Конспект «Путешествие в сибирскую тайгу» в старшей группе
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

Обобщить   знания  детей  о природном мире сибирской тайги.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivotnye.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 98»

Конспект  «Путешествие в сибирскую тайгу»

в старшей группе

                                                                Составила: Катукова Светлана Васильевна

                                                                          воспитатель, 2 категория

г. Братск, 2014 г.

Цель: обобщить   знания  детей  о природном мире сибирской тайги.

Задачи:

Развивающие:

- Работа по словообразованию: волк – волчица – волчонок (волчата); заяц – зайчиха – зайчонок (зайчата) и т.д.

- Работа по согласованию существительных множественного числа с числительными (один зайчонок, два зайчонка, десять зайчат и т.д.)

Образовательные:

- Закрепить названия  растений тайги

- Формировать представления детей о  животных сибирской тайги

- Познакомить с дикими животными, проживающими в Иркутской области

Воспитательные:

- Развивать социальные навыки:  умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение товарищей.

- Развивать умение отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.

- Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе

Предварительная работа:

- Разучивание загадок, считалок, чтение художественной литературы.

- Дидактические игры «Кто где живет», «Дикие животные», «Назови птицу», «Где чей домик?», «Назови  детенышей», «Растения              леса»

- Рассматривание иллюстраций ( дикие животные разных стран, забота человека о диких животных, зоопарк, животные Иркутской области, хвойные и лиственные растения и др.)

- Заучивание Е. Трутнева «Белкина кладовка», И. Токмакова «Медведь», А. Блок «Зайчик».

- Чтение детям русских народных сказок: « Лиса и волк», «Заяц – хваста», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Кот , петух и лиса», «Лиса и журавль», рассказов В. Бианки, стихотворения Н. Костарева «Бобер», П. Воронько «Хитрый ежик».

- Разучивание пальчиковой игры « Дикие животные»

- Разучивание физкультминутки « Мы шагаем по сугробам»

- Разучивание  элементов  массажа для глаз

-Разучивание подвижной игры «Заяц Егорка»

- Наблюдения за погодными изменениями зимой, за птицами на кормушках.

Оборудование:  слайды с изображением птиц, диких животных, растений, зимней  тайги, магнитофон, аудиозаписи,  иллюстрации с изображением птиц , животных, растений.  Для оформления зимнего леса : искусственные ели, снежные пеньки, снежная тропинка;  юла, стол для викторины, сектор с изображением животных, 2 мольберта, карта с изображением маршрута, фишки.

Ход:

Организационный  момент:

 Ребята вместе с воспитателем заходят в музыкальный зал , педагог  звенит в колокольчик и  обращается к детям:

«Колокольчик  озорной,

Ты в кружок ребят построй

Собрались ребята в круг

Справа – друг

И слева – друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!»

Слышится звук -  аудиозапись.

Воспитатель : Ребята, нам сейчас пришло видео-письмо от Феи тайги.

Воспитатель: Давайте посмотрим на экран .

На экране появляется Фея тайги и обращается к детям:

- Дорогие, ребята, я вас приглашаю в гости в загадочную тайгу, где вас будут ждать интересные задания, игры-превращалки, игры-загадки и другое волшебство. Чтобы вы не заблудились, я по почте отправила вам карту с   вашим маршрутом.  До скорой встречи!

     Воспитатель: ребята, сегодня почтальон нам принес письмо от феи тайги. Вот оно. Давайте откроим и посмотрим, что в нем.   Воспитатель открывает письмо и  достает карту маршрута. – Ребята, стрелочками на карте изображен путь нашего путешествия по тайге, теперь мы не заблудимся.

Воспитатель: Ребята, перед тем, как отправиться в путешествие, я вам хочу напомнить правила поведения в тайге:  нам нужно всегда помогать друг другу, идти вместе, не шуметь и не сорить, быть доброжелательными.

- Ну, что, ребята, отправляемся в путь? ( Ответы детей)

-Давайте посмотрим на карту.  Вот на эту лесную полянку нам и нужно добраться. Посмотрите, а вот и снежная тропинка,  мы пойдем  по ней.

Физкультминутка «Мы шагаем по сугробам»

« Мы шагаем по сугробам

По сугробам крутолобым

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу

 Очень долго мы шагали

Наши ноженьки устали

Мы поляночку найдем

И немного отдохнем»

     Воспитатель: вот мы с вами пришли на полянку.

     На  экране появляются слайды с  изображением зимней тайги.

     Воспитатель: осмотритесь, на поляне  растут деревья и кустарники.   (Смена слайдов)

- Ребята, а какие  именно, расскажите? ( Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, дети, в лесу растут деревья – березы, ели, сосны, кедры,, осины, пихты, лиственницы, ивы. А также кустарники : багульник, можжевельник, лесная смородина, малина; кустарнички – брусника, черника, голубика, клюква.

- А каких деревьев больше в тайге? ( Ответы детей).- Правильно, хвойных.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, а вот могучий кедр и белоствольная береза ( показ слайдов) .

– Много лет стоят они рядом, а как то раз зашел между ними спор: кто из них самый полезный и нужный в  тайге?

- Ребята, кто из вас сможет решить этот спор? ( В помощь детям выстраиваются схемы, дети обговаривают ответ. Решают кому отвечать)

После ответов спросить у детей, какое дерево важнее в лесу?

     - Молодцы, ребята, нам пора отправляться дальше. Давайте посмотрим на карту и узнаем наш дальнейший маршрут. А теперь мы отправляемся в гости к таежным птицам.

Слышится стук дятла ( аудиозапись).

- Ребята, а кто это стучит? ( Ответы детей)

 Воспитатель предлагает детям присесть на полянке.

 - А где же другие птицы? Почему их не видно и не слышно? ( дети поясняют, что многие птицы осенью улетели и объясняют, почему)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему дятел не улетает в теплые края?
(Дети: потому, что у него есть корм и дупло, где он живет)

Воспитатель: А какая еще птица не только не улетает на зиму, но и выводит своих птенцов в самый сильный мороз? (дети: клест, он кормит их семенами еловых шишек, которых зимой очень много).

 Проводится дидактическая игра «Кто лишний»

Дети с воспитателем располагаются на ковре.

     Воспитатель: Для выполнения следующего задания, нам нужно разделиться на две команды. – Ребята, выберете себе понравившуюся фишку.  Дети разбирают фишки двух разных цветов и делятся на две команды. Первая команда из предложенных картинок должна выбрать те, на которых изображены перелетные птицы и прикрепить их на мольберт. Вторая команда выставляет на мольберте те картинки, на которых изображены зимующие птицы. Дети подходят к мольбертам  по очереди  обсуждают каких птиц выбрали и почему?

     Воспитатель и дети делают вывод о том, что зимовать остаются те птицы, которые могут найти себе корм, несмотря на  морозную погоду. От мороза их защищает пух, находящийся под перьями.

     Гимнастика для глаз « Птичка »

Воспитатель: Зажмурьте глаза изо всех сил, а потом откройте. Повторим 4 раза. Теперь погладим веки подушечками пальцев. (4раза). Теперь делайте круговые движения глазами: 3 круга вправо и 3 круга влево. Теперь вытяните вперед левую руку и следите взглядом за средним пальцем, медленно приближая его к носу. Тоже самое делаем с правой рукой.  А теперь посмотрите на стену , найдите там птичку и задержите на ней свой взгляд.

      Воспитатель: Ребята, мы должны продолжить свое путешествие  в тайге.

Давайте посмотрим по карте наш  маршрут и отправимся дальше  ( на карте изображен силуэт животного).

На экране появляется Фея тайги: - Молодцы, ребята, выполнили все мои задания. Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру-викторину «Лучший знаток тайги».

Воспитатель: - Условия игры будут такими: на каждом секторе игрового поля лежит картинка с изображением дикого животного. Водящий вращает юлу, и , когда стрелка остановится и укажет на какую-то картинку, он называет не только изображенное на ней животное, но и все семейство, а также жилище, в котором оно живет. Например, стрелка указывает мне на картинку с волком . Я говорю: папа – волк, мама – волчица, детеныш – волчонок, жилище – логово. Итак, начинаем игру ( на каждом секторе изображена картинка животного: волк, заяц, лиса, белка, медведь, лось). Проводится игра-викторина.

Воспитатель: - Молодцы , ребята! Хорошо справились с заданиями викторины.

Пальчиковая игра «Дикие животные»

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть

Поднимайтесь, ручки,  вверх,

Шевелитесь, пальчики,-

Так шевелят ушками

Беленькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

На экране появляется Фея тайги и обращается к детям:

- Дорогие ребята, вы  прекрасно справились со всеми заданиями. Но у меня есть большая просьба к вам – скоро праздник у тайги – приближение весны – и я прошу вас составить и нарисовать  мой портрет. Свои портреты посылайте  по почте  к Феи тайги. До скорой встречи, ребята!

Воспитатель: -А нам, дети, нужно возвращаться в детский сад!

Ребята и воспитатель  возвращаются в детский сад  и  поют песню:

В небесах высоко ярко солнце светит.

До чего ж хорошо жить на белом свете.

Край сибирский, заповедный все мы изучаем.

Насекомых, птиц, зверюшек очень много знаем (2 раза).

     Дети уходят в группу и  все дружно рисуют Портрет Тайги  (Переход в другой вид деятельности)

Список   литературы:

  1. Волчкова В. Н. и др. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология..- Воронеж: Ч.П. Лакоценин. 2008.- 128 с.
  2. Картушина М.Ю. Физкультурные сюжетные занятия с детьми 5-6 лет.- М.: Т.Ц. Сфера, 2012.- 110с.
  3. Кудрина Г.Я. и др. Физкультурно-познавательные занятия в системе оздоровительной работы с детьми 6 лет.- И.: 2007.-74с.
  4. Лысова В.Я. и др. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников.- М.2011. -37с.
  5. Подольская Е.И. Необычные физкультурные занятия для дошкольников.- Волгоград: Учитель, 2011 -167с.
  6. Скоролупова О.А. Дикие животные. М.: Стрекоза – Пресс, 2009 -53 с.
  7. Сладков Н.А. Разговоры о животных.- М.: Скрипторий, 2010 – 34с.
  8. Соболева А.В. Загадки – смекалки . Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. М.: Гном и Д.- 2008.-  67-68ст.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект "Путешествие в деревню к бабушке Маланье"старшая группа

Детям  предлагаются задания  на развитие речи и развитие психических  процессов....

Занятие по ознакомлению с родным краем "Животные сибирской тайги" (младшая группа)

Цель: формировать патриотические чувства к родному краю через ознакомление детей с животным миром сибирской тайги...

Конспект «Путешествие на волшебном паравозике»во второй младшей группе.

Ход занятияДети стоят около воспитателя. Дети входят в группу и встают полукругом лицом к гостям. Восп.: Сегодня к нам пришли гости .Ребята, давайте поздороваемся с гостями: Здравствуйте, мы...

Конспект«Путешествие по островам профессий»- подготовительная к школе группа

laquo;Путешествие по островам профессий»- подготовительная к школе группаЦель: закрепить знания детей о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости....

Конспект «Путешествие в прошлое. Первобытные люди»в старшей группе

Создать условия для развития у детей интереса к жизни первобытных людей и вовлечения детей в поисковую деятельность в рамках проекта: «Я – человек»....

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ЭОР «Дикие животные сибирской тайги» Старший дошкольный возраст

Пояснительная записка: технологическая карта данного занятия составлена для проведения Детского совета, организации работы в центрах детской активности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках ...