Методическая разработка "Сокровища Сибирской Тайги"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotk_sokrovishcha_sibirskoy_taygi.docx | 41.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Главное управление образования администрации города Красноярска
муниципального бюджетного дошкольного учреждения
«Детский сад № 12 комбинированного вида»
Методическая разработка
планирование образовательной деятельности дошкольников по экологическому воспитанию
«Сокровища Сибирской Тайги»
Красноярск, 2018г.
Автор-составитель Куркина Татьяна Николаевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 12 комбинированного вида»
Аннотация
Данная методическая разработка предназначена для организации и комплексно-тематического планирования образовательной деятельности детей дошкольного возраста по экологическому воспитанию.
Методическая разработка содержит рекомендации по разработке комплексно-тематического плана образовательной деятельности по теме «Сокровища Сибирской тайги», основанные на практическом опыте.
В планировании отражены мероприятия, направленные на всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста, их воображения, речевой и познавательной деятельности, развития их творческого потенциала и активности.
Методическая разработка раскрывает функциональность использования дидактических пособий при организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста в разных видах деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
Методическая разработка предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования: может быть использована воспитателями в ходе организации совместной и самостоятельной деятельности детей, логопедами – для развития познавательной и речевой активности, родителями – для бесед с детьми.
Одним из требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является требование к предметно-развивающей среде дошкольного учреждения. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей, должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной (ФГОС ДО п. 3.3.4.). Поэтому, в методическую разработку включено оформление центра природы.
Куркина Т.Н. Планирование образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста на год по теме «Сокровища Сибирской тайги»: методическая разработка /Т.Н. Куркина – г. Красноярск, «Детский сад № 12 комбинированного вида», 2018г.
Содержание
Введение | 5 |
Основная часть: Методические рекомендации по планированию образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по экологическому развитию Раздел 1: Концептуальные основы планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста Раздел 2: Методологические основы принципа комплексно-тематического планирования организованной образовательной деятельности | 6 8 |
Раздел 3: Описание практического опыта планирования образовательной деятельности по теме «Сокровища Сибирской тайги» | 10 |
Заключение | 12 |
Литература | 12 |
Приложение | 13 |
Введение
Данная методическая разработка составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, СанПин и образовательной программой дошкольного учреждения. Основывается на практическом опыте планирования организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Одно из основных задач, в соответствии с Законом «Об образовании» - это формирование духовно-нравственной личности. Духовно-нравственное воспитание дошкольников многогранно по содержанию. Это и любовь к семье, к родным местам, гордость за свой народ. Каждое из направлений основано на определённой системе базовых ценностей и обеспечивает усвоение их воспитанниками ДОУ.
Экологическое воспитание – неотъемлемая часть дошкольной педагогики. Экологическое образование дошкольников-непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм и правил.
Экологическое воспитание значимо с позиции личностного развития ребенка - правильно организованное, систематически осуществляемое. Процесс воспитания и образования является эффективным лишь тогда, когда он имеет деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.
От профессиональной компетентности педагога, его умения организовать деятельность детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, от умения грамотно планировать ее зависит качество реализации образовательной программы дошкольного образования.
Планирование образовательной деятельности, в соответствии с трудовыми функциями педагога, обеспечивает системность, целостность, непрерывность процесса обучения.
Умение определять цели, задачи образовательной деятельности, отбирать адекватные возрасту детей методы и способы, виды деятельности – умение планировать.
Новизна авторской методической разработки заключается в том, что планируемые педагогические мероприятия по экологии находят отражение во всех направлениях развития ребенка.
Основная часть
Методологические рекомендации по планированию образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Раздел 1: концептуальные основы планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Основная функция планирования- обеспечить системность и качество педагогического процесса, преемственность в развитии и образовании детей на разных ступенях дошкольного возраста, а также внутри каждой возрастной группы. Необходимо соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному минимуму). Реализация данного принципа связана с разумным минимумом в выборе тематики, количестве тем, сроков реализации.
В соответствии с ФГОС необходимо обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, в процессе которых формируются представления и умения дошкольников, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
Концепция амплификации детского развития (А.В. Запорожец) ориентирована на максимальное использование детских видов деятельности для развития творческого воображения, наглядно-образного мышления и социальных чувств детей. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Однако, в каждом возрасте возникают новообразования, развиваются психические процессы. Планирование должно основываться и отражать приоритетные виды деятельности детей дошкольного возраста.
Освоение детьми содержания образовательной программы дошкольного образования должно осуществляться в процессе различных, адекватных возрасту детей и образовательным областям, видов деятельности в социально-коммуникативном, познавательном, речевом, художественно-эстетическом, физическом развитии.
Принципы планирования педагогического процесса:
Принцип целесообразности - в соответствии с целями программы, решаемыми педагогом задачами, отбирается содержание и определяется соответствующая форма организации деятельности детей.
Принцип системности, последовательности и усложняемости, цикличности.
Принцип парциальности- разделение основного содержания на единицы, которые могут освоить дети за определенный период времени и количество образовательных ситуаций.
Принцип интеграции и дифференциации образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Следует предусмотреть разные способы интеграции содержания и деятельности детей, предусматривать возможность дифференцированного освоения ряда содержания в зависимости от его направленности.
Содержание в планировании должно быть доступным для ребенка в соответствии с его психическими и возрастными особенностями. Способы предполагаемой деятельности –доступными для их освоения.
При реализации деятельностного подхода, деятельность ребенка рассматривается как процесс, формирующийся постепенно.
Раздел 2: методологические основы принципа комплексно-тематического построения образовательного процесса
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ведущим принципом планирования педагогической деятельности стал принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса. Комплексный – объединяющий, охватывающий группу предметов, явлений; тематический-посвященный какой-либо одной теме. В рамках определенной темы происходит объединение субъектов образовательного процесса и создает условия для организации совместной деятельности педагогов и детей, вовлечение в процесс родителей воспитанников.
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса содержательно развертывает принцип интеграции образовательных областей. Интеграция на целевом и содержательном уровнях закладывается в выборе календарно-тематических направлений, формулировке тематики ряда конкретных образовательных ситуаций. Проекты и образовательные ситуации могут быть направлены на формирование целостного освоения явлений, категорий, структуры или объекта («Что такое время?», Загадочная природа») или изучение определенного ракурса указанного целого: его свойства или характеристики («Настроение природы», Какого цвета мир?»), функции или функционирования («Как построить прочный дом?», «Как научиться фантазировать?»), приоритет или доминанту, которая будет подчинять разное содержание общей идее.
Комплексно-тематическое планирование предполагает использование специально разработанных пособий, конструирование форм организации детской деятельности, применение методов и приемов, ориентированных на интегративный подход.
Задачи по определённой тематике решаются в режимных моментах, организованной образовательной деятельности, совместной деятельности с детьми.
Выбор тем для планирования обусловлен рядом факторов:
- Традиционно в планировании образовательной деятельности учитываются сезон и сезонные изменения в природе, которые влияют на выбор тем, связанных с жизнью.
-Деятельность людей.
-Календарь праздничных и памятных дат текущего года, который включает ежегодно отмечаемые праздники, учитываются юбилейные даты, характерные для данного года.
-Широкая ориентация дошкольников в окружающей действительности (знакомство с профессиями, родным городом, явлениями живой и не живой природы и т.д).
Темой задается общий смысловой контекст содержания образовательной работы на определенный период времени. Тема может быть едина для всех возрастных групп. С учетом возрастных, индивидуальных, особых образовательных потребностей тема планирования может модифицироваться.
Комплексно-тематический подход проявляется в выборе единых тематических единиц в течение учебного года, на основе которых определяются темы и планируется образовательный процесс. Например, в младшей группе это тематические единицы, выстроенные вокруг ребенка и его непосредственного окружения. В среднем дошкольном возрасте сохраняется принцип повторяемости тематических единиц на протяжении учебного года. В старшем дошкольном возрасте тематические единицы приобретают более обобщенный характер, связаны как с непосредственными, так и с опосредованными детскими интересами.
При выборе темы могут быть реализованы интересы конкретной группы, в формулировку темы могут быть заложены познавательные и практические вопросы, которые у них возникают.
Комплексно-тематический подход может быть рассмотрен достаточно широко, как тема месяца, недели, одного дня.
На протяжении дошкольного возраста сохраняется преемственность в выборе тем.
Неотъемлемой частью комплексного планирования является отражение темы в предметно-пространственной среде группы, ДОУ в целом.
Раздел 3: описание практического опыта планирования образовательной деятельности по теме «Сокровища сибирской тайги» (Старший дошкольный возраст)
Определение тематики недели носит социальную и личностную направленность, является значимой для общества, государства и непосредственно для детей.
Деятельность по разработке комплексно-тематического планирования осуществлялась поэтапно.
На первом этапе были определены возрастные группы. При этом учитывалась общая характеристика групп, возрастные особенности и актуальный опыт детей.
Следующим этапом методической разработки было целеполагание: определение цели, задач, способов ее достижения. Цели и задачи разработки определены в соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой ДОУ. В структуру комплексного планирования образовательной деятельности на неделю включены компоненты: совместная деятельность педагогов с детьми в ходе организованной образовательной деятельности детей и режимных моментах, самостоятельная деятельность детей в центрах активности, взаимодействие с родителями воспитанников по реализации данной тематики.
Содержание тематики распределено на весь период с учетом режима дня и систематизировано по дням недели.
Формы организации педагогических мероприятий определены в соответствии с видами детской деятельности и раскрывают разнообразие дошкольного детства.
Интегрируемые виды деятельности:
- игровая деятельность (подвижные игры, дидактические игры, игры-инсценировки);
- познавательно-исследовательская деятельность (игры-экспериментирования, наблюдения за объектами и явлениями природы);
- продуктивная деятельность (рисование, изготовление поделок);
- коммуникативная деятельность (беседы, сочинение рассказов);
- трудовая деятельность (изготовление кормушек для птиц, их подкормка; труд на участке детского сада);
- двигательная деятельность (подвижные игры, пальчиковые игры) – музыкально-художественная деятельность (слушание музыки);
- чтение художественной литературы (восприятие произведения с решением проблемных ситуаций).
Заключение
По результатам реализации комплексно-тематического планирования можно сделать вывод о его продуктивности и целесообразности.
Алгоритм разработки тематического плана на неделю можно считать эффективным.
Педагогический опыт планирования деятельности детей по экологическому воспитанию может быть с успехом использован другими дошкольными учреждениями.
Список литературы
- Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. -М. «Просвещение», 2012г.
- Биловина И. Найденская Н. Планета-наш дом: Мир вокруг нас. (Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников). - М., 2008г.
- Детям о природе: Экология в играх. Ярославль, Академия развития, академия Холдинг, 2014г.
- Справочные материалы на образовательных порталах.
Приложение
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по теме «Сокровища Сибирской тайги»
в рамках проведения года экологии в России (старший дошкольный возраст)
Цель:
Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Расширять представления о живой и не живой природе сибирских лесов, о значении в жизни человека: оздоровительном, хозяйственном, эстетическом. Познакомить с песнями, стихами о Сибирской тайге.
- Активизировать и расширить активный словарь детей, развивать познавательную активность дошкольников.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Итоговое мероприятие: День экологии «Сохраним природу вокруг нас»
День недели | Совместная деятельность педагогов с детьми | Самостоятельная деятельность в центрах активности в групповом помещении, на территории ДОУ | Взаимодействие с родителями воспитанников по реализации образовательной программы дошкольного образования | ||
Организованная образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||
1-ый день "Край где я живу" | Познавательное развитие Тема: "Край где я живу"; Цель: формирование представлений детей о Сибирском лесе. Задачи: -актуализировать представления детей о тайге. -совершенствовать умения видеть характерные особенности природы Сибири -воспитывать дружелюбие. Художественно-эстетическое развитие изобразительная деятельность-лепка, тема «"Животные Сибири" Цель: лепка животного сибирской тайги. Задачи: -совершенствовать представления о частях тела диких животных. -развивать умение передавать в лепке характерные особенности животного. -воспитывать аккуратность при выполнении заданий. Физическое развитие Спортивное развлечение Тема «Ребятам о зверятах» Цель: освоение двигательных умений и навыков. Задачи: -обучать детей последовательно выполнять задания. -развивать координацию движений. -воспитывать интерес к выполнению заданий. | Первая половина дня Вводная беседа «"Родной край" Цель: мотивация и актуализация темы. Утренняя гимнастика. Комплекс «Лесная школа» Цель: создание бодрого настроения, профилактика плоскостопия, правильность осанки Прогулка Подвижные игры: "Рыжая лисичка". Цель: совершенствование навыков игры с соблюдением правил. Игровое упражнение: "Лесные следопыты". Цель: развитие наблюдательности, ловкости, быстроты. Вторая половина дня Коррегирующая гимнастика после сна. Комплекс «Мы веселые зверята». Цель: постепенное пробуждение детей ото сна, закаливающие процедуры. Оформление выставки работ детей «Животные Сибири». Цель: презентация творческой деятельности детей. Игровое упражнение «Найди зверька по описанию". Цель: развитие логического мышления при описательном рассказе. Вечерняя прогулка. Самостоятельная деятельность детей на участке: игры по интересам, самостоятельный выбор активности и деятельности.
| Оснастить предметно-пространственную среду группы по теме. Внести фотоальбом «Сибирский край». Цель: поддержка детской познавательной активности. Внести в центр творческой активности трафареты «Деревья сибирской тайги». Цель: поддержка детской инициативы и самостоятельной творческой активности. Пополнить выносной материал (маски, атрибуты к подвижным играм). | Размещение информации для родителей в центре «Для вас родители». Цель: Представление информации о проведении тематической недели Анкетирование родителей «Экологическое воспитание дошкольников». Цель: анализ представлений родителей об экологическом воспитании детей» | |
2-ой день "Природа Сибири" | Познавательное развитие ФЭМП, Тема: «Раз, два, три, четыре, пять- деревья мы идем считать». Цель: закрепление представлений о составе числа. Задачи: -закреплять умения соотносить число с количеством, составлять простые примеры. -развивать логическое мышление. -воспитывать желание работать в подгруппах. Художественно-эстетическое развитие Музыкальная деятельность. Тема: «Природа и я-лучшие друзья». Цель: обогащение музыкальных впечатлений детей. Задачи: -предложить детям прослушивание и разучивание песен по данной тематике - развивать умения слушать, понимать и раскрывать содержание песен. -вызывать эмоциональный отклик на музыкальные произведения. Речевое развитие Тема: «В лес с друзьями мы пойдем…» Цель: формирование представлений о деревьях Сибири. Задачи: -совершенствовать монологическую речь при описании хвойных и лиственных деревьев по мнемокартам. - развивать навыки составления вопросов. -воспитывать дружеское отношение к товарищам, дослушивать рассказ до конца. | Первая половина дня Чтение экологических сказок Цель: знакомство с природой Сибирской тайги, анализ положительных и отрицательных героев. Утренняя гимнастика. Комплекс «Лесная школа» Цель: создание бодрого настроения, профилактика плоскостопия, правильность осанки Прогулка Наблюдение за березой и елью. Цель: определение характерных отличий растения. Спортивная игра «На полянке и в лесочке». Цель: закрепление навыков ориентации в пространстве, развитие быстроты. Вторая половина дня Коррегирующая гимнастика после сна. Комплекс «Мы веселые зверята». Цель: постепенное пробуждение детей ото сна, закаливающие процедуры. «Клуб исследователей природы». Цель: формировать представления детей о свойстве, качестве, форме деревьев и их частей посредством опытов. Вечерняя прогулка. Самостоятельная деятельность детей на участке: игры по интересам, самостоятельный выбор активности и деятельности. | Внести в центр природы интерактивный макет «Природа Сибири». Цель: стимуляция познавательной активности воспитанников. Оформление познавательного стенда «Этапы произрастания деревьев». Цель: активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей. | Экологическая экскурсия в Дендрарий. Цель: развитие экологической культуры родителей воспитанников. Оформление творческого альбома «Прогулка по лесу» Цель: активное включение в образовательный процесс родителей воспитанников. | |
3-ий день "Животные сибирской тайги" | Социально – коммуникативное развитие Тема: «Экологическая агидбригада». Цель: активизация экологической тематики. Задачи: -познакомить детей с охраной животных таежных лесов. -развивать умения самостоятельно рассказывать сверстникам и взрослым о живой природе. -воспитывать толерантность и потребность в общении. Художественно-эстетическое развитие Аппликация «Животные нашей тайги». Цель: совершенствовать навыки вырезывания листа бумаги, сложенного в двое, трое. Задачи: - закреплять навыки коллективной работы. -развивать воображение, творческую активность. -воспитывать желание работать аккуратно, помогать сверстникам. | Первая половина дня Ситуативный разговор «Малыши-крепыши» Цель: закрепление представлений детей о диких животных Сибири, о их детенышах, среде обитания. Утренняя гимнастика. Комплекс «Лесная школа» Цель: создание бодрого настроения, профилактика плоскостопия, правильность осанки Прогулка Подвижная игра «Кто быстрее» Цель: развитие внимательности, быстроты движений, ловкости. Вторая половина дня Коррегирующая гимнастика после сна. Комплекс «Мы веселые зверята». Цель: постепенное пробуждение детей ото сна, закаливающие процедуры. Игровое упражнение: «Загадывание и отгадывание описательных загадок". Цель: развитие навыков определять по описанию внешнего вида и повадок животного. | Внести в центр сюжетно-ролевых игр Атрибуты для игры «Парк флоры и фауны» Цель: развитие игровой самостоятельной деятельности детей. Размещение в центре активности видео и аудиоматериалов с голосами животных. Цель: поддержка детской познавательной активности. | Экологическая акция «Уроки доброты» Цель: мотивация родителей для охраны природы. | |
4-тый день "Таёжный мир" | Речевое развитие Тема: «Литературная гостиная». Цель: совершенствование исполнительских навыков при чтении стихотворений. Задачи: -учить в чтении передать образы произведения. -развивать интонационные навыки при чтении стихотворений: темп, ритм, сила голоса. -воспитывать любовь к поэзии. Социально-коммуникативное и познавательное развитие Тема: «Сокровища Сибирской тайги» Цель: путешествие по объемной модели с изображением наземной и воздушно-наземной средой обитания животных Сибирской тайги, размещение птиц, диких животных по этажам леса. Задачи: -закрепление представлений о Сибирском лесе. - развитие любознательности, усидчивости. -воспитывать уважительное отношение к собеседнику.
| Беседа на тему: «Что было бы, если исчезли бы леса, птицы и животные? ". Цель: развитие у детей навыков предположения, анализа и синтеза. Утренняя гимнастика. Комплекс «Лесная школа» Цель: создание бодрого настроения, профилактика плоскостопия, правильность осанки Прогулка Практическая деятельность по уходу за растениями на участке. Цель: приобщение детей к элементарной трудовой деятельности. Вторая половина дня Коррегирующая гимнастика после сна. Комплекс «Мы веселые зверята». Цель: постепенное пробуждение детей ото сна, закаливающие процедуры. Составление экологических карт Цель: закрепление представлений о живой и не живой природе Сибирской тайги. | Внести в центр театрализованной деятельности животных-героев русских сказок. Цель: развитие и поддержка детской творческой активности. | «Лаборатория юного эколога» Цель: привлечение родителей к созданию макетов и пособий для создания центра активности детей по экологии. | |
5-ый день День экологии «Сохраним природу вокруг нас» | Познавательное развитие Тема: «Сохраним природу вокруг нас». Цель: закрепление представлений об окружающем мире, мире тайги. Задачи: -уточнять представления детей о пользе природы для человечества, об охране живой и не живой природы. -развивать понятийный активный словарь. -воспитывать бережное отношение к природе. Художетвенно- эстетическое развитие Коллективная аппликация "Родной пейзаж" и "Животные Сибири"; Цель: изготовление плакатов по теме. Задачи: -освоить способ вырезывания симметричных изображений из бумаги, сложенной гармошкой, из ткани- по контору. -развивать глазомер, мелкую моторику, чувство композиции. -поощрять желание детей воплощать в процессе создания поделок собственные впечатления и переживания; | Первая половина дня Дидактическая игра «Зверь, рыба, птица, небылица!» Цель: закрепление животных леса, водоемов, лугов. Утренняя гимнастика. Комплекс «Лесная школа» Цель: создание бодрого настроения, профилактика плоскостопия, правильность осанки Прогулка Экологические конкурсы Цель: активизация представлений детей, развитие активности и самостоятельности. Вторая половина дня Коррегирующая гимнастика после сна. Комплекс «Мы веселые зверята». Цель: постепенное пробуждение детей ото сна, закаливающие процедуры. Экологическая выставка детских работ «Галерея тайги". Цель: обобщение полученных представлений о природе Сибири. Презентация коллективных работ детей.
| Подбор фотографий, картинок с изображением животных и птиц. Цель: самостоятельное создание альбомов, книжек-малышек. | Изготовление макетов живой и неживой природы Сибири. Цель: совместная творческая деятельность по организации мини-музея «Сокровища Сибирской тайги». Драматизация экологической сказки «Однажды в лесу» Цель: развитие толерантности, активности детей в постановке сказки, привлечение родителей в качестве героев сказки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект «Путешествие в сибирскую тайгу» в старшей группе
Обобщить знания детей о природном мире сибирской тайги....
Конспект занятия "Тайна Сибирской тайги" (с использованием ИКТ)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего возраста (Экологическое воспитание)...
Занятие по ознакомлению с родным краем "Животные сибирской тайги" (младшая группа)
Цель: формировать патриотические чувства к родному краю через ознакомление детей с животным миром сибирской тайги...
Конспект НОД "Животные сибирской тайги".
Конспект НОД по конструированию с помощью мягкого конструктора Уварович, выполненного своими руками....
Конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) в подготовительной группе: Тема: «Пищевые цепочки в сибирской тайге»
Цель занятия: создать условия для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста и воспитания основ экологической культуры Задачи:Обучающие: обобщить и систематизировать представлен...
Поход в сибирскую тайгу
Цель: Проявить заинтересованность к новым видам деятельности – туризму.Задачи:Проявить заинтересованность к новым видам деятельности, создав ситуацию для расширения опыта в туризме. По...
"Медведь хозяин Сибирской тайги"
Технологическая карта по позновательному развитию для детей старшего возраста...