Творческий проект "Народные промыслы".
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Вид: информационно - творческий;
Продолжительность: краткосрочный (21.04.2018-25.05.2018)
Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность проекта: В условиях современного общества мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства, народными промыслами и народными традициями.
Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Цель проекта: Вызвать у детей интерес к истории и национальным традициям России. Показать, какую роль играет культурно – историческое наследие страны в жизни современных людей. Раскрыть значение национальных традиций (проведение праздников, игр и др.) для формирования культуры, нравственных качеств русского народа. На основе познавательной активности способствовать речевому, художественно-эстетическому, духовно-нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей.
Через приобщение детей к культуре своего народа, формировать у детей представление о себе и других людях, развивать познавательный интерес к народным промыслам России.
Задачи проекта:
Образовательные:
- продолжать знакомство с русскими народными промыслами (городецкой, гжельской, полхов - майданской росписью);
- вызвать интерес у детей к народному творчеству;
- учить видеть красоту и своеобразие городецкой, гжельской, полхов-майданской росписи;
- учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей; - научить детей ориентироваться в различных видах росписи.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей;
- развивать чувство цвета, композиционные умения;
- развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать;
- активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, элемент, розан, купавка, Городец, Гжель, Полхов – Майдан.
Воспитательные:
- воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству;
- воспитывать любовь к народному творчеству;
- воспитывать уважение к работе народных мастеров;
- воспитывать эстетические и этические чувства, любознательность.
Методы реализации проекта:
Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:
- Познавательную деятельность
- Социально - коммуникативную деятельность
- Художественно-эстетическую деятельность
- Речевую деятельность
-Игровую деятельность
- Работу с родителями
Подготовительный этап:
- Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);
- Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;
- Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;
- Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
- Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;
Основной этап:
Речевое развитие:
Обучение рассказыванию «Русская народная игрушка»
Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»
Составление описательных рассказов о дымковских игрушках. Цель: обогащать словарь, способствовать развитию связной речи.
Составление описательного рассказа о гжельской посуде. Цель: расширять знания о народном промысле.
Составление описательных рассказов о хохломской посуде. Цель: учить составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем.
Социально – коммуникативное развитие и познавательное развитие:
Сюжетно – ролевые игры: «Угостим матрёшек чаем», «Магазин промыслов» Дид. игры: «Народные праздники», «Народные инструменты»,
Художественно – эстетическое развитие:
Раскрашивание «Дымковская барыня», «Сказочные птицы».
Песня на мелодию р. н. п. «Ой, вставала я…»;
«Незабудковая Гжель» муз. Чичикова, сл. П. Синявского; Р. н. хоровод «Выйду ль я на реченьку» обработка Ломовой
Дид. игры «Платье для барышни»- элементы дымков. росписи
-«Найди пару»
-«Составь букет»
-«Разрезные картинки»
-«Русские узоры»
Рассматривание куклы в национальном русском наряде. Беседа о символике красного и черного цвета в узорах русского народного костюма.
Рассматривание иллюстраций с изображением старинной русской одежды.
Знакомство с трудом ткачихи.
Рассматривание с детьми иллюстраций дымковских игрушек. Цель: закрепление знаний о дымковских игрушках.
Дидактические игры:
Д/и «Загадки от Матрешки» Цель: развиваем речь, научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме.
Д/и «Кому это нужно?». Цель: закреплять у детей представления о предметах и их использовании в трудовых процессах.
Д/и «Узнай узор» Цель: закрепление элементов росписи дымковской, Городецкой росписи.
Сюжетно – ролевые игры:
С/р игра: «Семья ремесленников из Городца». Цель: помочь детям распределить роли, объяснить, что народные промыслы – дело семейное и каждый выполнял свою работу.
С/р игра: «К нам гости пришли» Цель: воспитывать гостеприимство, объяснить смысл слов «хлебосольство, радушие».
С/р игра: «Ярмарка»
Цель: учить передавать обстановку уличной ярмарочной торговли.
Игры со строительным материалом.
«Строим русскую избу»
Цель: Развивать конструктивные способности, самостоятельность в работе.
Раскраски «Гжельский чайник». Цель: развивать усидчивость и аккуратность.
Работа с родителями:
1. Участие в сборе предметов народного творчества.
2. Анкетирование с целью проверки знаний по народному творчеству. 3. Консультирование родителей.
4. Мастер — класс для родителей по изготовлению шкатулки из ткани Павлово — Посадского платка с показом презентации поэтапного изготовления.
5. Привлечение родителей к сбору литературы и оформлению выставки о народных промыслах.
6. Просмотр выставок детских работ и изготовленных альбомов по народному творчеству.
7. Участие в тематическом вечере «Народные промыслы».
8. Участие в конкурсе совместных рисунков о народных промыслах.
9. Участие в оформлении мини — музея по народным промыслам в группе. 10. Просмотр презентации.
Работа с педагогами.
Повышение педагогического уровня ·
Активность в работе по проекту:
-консультации для родителей;
- сбор и систематизация информации о различных промыслах России;
- создание в группе условий для реализации проекта: выставки книг, создание с детьми альбома с фотографиями ;
-тематические выставки рисунков детей;
-тематические выставки поделок
Проведение бесед, тематических занятий.
Разучивание стихов, песен, народых игр.
Участие в создании и подготовке сценариев.
Обобщающий этап
1. Оформление выставки рисунков и поделок детей;
2. Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада;
3. Изготовление лэпбука «Народные промыслы».
Предполагаемые результаты:
Для детей:
1. Желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества.
2.Умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования.
3.Развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации.
4.Сформированность практических навыков работы с бумагой и гуашью, глиной, пластилином, массой для лепки и т.д
Для педагогов:
1.Создание системы работы с детьми с использованием разнообразного художественного материала.
2.Повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование, саморазвитие.
3.Поиск, развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах художественно-эстетического воспитания детей.
4.Создание мини-музея «Гордость России»
Для родителей:
1.Участие в создании мини-музея.
2. Сплочение детско-родительского коллектива.
3. Педагогическое просвещение родителей.
Этапы реализации проекта:
Познавательная деятельность.
Тема: «Жостовская декоративная роспись»
Программное содержание: Познакомить детей с Жостовской фабрикой: историей её создания, продукцией которую на ней выпускают, особенностями жостовской росписи. Формировать у детей представление о том, что произведения декоративно - прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения к поколению. Развивать интерес к историческому промыслу эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народного декоративно - прикладного искусства. Воспитывать у детей уважительное отношение к труду взрослых.
Тема: «Путешествие на ярмарку народных промыслов».
Программное содержание: Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Хохлома, Гжель, Городецкая игрушка, Жостовские подносы и т.д. Развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий, фон, колорит росписи, элементы узора; приобщать детей к истокам русской народной культуры. Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам.
Тема: «Народные промыслы России».
Программное содержание: Закрепить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве; умение детей использовать народные мотивы и технические приемы в продуктивной творческой деятельности. Развивать творческие способности детей, их фантазию, воображение, художественный вкус. Воспитывать у детей любовь к Родине, традициям, культуре русского народа; способность детей выслушивать и дополнять ответы других, оценивать и анализировать свои и другие работы, умение дружно работать в детском творческом коллективе;
Художественно эстетическая деятельность (аппликация)
Тема: «Солнышко, улыбнись».
Программное содержание: Учить детей вырезать солнышко из бумажных квадратов, сложенных дважды по диагонали, и составлять из них многоцветные полихромные) образы, накладывая вырезанные формы друг на друга. Развивать чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Художественно эстетическая деятельность (рисование)
Тема: «Нарядные лошадки».
Программное содержание: Учить детей украшать элементами декоративной росписи силуэты лошадок. Развивать умение детей обращать внимание на зависимость узора от формы силуэта. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками – рисовать кончиком кисти. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству.
Художественно эстетическая деятельность (рисование)
Тема: «Завиток».
Программное содержание: Продолжать развивать художественный вкус детей, знакомя их с народным декоративным творчеством(дымковской, городецкой, хохломской росписями).
-Развивать эстетические чувства цвета, ритма, композиции.
-Учить оценивать выполненные рисунки, выделяя средства выразительности.
-Воспитывать интерес к народному искусству.
Речевая деятельность (развитие речи)
Тема: Викторина по средствам декоративно-прикладного искусства.
Программное содержание: Продолжать развивать связную речь детей по средствам диалога и монолога. Закреплять знания о хохломской, дымковской росписи; умение расписывать, располагать узор на изделии. Учить детей согласовывать относительные прилагательные с существительными. Развивать связную речь, ее выразительность, логическое мышление, воображение, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством, культуру общения.
Тема: «Город мастеров».
Программное содержание: Формировать представления детей о русских промыслах (гжель, хохлома, жостовский поднос, русская матрешка, дымковская игрушка, городецкая роспись). Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах. Продолжать учить особенностям, характерным для каждого вида росписи. Обогащать словарный запас детей. Развивать связную речь.
Развивать внимание, познавательную активность. Развивать логическое мышление, память. Воспитывать уважение к труду народных мастеров.
Тема: «Русская народная игрушка».
Программное содержание: Обогащать словарный запас детей по лексической теме. Совершенствовать лексико – грамматические навыки, ориентировку в пространстве. Развивать связную речь детей, закреплять порядковый счет. Воспитывать положительное отношение к народной культуре.
Социально – коммуникативная деятельность (ознакомление с предметным миром и социальным окружением)
Тема: «Хорош город Городец».
Программное содержание: Продолжать знакомство детей с городецкой росписью. Учить детей выделять и называть характерные особенности городецких изделий. Развивать умение высказывать свои мысли, делать обобщения. Воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к труду мастеров искусства.
Беседы с детьми:
Тема: «Наши игрушки».
Тема: «Игрушки наших далеких предков».
Тема: « Народно –прикладное искуство».
Результативность проекта:
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
Информационные ресурсы:
1.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»
Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
- М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012
2 Вершинина Н., Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-
прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное
воспитание. 2004 №6.
3 Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре
4 Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. :
Просвещение, 2006
5 Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997
6 Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика-
Синтез, 2012
7 О.С Ушакова «Придумай слово». Речевые игры и упражнения. Методические рекомендации.
-М.: СФЕРА,2010
8 Ляпина Л. А. Народные игры в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2009
9 Комарова Т.С.. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада.
- М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

творческий проект" Применение техники квиллинга при ознакомлении дошкольников с народными промыслами России"
Цель данного проекта: научить детей выполнять поделки в стиле русских народных промыслов с использованием техники квиллинга( бумажной филиграни). Квиллинг-один из эффективных способов развития творчес...

Проект «Народные промыслы, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста в условиях реализации ФГОС»
Актуальность проекта: Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о ва...
Самообразование воспитателя на тему:"Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными промыслами."
План самообразования работника дошкольного учреждения (воспитателя)...

Влияние народных промыслов на формирование творческих способностей дошкольников
Народные промыслы, как способ формирования творческих способностей дошкольников...

Презентация «Народные промыслы, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста в условиях реализации ФГОС»
Наблюдая за детьми, за их играми, беседуя с ними, мы заметили, что наши дети мало знают традиции русского народа и их промыслы. Это неудивительно, ведь в своем окружении современные дети очень редко с...
Информационно-творческий проект для детей IIмладшей группы «Народные промыслы России».
Информационно-творческий проект для детей IIмладшей группы «Народные промыслы России»....

информационно - творческий проект с детьми среднего дошкольного возраста "Народные промыслы России
информационно - творческий проект с детьми среднего дошкольного возраста "Народные промыслы России...
- Мне нравится (1)