Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир) с детьми старшей группы «Символы России» (неофициальные символы России)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Сформировать представление о культурных ценностях нашей страны, посредством знакомства с неофициальными символами России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simvoly_rossii_neofitsialnye_simvoly_rossii.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

по познавательному развитию (окружающий мир)

с детьми старшей группы
Тема:
«Символы России» (неофициальные символы России)

Цель: сформировать представление о культурных ценностях нашей страны, посредством знакомства с неофициальными символами России.

Задачи:

Социально-коммуникативное развитие:

  • воспитывать у детей чувство патриотизма, уважение к своей Родине, эмоционально-положительное отношение к неофициальным символам своей страны;
  • развивать навыки группового взаимодействия, коммуникативные умения;
  • способствовать воспитанию любви к Родине, чувства гордости.
  • формировать у детей эмоциональную отзывчивость к русской поэзии, фольклору;
  • развивать интерес к истории и традициям русского народа;

Познавательное развитие:

  • познакомить с неофициальными символами России: Кремль и Красная площадь, берёзка, матрёшка, медведь, балалайка;
  • закреплять у детей понятия Родина, символ;
  • упражнять детей в умении соотносить матрешек по величине;
  • расширить представления детей о русских народных играх.

Речевое развитие:

  • развивать речевую активность, диалогическую речь;
  • обогащать и активизировать словарный запас детей;
  • развивать связную речь у детей, умение сравнивать, анализировать, выделять главное.

Художественно-эстетическое развитие:

  • учить детей замечать средства художественной выразительности;
  • закрепить умение маршировать под музыку;
  • совершенствовать умение определять характер музыки и её темп;
  • способствовать формированию представления о том, что музыка тоже может создавать образы;

Физическое развитие:

  • закрепить умение перестраиваться в колонну по двое;
  • формировать дисциплинированность, собранность и организованность;
  • закреплять умение координировать движение под собственную или общую словесную инструкцию;
  • способствовать развитию эмоциональной сферы через участие в подвижной игре.

Интеграция образовательных областей: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Материалы и оборудование: картинки «Символы России», карта России, карточки с символами России (Кремль и Красная площадь, медведь, березы, балалайка, матрешка), балалайка (музыкальный инструмент), р.н.п. «Калинка-малинка», р.н.п. «Во поле березка стояла», обруч, канат, платочки по количеству детей, матрешка (2 штуки), сердечко.

Предварительная работа: разучивание стихотворений: В.Н. Орлова «Родное», Е. Ромасева «Я на ярмарке была»; разучивание хороводной игры «Во поле березка стояла»; повторение игры «У медведя во бору».

Ход занятия:

Вводная часть:

1. Организационный момент:

Дети проходят в центр группы и садятся на стулья полукругом. Звучит тихая фоновая музыка. Выходит, Ваня и читает стихотворение:

Я узнал, что у меня

Есть огромная семья.

И тропинка, и лесок,

В поле каждый колосок

Речка, небо голубое —

Это все мое родное

Это Родина моя,

Всех люблю на свете я!

2. Беседа «Что такое Родина»

Воспитатель: Что такое Родина? Как вы считаете?

Ответы детей

Воспитатель: Родина - это место, где мы родились. Но человек не всегда остается в том месте, где родился, поэтому. Родина - это твой город, дом, в котором ты живешь, твой двор, улица, детский сад. Это - твоя страна.

Воспитатель: Как называется наша Родина?

Ответы детей.

3. Введение в тему занятия:

Воспитатель: Россия - самая большая страна в мире. Есть символы, которые формируют представление о нашей стране (России). Посмотрев на эти символы, можно легко сказать о какой стране идет речь. И сегодня на занятие мы совершим небольшое путешествие и познакомимся с символами России.

Основная часть:

На доске воспитатель представляет детям карту России, на которой размешены перевернутые карточки, дети сами определяют порядок знакомства с символами (право выбора).

1. Беседа «Кремль и красная площадь»

Кремль и Красная площадь – сердце столицы!

Воспитатель: Красная площадь – главная площадь нашей страны. Ребята, поднимите руки, кто был на красной площади? Кто видел Кремль и Красную площадь на картинке?

Воспитатель показывает первую картинку (Кремль и красная площадь).

Воспитатель: Ребята, а почему Красная площадь называется красной, ведь вымощена она серым камнем?

Ответы детей.

Воспитатель: Здесь слово «красная» обозначает не цвет, а красоту. «Красная» – значит «красивая».

Воспитатель: Когда мы смотрим на красную площадь, что мы сразу представляем? С чем ассоциируется у нас красная площадь, какие важные мероприятия на ней проходят?

Ответы детей.

Воспитатель: На Красной площади проходят военные парады и другие мероприятия. В старые времена Красная площадь выглядела иначе, на ней шла торговля, сюда съезжались со всего города и окрестностей, чтобы купить или продать что-либо.

Здесь 24 июня 1945 года прошел Парад Победы, на котором народ – победитель нес фашистские знамена и бросал у подножия Мавзолея в знак полного поражения захватчиков. Здесь 9 мая ежегодно проходят парады, демонстрирующие всему миру мощь Российской армии. Воспитатель показывает картинки (Красная площадь – место торговли, видео парада на красной площади 24 июня 1945 г., парад к 9 мая).

2. Динамическая пауза «Мы солдаты»

Становятся в колонну по двое. Дети выполняют движения по показу воспитателя.

Зашагали мы на месте.

Левой-правой, вместе, вместе.

Шаг быстрее, раз, два, три.

Мы солдаты, посмотри!

Мы готовимся к параду.

Будут все нам очень рады.

Подравнялись, честь отдали

И «ура» мы прокричали.

На четыре поворот,

Дружно двинулись вперед.

А теперь кругом!

А теперь бегом!

Пять да шесть, нужно сесть.

3. Рассказ «Береза – символ России»

Березы (вторая карточка)

Появляется картинка (березы).

Воспитатель: Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её на Руси всегда сравнивали с нежной и красивой девушкой. Белоствольная, величавая, изящная она напоминает невесту. О ней со старины ведутся песни, сказки, стихи. Она является образом России. Любит наш народ красавицу за ее пользу, которую она приносит народу: летом укрывали от солнца, а зимой давали огонь, чтобы согреть крестьянские избы. Березовое лыко использовали для плетения лаптей и туесков, на бересте делали первые записи. С древних времен это дерево наделяли особыми свойствами, считая его символом чистоты и женственности. Воспитатель показывает картинки: березовая роща летом, березовые дрова, береста, лапти, туески.

Воспитатель: Береза – символ России. Россию называют краем белоствольных берез. Нет дерева милее и роднее. В июне месяце на Руси справляли праздник русской березки. Утром яркая красочная толпа направлялась к березовой роще. Девушки выбирали одну из березок и украшали ее, привязывали к ветвям цветные ленточки, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг водили хороводы, плясали, заводили игры.

4. Хоровод с песней «Во поле береза стояла».

Воспитатель: В старину выбирали самую красивую березку и украшали ее ленточками из девичьих кос. Или в середину круга выходила одна или несколько девушек с веточками березы.

Все танцующие стоят по кругу, держась за руки (в одной руке – платочек) и двигаться в такт пению мелкими шажками. Каждый новый куплет и направление движения меняется.

1. Во поле береза стояла, во поле кудрявая стояла.

Люли-люли стояла, люли-люли стояла.

(движение по кругу вправо)

2. Я пойду, пойду погуляю, белую березу заломаю.

Люли-люли заломаю, люли-люли заломаю.

(движение по кругу влево) и. т. д.

Исполняются движения двух куплетов.

4. Рассказ «Медведь – символ России»

Медведь (третья карточка)

Появляется картинка (медведь).

Воспитатель: Медведь один из самых крупных хищников планеты. Он не просто силен, а могуч, коварен и лют. При кажущейся нескладности и неповоротливости может быть исключительно стремительным и ловким. Медведь – это символ добродушия и ярости, богатырской силы. Русских сравнивают с медведями, с одной стороны, в их нерасторопности и незлобивости, с другой – в их умении постоять за себя. Недаром именно медведя выбрали символом Олимпиады, проходившей в Москве в 1980 году (картинка Олимпийский мишка 1980 г). Мишка, одна из любимых мягких игрушек, герой многочисленных русских народных сказок, мультфильмов. А в 2014 году «Мишка» стал одним из символов Сочинской олимпиады (картинка Олимпийский мишка 2014 г).

Воспитатель: Медведь - это настоящий царь зверей и хозяин дремучих холодных лесов.

Медведь – это тоже символ России. Какая страна наша Россия – большая, народ в ней мужественный, такой и медведь – большой, мужественный, защитник.

5. Подвижная игра «У медведя во бору»

На одной стороне группы - берлога медведя (круг), на другой (за чертой) - дом детей. Они выходят из дома и идут к берлоге, имитируя движения: собирают грибы и ягоды (наклоняются, выпрямляются), переступают через колючие кусты (высоко поднимают ноги), подлезают под корни деревьев (подлезание боком), срывают яблоки (становятся на носочки и поднимают руку вверх) и приговаривают:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас рычит!

С последним словом медведь выбегает из берлоги и ловит (салит) играющих. Дети убегают в свой дом.

6. Рассказ «Балалайка – символ России»

Балалайка (четвертая карточка)

Воспитатель: Балалайку придумали крестьяне, постепенно балалайка распространилась на Руси, с ней выступали скоморохи, которые разъезжали по всей Руси, выступали на ярмарках, веселили народ. А само слово «балалайка» напоминает слова балабонить, балаболить, балагурить. И балалайка считалась инструментом лёгким, забавным, не очень серьёзным. Картинка Балалайка и скоморох.

Воспитатель: Давайте послушаем, как звучит балалайка.

Воспитатель показывает инструмент (балалайку) и включает аудио запись «Калинка»

Слушание музыки.

Воспитатель: Вы услышали, как звучит балалайка. А по характеру какой была мелодия?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, - весёлая, задорная, плясовая. Вы узнали эту песню, как она называется?

Ответы детей.

8. Рассказ «Матрешка – символ России»

Матрешка (пятая карточка)

Стихотворение читает Маша.

Я на ярмарке была,

Сундучок вам принесла,

Сундучок тот не простой

И товар в нем расписной.

Там прабабушка – игрушка,

Хоть она и не старушка.

Просто у неё внутри –

Есть ещё похожих три.

Каждую мы открываем,

И другую вынимаем!

Маша сопровождает стихотворение показом.

Появляется картинка Матрешка.

Воспитатель: Матрешка – не простая кукла. У нее есть один секрет. Если ее открыть, покажется вторая куколка, размером поменьше. Она может быть очень похожа на первую, а может сильно отличаться. Иногда это не девочка, а мальчик. Следующая фигурка тоже открывается… В одной матрешке может прятаться до 8 разных кукол (или даже больше). Матрешка – уникальная народная игрушка, она стала символом страны, России. Эта кукла не только игрушка, но и национальный сувенир. Название для куколки выбрали неспроста. Во времена, когда игрушку только-только придумали, в русской провинции многим девочкам давали имя Матрена. Матрешка – это уменьшительно-ласкательная форма имени Матрена.

9. Игра на скорость «Расставь по росту».

Воспитатель предлагает двум детям на скорость разобрать матрешку и расставить по росту. Игра повторяется 2 раза.

10. Игра «Матрешка, где ты?».

Дети становятся в кружок вокруг воспитателя. Затем воспитатель, просит детей положить руки за спину и ждать, мерным шагом обходит вокруг позади детей.

Воспитатель: Хожу, брожу, матрешки держу,

Разберу пополам, деткам в ручку дам.

Незаметно вкладывает по половинке матрешек в руки детям, сидящим по противоположным сторонам круга, и шепчет:

Ты тихонечко сиди, ничего не говори,

Да и сам не смотри, только в ручке держи.

Воспитатель: Громко: «Матрешка, где ты, покажись, пожалуйста!»

Дети, у которых в руке оказалась половинки матрешек, выбегают на середину, соединяют обе половинки и отдают воспитателю.

Заключительная часть:

1. Рефлексия игра «Передай сердечко, назови словечко»

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Передай сердечко, назови словечко». Давайте встанем в круг и поочерёдно передавая друг другу сердечко, назовем тот символ, который больше всего вам понравился.

2. Подведение итогов

Воспитатель: Ребята, какие символы России вы запомнили?

Ответы детей.

Воспитатель: Вам понравилось занятие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Энергосбережение» в старшей группе.

-познакомить детей с экономией электроэнергии;-формировать у детей внимание к проблемам использования электроэнергии; -формировать мотивацию для сбережения ресурсов и энергии;-развивать речь дете...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с окружающим) в старшей группе «Природа Башкортостана»

Очень важно, чтобы уже на этапе дошкольного детства воспитанники могли проникнуться любовью к родной земле, иметь представления о богатстве природных ресурсов, об охране окружающей среды. В преддверии...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами ТРИЗ в старшей группе "Путешествие в прошлое "простого" карандаша"

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами ТРИЗ в старшей группе "Путешествие в прошлое "простого" карандаша"...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (развитие математических представлений) в старшей группе "Прогулка по лесной полянке"

Конспект  образовательной деятельности по познавательному развитию (развитие математических представлений)...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Энергосбережение» в старшей группе

1. Познакомить детей с экономией электроэнергии;2. Формировать у детей внимание к проблемам использования электроэнергии;3. Формировать мотивацию для сбережения ресурсов и энергии;4. Развивать речь де...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающем миром с детьми старшей группы на тему: «Краски осени».

закрепление и обобщение представлений детей об основных приметах осени в живой и неживой природе; развивать речь, умение слушать. Воспитывать внимание к поэтическому слову, бережное отношение к природ...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию "Наша Родина-Россия" в старшей группе совместно с родителями

Через совместные игры  дети закрепляют символы России, предметы старины, знакомятся с понятиями - частушка, патриоты страны...