Конспект занятия по познавательному развитию (экологическое образование) с детьми старшей группы на тему: «Почему дует ветер?»
методическая разработка (старшая группа)

Щетинина Анастасия Евгеньевна

Образовательные задачи:
Обучающие:

1.Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс.

2.Уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый.

Развивающие:

-Развивать навыки проведения опытов

Воспитательные:

-Воспитывать познавательный интерес к явлениям природы

Материалы:

Электрическая плитка, коробка, кружочки красного и серого цвета (по 5 штук).  Картинки – подсказки (парусник, ягоды,лыжи, одуванчик, воздушные шары),  рисунок «Движение воздушных масс», картинки с изображением ветра разной силы, надписи к ним «ураган», «буря», «бриз», воздушная змейка. Знак «Не прикасаться».

Ход НОД.

Вводная часть

Ребята, в коробке у меня «спрятался» прибор, который поможет нам раскрыть «тайну» происхождения одного природного явления.

• Вы знаете, что такое «природные явления»? Такие явления, которые мы можем наблюдать в природе. Происходят эти явления без помощи человека, они не могут быть сделаны людьми, мы можем увидеть в разные времена года это: снег, дождь, радуга.

• Сегодня мы с вами узнаем тайну происхождения одного природного явления. А какого, вы сами догадаетесь, отгадав загадку. Готовы? Слушаем внимательно:

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает.

Одним прохода не дает,

Других он подгоняет. (Ветер)

• Какие слова или фразы вам помогли отгадать загадку?

• Вот «тайну» происхождения ветра мы сегодня узнаем.

Основная часть

Но сначала подумаем:

• А хорошо или плохо, что есть в природе «ветер»?

Игра «Хорошо – плохо»  

Цель: Учить видеть положительные и отрицательные стороны одного явления. (Система ТРИЗ)

Если вы считаете, что ветер – это плохо, и объясните, почему, то я ставлю красный кружок (красный цвет опасности), а если ветер – это хорошо, то серый.

(Если дети затрудняются сами определить положительные и отрицательные стороны предложенного природного явления «ветер», им предлагаются ситуации с опорой на картинки):

- картинка «малина» (Летом пошли в лес. Много комаров. Ветер – это хорошо, сдувает комаров.) ;

- картинка «солнце» (Очень сильно печет, хочется, чтобы подул ветерок. Ветер – хорошо.)

- картинка «лыжи» (поехали кататься на лыжах, ветер в лицо – плохо, в спину – хорошо, помогает ехать, подгоняет.)

- и аналогично разбираются другие ситуации.

- Вывод: видите, оказывается иногда ветер – это плохо, он может мешать людям, а бывает – и хорошо, тогда ветер – нам помощник.

• Характер у ветра бывает разный. Какой?

• Показываем картинки, знакомим с названиями:

опасный ветер – ураган, он вырывает деревья с корнем и сносит дома;

сильный ветер - буря, ломает ветки у деревьев;

слабый ветер моряки называют «бриз», он шелестит листьями, полощет флаги, заставляет стелиться дым, например, у костра.

Физкультминутка «Ветер».

А сейчас мы с вами давайте попробуем «сделать» (изобразить) ветер. Если ветер слабый – «бриз», мы будем дуть чуть – чуть; если «буря», то увеличиваем силу, а если «ураган», то дуем очень сильно. Только помните, что дуть надо, не надувая щеки. Давайте попробуем.

Очень хорошо. А теперь давайте подумаем, как можно изобразить деревья, учитывая силу ветра. Если ветер слабый («бриз») - (шевелим пальчиками) ; если «буря» - (туловище и руки наклоняем вправо – влево не сильно) ; если «ураган» - (туловище и руки наклоняем вправо – влево сильно). (Варианты придумывают дети.) Договорились.

Воспитатель произносит название ветра, а дети выполняют движения, соответствующие названию. Взрослый может произносить название, а показывать неправильное движение. Задача детей выполнять движения, соответствующие названию.

• Молодцы. А теперь давайте подумаем, как мы «делали» наш ветер? (Вдыхали  воздух, а потом выдували его из себя. Мы «делали» ветер.)

• А в природе, кто вдыхает, кто выдыхает?

• Вот чтобы узнать, откуда ветер берется в природе нам и понадобится мой прибор.

• Что это? (Электрическая плитка)

• Давайте сначала вспомним, что плитка – это электрический прибор и поэтому необходимо обязательно выполнять правила безопасности. Когда она отключена, она  холодная. Если я включу ее, она будет нагреваться. Что НЕЛЬЗЯ делать, когда плитка горячая? (Ставим знак «Не прикасаться»)

А ещё у меня здесь спряталась вот такая змейка.

Приступаем к разгадке «тайны». А вы помните, какую тайну мы должны разгадать? (происхождения ветра). Теперь давайте представим, что плитка - это земля. Земля нагревается Солнцем (в нашем случае электричеством). Я беру вот такую помощницу – змейку, держу ее над «землей». Что-нибудь происходит? (Нет.)

Теперь я включаю плитку и продолжаю наблюдать за змейкой. Что мы видим? (Змейка начала вращаться.) Почему?

Оказывается, когда земля нагревается, она нагревает воздух, а теплый воздух легче холодного и, он начинает подниматься наверх. Поднимающийся теплый воздух заставляет змейку вертеться.

 

Рассматриваем схему «Движение воздушных масс».

Солнце нагревает воздух над Землей. Он становится легче и поднимается вверх, а над горами воздух холоднее, тяжелее, холодный воздух опускается вниз. Потом, нагревшись, поднимается вверх, а остывший с гор снова спускается вниз, туда, где теплый воздух как бы освободил им место. Этот поток воздуха и образует ветер.

Заключительная часть

Ребята, мы сегодня с вами раскрыли «тайну» происхождения ветра. Узнали, что ветер – это движение (перемещение) воздуха. Узнали, что теплый воздух поднимается наверх, потому, что он легче холодного, а холодный воздух опускается вниз. Это перемещение воздуха образует ветер.

Молодцы ребята. Спасибо вам за работу. Дома вы можете с родителями сделать этот эксперимент: попробуйте подержать змейку над батареей, над лампочкой, посмотреть, как она будет себя вести. Расскажите обязательно родителям, что вы узнали.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_duet_veter.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Мурманской области

Государственное автономное образовательное учреждение Мурманской области

среднего профессионального образования

«Мурманский педагогический колледж»

(ГАОУ МО СПО «МПК»)

Конспект занятия по познавательному развитию (экологическое образование) с детьми старшей группы на тему: «Почему дует ветер?»

Выполнила студентка 3 «Г»

Щетинина Анастасия


Образовательные задачи:
Обучающие:

1.Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс.

2.Уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый.

Развивающие:

-Развивать навыки проведения опытов

Воспитательные:

-Воспитывать познавательный интерес к явлениям природы 

Материалы:

Электрическая плитка, коробка, кружочки красного и серого цвета (по 5 штук).  Картинки – подсказки (парусник, ягоды,лыжи, одуванчик, воздушные шары),  рисунок «Движение воздушных масс», картинки с изображением ветра разной силы, надписи к ним «ураган», «буря», «бриз», воздушная змейка. Знак «Не прикасаться».

Ход НОД.

Вводная часть

Ребята, в коробке у меня «спрятался» прибор, который поможет нам раскрыть «тайну» происхождения одного природного явления.

• Вы знаете, что такое «природные явления»? Такие явления, которые мы можем наблюдать в природе. Происходят эти явления без помощи человека, они не могут быть сделаны людьми, мы можем увидеть в разные времена года это: снег, дождь, радуга.

• Сегодня мы с вами узнаем тайну происхождения одного природного явления. А какого, вы сами догадаетесь, отгадав загадку. Готовы? Слушаем внимательно:

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает.

Одним прохода не дает,

Других он подгоняет. (Ветер)

• Какие слова или фразы вам помогли отгадать загадку?

• Вот «тайну» происхождения ветра мы сегодня узнаем.

Основная часть

Но сначала подумаем:

• А хорошо или плохо, что есть в природе «ветер»?

Игра «Хорошо – плохо»  

Цель: Учить видеть положительные и отрицательные стороны одного явления. (Система ТРИЗ)

Если вы считаете, что ветер – это плохо, и объясните, почему, то я ставлю красный кружок (красный цвет опасности), а если ветер – это хорошо, то серый.

(Если дети затрудняются сами определить положительные и отрицательные стороны предложенного природного явления «ветер», им предлагаются ситуации с опорой на картинки):

- картинка «малина» (Летом пошли в лес. Много комаров. Ветер – это хорошо, сдувает комаров.) ;

- картинка «солнце» (Очень сильно печет, хочется, чтобы подул ветерок. Ветер – хорошо.)

- картинка «лыжи» (поехали кататься на лыжах, ветер в лицо – плохо, в спину – хорошо, помогает ехать, подгоняет.)

- и аналогично разбираются другие ситуации.

- Вывод: видите, оказывается иногда ветер – это плохо, он может мешать людям, а бывает – и хорошо, тогда ветер – нам помощник.

• Характер у ветра бывает разный. Какой?

• Показываем картинки, знакомим с названиями:

опасный ветер – ураган, он вырывает деревья с корнем и сносит дома;

сильный ветер - буря, ломает ветки у деревьев;

слабый ветер моряки называют «бриз», он шелестит листьями, полощет флаги, заставляет стелиться дым, например, у костра.

Физкультминутка «Ветер».

А сейчас мы с вами давайте попробуем «сделать» (изобразить) ветер. Если ветер слабый – «бриз», мы будем дуть чуть – чуть; если «буря», то увеличиваем силу, а если «ураган», то дуем очень сильно. Только помните, что дуть надо, не надувая щеки. Давайте попробуем.

Очень хорошо. А теперь давайте подумаем, как можно изобразить деревья, учитывая силу ветра. Если ветер слабый («бриз») - (шевелим пальчиками) ; если «буря» - (туловище и руки наклоняем вправо – влево не сильно) ; если «ураган» - (туловище и руки наклоняем вправо – влево сильно). (Варианты придумывают дети.) Договорились.

Воспитатель произносит название ветра, а дети выполняют движения, соответствующие названию. Взрослый может произносить название, а показывать неправильное движение. Задача детей выполнять движения, соответствующие названию.

• Молодцы. А теперь давайте подумаем, как мы «делали» наш ветер? (Вдыхали  воздух, а потом выдували его из себя. Мы «делали» ветер.)

• А в природе, кто вдыхает, кто выдыхает?

• Вот чтобы узнать, откуда ветер берется в природе нам и понадобится мой прибор.

• Что это? (Электрическая плитка)

• Давайте сначала вспомним, что плитка – это электрический прибор и поэтому необходимо обязательно выполнять правила безопасности. Когда она отключена, она  холодная. Если я включу ее, она будет нагреваться. Что НЕЛЬЗЯ делать, когда плитка горячая? (Ставим знак «Не прикасаться»)

А ещё у меня здесь спряталась вот такая змейка.

Приступаем к разгадке «тайны». А вы помните, какую тайну мы должны разгадать? (происхождения ветра). Теперь давайте представим, что плитка - это земля. Земля нагревается Солнцем (в нашем случае электричеством). Я беру вот такую помощницу – змейку, держу ее над «землей». Что-нибудь происходит? (Нет.)

Теперь я включаю плитку и продолжаю наблюдать за змейкой. Что мы видим? (Змейка начала вращаться.) Почему?

Оказывается, когда земля нагревается, она нагревает воздух, а теплый воздух легче холодного и, он начинает подниматься наверх. Поднимающийся теплый воздух заставляет змейку вертеться.

Рассматриваем схему «Движение воздушных масс».

Солнце нагревает воздух над Землей. Он становится легче и поднимается вверх, а над горами воздух холоднее, тяжелее, холодный воздух опускается вниз. Потом, нагревшись, поднимается вверх, а остывший с гор снова спускается вниз, туда, где теплый воздух как бы освободил им место. Этот поток воздуха и образует ветер.

Заключительная часть

Ребята, мы сегодня с вами раскрыли «тайну» происхождения ветра. Узнали, что ветер – это движение (перемещение) воздуха. Узнали, что теплый воздух поднимается наверх, потому, что он легче холодного, а холодный воздух опускается вниз. Это перемещение воздуха образует ветер.

Молодцы ребята. Спасибо вам за работу. Дома вы можете с родителями сделать этот эксперимент: попробуйте подержать змейку над батареей, над лампочкой, посмотреть, как она будет себя вести. Расскажите обязательно родителям, что вы узнали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое интегрированное занятие по познавательному развитию для родителей с детьми старшей группе №7 «Дружная семейка», 1 часть ТЕМА: « Путешествие в царство геометрических фигур».

Задачи:1.Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).2.Учить решать логические з...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию и рисованию с детьми старшей группы «Кораблик» с общим недоразвитием речи

Цель данного занятия: расширить представления детей о посуде.В ходе занятия решаются следующие коррекционно-образовательные задачи: Уточнить и расширить представления детей о посуде, ее назначени...

Конспект занятия по познавательному развитию: «Ознакомление с окружающим миром» Старшая группа № 7 «Сказка» на тему: «Животные нашего края»

Программное содержание:Цель: Повторить и обобщить знания детей о жизни диких животных родного края.Задачи:Образовательная: развитие  речи, совершенствование точного последовательного  воспро...

Конспект занятия по познавательному развитию "Новая физика" с детьми старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия по познавательному  развитию  в старшей  группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Три  сестрицы-водицы»Тема: «Три агрегатн...

Конспект занятия по познавательному развитию в детском саду в старшей группе на тему: Электричество

Расширять представления о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку....