Конспект совместной деятельности с детьми по экологическому воспитанию
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 83 Калининского района Санкт-Петербурга
Конспект совместной деятельности с детьми по экологическому воспитанию
(средняя группа)
Тема: «Воздухоискатели»
Составила воспитатель
первой квалификационной категории
Буйная Екатерина Александровна
Санкт-Петербург
2018 год
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе, закрепить знания о значении чистого воздуха для нашего здоровья и о некоторых правилах экологической безопасности.
Обучающие задачи:
- упражнять в наблюдательности за окружающей средой;
- закрепить представления детей о воздухе, его свойствах;
- учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха;
- продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Развивающие задачи:
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
- создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания;
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению;
- аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
- воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам;
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру;
- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
- воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие:
- совершенствовать речь как средство общения;
- совершенствовать умение высказываться и делать выводы;
- активизация словаря;
- обогащение словаря.
Социально-коммуникативное развитие:
- воспитывать самостоятельность;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Познавательное развитие:
- развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность, любознательность;
- побуждать интерес к новым открытиям и знаниям.
Физическое развитие:
- релаксиция;
- гимнастика для глаз;
- дыхательная гимнастика;
- развитие мелкой моторики пальцев;
- физкультминутка.
Художественно – эстетическое развитие:
- музыкатерапия;
- продуктивная деятельность (нетрадиционная техника рисования - выдувание).
Используемые педагогические технологии: игровая, здоровьесберегающая, познавательно-исследовательская, информационно-коммуникативные технологии.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей), фартуки (по количеству детей); миска с водой; игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые; гуашь; кисточки; фонарики; стаканчики и трубочки, бумага.
Ход
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня к нам пришло много гостей, давайте с ними поздороваемся. А теперь давайте встанем в круг и возьмемся за ручки, чтобы поделиться друг с другом и нашими гостями хорошим настроением.
Воспитатель читает стихотворение
Здравствуй солнце, здравствуй небо, здравствуй вся моя Земля!
Мы проснулись очень рано и приветствуем тебя!
Замечательно, теперь наш зал наполнен хорошим настроением.
Воспитатель: Ребята, скажите, а вы любите путешествовать?
Ответы детей.
Воспитатель: Тогда, я приглашаю вас, отправится в удивительное место, лесную школу, где вы сможете почувствовать себя настоящими учениками. Готовы?
Ответы детей.
Детям предлагается сесть на пол и закрыть глаза, звучит красивая музыка «Звуки леса» (в это время воспитатель надевает маску совы), релаксация под звуки природы. Появляется слайд №1 «Лес» Дети открывают глаза и медленно встают. Детей встречает Сова.
Сова: Здравствуйте ребята! Я Мудрая Сова, очень рада видеть вас в нашем сказочном лесу. Сегодня я приглашаю вас выступить в роли учеников в моей лесной школе и заняться исследованиями. А вот что мы сегодня будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Ответы детей.
Сова: Какие вы молодцы! Верно! А как мы можем почувствовать воздух?
Ответы детей.
Сова: Да, действительно, если мы подуем и чем – то помашем, то ощутим ветерок – это и будет воздух.
Присаживайтесь поудобнее, я хочу вам рассказать очень интересную историю: Жил-был южный Ветерок. Он родился над морским простором в тех краях, где никогда не бывает ни холода, ни снега. Ветерок то скользил над синими волнами, то залетал в сады и парки, где благоухали розы и магнолии. Весной ветерок отправлялся в далекий путь на Север. Он нес с собой теплый воздух, пахнущий морем и цветами. Растения, птицы, звери и, люди с нетерпением ждали его. Ведь южный Ветерок помогал Солнцу растопить снега и льды, расцветали цветы, возвращались перелетные птицы, радовались звери – словом зима уступала место весне! Ждала южный Ветерок и девочка Лена. «Я распахну окно и Ветерок, влетит в душную комнату и наполнит ее свежим весенним воздухом. А на клумбе под окном расцветут нарциссы и тюльпаны», мечтала Лена. Путь южного Ветерка лежал через большой город. Он прилетел сюда и увидел, что над городом стелется густой едкий дым. Дым выходил из трех огромных фабричных труб, и его клубы застилали все небо. От едкого дыма Ветерок чихнул и закашлялся. Он хотел облететь дым стороной, но дым слился с воздушным потоком, который нес Ветерок, и полетел вместе с ними. Чем дольше летел ветерок над городом, тем его прозрачные легкие крылья становились темнее от городской копоти, пыли и выхлопных газов множества автомобилей. Теперь Ветерок нес с собой не ароматы цветов и запах моря, а запахи гари и бензина. Что же мне делать?- растерянно думал Ветерок, - не могу же я таким грязным прилететь к своим друзьям. Ведь я сейчас несу им вредный воздух.
Сова: Почему огорчился ветерок?
Ответы детей.
Сова: Совершенно верно, но тут Ветерок встретил темную грозовую тучу и попросил ее: - Уважаемая туча! Помоги мне, пожалуйста! Полейте меня дождиком, смойте с меня сажу и пыль! - Так и быть,- согласилась туча.
Сверкнула молния, загремел гром и из тучи хлынул ливень. Дождевые струи смыли с крыльев Ветерка грязь, и он стали чистыми и прозрачными, как стекло. Ветерок обрадовался, поблагодарил тучи и полетел дальше, неся с собой влажный чистый воздух. Всю ночь Ветерок летел над лугами и лесами, а утром прилетел к дому, где жила девочка Лена. Она проснулась, разбуженная ярким солнечным светом, подошла к окну и распахнула его.
Лена глубоко вздохнула и прошептала: - Какой чудесный чистый воздух! Спасибо южный Ветерок. Ты принес нам весну!!!
Сова: Как вы думаете, воздух действительно так важен для нас?
Ответы детей.
Сова: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Ответы детей.
Сова: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Ответы детей.
Сова: А чтобы найти воздух я приглашаю вас в нашу лесную лабораторию. Подходите, пожалуйста, к столу и не забывайте о мерах безопасности при работе в лаборатории. Что нужно сделать?
Ответы детей.
Сова: Правильно! В лаборатории нужно обязательно надеть фартуки, а наших гостей попросим в этом нам помочь. Не забудьте сказать «спасибо». Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Ответы детей.
Воспитатель приглашает детей подойти к рабочим местам за столом
Опыт 1. «Поймай невидимку» (с полиэтиленовым пакетом и фонариком).
Сова: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Ответы детей.
Сова: Верно, он совсем пуст. Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?
Ответы детей.
Сова: Ребята, а как вы думаете, какого цвета воздух?
Ответы детей.
Сова: А давайте проверим. Посмотрите, у вас на столах лежат фонарики. Давайте посветим на пакет. Что вы видите?
Ответы детей.
Сова: Правильно! Ничего не видите, т.к. свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т.е. он какой?
Ответы детей.
Сова: Правильно, прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный. А сейчас давайте зажмурим несколько раз наши глазки, чтоб они отдохнули после яркого света фонариков.
Дети выполняют несколько раз упражнения для глаз.
Сова: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята?
Ответы детей.
Сова: Давайте проверим.
Воспитатель приглашает детей сесть за столы.
Опыт 2. «Воздух в человеке».
Сова: Перед вами стаканчики с водой.
Далее воспитатель обращает внимание детей на экран, где изображён алгоритм действий с данными предметами. Дети действуют согласно алгоритму
Сова: Что происходит с водой?
Ответы детей.
Сова: Молодцы! Какой мы можем сделать вывод?
Ответы детей.
Сова: Правильно! Воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. А как вы думаете, в других предметах есть воздух?
Ответы детей.
Сова: Ребята, давайте это проверим?
Ответы детей.
Воспитатель приглашает детей выйти из- за столов и подойти к стульчику на котором стоит тазик с водой. Объясняет правила игры.
Дидактическая игра: «Тонет - не тонет»
Звучит детская песенка «По морям, по волнам», дети поочередно достают из корзинки камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и раскладывают в тазик.
Сова: Ребята, вы обратили внимание, что происходит с нашими предметами?
Ответы детей.
Сова: Почему одни тонули, а другие оставались сверху?
Ответы детей.
Сова: Молодцы, ребята! Теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать, а в которых воздуха нет – пойдут ко дну.
Сова: Ребята, а сейчас давайте немножко с вами отдохнём и разомнёмся.
Воспитатель приглашает детей выйти на свободное место
Физкультминутка
Коль с водой имеем дело (переливаем воду из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело (засучиваем рукава)
Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)
Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)
Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)
И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)
Ты работу завершил?
Все на место положил? (шаг на месте).
Сова: А теперь, пожалуйста, рассаживайтесь за столы.
Рисование нетрадиционной техникой «Раздуй каплю» (рисование воздухом).
Сова: Ребята, представляете, оказывается, воздухом можно рисовать! Хотите узнать, как можно рисовать бесцветным воздухом?
Ответы детей.
Сова: Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы видите?
Ответы детей.
Сова: Ребята, а давайте с вами попробуем нарисовать так же, изображено на схеме?
Ответы детей.
Сова: Тогда слушайте внимательно. На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки».
Дети под руководством воспитателя выполняют рисование нетрадиционной техникой.
Сова: Ребята, на что это похоже?
Ответы детей.
Сова: А отдельные детали вы можем дорисовать обычной кистью или с помощью фломастеров, когда клякса высохнет. Вам понравилось?
Ответы детей.
Сова: Ребята, Вы отличные воздухоискатели! Урок у Мудрой Совы подошел к концу и вам пора возвращаться в детский сад.
Дети снимают фартуки и кладут на стульчики.
Сова: А теперь я произнесу волшебные слова, и вы вернетесь обратно в детский сад. Раз, два, три - повернись и в детский сад вернись.
Дети оборачиваются вокруг себя два раза. Воспитатель снимает маску совы.
Воспитатель: Наконец-то вернулись наши путешественники, вам понравилось в лесу, что там видели? Что узнали новое?
Ответы детей.
Воспитатель: А давайте все, что вы узнали о воздухе из своих опытов, мы нарисуем в наш дневник наблюдений, чтобы не забыть.
Воспитатель фиксирует результаты опытов в дневнике.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Все запомнили! Я очень рада, что вам понравилось сегодняшнее путешествие! А сейчас наше занятие закончилось, давайте попрощаемся.
Используемая литература
- Антоненко Н.В., Ульянова М.В. Гимнастика для восстановления в процессе обучения/ Н.В. Антоненко, М.В.Ульянова. – Москва, Амрита-Русь, 2017- 41с.
- Арсеневсая, О. Н. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду / О. Н.
- Арсеневская. – Волгоград, Учитель, 2011. – 204с.
- Филатова Е. В. На одном языке с природой – окружающий мир / Е.В. Филатова. – Москва, Традиция, 2016. – 37с.
- Шорыгина Т. А. Зеленые сказки – экология для малышей/ Т.А. Шорыгина. – Москва, Прометей, Книголюб, 2010 – 9с.
- Интернет ресурс http://www.maam.ru/
- Интернет ресурс https://nsportal.ru/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezent.pptx | 1.56 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности с детьми по формированию экологических представлений у детей "Кто такие птицы?
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ-ПОЗНАНИЕ . « Кто такие птицы?»Цель:Способствовать расширению и обогащению представлений детей о птицах, имеющих типичное строение (две...
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы «Воспитание у детей нравственных качеств: дружбы и взаимопомощи, на примере русской народной сказки»
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы «Воспитание у детей нравственных качеств: дружбы и взаимопомощи, на примере русской народной сказки»...
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно-экологическому воспитанию детей (с участием родителей). "БЕРЕГИТЕ ЁЛОЧКУ - КРАСАВИЦУ" (детское экспериментирование)
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно-экологическому воспитанию детей (с участием родителей). "БЕРЕГИТЕ ЁЛОЧКУ - КРАСАВИЦУ" (детско...
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по экологическому воспитанию.
Конспект совместной деятельности "Удивительные свойства воды"...
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области "Познание". Экологический досуг "Насекомые".
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области "Познание". Экологический досуг "Насекомые"...
Конспект совместной деятельности с детьми по музыкальному воспитанию «Волшебная книга сказок» (возраст 5-6 лет)
Данный конспект был опробирован мной на районном конкрсе педагогическх достижений - Конкурс педагогических достижений Калининского района Санкт-Петербурга 2019-2020 учебный год...
Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми по экологическому воспитанию «Экологическое путешествие «Глубокое синее море»
Цель данной методичсеской разработки: расширять представления детей старшего возраста о представителях морских глубин....