Творческий проект "Народные промыслы".
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Вид: информационно - творческий;
Продолжительность: краткосрочный (21.04.2018-25.05.2018)
Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность проекта: В условиях современного общества мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства, народными промыслами и народными традициями.
Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Цель проекта: Вызвать у детей интерес к истории и национальным традициям России. Показать, какую роль играет культурно – историческое наследие страны в жизни современных людей. Раскрыть значение национальных традиций (проведение праздников, игр и др.) для формирования культуры, нравственных качеств русского народа. На основе познавательной активности способствовать речевому, художественно-эстетическому, духовно-нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей.
Через приобщение детей к культуре своего народа, формировать у детей представление о себе и других людях, развивать познавательный интерес к народным промыслам России.
Задачи проекта:
Образовательные:
- продолжать знакомство с русскими народными промыслами (городецкой, гжельской, полхов - майданской росписью);
- вызвать интерес у детей к народному творчеству;
- учить видеть красоту и своеобразие городецкой, гжельской, полхов-майданской росписи;
- учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей; - научить детей ориентироваться в различных видах росписи.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей;
- развивать чувство цвета, композиционные умения;
- развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать;
- активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, элемент, розан, купавка, Городец, Гжель, Полхов – Майдан.
Воспитательные:
- воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству;
- воспитывать любовь к народному творчеству;
- воспитывать уважение к работе народных мастеров;
- воспитывать эстетические и этические чувства, любознательность.
Методы реализации проекта:
Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:
- Познавательную деятельность
- Социально - коммуникативную деятельность
- Художественно-эстетическую деятельность
- Речевую деятельность
-Игровую деятельность
- Работу с родителями
Подготовительный этап:
- Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);
- Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;
- Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;
- Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
- Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;
Основной этап:
Речевое развитие:
Обучение рассказыванию «Русская народная игрушка»
Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»
Составление описательных рассказов о дымковских игрушках. Цель: обогащать словарь, способствовать развитию связной речи.
Составление описательного рассказа о гжельской посуде. Цель: расширять знания о народном промысле.
Составление описательных рассказов о хохломской посуде. Цель: учить составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем.
Социально – коммуникативное развитие и познавательное развитие:
Сюжетно – ролевые игры: «Угостим матрёшек чаем», «Магазин промыслов» Дид. игры: «Народные праздники», «Народные инструменты»,
Художественно – эстетическое развитие:
Раскрашивание «Дымковская барыня», «Сказочные птицы».
Песня на мелодию р. н. п. «Ой, вставала я…»;
«Незабудковая Гжель» муз. Чичикова, сл. П. Синявского; Р. н. хоровод «Выйду ль я на реченьку» обработка Ломовой
Дид. игры «Платье для барышни»- элементы дымков. росписи
-«Найди пару»
-«Составь букет»
-«Разрезные картинки»
-«Русские узоры»
Рассматривание куклы в национальном русском наряде. Беседа о символике красного и черного цвета в узорах русского народного костюма.
Рассматривание иллюстраций с изображением старинной русской одежды.
Знакомство с трудом ткачихи.
Рассматривание с детьми иллюстраций дымковских игрушек. Цель: закрепление знаний о дымковских игрушках.
Дидактические игры:
Д/и «Загадки от Матрешки» Цель: развиваем речь, научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме.
Д/и «Кому это нужно?». Цель: закреплять у детей представления о предметах и их использовании в трудовых процессах.
Д/и «Узнай узор» Цель: закрепление элементов росписи дымковской, Городецкой росписи.
Сюжетно – ролевые игры:
С/р игра: «Семья ремесленников из Городца». Цель: помочь детям распределить роли, объяснить, что народные промыслы – дело семейное и каждый выполнял свою работу.
С/р игра: «К нам гости пришли» Цель: воспитывать гостеприимство, объяснить смысл слов «хлебосольство, радушие».
С/р игра: «Ярмарка»
Цель: учить передавать обстановку уличной ярмарочной торговли.
Игры со строительным материалом.
«Строим русскую избу»
Цель: Развивать конструктивные способности, самостоятельность в работе.
Раскраски «Гжельский чайник». Цель: развивать усидчивость и аккуратность.
Работа с родителями:
1. Участие в сборе предметов народного творчества.
2. Анкетирование с целью проверки знаний по народному творчеству. 3. Консультирование родителей.
4. Мастер — класс для родителей по изготовлению шкатулки из ткани Павлово — Посадского платка с показом презентации поэтапного изготовления.
5. Привлечение родителей к сбору литературы и оформлению выставки о народных промыслах.
6. Просмотр выставок детских работ и изготовленных альбомов по народному творчеству.
7. Участие в тематическом вечере «Народные промыслы».
8. Участие в конкурсе совместных рисунков о народных промыслах.
9. Участие в оформлении мини — музея по народным промыслам в группе. 10. Просмотр презентации.
Работа с педагогами.
Повышение педагогического уровня ·
Активность в работе по проекту:
-консультации для родителей;
- сбор и систематизация информации о различных промыслах России;
- создание в группе условий для реализации проекта: выставки книг, создание с детьми альбома с фотографиями ;
-тематические выставки рисунков детей;
-тематические выставки поделок
Проведение бесед, тематических занятий.
Разучивание стихов, песен, народых игр.
Участие в создании и подготовке сценариев.
Обобщающий этап
1. Оформление выставки рисунков и поделок детей;
2. Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада;
3. Изготовление лэпбука «Народные промыслы».
Предполагаемые результаты:
Для детей:
1. Желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества.
2.Умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования.
3.Развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации.
4.Сформированность практических навыков работы с бумагой и гуашью, глиной, пластилином, массой для лепки и т.д
Для педагогов:
1.Создание системы работы с детьми с использованием разнообразного художественного материала.
2.Повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование, саморазвитие.
3.Поиск, развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах художественно-эстетического воспитания детей.
4.Создание мини-музея «Гордость России»
Для родителей:
1.Участие в создании мини-музея.
2. Сплочение детско-родительского коллектива.
3. Педагогическое просвещение родителей.
Этапы реализации проекта:
Познавательная деятельность.
Тема: «Жостовская декоративная роспись»
Программное содержание: Познакомить детей с Жостовской фабрикой: историей её создания, продукцией которую на ней выпускают, особенностями жостовской росписи. Формировать у детей представление о том, что произведения декоративно - прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения к поколению. Развивать интерес к историческому промыслу эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народного декоративно - прикладного искусства. Воспитывать у детей уважительное отношение к труду взрослых.
Тема: «Путешествие на ярмарку народных промыслов».
Программное содержание: Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Хохлома, Гжель, Городецкая игрушка, Жостовские подносы и т.д. Развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий, фон, колорит росписи, элементы узора; приобщать детей к истокам русской народной культуры. Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам.
Тема: «Народные промыслы России».
Программное содержание: Закрепить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве; умение детей использовать народные мотивы и технические приемы в продуктивной творческой деятельности. Развивать творческие способности детей, их фантазию, воображение, художественный вкус. Воспитывать у детей любовь к Родине, традициям, культуре русского народа; способность детей выслушивать и дополнять ответы других, оценивать и анализировать свои и другие работы, умение дружно работать в детском творческом коллективе;
Художественно эстетическая деятельность (аппликация)
Тема: «Солнышко, улыбнись».
Программное содержание: Учить детей вырезать солнышко из бумажных квадратов, сложенных дважды по диагонали, и составлять из них многоцветные полихромные) образы, накладывая вырезанные формы друг на друга. Развивать чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Художественно эстетическая деятельность (рисование)
Тема: «Нарядные лошадки».
Программное содержание: Учить детей украшать элементами декоративной росписи силуэты лошадок. Развивать умение детей обращать внимание на зависимость узора от формы силуэта. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками – рисовать кончиком кисти. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству.
Художественно эстетическая деятельность (рисование)
Тема: «Завиток».
Программное содержание: Продолжать развивать художественный вкус детей, знакомя их с народным декоративным творчеством(дымковской, городецкой, хохломской росписями).
-Развивать эстетические чувства цвета, ритма, композиции.
-Учить оценивать выполненные рисунки, выделяя средства выразительности.
-Воспитывать интерес к народному искусству.
Речевая деятельность (развитие речи)
Тема: Викторина по средствам декоративно-прикладного искусства.
Программное содержание: Продолжать развивать связную речь детей по средствам диалога и монолога. Закреплять знания о хохломской, дымковской росписи; умение расписывать, располагать узор на изделии. Учить детей согласовывать относительные прилагательные с существительными. Развивать связную речь, ее выразительность, логическое мышление, воображение, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством, культуру общения.
Тема: «Город мастеров».
Программное содержание: Формировать представления детей о русских промыслах (гжель, хохлома, жостовский поднос, русская матрешка, дымковская игрушка, городецкая роспись). Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах. Продолжать учить особенностям, характерным для каждого вида росписи. Обогащать словарный запас детей. Развивать связную речь.
Развивать внимание, познавательную активность. Развивать логическое мышление, память. Воспитывать уважение к труду народных мастеров.
Тема: «Русская народная игрушка».
Программное содержание: Обогащать словарный запас детей по лексической теме. Совершенствовать лексико – грамматические навыки, ориентировку в пространстве. Развивать связную речь детей, закреплять порядковый счет. Воспитывать положительное отношение к народной культуре.
Социально – коммуникативная деятельность (ознакомление с предметным миром и социальным окружением)
Тема: «Хорош город Городец».
Программное содержание: Продолжать знакомство детей с городецкой росписью. Учить детей выделять и называть характерные особенности городецких изделий. Развивать умение высказывать свои мысли, делать обобщения. Воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к труду мастеров искусства.
Беседы с детьми:
Тема: «Наши игрушки».
Тема: «Игрушки наших далеких предков».
Тема: « Народно –прикладное искуство».
Результативность проекта:
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
Информационные ресурсы:
1.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»
Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
- М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012
2 Вершинина Н., Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-
прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное
воспитание. 2004 №6.
3 Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре
4 Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. :
Просвещение, 2006
5 Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997
6 Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика-
Синтез, 2012
7 О.С Ушакова «Придумай слово». Речевые игры и упражнения. Методические рекомендации.
-М.: СФЕРА,2010
8 Ляпина Л. А. Народные игры в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2009
9 Комарова Т.С.. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада.
- М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/15/picture-204620-1360940258.jpg)
творческий проект" Применение техники квиллинга при ознакомлении дошкольников с народными промыслами России"
Цель данного проекта: научить детей выполнять поделки в стиле русских народных промыслов с использованием техники квиллинга( бумажной филиграни). Квиллинг-один из эффективных способов развития творчес...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/02/picture-719063-1449037779.jpg)
Проект «Народные промыслы, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста в условиях реализации ФГОС»
Актуальность проекта: Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о ва...
Самообразование воспитателя на тему:"Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными промыслами."
План самообразования работника дошкольного учреждения (воспитателя)...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/13/picture-514002-1476368607.jpg)
Влияние народных промыслов на формирование творческих способностей дошкольников
Народные промыслы, как способ формирования творческих способностей дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/02/picture-719063-1449037779.jpg)
Презентация «Народные промыслы, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста в условиях реализации ФГОС»
Наблюдая за детьми, за их играми, беседуя с ними, мы заметили, что наши дети мало знают традиции русского народа и их промыслы. Это неудивительно, ведь в своем окружении современные дети очень редко с...
Информационно-творческий проект для детей IIмладшей группы «Народные промыслы России».
Информационно-творческий проект для детей IIмладшей группы «Народные промыслы России»....
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/02/picture-290792-1404291734.png)
информационно - творческий проект с детьми среднего дошкольного возраста "Народные промыслы России
информационно - творческий проект с детьми среднего дошкольного возраста "Народные промыслы России...
- Мне нравится (1)