Проект «Народные промыслы, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста в условиях реализации ФГОС»
проект (подготовительная группа) на тему
Актуальность проекта:
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает художественные способности детей.
Культурное наследие передаётся из поколения в поколение. Развивая и обогащая мир ребёнка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотических чувств наших детей. Приобщение к родной культуре должно стать основной частью воспитания каждого ребенка – гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства дети наши будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа, формируя при этом свой собственный художественный вкус.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 30.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Народные промыслы, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста в условиях реализации ФГОС»
Авторы проекта:
Николаева Л.Н.
Потылицина Н.В.
МБДОУ «Снежинка»
2015г.
Тип проекта: познавательно - творческий;
Продолжительность проекта: сентябрь 2015г. – май 2015г.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность проекта:
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает художественные способности детей.
Культурное наследие передаётся из поколения в поколение. Развивая и обогащая мир ребёнка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотических чувств наших детей. Приобщение к родной культуре должно стать основной частью воспитания каждого ребенка – гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства дети наши будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа, формируя при этом свой собственный художественный вкус.
Наблюдая за детьми, за их играми, беседуя с ними, мы заметили, что наши дети мало знают традиции русского народа и их промыслы. Это неудивительно, ведь в своем окружении современные дети очень редко сталкиваются с народными промыслами. В детском саду, работая по программе «От рождения до школы» количество занятий по ознакомлению детей с промыслами русского народа ограничено. Народные художественные промыслы (народное ремесло) - широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен креативными видами деятельности, где вещи, создаются собственноручно при помощи умений и смекалки. Педагогами – учеными доказано, что народное искусство пробуждает первые яркие, образные представления у детей о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает художественные способности детей. Учитывая это, мы решили провести дополнительную работу по ознакомлению детей с народным творчеством, обогащая при этом развивающую среду группы. С этой целью разработан данный проект. Работа проекта строится в трех направлениях:
- Работа с детьми (теоретическая и практическая);
- Работа с родителями;
- Создание развивающей среды.
Для работы были выбраны наиболее популярные виды народных росписей – дымка, хохлома, гжель, городец, якутский орнамент.
Процесс ознакомления с каждой росписью носит характер погружения, при этом мы будем стараться интегрировать каждую тему в большинство образовательных областей.
Гипотеза: если знакомить дошкольников с народными промыслами России в разных видах деятельности, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Создание развивающей среды, обогащённой народными промыслами будет способствовать развитию творческих способностей детей.
Цель проекта: Формирование и развитие художественных способностей воспитанников посредством взаимодействия с декоративно-прикладным искусством.
Задачи проекта:
- Развивать художественно-творческие способности детей.
- Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству России, Якутии.
- Вовлечение родителей в педагогическое пространство, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
- Изучение методической литературы, интернет – ресурсов.
- Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);
- Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;
- Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
- Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;
- Составление плана создания развивающей среды;
- Совместно с родителями создание мини – музеев по народно – прикладному искусству;
Основной этап.
Работа с детьми | Совершенствование развивающей среды группы | |
Сентябрь - октябрь | Серии бесед: «Золотая хохлома», «Игрушки не простые – глиняные, расписные» (Дымковская роспись), «Васильковая гжель», «История возникновения городецкой росписи», «Якутский орнамент», Работа с родителями: изготовление костюмов к Дефиле «Народная роспись в одежде». (Ко Дню Матери) | Приобретение, изготовление наглядных материалов (альбомы, тематические картинки, плакаты с элементами росписи); Разработка мнемотаблиц для рассказывания; Создание в группе уголка «Народные промыслы»; Использование народных росписей в оформлении книжного уголка. |
Ноябрь - декабрь | Дымка Рисование «Цирковое представление дымковских игрушек» Лепка из теста «Нарядные лошадки» Д/Игра «Платье для барышни» | Обогащение уголка творчества материалами для декоративного рисования, лепки по мотивам народных промыслов; Групповое новогоднее оформление в стиле народного искусства; |
Январь | Хохлома Ручной труд «Веселый хоровод» (кукла из фантиков) Декоративная роспись на ногтях - изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Салон Красоты» | Изготовление атрибутов и разработка сюжетно –ролевой игры «Салон Красоты». |
Февраль – март | Гжель Рисование «Кокошник для Царевны - лебедь»; Роспись посуды; Конструирование «Гжельский головной убор» | Оформление приемной с элементами народной росписи; Оформление мини музея «Народные умельцы» |
Апрель | Конкурс «Народная игрушка» (изготовление игрушек из соленого теста) Изготовление оберега по мотивам якутских узоров (ткань) | Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевых игр «Кафе», «Магазин», «Ярмарка»; |
Май | Городец Роспись «Доски не простые – веселые расписные» | Изготовление атрибутов для Сюжетно – дидактической игры «Ателье» |
Заключительный этап:
- Подведение итогов проекта;
- Оформление экспозиции «Народные промыслы» в музее;
- Разработка методического комплекта «Знакомство с народными промыслами».
Место проведения проекта:
- Подготовительная к школе группа «Колокольчик»;
- Музыкальный зал;
- Изостудия;
- Музей;
- Методический кабинет.
Внешние связи:
Ожидаемые результаты:
Мы полагаем, что участие в проекте будет интересно и познавательно как детям, так и родителям.
Мы надеемся, что у детей будут сформированы представления о разных видах росписей предметов, как народном наследии и нравственных ценностях. Проведенная работа будет способствовать формированию и развитию художественных способностей воспитанников в дальнейшей жизни. Родители после участия в проекте будут больше уделять внимания совместному творчеству с детьми, с уважением относиться к предметам народного творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Музыкально–ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста».
Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у н...
Проект "Музыкально–ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста"
Музыкальные движения –это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности....
проект "Музыкально–ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста «МЫ ЛЮБИМ ТАНЦЕВАТЬ!»
Каждый ребенок – маленький лучик, Вместе собравшись, - журчащий родник. Что понесут они речкою жизни? Ты призадумайся только на миг. Обоснование актуальности проекта Обращенность современной системы о...
Презентация «Народные промыслы, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста в условиях реализации ФГОС»
Наблюдая за детьми, за их играми, беседуя с ними, мы заметили, что наши дети мало знают традиции русского народа и их промыслы. Это неудивительно, ведь в своем окружении современные дети очень редко с...
Опыт работы по теме «Музыкально- ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях, с детьми разных возрастных групп, при организации образовательной, самостоятельно...
Тезисы «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
В статье представлены тезисы, раскрывающие понятие познавательного развития по ФГОС ДО. Показана обоснованность выбора проектной деятельности как средства развития познавательной активности. Дано опре...
Мастер-класс по ниткографии «Полёт фантазии или нетрадиционные методы рисования как способ развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО»
Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками, как способ развития художественно-творческих способностей в условиях реализации ФГОС. Показать ...