Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир) с детьми старшей группы «Символы России» (неофициальные символы России)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Сформировать представление о культурных ценностях нашей страны, посредством знакомства с неофициальными символами России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
simvoly_rossii_neofitsialnye_simvoly_rossii.docx | 28.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности
по познавательному развитию (окружающий мир)
с детьми старшей группы
Тема: «Символы России» (неофициальные символы России)
Цель: сформировать представление о культурных ценностях нашей страны, посредством знакомства с неофициальными символами России.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие:
- воспитывать у детей чувство патриотизма, уважение к своей Родине, эмоционально-положительное отношение к неофициальным символам своей страны;
- развивать навыки группового взаимодействия, коммуникативные умения;
- способствовать воспитанию любви к Родине, чувства гордости.
- формировать у детей эмоциональную отзывчивость к русской поэзии, фольклору;
- развивать интерес к истории и традициям русского народа;
Познавательное развитие:
- познакомить с неофициальными символами России: Кремль и Красная площадь, берёзка, матрёшка, медведь, балалайка;
- закреплять у детей понятия Родина, символ;
- упражнять детей в умении соотносить матрешек по величине;
- расширить представления детей о русских народных играх.
Речевое развитие:
- развивать речевую активность, диалогическую речь;
- обогащать и активизировать словарный запас детей;
- развивать связную речь у детей, умение сравнивать, анализировать, выделять главное.
Художественно-эстетическое развитие:
- учить детей замечать средства художественной выразительности;
- закрепить умение маршировать под музыку;
- совершенствовать умение определять характер музыки и её темп;
- способствовать формированию представления о том, что музыка тоже может создавать образы;
Физическое развитие:
- закрепить умение перестраиваться в колонну по двое;
- формировать дисциплинированность, собранность и организованность;
- закреплять умение координировать движение под собственную или общую словесную инструкцию;
- способствовать развитию эмоциональной сферы через участие в подвижной игре.
Интеграция образовательных областей: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Материалы и оборудование: картинки «Символы России», карта России, карточки с символами России (Кремль и Красная площадь, медведь, березы, балалайка, матрешка), балалайка (музыкальный инструмент), р.н.п. «Калинка-малинка», р.н.п. «Во поле березка стояла», обруч, канат, платочки по количеству детей, матрешка (2 штуки), сердечко.
Предварительная работа: разучивание стихотворений: В.Н. Орлова «Родное», Е. Ромасева «Я на ярмарке была»; разучивание хороводной игры «Во поле березка стояла»; повторение игры «У медведя во бору».
Ход занятия:
Вводная часть:
1. Организационный момент:
Дети проходят в центр группы и садятся на стулья полукругом. Звучит тихая фоновая музыка. Выходит, Ваня и читает стихотворение:
Я узнал, что у меня
Есть огромная семья.
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок
Речка, небо голубое —
Это все мое родное
Это Родина моя,
Всех люблю на свете я!
2. Беседа «Что такое Родина»
Воспитатель: Что такое Родина? Как вы считаете?
Ответы детей
Воспитатель: Родина - это место, где мы родились. Но человек не всегда остается в том месте, где родился, поэтому. Родина - это твой город, дом, в котором ты живешь, твой двор, улица, детский сад. Это - твоя страна.
Воспитатель: Как называется наша Родина?
Ответы детей.
3. Введение в тему занятия:
Воспитатель: Россия - самая большая страна в мире. Есть символы, которые формируют представление о нашей стране (России). Посмотрев на эти символы, можно легко сказать о какой стране идет речь. И сегодня на занятие мы совершим небольшое путешествие и познакомимся с символами России.
Основная часть:
На доске воспитатель представляет детям карту России, на которой размешены перевернутые карточки, дети сами определяют порядок знакомства с символами (право выбора).
1. Беседа «Кремль и красная площадь»
Кремль и Красная площадь – сердце столицы!
Воспитатель: Красная площадь – главная площадь нашей страны. Ребята, поднимите руки, кто был на красной площади? Кто видел Кремль и Красную площадь на картинке?
Воспитатель показывает первую картинку (Кремль и красная площадь).
Воспитатель: Ребята, а почему Красная площадь называется красной, ведь вымощена она серым камнем?
Ответы детей.
Воспитатель: Здесь слово «красная» обозначает не цвет, а красоту. «Красная» – значит «красивая».
Воспитатель: Когда мы смотрим на красную площадь, что мы сразу представляем? С чем ассоциируется у нас красная площадь, какие важные мероприятия на ней проходят?
Ответы детей.
Воспитатель: На Красной площади проходят военные парады и другие мероприятия. В старые времена Красная площадь выглядела иначе, на ней шла торговля, сюда съезжались со всего города и окрестностей, чтобы купить или продать что-либо.
Здесь 24 июня 1945 года прошел Парад Победы, на котором народ – победитель нес фашистские знамена и бросал у подножия Мавзолея в знак полного поражения захватчиков. Здесь 9 мая ежегодно проходят парады, демонстрирующие всему миру мощь Российской армии. Воспитатель показывает картинки (Красная площадь – место торговли, видео парада на красной площади 24 июня 1945 г., парад к 9 мая).
2. Динамическая пауза «Мы солдаты»
Становятся в колонну по двое. Дети выполняют движения по показу воспитателя.
Зашагали мы на месте.
Левой-правой, вместе, вместе.
Шаг быстрее, раз, два, три.
Мы солдаты, посмотри!
Мы готовимся к параду.
Будут все нам очень рады.
Подравнялись, честь отдали
И «ура» мы прокричали.
На четыре поворот,
Дружно двинулись вперед.
А теперь кругом!
А теперь бегом!
Пять да шесть, нужно сесть.
3. Рассказ «Береза – символ России»
Березы (вторая карточка)
Появляется картинка (березы).
Воспитатель: Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её на Руси всегда сравнивали с нежной и красивой девушкой. Белоствольная, величавая, изящная она напоминает невесту. О ней со старины ведутся песни, сказки, стихи. Она является образом России. Любит наш народ красавицу за ее пользу, которую она приносит народу: летом укрывали от солнца, а зимой давали огонь, чтобы согреть крестьянские избы. Березовое лыко использовали для плетения лаптей и туесков, на бересте делали первые записи. С древних времен это дерево наделяли особыми свойствами, считая его символом чистоты и женственности. Воспитатель показывает картинки: березовая роща летом, березовые дрова, береста, лапти, туески.
Воспитатель: Береза – символ России. Россию называют краем белоствольных берез. Нет дерева милее и роднее. В июне месяце на Руси справляли праздник русской березки. Утром яркая красочная толпа направлялась к березовой роще. Девушки выбирали одну из березок и украшали ее, привязывали к ветвям цветные ленточки, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг водили хороводы, плясали, заводили игры.
4. Хоровод с песней «Во поле береза стояла».
Воспитатель: В старину выбирали самую красивую березку и украшали ее ленточками из девичьих кос. Или в середину круга выходила одна или несколько девушек с веточками березы.
Все танцующие стоят по кругу, держась за руки (в одной руке – платочек) и двигаться в такт пению мелкими шажками. Каждый новый куплет и направление движения меняется.
1. Во поле береза стояла, во поле кудрявая стояла.
Люли-люли стояла, люли-люли стояла.
(движение по кругу вправо)
2. Я пойду, пойду погуляю, белую березу заломаю.
Люли-люли заломаю, люли-люли заломаю.
(движение по кругу влево) и. т. д.
Исполняются движения двух куплетов.
4. Рассказ «Медведь – символ России»
Медведь (третья карточка)
Появляется картинка (медведь).
Воспитатель: Медведь один из самых крупных хищников планеты. Он не просто силен, а могуч, коварен и лют. При кажущейся нескладности и неповоротливости может быть исключительно стремительным и ловким. Медведь – это символ добродушия и ярости, богатырской силы. Русских сравнивают с медведями, с одной стороны, в их нерасторопности и незлобивости, с другой – в их умении постоять за себя. Недаром именно медведя выбрали символом Олимпиады, проходившей в Москве в 1980 году (картинка Олимпийский мишка 1980 г). Мишка, одна из любимых мягких игрушек, герой многочисленных русских народных сказок, мультфильмов. А в 2014 году «Мишка» стал одним из символов Сочинской олимпиады (картинка Олимпийский мишка 2014 г).
Воспитатель: Медведь - это настоящий царь зверей и хозяин дремучих холодных лесов.
Медведь – это тоже символ России. Какая страна наша Россия – большая, народ в ней мужественный, такой и медведь – большой, мужественный, защитник.
5. Подвижная игра «У медведя во бору»
На одной стороне группы - берлога медведя (круг), на другой (за чертой) - дом детей. Они выходят из дома и идут к берлоге, имитируя движения: собирают грибы и ягоды (наклоняются, выпрямляются), переступают через колючие кусты (высоко поднимают ноги), подлезают под корни деревьев (подлезание боком), срывают яблоки (становятся на носочки и поднимают руку вверх) и приговаривают:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит!
С последним словом медведь выбегает из берлоги и ловит (салит) играющих. Дети убегают в свой дом.
6. Рассказ «Балалайка – символ России»
Балалайка (четвертая карточка)
Воспитатель: Балалайку придумали крестьяне, постепенно балалайка распространилась на Руси, с ней выступали скоморохи, которые разъезжали по всей Руси, выступали на ярмарках, веселили народ. А само слово «балалайка» напоминает слова балабонить, балаболить, балагурить. И балалайка считалась инструментом лёгким, забавным, не очень серьёзным. Картинка Балалайка и скоморох.
Воспитатель: Давайте послушаем, как звучит балалайка.
Воспитатель показывает инструмент (балалайку) и включает аудио запись «Калинка»
Слушание музыки.
Воспитатель: Вы услышали, как звучит балалайка. А по характеру какой была мелодия?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, - весёлая, задорная, плясовая. Вы узнали эту песню, как она называется?
Ответы детей.
8. Рассказ «Матрешка – символ России»
Матрешка (пятая карточка)
Стихотворение читает Маша.
Я на ярмарке была,
Сундучок вам принесла,
Сундучок тот не простой
И товар в нем расписной.
Там прабабушка – игрушка,
Хоть она и не старушка.
Просто у неё внутри –
Есть ещё похожих три.
Каждую мы открываем,
И другую вынимаем!
Маша сопровождает стихотворение показом.
Появляется картинка Матрешка.
Воспитатель: Матрешка – не простая кукла. У нее есть один секрет. Если ее открыть, покажется вторая куколка, размером поменьше. Она может быть очень похожа на первую, а может сильно отличаться. Иногда это не девочка, а мальчик. Следующая фигурка тоже открывается… В одной матрешке может прятаться до 8 разных кукол (или даже больше). Матрешка – уникальная народная игрушка, она стала символом страны, России. Эта кукла не только игрушка, но и национальный сувенир. Название для куколки выбрали неспроста. Во времена, когда игрушку только-только придумали, в русской провинции многим девочкам давали имя Матрена. Матрешка – это уменьшительно-ласкательная форма имени Матрена.
9. Игра на скорость «Расставь по росту».
Воспитатель предлагает двум детям на скорость разобрать матрешку и расставить по росту. Игра повторяется 2 раза.
10. Игра «Матрешка, где ты?».
Дети становятся в кружок вокруг воспитателя. Затем воспитатель, просит детей положить руки за спину и ждать, мерным шагом обходит вокруг позади детей.
Воспитатель: Хожу, брожу, матрешки держу,
Разберу пополам, деткам в ручку дам.
Незаметно вкладывает по половинке матрешек в руки детям, сидящим по противоположным сторонам круга, и шепчет:
Ты тихонечко сиди, ничего не говори,
Да и сам не смотри, только в ручке держи.
Воспитатель: Громко: «Матрешка, где ты, покажись, пожалуйста!»
Дети, у которых в руке оказалась половинки матрешек, выбегают на середину, соединяют обе половинки и отдают воспитателю.
Заключительная часть:
1. Рефлексия игра «Передай сердечко, назови словечко»
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Передай сердечко, назови словечко». Давайте встанем в круг и поочерёдно передавая друг другу сердечко, назовем тот символ, который больше всего вам понравился.
2. Подведение итогов
Воспитатель: Ребята, какие символы России вы запомнили?
Ответы детей.
Воспитатель: Вам понравилось занятие?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Энергосбережение» в старшей группе.
-познакомить детей с экономией электроэнергии;-формировать у детей внимание к проблемам использования электроэнергии; -формировать мотивацию для сбережения ресурсов и энергии;-развивать речь дете...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с окружающим) в старшей группе «Природа Башкортостана»
Очень важно, чтобы уже на этапе дошкольного детства воспитанники могли проникнуться любовью к родной земле, иметь представления о богатстве природных ресурсов, об охране окружающей среды. В преддверии...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами ТРИЗ в старшей группе "Путешествие в прошлое "простого" карандаша"
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами ТРИЗ в старшей группе "Путешествие в прошлое "простого" карандаша"...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (развитие математических представлений) в старшей группе "Прогулка по лесной полянке"
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (развитие математических представлений)...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Энергосбережение» в старшей группе
1. Познакомить детей с экономией электроэнергии;2. Формировать у детей внимание к проблемам использования электроэнергии;3. Формировать мотивацию для сбережения ресурсов и энергии;4. Развивать речь де...
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающем миром с детьми старшей группы на тему: «Краски осени».
закрепление и обобщение представлений детей об основных приметах осени в живой и неживой природе; развивать речь, умение слушать. Воспитывать внимание к поэтическому слову, бережное отношение к природ...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию "Наша Родина-Россия" в старшей группе совместно с родителями
Через совместные игры дети закрепляют символы России, предметы старины, знакомятся с понятиями - частушка, патриоты страны...