Конспект НОД по познавательному развитию (окружающий мир) с детьми старшей группы. Тема: "Съедобные и несъедобные грибы".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Иванченко Анастасия Николаевна

МОИ ПУБЛИКАЦИИ:

Окружающий мир.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД  по познавательному развитию с детьми старшей группы  

Тема. «Съедобные и несъедобные грибы»

Форма организации: игра -  путешествие на грибную полянку.

Цель: систематизирование знаний и преставлений  у детей  о грибах: , ножка, шляпка, корни – грибница, споры,  о их многообразии посредством игры -  путешествие на грибную полянку

Задачи:

 -научить называть и  различать съедобные и несъедобные грибы: подосиновик, подберёзовик, лисички, маслята, сыроежка, белый гриб, мухомор, бледная поганка;

 -познакомить с особенностями внешнего вида гриба:  ножка, шляпка, корни – грибница и роста грибов: размножение спорами;

- развивать речь, внимание,  наблюдательность, экологическое мышление;

-воспитывать интерес к грибам, бережное отношение к ним, умение беречь природу, правильно собирать грибы.  

Этапы работы

Действия педагога

(методы и приёмы)

Оборудование.

Мотивация детей к деятельности.

-Ребята, к нам пришло письмо от   ёжика.

Ёжик загадал нам загадку. Когда мы её отгадаем, то узнаем, что ёж любит больше всего собирать в лесу?

Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки

Встала шляпка из травы –

Нет под шляпкой головы? (гриб). А какие бывают грибы?.  

Письмо от ёжика.

Простановка цели детьми

Ребята, как узнать  какие у ежика на полянке грибы съедобные, а какие нет?

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

1.Рассказ воспитателя о строении грибов:  ножка, шляпка, корни – грибница.

Что это?

Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. (На доску вывешивается картинка – схема гриба). Что есть у грибов? (Дети отвечают, что есть ножка и шляпка.) Правильно, ножка, шляпка, корни – грибница. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают маленькие грибочки. Через корни-ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами, называют грибниками. Настоящие грибники берегут лес и никогда не дёргают грибы из земли с корнем, так можно повредить грибницу, тогда не вырастут на этом месте маленькие грибочки. Гриб нужно аккуратно срезать ножом.

Для того, чтобы оказаться на грибной полянке предлагаю повернуться вокруг себя и сказать: Вокруг себя повернись на полянке окажись. Но вот мы оказались на полянке. Дети останавливаются у макета.

2. Рассматривание грибов на полянке с элементами беседы  «Гриб и его дом».
(Воспитатель, рассказывая о грибах). Назовите,  что это за гриб?
-У каждого гриба есть свой дом, где он растёт. Белый гриб – боровик растёт в сосновом и еловом лесу. Шляпка у него мясистая, упругая, светло серая или коричневая. Ножка толстая – белая. Белые грибы сушат, а потом варят из них суп. В сосновом лесу растут маслята. Как вы думаете, почему эти грибы так называются? (Ответы детей.) Да, у них шляпка скользкая, словно маслом смазана. А какой гриб мы нашли под осиной? 
-Правильно, а под берёзой? 
- Молодцы! У подосиновика и подберёзовика длинная ножка и шляпка коричневого цвета или красноватая (как опавшие осенние листья, в которых грибы прячутся). А вот в густой траве выросли лисички – рыжие, как лесной зверь – лиса. Ай, а это что за чудо-пень? Весь усыпан грибами. Это опята – дружные ребята, растут они большими семьями на пеньках. Мы говорили про съедобные грибы. Их можно варить, жарить, мариновать, сушить. А вот на полянке мы увидели красивый гриб: тонкая белая ножка с юбочкой, шляпка красная с белыми пятнами. Догадались, что это за гриб?
- Да. Когда мухомор состарится, края его шляпки загнуться кверху и он превратится в блюдечко. Пройдёт дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьётся этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его Мухомор. А какой ещё ядовитый гриб вы, ребята, знаете? (Ответы детей.) Правильно, бледная поганка. У этого гриба длинная тонкая ножка и бледно-серая шляпка. Запах у неё неприятный.
Теперь вы знаете, какие грибы - съедобные, а какие – ядовитые. –

-Ой, ребята, вы слышите? Что это за звук? 
-Вы правы, слышится шум воды, это дождь начинается! Посмотрим, как идет дождь. (Дети встают в круг в центре ковра.)
Гимнастика под грамзапись «Дождик» 
-Капля первая упала – кап! 
И вторая пробежала! 
(Сверху пальцем показывают траекторию
движения капли и прослеживают взглядом.) 

Мы на небо посмотрели: 
(Смотрят вверх.)
Капельки «кап-кап» запели.
Намочились лица, мы их вытирали.
(Вытирают лицо руками.)
Туфли – посмотрите – мокрыми стали. 
(Показывают руками вниз и смотрят на ноги.) 
Мы плечами дружно поведём,
Капельки с себя стряхнём.
(Двигают плечами из стороны в сторону, руки на поясе.)
От дождя мы убежим,
(Бегают друг за другом по кругу.)
Под кусточком посидим.
(Приседают.)
(Шум дождя прекращается.)
-Вот и дождик кончился. Сколько вокруг листьев на земле лежит в лесу! И не только листьев. После дождя в лесу быстрее растут грибы.

4.Дидактическая игра «Найди гриб – отгадай загадку».

Давайте соберем грибы в корзинку. А для этого  сначала угадайте загадку.

На толстой белой ножке

Коричневая шляпка

Наверняка любой грибник

Найти мечтает … (боровик).

-Ребята, возьмём этот гриб? Съедобный гриб-боровик? Рассмотрите его внимательно,

Притаился незаметно

Под берёзой в холодке,

Гриб коричневого цвета

На пятнистом корешке. (Подберёзовик)

- Стоят они в лесочке, В оранжевых носочках, Милые сестрички, Имя им …(Лисички)

- Ножка белая, прямая,

Шляпка красная такая,

А на шляпке, на верхушке

Беленькие конопушки. (Мухомор)

-Ребята, почему вы мухомор в лукошко не положили? Ответы детей.

Дети находят еще один гриб.

- А что же это за гриб, кто знает? (Дети дают противоречивые ответы или молчат.) Запомните важное правило, которое нужно соблюдать при сборе грибов: «Не знаешь, что это за гриб, не уверен, съедобный он, или нет, тогда не рви, пусть растет». Животным оставим.

-Ох, долгая дорога к норке Ёжика, устали мы немного. Отдохнём.

Пальчиковая игра «За грибами».

Топ-топ. Пять шагов,

(Дети указательными и средними пальцами обеих рук «идут» по столу.)

В туесочке пять грибов.

(Показывают растопыренные пальчики.)

Мухомор красный –

(На каждое название гриба загибают по очереди пальцы на обеих руках, начиная с больших.)

Гриб опасный.

А второй – лисичка,

Рыжая сестричка.

Третий гриб – волнушка

Розовое ушко.

А четвёртый гриб – сморчок.

Пятый гриб белый, ешь его смело.

Но где же ёжик?,. Почему он нас не встречает Возьмём с вами лукошко (как это делают грибники – люди, которые собирают грибы) А вот и умная ворона. Давайте у неё спросим. Дети спросите  у вороны. Умная Ворона нам дорогу к норке ёжика подскажи. Ворона говорит: Идите прямо, потом поверните направо, под берёзой  его нора.

Ёжика. (Воспитатель берёт в руки Ворону и лукошко.)

- Да мы уже почти пришли. Вон видите раскидистое дерево стоит, под ним норка Ежа.

Ёжик: Здравствуйте, ребята, как я рад, что вы пришли! Я наблюдал за вами, пока вы по лесу шли. Вы такие молодцы! Бережно к лесу относитесь и к его обитателям: ни одной веточки не сломали, ни одного гриба и ягодки не затоптали, не шумели.

-Ёжик, мы по дороге к тебе набрали полное лукошко съедобных грибов. Угощайся.

Макет «Лесная грибная полянка»

Лукошко,

картинка- схема гриба; картинки с изображение грибов, муляжи грибов.

 

Грамзапись «Звуки дождя»

Презентация ворона с голосом

Подведение итога. Рефлексия

Сюрпризный момент.

Ёжик: Молодцы, ребята! Вы мне очень понравились. Спасибо за грибы. И я с вами поделюсь своими припасами. (Из-за дерева появляется лукошко с грибами – печеньем.) Угощайтесь, но помните, эти грибочки не простые, а волшебные. Как только съедите их, окажитесь снова в своей группе. До свидания. Приходите ещё!

-Ну вот, ребята, мы снова в своей группе.  Как думаете, вы  научились различать грибы? Какие съедобные (несъедобные) грибы знаете? Где нам это пригодится?

Вы все большие молодцы, справились со всеми заданиями!

-Понравилось вам путешествие?  

Лукошко печеньями  в форме гриба


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми по познавательному развитию ( окружающий мир ) с детьми подготовительной группы .

Тема: Игра- викторина «Электроприборы».Форма работы: по группам.Цель: расширить знания детей об электроприборах.Цель:  1. Обобщить знания детей о пользе в быту электроприборов....

Открытое интегрированное занятие по познавательному развитию для родителей с детьми старшей группе №7 «Дружная семейка», 1 часть ТЕМА: « Путешествие в царство геометрических фигур».

Задачи:1.Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).2.Учить решать логические з...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию и рисованию с детьми старшей группы «Кораблик» с общим недоразвитием речи

Цель данного занятия: расширить представления детей о посуде.В ходе занятия решаются следующие коррекционно-образовательные задачи: Уточнить и расширить представления детей о посуде, ее назначени...

Конспект игры - путешествия по познавательному развитию (окружающий мир) с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Экологический калейдоскоп"

Цель: Создать условия для познавательного развития  и воспитания основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по познавательному развитию (экологическое образование) с детьми старшей группы на тему: «Почему дует ветер?»

Образовательные задачи:Обучающие:1.Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс.2.Уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх &nda...

Конспект по познавательному развитию (окружающий мир) в 1 младшей группе. Тема: Пришла зима.

Конспект по познавательному развитию (окружающий мир) в 1 младшей группе....