План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «В мире растений»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Вдовина Елена Валентиновна

Уточнить представление детей о многообразии растений и значении для природы, ее обитателей и человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_artyushina.docx38.3 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6 имени Героя Советского Союза В.Н. Банцекина

городского округа Сызрань Самарской области
СП «Детский сад №69»

План-конспект

непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию

«В мире растений»

в  старшей группе № 2

Выполнила:

Артюшина

Елена

Валентиновна,

воспитатель

2018г.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие:

1.Уточнить представление детей о многообразии растений и значении для природы, ее обитателей и человека.

2.Развивать умение находить общие и отличительные признаки в строении растений, работать в паре, развивать познавательную активность.

3.Закрепить представление о том, что растения-живые, используя модели.

4.Развивать у детей умение обобщать по существенным признакам, доказательно строить свои суждения, используя модель.

5. Расширить и уточнить знания о функциях некоторых частей растения (корень, стебель), используя модели и исследовательскую деятельность.

6.Закрепить и уточнить представление о целительных свойствах лекарственных растений.

Речевое развитие:

1.Побуждать детей отвечать на вопросы, активизировать речь детей словами: растение, дерево, кустарник, трава, ствол, ветви, корень.

2. Развивать культуру общения детей друг с другом и педагогом.

Физическое развитие:

1.Обеспечить кратковременный активный отдых во время НОД,

2.Обеспечить смену позы и характер деятельности путем двигательной активности.

 Социально-коммуникативное развитие

1.Поддерживать игровую инициативу детей.

2.Воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, беречь их.

3.Развивать навыки коммуникативного общения.

Предварительная работа:

Рассматривание картинок и иллюстраций о растениях, деревьях и кустарниках. Чтение стихов, загадок о растениях. Беседы на тему: «Лекарственные растения», «Растения-живые!» Ознакомление  с моделями.

Методы и приемы:

Наглядные - показ картинок, моделей;

Словесные - беседа, загадывание загадок, указания, вопросы к детям.

Игровые - использование игровых ситуаций, дидактических игр.

Практические – проведение опытов.

Материалы и оборудование:

Модели-схемы (признаки живого); картинки с изображением деревьев, кустарников, травянистых растений; разрезные картинки с изображением растений (дерево - береза; кустарник – сирень; травянистые растения-одуванчик; ромашка;); по 2 стаканчика - один большой, пустой и маленький с землей; палочка, имитирующая дерево без корней; модель корня из пластелина; баночка с подкрашенной водой и марлевая веревочка - на конце веревочки узелок, имитирующий корень на каждого ребенка; клеенки, салфетки; картинки с изображением лекарственных растений; картина «лес»; фонограмма «Чудесный лес».

Детская деятельность

Формы организации совместной деятельности

Познавательно-исследовательская

Опыты «Корень помогает растениям удержаться в земле», «Вода по стеблю поднимается к листьям ,цветам и плодам», модели-схемы «признаки живого», модели дерева, кустарника, травянистых растений, модель-схема «для чего растениям корень», «для чего нужен стебель».

Показ картинок «деревья, кустарники, травянистые растения, лекарственные  растения».

Коммуникативная

Беседа о растениях; загадывание загадок о деревьях, кустарниках, траве.

Игровая

Игровая ситуация «Путешествие в царство растений», дидактические игры «Собери растение», «Хорошо-плохо».Социо-игра «Люблю-не люблю»

Двигательная

Физкультминутка. «Выросли цветы»

                     Логика образовательной деятельности

Цель

Деятельность

воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1ч.

Вводная

Настроить детей на предстоящую беседу, закрепить знания о растениях.

Воспитатель обращает внимание детей на гостей, которые пришли на занятие и просит поздороваться с ними. Далее предлагает встать в круг и поиграть в игру « люблю- не люблю». Воспитатель передает по часовой стрелке мяч и говорит: я не люблю, когда дети ссорятся., следующий должен предложить свой вариант: я не люблю…Против часовой стрелки игра продолжается: я люблю…» Далее педагог спрашивает, любят ли дети путешествовать и приглашает в царство. Хотите знать какое? Тогда слушайте.

Воспитатель включает фонограмму «Чудесный лес».

В этом царстве жили-были береза, клен, дуб, ель, сосна, осина, шиповник, смородина, сирень, крыжовник, крапива, ромашка, клевер, одуванчик, подорожник, лопух. Воспитатель показывает картинку «Лес».

Дети стоят полукругом, лицом к гостям, здороваются с гостями, далее слушают воспитателя.

Дети встают в круг, играют в игру.

 

.Прослушивают аудиозапись и отвечают на вопросы воспитателя.

Дети рассматривают картинку.

Развиты навыки коммуникативного общения.

Создана игровая ситуация, вызван интерес к предстоящей деятельности.

Вы догадались как звали жителей этого царства?

Дети отвечают на вопрос воспитателя-(растения)    

Правильно, ребята, и сегодня я познакомлю вас с некоторыми жителями этого царства,  вы узнаете много нового. А тот, кто много знает, тот уже немножко волшебник.

Ребята, как вы думаете,    жители этого царства-живые?

Дети отвечают на вопрос педагога.

Почему вы так решили? Вспомните признаки живого.

Дети называют признаки живого (дышит, питается, размножается, растет).

Закрепили знания о том ,что растения живые

Воспитатель выкладывает на доске модели.(дышит, двигается, размножается, растет, питается).

В царстве растений было 3 государства, а кто жил в этих государствах вы догадаетесь, если отгадаете 3 загадки. Воспитатель загадывает загадки.

1-я загадка: «Нога одна, а рук много»

Назовите, какие вы знаете деревья?

Воспитатель сообщает, что  у него на столе лежит много картинок, нужно выбрать и принести из них только деревья.

Как вы  узнали, что это деревья?

А еще деревья зимой спят, но не отмирают.

Ребята, как можно моделью обозначить дерево? Найдите у себя модель дерева и положите перед собой.

Далее воспитатель загадывает 2-ую загадку. Послушайте, кто жил во втором государстве.

Никак не могу понять я:похожи кусты как братья, а ягоды у них разные-черные, белые, красные.

Ребята, какие вы знаете кустарники?

Как же вы узнаете, что все это кусты? Они такие разные?

Воспитатель просит принести картинки на которых изображены кусты. Спрашивает, чем похожи все кусты, что у них общего?

Педагог предлагает детям найти у себя на столе модель куста и положить рядом с деревом.

Далее педагог загадывает последнюю 3-ю загадку.

Росла на лугу – оказалась в стогу.

Воспитатель предлагает одному из детей выбрать картинки с травянистыми растениями. Как ты их узнала?

Воспитатель сообщает, что в отличие от деревьев и кустарников травянистые растения на зиму отмирают, а весной отрастают вновь.

Предлагает найти на столе модель травянистых растений и положить рядом с другими моделями.

Вот мы и познакомились с жителями царства растений. А  теперь пришло время немножко отдохнуть. Воспитатель проводит физкультминутку.

1,2,3-выросли цветы,

К солнцу потянулись высоко, стало им приятно и тепло,

Ветерок пролетел-стебельки покачал.

Влево качнулись -низко пригнулись,

Вправо качнулись -низко пригнулись,

Ветерок убегай -ты цветы не сломай,

Пусть они цветут, растут, людям радость несут.

Ребята, вы называли деревья, кустарники, цветы, они такие разные. Почему же все они живут в царстве растений? Прежде, чем ответить на этот вопрос, выложите у себя на столе растение из частей.

Скажите, чем похожи все растения, что у них общего?

Давайте подумаем, для чего растениям корень? Воспитатель показывает детям модель - для чего нужен корень растениям.

Чтобы убедиться, что корень действительно удерживает растение в земле и не дает ему упасть, мы проведем опыт.

Воспитатель обобщает ответы детей, делает вывод, что корни помогают растениям удержаться в земле.

Далее воспитатель спрашивает: как вы думаете, зачем нужен стебель?

Чтобы в этом убедиться, мы проведем еще один опыт.

Педагог обобщает ответы детей и делает вывод.

Ребята, мы много сегодня рассказывали про растения, а знаете ли вы, что нужно растениям, чтобы они хорошо росли и не болели?

Царство растений-это огромный дом. А знаете ли вы как нужно вести себя в этом доме, чтобы не навредить растениям? Сейчас мы это проверим. Я предлагаю вам поиграть в игру «Хорошо - плохо».

Воспитатель объясняет правила игры: если, то что называю-хорошо для растений-хлопаем в ладоши, если плохо-топаем ногами.

Дети, как вы думаете, можем мы сказать: «Растения - наши друзья»? Друзья всегда помогают друг другу. Люди помогают растениям, ухаживают за ними, заботятся о них, а как растения помогают людям? Ребята, а вы знаете, что в природе существуют лекарственные растения, которые так же помогают людям, если вдруг человек заболел. Педагог спрашивает, какие лекарственные растения они знают?

Воспитатель показывает картинки с изображением лекарственных растений.

Далее воспитатель сообщает, что наше путешествие в царство растений подошло к концу, подводит итог. Спрашивает ,что нового узнали ,что особенно запомнилось и понравилось, что на занятии удалось выполнить, а что вызвало затруднение.

Рассматривают модели, отвечают на вопросы, поддерживают беседу.

Дети отгадывают загадки.

Дети называют деревья (дуб,береза,сосна,ива,тополь,вяз,липа,рябина,черемуха,яблоня,ель,пихта,кедр,лиственница,клен,каштан).

Дети выполняют задание педагога.

Дети отвечают на вопрос педагога (высокие, один ствол, много веток, ствол покрыт карой).

Дети находят нужную модель дерева.

 Дети  отгадывают  загадку. (смородина)

Дети отвечают на вопрос педагога (сирень, акация, шиповник, орешник, малина, крыжовник, смородина)

Дети выполняют задание.

Отвечают на вопрос(кустарники ниже деревьев, несколько стволов растут из земли, стволы покрыты карой).

Выполняют задание.

Дети отгадывают загадку(трава).

Ребенок выполняет задание.

Отвечает(они невысокие, стебель зеленый, мягкий, не покрыт корой)

Дети выполняют задание.

Дети выполняют движения согласно тексту

Поднимают руки вверх, потягиваются.

Качаются из стороны в сторону.

Наклоняются влево

Наклоняются вправо

«Прогоняют» ветерок-машут руками от себя.

Поднимают руки вверх, качают руками.

Дети  выполняют задание в паре.

Дети отвечают на вопрос (корень, стебель, листья, цветы, плоды.)

Дети рассматривают модель, отвечают на вопрос педагога(дышит, питает, удерживает в земле)

Дети проделывают опыт. У детей по два стаканчика-большой пустой и маленький с землей, и палочка, имитирующая дерево без корней. Дети ставят палочку на стол, она падает. Чего не хватает деревцу?(корней).Дети вставляют палочку в модель корня, ставят на стол. Палочка стоит неровно. Как ее выравнить?(посадить деревце в землю).Дети опускают модель корня в большой стакан. Где будут находиться корни?(в земле).Возьмите маленький стаканчик с землей и присыпьте корни. Посмотрите, палочка падает?(нет).Почему? Какой следует сделать вывод? Дети делают вывод: корни помогают растениям удержаться в земле.

Дети отвечают на вопрос, используя схему.(через стебель растение дышит, получает питательные вещества из почвы и воду)

У детей  баночка и марлевая веревочка, имитирующая стебель. На конце веревочки узелок, имитирующий корень. Дети опускают «стебель» в банку с подкрашенной водой до конца корня и наблюдают, как вода поднимается по волокнам выше и выше.

После проведения опыта дети делают вывод: вода по стеблю поднимается к листьям, цветам и плодам.

Дети отвечают на вопрос педагога(свет, тепло, вода, почва, удобрения).

Дети играют в игру, выполняют задания педагога.

Дети рассказывают о лекарственных растениях, о их пользе для человека.

Рассматривают картинки.

Дети отвечают на вопросы педагога, рассматривают картинки.

Дети умеют отгадывать загадки.

Закреплены знания о деревьях, о том, чем деревья отличаются от других растений.

Дети могут находить модель дерева.

Умеют отгадывать загадки по описанию.

Закреплены знания о кустарниках.

Дети знают, чем кустарники отличаются от деревьев, умеют находить модель кустарника.

Закреплены знания о травянистых растениях.

Знают модель травянистых растений.

Дети отдохнули, произошла смена видов деятельности, дети настроены на предстоящую деятельность.

Активизировано логическое мышление, внимание, дети умеют работать сообща.

Закреплены знания о роли корня для растений.

Активизирована познавательная активность детей, умеют проводить опыты, делать выводы

Закреплены знания о том, какие условия необходимы растениям для роста и развития.

Закреплены знания,о том как вести себя в природе, чтобы не навредить растениям.

Закреплены знания о роли лекарственных растений в жизни человека.

Подведен итог занятия, решены задачи НОД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по музыкальному развитию с дошкольниками подготовительной группы на тему «Волшебные краски зимы» с использованием здоровьесберегающих технологий и мультимедийной презентации

Зима –  любимое детьми время года. Цель занятия: воспитание целостной, гармоничной личности с высоким духовным потенциалом; приобщение к национальной и мировой культуре через любовь к родной прир...

Примерный план-конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию

Примерный план-конспект ННОД по познавательному развитию в рамках тематической недели "Путешествия", тема "Путешествие в Японию"...

План – конспект проведения непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе

План – конспект проведения  непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию  во второй младшей группе...

План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по познавательному и физическому развитию в старшей группе на тему: «Со здоровьем дружит спорт»

План-конспектинтегрированной непосредственно образовательной деятельностипо познавательному и физическому развитиюв старшей группе на тему:«Со здоровьем дружит спорт»...

План – конспект проведения непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе

Цель: Закрепление знаний о видах транспорта.Задачи:  - развивать умение классифицировать виды транспорта по месту его передвижения – наземный, воздушный, водный; умение рассуждать, ...

План - конспект открытой непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми I младшей группы Тема: «Научим Нюшу одеваться на прогулку»

Предлагаю Вам конспект по познавательному развитию, который помогает формировать начальные представления о здоровом образе жизни у детей раннего возраста. Для поддержания интереса у детей к занятию бы...