Познавательно-исследовательский экологический проект «Загадочная планета»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Долгосрочный познавательно-исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста "Загадочная планета" поможет обобщить и систематиировать познавательный опыт дошкольников о планете Земля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Загадочная планета" | 40.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 25» Асбестовского городского округа
в группе компенсирующей направленности
для детей 6 – 7 лет с тяжелыми нарушениями речи № 5
Составитель: Лабутина Е.В.
г. Асбест, 2017 год
ТИП ПРОЕКТА: познавательно-исследовательский, групповой (дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель), долгосрочный.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА: Загрязнение воздуха, воды, нашей общей планеты Земля.
Неживая природа – это объективная реальность мира, которая непосредственно и непрерывно оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста. Дети способны понимать не только внешнюю сторону физических явлений, но и некоторые несложные связи, отношения между ними и закономерности такие как, различные состояния веществ, переход из одного состояния веществ в другое (вода в твердом, жидком, газообразном состоянии), свойства воздуха (он есть повсюду, его можно обнаружить, он имеет вес, может сжиматься), свойство магнита притягивать к себе металлические предметы, способность песка пропускать через себя воду и т.д.
ЦЕЛЬ проекта: Развитие любознательности, активности, самостоятельности, познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста, через овладение исследовательской деятельностью.
ЗАДАЧИ проекта:
Образовательные:
- Предоставить детям возможность регулярно общаться с объектами природы не только в помещении и на территории детского сада, но и ходить на экскурсии в парк, в лес (на экологическую тропинку).
- Под руководством взрослых наблюдать за объектами неживой природы, делать зарисовки, сочинять рассказы, собирать коллекции, природные материалы, участвовать в экологических акциях, праздниках.
Развивающие:
- Развивать поисковую деятельность детей
- Способность к определению задач на основе поставленной проблемы;
- Приобщать детей к экспериментированию с природными и искусственными материалами (камешки, песок, глина и др.);
- Активизировать речь;
- Совершенствовать стиль партнерских отношений.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру экспериментальной работы.
- Воспитывать активную жизненную позицию личности в познании окружающего.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА.
Исходя из идеи комплексности, проект включает в себя два тематических направления деятельности детей:
I направление. Информационно-познавательное или "Справочное бюро".
- блок – Вода.
- блок – Воздух.
- блок – Песок, глина.
- блок – Земля, космос.
II направление. Практическое.
- Опытничество, эксперименты
- Изобразительное искусство
- Развлечения, праздники
СОДЕРЖАНИЕ ОБЪЕКТОВ ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Неживая природа
- Свойства и признаки веществ: вода, воздух, песок, глина, камни, чернозем (плодородная часть почвы).
- Три агрегатных состояния веществ (газообразное, жидкое, твердое):
- Свойства и качества жидких, твердых, газообразных веществ, особенности их взаимодействия друг с другом;
- Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое на примере воды (пар, вода, лед), условия, необходимые для этого перехода (температура);
- Круговорот воды в природе, водная система планеты Земля.
- Планета Земля:
- Рельеф, атмосфера, гидросфера, смена времен года, частей суток;
- Природные катаклизмы (землетрясения вулканы, наводнения, цунами, смерчи, ураганы).
- Космос, Солнечная система, планеты, спутники (искусственные и естественный – Луна), небесные тела (метеориты, кометы), солнечное и лунное затмение.
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
формы работы | время в режиме дня | длительность минут | количество за год |
1 | 2 | 3 | 4 |
познавательное занятие или часть занятия | 1 раз в неделю по расписанию занятий | 20 – 25 4 – 5 | 3 10 |
совместная исследовательская деятельность взрослого с детьми (опыты, эксперименты) | 1 раз в неделю как предварительная работа перед занятием (по усмотрению воспитателя) | 15 – 20 | 34 |
Наблюдение, труд в уголке природы и на участке | во время, отведенное для труда и наблюдения в уголке природы и на участке | 5 – 7 | 10 |
Совместная деятельность взрослого с детьми по преобразованию рукотворного мира (художественно-продуктивная деятельность) | 1 раз в неделю во второй половине дня (по усмотрению воспитателя) | 15 – 20 | 17 |
Развлечения | во время, отведенное для развлечений | 15 – 20 | 2 – 3 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
объект | тема |
Вода |
|
Воздух |
|
Песок, глина |
|
Земля, Космос |
|
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Организация образовательной деятельности имеет ряд особенностей, в частности, она определяет задачи по блокам деятельности, способствующих созданию оптимальных условий для реализации проекта.
БЛОКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Информационный
- Действенно-мыслительный
- Блок преобразования
Условно выделяем три составляющие образовательного процесса:
- Накопление познавательного опыта детей через их исследовательскую деятельность в естественных, специально созданных условиях (экспериментирование, наблюдение, рассматривание чтение, труд, общение и пр.).
- Обобщение и систематизация познавательного опыта через дидактические и игры и на занятиях.
- Использование и преобразование опыта детей в специально созданных условиях в детских видах деятельности (игре, движении, экспериментировании, конструировании, общении и др.), а также на занятиях по развитию речи, художественному труду, рисованию, лепке, аппликации и пр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Гризик Т.И. Познаю мир. М.: Просвещение, 2000.
- Дитрих А. Почемучка. М.: 1992.
- Дыбина О.В. и др. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ "Сфера", 2004.
- Дыбина О.В. и др. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М.: ТЦ "Сфера", 2004.
- Емельянова М.Н., Колтунова И.Р. Исследовательская деятельность детей дошкольного возраста по освоению окружающего мира. Екатеринбург, 1999.
- Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка: опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. СПб.: Речь, 2006.
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: ТЦ "Сфера", 2003.
- Кургузов О. По следам Почемучки, М.: 1995.
- Николаева С.Н. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Попова Т.И. Мир вокруг нас. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.
- Рыжова Н.А. Воздух – невидимка. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.
- Фисенко М.А. Природа вокруг нас: старшая и подготовительная группы (разработки занятий). Волгоград: ИТД "Корифей", 2007.
- Шапиро А.И. Лужа. Твоя первая научная лаборатория, М.: 2003.
- Эллиот Д., Кинг К. Детская энциклопедия. М.: РОСМЭН, 1994г.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК | |||||||
объект | задачи | содержание | методические приемы (включены все 3 блока) | сроки | |||
ВОДА |
| "Вода в жизни человека"
|
| ||||
ВОЗДУХ |
|
|
| ||||
ПЕСОК, ГЛИНА, КАМЕНЬ. |
|
|
| ||||
ЗЕМЛЯ. КОСМОС. |
|
|
| ||||
ДЕЙСТВЕННО-МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ БЛОК | |||||||
цель | задачи | формы организации образовательного процесса | |||||
Обеспечить присвоение детьми средств познавательной деятельности, которые дают им возможность самостоятельно анализировать, делать выводы, организовывать собственную деятельность. |
| Совместная исследовательская деятельность взрослого и ребенка, опыты и эксперименты, моделирование. Совместная деятельность с детьми по преобразованию предметов рукотворного мира. | |||||
БЛОК ПРЕОБРАЗОВАНИЯ | |||||||
цель | задачи | формы организации образовательного процесса | |||||
Создание условий для реализации детьми системных знаний в продуктивных видах деятельности, формирование творческого отношения к окружающему миру. |
| Совместная деятельность с детьми по преобразованию предметов рукотворного мира. Самостоятельная деятельность детей. |
ХАРАКТЕРИСТИКА МИКРОБЛОКОВ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
по проекту "Загадочная планета"
микроблок | образовательная задача | примерное содержание среды | предполагаемая деятельность детей |
Лаборатория "Почемучка" | Овладение средствами познавательной деятельности, способами действий обследование объектов. Расширение познавательного опыта. |
|
|
Уголок природы | Расширение познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности. |
|
|
Уголок "Знайки" | Формирование умения самостоятельно "работать" с книгой, "добывать" нужную информацию. Накопление познавательного опыта. |
|
|
Центр преобразования "Мастерилка" | Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости. Выработка позиции творца. |
|
|
Информационная копилка | Осознание своего познавательного интереса, формулирование его в вербальной форме или с помощью условных символов. Целенаправленное расширение опыта детей по обучаемой задаче. |
|
|
Игротека | Уточнение, систематизация знаний, умений, навыков, их использование в игровой деятельности. |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
экологический проект "Зеленая планета"
Проект воспитывающий любовь и бережное отношение к природе родного края её растительном и животном мире...
Экологический проект "Берегите планету"
Краткосрочный проект для подготовительной группы...
Экологический проект "Наша планета - Земля"
Проект направлен на обогащение экологических знаний детей старшего дошкольного возраста....
Экологический проект "Загадочные растения вокруг нас"
Краткосрочный проект по лексической теме недели в группе с детьми 6-7 лет....
Экологический, познавательно – исследовательский практико-ориентированный проект «Хлеб всему голова!»
Радо солнцу небушко, полюшко подсолнушку.Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко.Автор: Г.Виеру....
Проект "Загадочная планета Земля. Планета в опасности"
Краткосрочный проект в старшей группе«Загадочная планета Земля. Планета в опасности»...
Познавательно-исследовательский социально-значимый проект в рамках акции «Экологический мониторинг» Номинация: «Мы- защитники природы» Авторы: Иванова А.В..- воспитатель группы раннего возраста, Стефанюк Л.А. - воспитатель средней и старшей групп. Тема:
Актуальность проблемы всем известно, что экологическое воспитание ребенка дошкольного возраста начинается со знакомства его ближайшего окружения, с которым он сталкивается каждый день. Чтобы знакомств...