенность характерна для детей раннего возраста - появляющийся интерес к звуковой форме слова, «рифмотворчество» как говорил К.И. Чуковский. Это и бесконечное повторение одного и того же слова, и непрерывное манипулирование словом путём его изменения и составления бессмысленных рифм и ритмов. Такое действие со словами является мощным средством усвоения звуковой материальной формы слов, развитие фонематического восприятия, укрепления артикуляционного аппарата.

Можно сказать, что малыши сами себе тренируют в произношении звуков помимо того, что они пользуются осмысленной речью. Голосовой аппарат детей третьего года жизни ещё недостаточно крепкий. Малыши не умели говорить шепотом, им трудно было произвольно менять силу голоса, но полноценная речевая среда со стороны моей и взрослых оставалась главным средством развития речи ребёнка.

Чтобы помочь малышам быстрее овладеть необходимыми и доступными ему грамматическими навыками, использовала один из ведущих приёмов - беседа по сюжетной картинке. Прекрасный дидактический материал в виде сюжетных картинок - это, прежде всего, иллюстрации к сказкам. Например, «Репка», «Колобок», «Маша и медведь» и т.д.

Произносительная сторона речи малышей двух трёх лет была далека от совершенства, начав пользоваться активной речью, дети тренировали свой артикуляционный аппарат. Я применяла специальные упражнения для движений губ - «Пузырь лопнул», «Зайку приняли за волка», «Остановите лошадку». Для языка -  «Покажите, как котёнок молоко лакает», «Иголочка», «Лошадка цокает копытом»; для нижней челюсти «Ворота открыты» и т.д. 

Немаловажную роль для развития произносительной стороны речи играла правильная постановка дыхания; обучала длинному плавному выдоху с использованием игрушек - надувных шариков, лёгких вертушек, пушинок («Забей мяч в ворота»). Для одновременной отработки речевого дыхания и произнесения гласных звуков применяла такие игровые приёмы.

Скажи, как:

девочка плачет - а-а-а (длительное произнесение);

мышонок смеётся - и-и-и:

волк зовёт другого волка - у-у-у;

лось трубит в лесу - о-о-о;

ребёнок маленький плачет - уа-уа-уа и т.д.

Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправдано физиологическими особенностями формирования детской речи. Но для того, чтобы создать условия для правильного произношения всех звуков, чистого и внятного произношения слов, мною были подобраны игры, формирующие правильное звукопроизношение «Во дворе», «Гости», «Петушки и цыплята» и т.д. 

На этапе появления звука важно закрепить его правильное произношение; использовала игры для закрепления в произношении изолированных звуков - для чего деткам предлагалось побыть комариками, пчёлками, лягушками, мышками и показать, как поют комарики (з-з-з), пчёлки (ж-ж-ж) и т.д. Игры «Комарики», «Свисток», «Куры и петух», «Гуси - Гуси».

Для закрепления звуков, уже появившихся в речи, детям предлагалось произносить вслух чистоговорки. Например: от-от-от - полосатый кот, та-та-та - увидели кота, ту-ту-ту - подошли к коту.

Гу-гу-гу- гуси на лугу, га- га-га - зелёные луга, ги-ги-ги - с сыром пироги, ге-ге-ге - начинка в пироге.

Для развития фонематического слуха, использовала игры - загадки. В этом возрасте детям доступны простые загадки,

содержащиеся в тексте звукоподражательные слова или другую намекающую на отгадку информацию.

Примеры загадок. «Доскажи словечко»:

В подполье, в каморке

Живёт она в норке

Серая малышка

Кто это? (мышка).

Способствует развитию фонематического слуха, воспитанию чувства ритма и рифмы, помогают закрепить в произношении появляющиеся звуки различные потешки с повторяющимися слогами и слоговыми сочетаниями.

 Тили - тили - тили - бом - загорелся кошкин дом!

 Тюшки – тютюшки- на горе пичужки, там Ванюшка бывал, пичужку поймал.  Гу - ту - ту, гу - ту – ту- вари кашку круту, подливай молочка подкорми казачка.

Много времени уделяла чтению детям русских народных сказок, потешек, прибауток. Стихотворные сказки К.И. Чуковского «Муха - Цокотуха», «Айболит», переводы английских народных песенок и др.  Дети очень любили слушать, что им читали, да и такое чтение полезно, т.к. воспитывает чувство рифмы. Привлекает внимание детей к звучанию слов, ударных рифм, помогает усвоить те или иные грамматические формы, не говоря уже о той огромной роли высокохудожественных текстов.

Изготовила предметную картотеку по звукопроизношению с картинками на каждый звук, циклом игр, чистоговорок, загадок, стихов.

Весь год мы пели, плясали, росли. Итоги работы за год были таковы. Из 20 детей разговаривать стали 12 человек. Звукопроизношение улучшалось, большинство детей стали произносить твёрдые и мягкие звуки  Т, Д, Н, К, Г, X, В, Ф, С, 3.

Во второй младшей группе к нам пришли новые дети, списочный состав стал 23 человека. В начале учебного года провела обследование речи детей. Составила перспективный план, и работа была продолжена. Основное внимание направила на формирование правильного произношение гласных а, о, у, ы, э, и согласных  п, б, т, д, к, г, м, в, ф. При постановке звуков важную роль играет артикуляционная гимнастика, которая заставляет работать все мышцы, участвующие в процессе звукообразования, делает их более подвижными и послушными . Детям трудно запомнить названия и расположения артикуляционных органов, чтобы обеспечить им это, я использовала игровые приёмы, упражнения для развития артикуляционного аппарата, сказки и забавные истории «Поможем Буратино заговорить».

 Домик для язычка,  язычок делает ремонт,  язычок делает покупки, язычок и лошадка, язычок в зоопарке, язычок в цирке, язычок собирает грибы и т. д.

Закрепление проявляющихся в речи звуков проводилось путём произнесения слов, содержащих нужный звук, предложений с этими словами, чистоговорок. Чтобы разнообразить занятия применяла игру «Что прячется в мешочке». Дети должны на ощупь определить, какой предмет лежит в мешочке. Игра нравится детям, в неё не скучно играть, т.к. вместо простого названия слов идёт процесс угадывания, появляется интерес. Предметы для ощупывания подбираются такие,  чтобы нужный звук в словах - названиях был в разной позиции: в начале слова, в середине, в конце.

При появлении шипящих звуков,  внимание уделила различению свистящих и шипящих. Для предупреждения появления смешений, чтобы новый звук не вытеснял старый со своего «законного» места, проводила игры на различение пар смешиваемых звуков.

Дети превращаются в мушек, жучков, пчёлок и произносят звукоподражания. «Ты сейчас комар, а ты жук. А потом поменяетесь». И ребёнок получает, возможность произносит и звук «з-з-з» и звук «ж-ж-ж».

Ролевая игра «Магазин» различение С - Ш, в магазин «Одежда» надо «привезти» свитер, шапку, штанишки, сапоги, шарф и т.д. С - Ц магазин «Посуда» «продаются» кастрюля, сковорода, хлебница, стакан, самовар, сахарница. Закрепляются также в процессе игр - драматизации, различных сказок, в свободных играх, в общении между собой.

Продолжалась работа по обучению произвольно менять силу голоса (говорить по заданию тихо, громко, шёпотом).  Игры  «Эхо», «Испорченный телефон» высоту голоса (говорить тоненьким, толстым голосом). В сказках «Теремок», «Маша и медведь» и т.д., уметь передавать голосом чувства (радость, печаль, жалость). Правильно передавать вопросительную интонацию, например, игра «Медведь на пчельнике» играют трое. Первый играющий спрашивает, второй отвечает, а третий повторяет ответ с вопросительной интонацией, также в сказках «Теремок», «Три медведя».

Работа по развитию мелкой моторики продолжилась, но предложила детям упражнения без речевого сопровождения, составляя из пальцев фигурки различных животных. Ребёнок может произносить звукоподражания голосами зверей, разыгрывать сказки «Коза», «Собака», «Оса», «Очки» и др. 

Игры и упражнения для развития фонематического слуха «Летит - летит орёл», «Чудеса» - умение различать слова, отличающиеся одним звуком; «Подскажи словечко», «Отгадай».

К средней группе мы подошли со значительными речевыми изменениями. В развитии речи детей дальнейшее развитие получает в данном возрасте словотворчество, т.к. процесс усвоения морфемной системы ещё не завершился.

У большинства детей звуки уже введены в речь, и наблюдается некоторое смешение звуков Л и Р, С и Ш в многосложных словах.

Дети уже узнают звук в слове, а также выполняют задания на подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа. Эта способность является новообразованием пятого года жизни и свидетельствует о том, что слово для детей перестало быть только отражением предмета, но получило, значение само по себе звуковая оболочка слова перестала быть «прозрачной» незаметной для ребёнка.

Учёные, занимающиеся вопросами обучения грамоте, единодушно подчёркивают, что для овладения грамотой необходимо, чтобы ребёнок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, в них содержащиеся, но и имел чёткое представление о звуковом составе слова и умел бы анализировать звуковой состав слова. Умение  слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. В пассивный словарь детей ввела понятие звук.

Большой интерес дети проявляют у звуковому оформлению слова, начинают подбирать созвучные пары слов, также совершенствуется речевой слух, они уже получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой ( палка - балка, мишка - мышка, кит - кот и т.д.).

Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учётом содержания рассказа. Они уже умеют говорить шёпотом.

На этапе появления звуков, близких по артикуляционно - акустическим характеристикам, возможно их смешение, то есть произнесение не на своих местах, чаще всего смешиваются в речи детей свистящие и шипящие, т.к. на определённом этапе свистящие

служили заменителями шипящих. У некоторых детей есть трудности с различием глухих и звонких, твёрдых и мягких л – л,  д - д1.

Занятия, игры на развитие фонематического слуха проводила по каждой смешиваемой паре звуков, соблюдая следующую последовательность: различие изолированных звуков, различие в слогах, затем в словах и предложениях. Произносила  в произвольном порядке звуки, подлежащие различию, а ребёнок хлопает в ладоши, когда услышит один из звуков, и не делает этого, когда услышит другой звук (о сопутствующих действиях заранее нужно договариваться), при этом непременным условием должно быть закрывание рта говорящего экраном, чтобы ребёнок по артикуляции не определял, какой произносится звук.

Также проводится различение звуков в слогах. Различение в словах проводила с использованием картинок, изображающих предметы, названия которых отличаются только одним звуком (коза - коса, корка - горка).

Также использовала пособие «звуковые странички» - система заданий, направленных на совершенствование фонематического слуха ребёнка, подготовку к умению различать глухие и звонкие звуки речи. Работа с заданиями развивает слуховое внимание, приучает отвечать кратко и полными предложениями на вопросы: расширяет круг представлений об окружающем мире и словарный запас. 

В возрасте от 4 до 5 лет у части детей ещё существует проблемы со звукопроизношением: кто-то ещё заменяет более сложные звуки простыми. Миша X., Ярослав, Пера, Ирина Н, другие произносят звуки правильно, но слова насыщенные близкими по артикуляции звуками выговаривают с ошибками Андрей Г, Дима, Надя.

Используя артикуляционные упражнения, они помогут детям, которые имеют вялую артикуляцию, смазанное звучание. Игры: «Лягушки улыбаются», «Слонёнок - лягушка», «Пиала», «Дятел»,

«Гриб» и др. Также потешки, поговорки, считалки для автоматизации и дифференциации звуков. 

Для формирования начальных навыков звукового анализа и синтеза применяю игры, совмещающие звукопроизношение с выработкой навыка звукового анализа. Ребёнка просила не просто повторить слово, назвать картинку, но сначала узнать, есть ли определённый звук в том или ином слове, а потом чётко произнести это слово. Простые формы звукового анализа - узнавание звука в ряду звуков, слогов, слов, выделение первого звука, последнего звука.

Последовательность в работе при обучении навыкам звукового анализа следующая:

  1. выделение звука из чужой речи (ребёнок слушает и хлопает в ладоши, когда услышит заданный звук в слове);
  2. выделение звука из собственной речи с опорой на громкое проговаривание слов (ребёнок громко называет игрушки или картинки и откладывает в одну сторону предметы с заданным звуком);
  3. выделение звука из собственной речи по представлению (ребёнок молча отбирает нужные картинки или игрушки, в названиях которых содержится заданный звук).

Способ акцентирования, интонационного выделения звуков в слове ребёнку легче передавать в играх, например, со звукоподражаниями: корова мычит: «м м м», вьюга воет: «в в в», комар звенит: «з з з» и т.д.

В развитии познавательных способностей к речи детей большая роль также принадлежит и родителям. На одном из первых родительском собрании предложила родителям завести для себя «Карту достижения вашего малыша». Записи в данном мини - дневнике помогут соотносить уровень речевого развития ребёнка. Сколько открытий, интересных фактов, смешных и милых нелепиц  «юных филологов» появится на этих страницах. Кто знает, может, из каких- нибудь наблюдений составится книга, подобная удивительной «От двух до пяти» К.И. Чуковского.

А каким драгоценным подарком эти записи будут вашей подросшей дочери или сыну, если вы оформите их в виде книжечек и принесёте когда ваши дети подрастут.

Проводила анкетирование «Знаете ли вы своего ребёнка», «Тест для родителей», «Взаимоотношения в семье» с целью заинтересованности и участия родителей в воспитании и обучении своих детей. Консультации «Значение правильного произношения для речевого и общего развития ребёнка», «Игровые упражнения в работе по звукопроизношению».

Давались и даются практические советы, рекомендации: читать каждый день, поощрять любопытство, стремление задавать вопросы, отвечать на каждый детский вопрос, не сравнивать малыша ни с какими другими детьми. Главное - обращать внимание на своего ребёнка. Играть с детьми, совмещая с любой деятельностью ребёнка и даже игры на звуковой анализ. Например, ребёнок возит в игрушечной машине зверюшек, попросить его перевезти сначала тех «пассажиров» в названии которых есть звук «С». Смотрите картинки в книжке, - кто больше найдёт картинок в названии которых есть звук «К» или «М». Загадайте ребёнку загадку: «Угадай, что я тебе приготовила на обед: начинается на «П». И т.д.

Итак, можно сделать вывод, что работа по формированию фонематического слуха требует определённой последовательности, методики, она необходима, чтобы в дальнейшем предотвратить у детей трудности в звуковом анализе и в обучении грамоте.

  Используемая литература.

  1. Т.В. Галанова «Развивающие игры с малышами» Ярославль. Академия развития. 1998г.
  2. М.Г. Геннинг, Н.А. Герман.

«Воспитание у дошкольников правильной речи» Чебоксары 1976г.

  1. Л.М. Козырева. «Развитие речи дети до 5 лет» Ярославль. Академия развития 2001г.
  2. Е.В. Колесникова.

«Развитие звуковой культуры речи у детей 3 - 4 лет. М. «Новая школа» 1998г.

  1. Р.И. Лалаева

«Нарушение процесса овладения чтением у школьников». М. «Просвещение» 1983г.

  1. А.И. Максаков.

«Правильно ли говорит ваш ребёнок» М. «Просвещение» 1988г.

  1. В.И. Селиверстов.

«Игры в логопедической работе с детьми» М. «Просвещение» 1979г.

  1. М.Ф. Фомичева.

«Воспитание у детей правильного произношения» М. «Просвещение» 1971г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Формирование фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста через игру»

В данном опыте работы рассматриваются проблемы, возникющие при формировании фонематического слуха, пути их решения. Предложены игры для формирования фонематического слуха у дошкольников....

Проект "Формирование фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста"

Проблема развития у детей фонематического слуха, является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты. Его нарушение негативно влияет на овладение детьми навыками чтения и письма, стано...

Картотека игр по формированию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста

Картотека игр по формированию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста...

ВАРИАТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОРОБОТОВ (BEE-BOT) «ПЧЁЛКА» В ФОРМИРОВАНИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ.

Эпоха активной информатизации  требует от современного педагога введения в образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста современные компьютерные и технические средства. Чем раньше р...

Комплекс упражнений по формированию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с целью профилактики дисграфии

Интеграция образовательной области: «Коммуникация». Развитие  фонематического слуха, как необходимое условие успешного обучения грамоте. Совершенствование  навыка фонематического...

Конспект занятия в старшей группе « Формирование фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста».

Цель: создание и обеспечение необходимых условий для развития фонематического слуха у  старшего дошкольного возраст. Задачи: -    Научить через  музыкальные игры  эл...