Конспект НОД по познавательному развитию "Зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Зима»в старшей группе.
Задачи:
обогащать и расширять знания детей о зиме, зимних явлениях, месяцах; упражнять в составлении рассказа по схеме,
воспитывать любовь к родной природе;
развивать умение анализировать, делать выводы, закреплять знание правил поведения при неблагоприятных погодных условиях.
Материал и оборудование: картинки «Зима» для каждой пары детей,
карточки- схемы для составления рассказа о зиме, дидактическая игра «Плохо- хорошо»», наборы разноцветных кружков.
Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, безопасность, социализация, коммуникация, музыка.
Содержание образовательной деятельности детей.
- Организационный момент.
(На наборном полотне 2 картинки: осень и зима.)
О каком времени года загадка.
Загадки:
Часто дождик сеет,
Солнышко не греет,
С деревьев листья облетели,
Птицы на юг улетели.
Стала вся земля бела.
Наступили холода.
Птицам голодно в саду,
Я им крошек принесу.
Чем отличается зима от осени? Зимой идет снег, и вся земля покрыта снегом. Зимой холодно, погода морозная.
Какой цвет преобладает зимой? Белый.
2.Дидактическая игра «Цветные краски зимы».
Разложите перед собой цветные кружки и назовите, что зимой бывает цветным.
Голубое небо.
Красные ягоды рябины, калины.
Зеленая елка, сосна.
Коричневая кора рябины.
Серые облака, серый дым.
Желтое солнце.
3.Составление рассказа о зиме.
Давайте сейчас расскажем о зиме по карточкам - схемам. Составлять рассказ будем все вместе.
1 карточка – земля и деревья. Зимой падает снег , это явление называется – снегопад. Зимой земля покрыта снегом. Деревья стоят голые. Речка и пруд покрылись льдом.
2 –солнце, погода. Зимой солнце не греет. Если днем светит солнце, а вечером небо звездное, значит, утром будет морозная погода. В пасмурную погоду мороз слабый. Часто дует ветер и идет снег.
3-птицы. Птицы зимой питаются семенами трав, ягодами. Зимой птиц нужно подкармливать. Можно из бутылок и коробочек смастерить кормушку и насыпать туда корм.
5- животные. Заяц и белка поменяли цвет шубки. Заяц зимой белый, а белка серая. Мех шубки у животных стал более густым, длинным.
6- труд людей зимой. В городе люди работают на заводах и фабриках.
В городе после снегопада улицы расчищают снегоуборочные машины.
В деревне люди заботятся о домашних животных, ремонтируют тракторы, комбайны, проводят снегозадержание: устанавливают щиты среди полей или «пашут» снег, чтобы ветер не сметал снег, а наметал его вокруг преграды. Как говорится в пословице «Много снега - много хлеба», «Снег на полях – хлеб в закромах».
Зима длится 3 месяца и каждый месяц имеет свои особенности. Послушайте, как о зимних месяцах рассказывает С.Я.Маршак.
Декабрь.
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке.
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.
Январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег – на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом.
Февраль.
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.
Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолетов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье.
О каждом месяце народ сочинил пословицы.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Январь – году начало, зиме середка.
4.Подвижная игра «Игры зимой».
Лыжник едет по лыжне, Дети имитируют движения лыжника,
В хоккей играют на катке. хоккеиста
Во дворе в снежки сыграем, Имитируют движение, характерные для . игры в снежки.
Бабу снежную скатаем. Описывают три круга руками в воздухе –
Снеговик.
Только ( это твердо знай) Крутят воображаемый руль).
На дороге не играй. Грозят пальцем.
Очень интересно и весело играть зимой в разные игры. Но нужно помнить:
Если ты промочил варежки и сапожки, строя горку, то тогда следует идти домой, иначе заболеешь.
Снежки метать нужно в ту сторону, где нет других детей: можешь попасть в лицо.
Не стой перед горкой, когда с нее съезжают.
Осторожно иди по дорожке, когда гололед.
5.Дидактическая игра «Плохо - хорошо».
Назовите, что хорошего или плохого в зиме.
Когда вы будете называть хорошее о зиме, будем выставлять красный кружок, а плохое – синий, затем сравним результат.
«Хорошо»– от снега стало очень красиво; воздух чистый, морозный; наступает Новый год, наряжают елку, дарят подарки; можно кататься на лыжах, санках, коньках, с горки, играть в снежки, строить крепость, лепить снеговика.
«Плохо» – холодно, часто бывают метели, птицам голодно, долго одеваться на прогулку, скользко.
Посчитаем кружки.
Вы назвали много хорошего о зиме. Да каждое время года очень красиво .
Послушайте отрывок из произведения П.И.Чайковского «Времена года».
Передайте движениями: снег тихо падает, кружится;
подул ветер, снег летит.
Вспомните. какие красивые стояли деревья после снегопада.
Я предлагаю вам нарисовать зимнюю картинку нитками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД по познавательному развитию (Познавательно-исследовательская деятельность) "Маленькие исследователи" старшая группа
Формирование познавательной активности детей в экспериментальной деятельности...
конспект итогового занятия «Познавательное развитие» (развитие познавательно-исследовательской деятельности) Тема: «Свойства воды, льда и пара»
в конспекте хорошо приведены примеры опытов в старшей группе....
Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) средняя группа Тема: «Незнайка – путешественник»
Конспект разработан для детей среднего возраста. Развивать у детей познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостью и предметами....
Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) На тему: «Снег и его свойства» средняя группа
Данный конспект подготовлен для детей среднего возраста. Познакомить детей со свойством снега через экспериментальную деятельнось....
Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) младшая группа Тема: «Вода»
Познакомить детей со свойствами воды через экспериментальную деятельность....
Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Африка".
Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по карт...
Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Свет и цвет".
Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой, с использованием книги О.В. Дыбиной, Н.П. Р...