Конспект занятия "Тайна Сибирской тайги" (с использованием ИКТ)
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего возраста (Экологическое воспитание)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия "Тайна Сибирской тайги" | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ "СШ №40"
дошкольное отделение «Сорочата»
Подготовила:
воспитатель группы «Фантазёры»
Тубилова С.Х.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
на тему: «Тайна Сибирской тайги»
(для детей старшего возраста)
Цель: Расширять представление детей о природе родного края и воспитывать любовь к родному краю – Югре.
Задачи:
Образовательная
Обобщить и систематизировать знания детей о хвойных и лиственных деревьях;
Продолжать учить различать и называть (классифицировать) животных и птиц;
Запоминать пословицы о природе.
Познавательная
Учить детей устанавливать связь между жизнью животных и людей. Развивать наблюдательность, мыслительные способности, делать выводы. Научить различать экологические знаки.
Воспитательная
Воспитывать любовь и интерес к Югре – месту, где дети живут и растут. Прививать любовь и бережное отношение к природе родного края. Формировать навыки поведения в природе.
Предварительная работа:
Рассматривание картин «Животные и птицы нашего края; чтение познавательной литературы о ХМАО, просмотр альбома-насмотренности «Мой край», «По страницам Красной книги ХМАО».
Работа со словарём: тайга, хвойный и лиственный лес, Красная книга.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, презентация, музыкальное сопровождение, магнитная доска, 2 обруча.
Демонстрационный материал: герб города Нижневартовска; дидактический материал: иллюстрации деревьев, животных и птиц, плакаты, раздаточные карточки; шапочки – маски, хантыйский костюм, «берёза Желаний», ленточки для всех детей, талисманы.
Ход занятия:
- (Дети и воспитатель входят в группу.)
Воспитатель:
- Ребята, скажите, где мы с вами живём? Как называется наш округ? (Ханты-Мансийский автономный округ.)
Молодцы, правильно.
- А что изображено в гербе нашего города Нижневартовска?
(Показ герба Нижневартовска)
(Ответы детей)
- Да, действительно, ребята, наш край богат нефтью, а так же глубокой рекой Объ, озерами и болотами и богат ещё лесом - тайгой. Богатство края – в его природных ресурсах. В таёжных лесах обитает дикие животные и лесная птица; в реках и озёрах плавает много ценной рыбы.
- Ребята, как называют коренных жителей нашего округа?
(Ханты и Манси.)
(Стук в дверь. Звучит хантыйская мелодия.
Входит девочка в хантыйском национальном костюме.)
2. Хантыйка Аннэ:
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Аннэ. Я в гости к вам пришла, рассказать о земле, о нашем крае, где с вами живем. В красивом городе вы живёте. А вот раньше здесь были болота, раньше здесь был кругом лес, олени паслись. Мне об этом моя бабушка рассказывала. А потом нефтяники пришли, нефть добывать стали. А мой народ – ханты, ушли в другие места, жить в тайгу. Сегодня я вас приглашаю в гости в лес - тайгу. Вы согласны?
(Да)
Воспитатель:
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие. Но, как же мы попадём туда?
(Ответы детей: на поезде, самолёте, вертолете, пешком)
Воспитатель:
- Ребята, пока у нас снег не растаял, мы можем отправляться на лыжах. Давайте мы наденем на себя куртки, шапки, обувь, шапки и наденем на ноги лыжи. Вы готовы? Ну, давайте отправимся в путь!
(Дети, «на лыжах» отправляются до столов, где застелена белая скатерть.
Ширма оформлена изображением зимнего пейзажа леса.)
3. Ребёнок:
Здравствуй, лес,
Дремучий лес!
Полон сказок и чудес!
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится,
Что за зверь, какая птица?
Все открой, не утаи.
Ты же видишь, мы – свои!
Хантыйка Аннэ:
- Ребята, снимайте лыжи и садитесь на лесной поляне удобнее.
Воспитатель:
- Ребята, просмотрите, сколько здесь деревьев. Мы с вами находимся в тайге. Скажите, что такое тайга?
(Тайга – это густой лес, где растут лиственные и хвойные деревья)
- Каких деревьев называют хвойными?
Дети:
- Это деревья, на которых растут иголки- хвоинки.
Воспитатель:
- Назовите хвойные деревья.
(Ель, сосна, кедр, пихта, лиственница, можжевельник)
Воспитатель:
- А какие лиственные деревья вы знаете?
(Береза, осина, рябина, тополь, клен …)
Воспитатель:
- Давайте, ребята, на этот круг мы соберем хвойные деревья, а на 2-ой круг – лиственные деревья.
(Игра «Хвойный и лиственный лес»)
Хантыйка Аннэ:
- Молодцы, ребята, как вы много знаете о деревьях. Лес – это наша родная природа. Мы должны оберегать наши леса! А вот дерево кедр растет только в наших лесах. Ханты считают это дерево - священным деревом. Кедр – считался символом мужества и вечности. Поэтому люди верили в его могущества. Они верили в то, что первое дерево, которое появилось на земле – это кедр. Они думали, что давным-давно жили на земле только люди и кедры. Кедры росли до неба, люди были маленькими. Людям было холодно, они болели. Это Северный Старик - Болезней зло рассыпал. Больно было деревьям на людей смотреть. Корни свои мощные из-под земли вытащили и в сторону Севера на защиту людей пошли. Не выдержал Северный Старик Болезней - отступил. Но кедрам отомсти – заколдовал их. С тех пор, если человеку плохо – кедр чувствует…»
ФИЗМИНУТКА
«Утром мы в тайгу пошли
(шаги с высоким подниманием колен)
Шишки там, в лесу нашли.
(равномерное приседание)
Наклонялись, собирали
(наклоны)
Ни одной не растеряли.
(складывание в корзину)
Воспитатель:
- Ребята, садитесь на свои места.
(Звучит грамзапись «Пение птиц»)
Воспитатель:
- Ребята, слышите, как красиво поют птицы! Мы слышим их голоса, они спрятались от нас, и радуются наступлению весны. Тихо, не пугайте их! А теперь закройте глаза и послушайте пение птиц.
(Дети закрытыми глазами слушают пение птиц.
В это время на доску вывешиваются картины птиц.)
Воспитатель:
- А теперь, откройте глаза. К нам прилетели птицы. Назовите, какие птицы сидят на деревьях?
(Дети называют названия птиц:
сорока, сова, снегирь, синица, глухарь, дятел и т.д.)
Воспитатель:
- Давайте, ребята, поиграем в игру «Перелетные и зимующие птицы». Сейчас вы по одному подойдете к столу, возьмёте одну карточку, внимательно рассмотрите птицу, и определите какая это птица: перелётная или зимующая она птица?
(Игра «Перелетные и зимующие птицы».
Дети определяют и прикрепляют в магнитную доску птиц по группам.)
ФИЗМИНУТКА
«Синица»
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку.
И с дорожки на плетень,
Тирри-тирри,
Тень-тень-тень.
4. Хантыйка Аннэ:
- Ребята, а вы знаете, какие дикие животные живут в тайге?
(Называют диких животных:
медведь, заяц, белка, волк, лось, олень, кабан и т.д.
Открывается на мольберте рисунки с животными)
- Молодцы, ребята! Вы любите отгадывать загадки? Давайте, я вам буду загадывать загадки, а вы будете отгадывать их.
1.У рыженькой малышки
В дупле грибы и шишки.
(Белка)
2. Шуба серая - для лета.
Для зимы – другого цвета.
(Заяц)
3. Какой зверь опасный
Ходит в шубке рыжей,
Снег разгребает,
Мышек хватает?
(Лиса)
4.Летом ест клубнику, мёд,
А зимой сосет он лапу.
(Медведь)
5.Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
(Волк)
6. Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки.
С виду красавец, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь!
(Тигр)
7.На реке строитель первый.
Валит лес без топора,
На глазах растет плотина.
Что за мастер, детвора?
(Бобер)
8.Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый.
Любит снежную тайгу.
(Олень)
Хантыйка Аннэ:
- А сейчас вам предлагаю пойти в гости к оленю.
ФИЗМИНУТКА
«Олень»
У оленя дом большой,
Он глядит в свое окно.
Зайка по полю бежит
В дом к нему стучит:
-«Тук-тук! Дверь открой!
Там в лесу охотник злой…»
-«Зайка, зайка, забегай,
И лапу мне давай!»
Воспитатель:
- Ребята, лес – родной дом для диких животных, деревьям, растениям, насекомым. А мы – гости в лесу. Его надо беречь! И должны правильно вести себя.
Люди сложили много пословиц о нём. Давайте, вспомним о них.
(Игра «Правила поведения в лесу»)
- «Лес – богатство страны.
2.«Лес – богатство и красота – береги свои леса»
3. «Мног леса – не губи,
Мало леса – береги
Нет леса - посади»
4. Люби лес, люби природу –
Будешь мил всему народу!»
Хантыйка Аннэ:
- А ещё народы Севера считают березу кусочком небесной жизни. Это дерево святое. Священное дерево. Они повязывают на березку разноцветные, красивые ленточки и загадывают желания. Эти желания обязательно сбываются. Давайте и мы с вами подойдем к березке, загадаем свои желания и повяжем на веточки ленточки.
Воспитатель:
- Мы с вами узнали много нового из нашего путешествия по Югре? Вам понравилось путешествие в тайгу? Мне тоже очень понравилось наше путешествие. Вы были все молодцы! И я вам дарю вот эти амулетики-памятки, я надеюсь, вы будете защитниками нашей Матушки-природы.
- До свидания, Аннэ! Спасибо тебе большое! На этом наше путешествие закончилось, и мы возвращаемся с вами в детский сад.
Хантыйка Аннэ:
- До свидания, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект «Путешествие в сибирскую тайгу» в старшей группе
Обобщить знания детей о природном мире сибирской тайги....
Занятие по ознакомлению с родным краем "Животные сибирской тайги" (младшая группа)
Цель: формировать патриотические чувства к родному краю через ознакомление детей с животным миром сибирской тайги...
Конспект НОД "Животные сибирской тайги".
Конспект НОД по конструированию с помощью мягкого конструктора Уварович, выполненного своими руками....
Методическая разработка "Сокровища Сибирской Тайги"
Методическая разработка...
Конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) в подготовительной группе: Тема: «Пищевые цепочки в сибирской тайге»
Цель занятия: создать условия для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста и воспитания основ экологической культуры Задачи:Обучающие: обобщить и систематизировать представлен...
Поход в сибирскую тайгу
Цель: Проявить заинтересованность к новым видам деятельности – туризму.Задачи:Проявить заинтересованность к новым видам деятельности, создав ситуацию для расширения опыта в туризме. По...
Технологическая карта образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ЭОР «Дикие животные сибирской тайги» Старший дошкольный возраст
Пояснительная записка: технологическая карта данного занятия составлена для проведения Детского совета, организации работы в центрах детской активности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках ...