Формирование ценностно-смысловых представлений у детей дошкольного возраста на основе татарской традиционной культуры
статья на тему
Статья о формировании ценностно-смысловых представлений у детей дошкольного возраста на основе татарской традиционной культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_sungatullinoy_a.z.docx | 34.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование ценностно-смысловых представлений у детей дошкольного возраста на основе татарской традиционной культуры
Методист Сунгатуллина А.З.
Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Путем объединения детский сад «Кояш» стал подразделением школы ГБОУ Школа №2092 имени И.Н. Кожедуба. В дошкольном подразделении кроме основных общеобразовательных задач решаются задачи этнокультурного направления, что отражено в основной образовательной в программе в ее вариативной части, а также через организацию дополнительного образования. Этнопедагогика – это часть классической педагогической науки, которая исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания. Она пользуется методами и источниками педагогики, но вместе с тем, в ней сформированы и собственные методы.
Мы понимали, что проблема этнокультурного образования требует разработки нового содержания, форм и методов воспитания, а также подготовленности кадров.
Представления о собственной этнической принадлежности, по мнению исследователей, складываются у ребенка в течении 3-5 лет после рождения. Они доказали, что ребенок 5 лет имеет представление о себе и других этнических группах, однако дифференцированное отношение еще отсутствует.
Под этнокультурным образование мы понимаем все то, что способствует дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой гармоничной творческой личности, патриота своей Родины, человека высоконравственного, толерантного к народам мировой цивилизации.
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта роль этнокультурного образования стала более актуальной, так как одними из его принципов является «приобщение детей с социокультурных норм, традициям семьи, общества и государства», а также «учет этнокультурной ситуации развития детей». Отличительной особенностью стандарта является его деятельности характер, то есть реализация содержания программы должна проходить в формах специфических для дошкольников и, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Ежегодно дошкольное отделение в рамках преемственности со школой проектирует работу на учебный год, где определяются цель и задачи, намечаются совместные мероприятия. Огромную роль мы уделяем воспитанию любви к родному языку, формированию уважения к обычаям и традициям своего и других народов - приобщаем детей к народной культуре. Постепенно в детском саду стала складываться определенная система работы в данном направлении, компонентами которой стало изучение татарского языка во второй половине дня, посещение кружка «Народные танцы» и музея «Татарская изба». Воспитание толерантности, любознательности, использование различных форм сотрудничества, коммуникации, взаимное приобщение к культурным ценностям стали основными задачами в воспитании детей.
В детском саду разработана система мероприятий по ознакомлению детей с национальными традициями татарского народа, которая начиналась со сбора и изучения краеведческого материала для создания этнографического музея «Татарская изба». Музей был представлен пятью экспозициями: «Чулан», «Кухня», «Горница», «Спальня», «Галерея татарских писателей и их творчество». Еженедельно, соответственно календарно-тематическому планированию, в музее организовывались тематические выставки культуры народов Поволжья, например, « Русские народные музыкальные инструменты», « Татарское народное декоративно-прикладное искусство», проводились мастер-классы для родителей, детей и учеников начальных классов школы: «Татарская безликая кукла из щепы», «Тряпичные куклы марийского народа», «Национальная татарская выпечка – перемячи», «Чувашская вышивка».
В каждой группе детского сада созданы национальные уголки, где хранится большой дидактический материал, художественная литература, из которой можно почерпнуть знания об истории народов Татарстана, их обычаях и традициях.
С учетом национального состава воспитанников детского сада были выбраны знаменательные даты, относящиеся к истории того или иного народа. Составлен план проведения дней национальных культур. Благодаря элементам развивающей предметно- пространственной среды, познавательным занятиям, сюжетно- ролевым играм, меню национальной кухни, дети знакомились с традициями русского и татарского и других народов. Чтобы воспитывать человека- патриота, знающего свой родной край- малую родину, уважающего свой народ, его культуру, традиции, обычаи, ежегодно проводим национальные праздники: «Науруз», «Сабантуй», «Карга боткасы», «Деревенские посиделки». Перед проведением праздников проводится предварительная работа по изучение семейных традиций, генеалогического древа, знакомство праздниками, со старинными татарскими обрядами, исследование старинных рецептов татарской кухни каждой семьи и их практическое использование для формирования здорового образа жизни, привлечение родителей к работе с детьми по обучению вышивке, плетению, лоскутной мозаике, лепке из глины. В проведении всех праздников, мероприятий связанных с поликультурным образованием помогают нам родители . Участниками национальных праздников часто становятся дети начальных классов. Работа с родителями и школой помогает построить позитивный диалог и наладить совместную работу по этнокультурному воспитанию дошкольников.
На базе нашего дошкольного подразделения организованы дополнительные объединения по нескольким направленностям , культурологическая- «Дуслык»(»Дружба»), «Родной благословенный дом» ,«Народные танцы», куда могут записаться воспитанники дошкольных подразделений и начальных классов. Все дополнительные объединения направлены на изучение культуры и традиций татарского народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"
Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...
Ознакомление детей дошкольного возраста с основами духовно-нравственной культуры
Наше современное общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как жестокость и эгоизм общества. К сожал...
Семинар по теме: "Ознакомление детей дошкольного возраста с основами духовно-нравственной культуры".
За основу взята Программа Л.Л.Шевченко «Добрый мир. Православная культура для малышей» Наше современное общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Отказ от Православных ценностей приве...
Воспитание детей дошкольного возраста на основе мордовской национальной культуры.
В настоящее время очень остро встал вопрос о сохранении и возрождении культурного наследия, поэтому современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать...
План саморазвития по теме «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе приобщения к культуре народов Поволжья»
В плане отражена система работы воспитателя по саморазвитию в рамказ темы "Патриотическок воспитание детей дошкольного возраста на основе приобщения к культуре народов Поволжья"...
Конспект занятия в книге "Культура и образование проблемы и инновации " ., Выпуск 2015 год., Тема : "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста".
Формирование математических представлений у детей среднего возраста....
Конспект проведения ОД по образовательной области «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) с детьми дошкольного возраста по основам экономики
Конспект проведения ОД по образовательной области «Познавательное развитие»(формирование элементарных математических представлений) с детьми дошкольного возраста по основам экономикиВозрас...
- Мне нравится (1)