Познавательное развитие.Непосредственная Образовательная Деятельность для детей 6-7 лет. Тема «Страницы книжной истории».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Расширение знаний детей об основных моментах создания книги, путем расширения представлений об окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «По Страницам книжной истории»
Цель: Расширить знания детей об основных моментах создания книги, путём расширения представлений об окружающем мире.
Задачи:
Образовательная:
Познакомить с историей создания книг, с первыми письменными материалами – глиной, тканью, берестой, бумагой.
Воспитательные:
Закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений детей об истории возникновения книги; Воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям народов разных стран; воспитывать культуру общения.
Развивающие:
Развивать мыслительную активность; культуру речи (ясно и грамотно излагать свои мысли);
развивать умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуации творческого и игрового общения; активизировать познавательно - исследовательскую деятельность, путём исследования свойств материала (вода, песок, пластилин), умение анализировать, мыслить, делать выводы, находить причинно-следственные связи; Стимулировать физическую активность детей, путём выполнения упражнений на расслабление;
Развивать творческие навыки, используя нетрадиционную технику рисования.
Ход НОД:
-Здравствуйте, ребята! Как я рада вас видеть. Меня зовут Елена Викторовна. Давайте с вами поздороваемся как с самыми лучшими друзьями. Давай возьмёмся за руки и вместе дружно скажем слова: Здравствуй друг, как я рад хорошо, что ты пришёл!
Ребята, а вы любите читать книги? Какие сказки вы знаете? (перечисляют). Да действительно, вы знаете очень много сказок. Скажите, а вы знаете, как появилась книга? (Ответы детей)Хотите узнать? Тогда я предлагаю вам отправимся в путешествие в далёкое прошлое. Как вы думаете, как нам туда попасть? (варианты)
- Правильно, мы с вами отправимся в прошлое на машине времени. Открою вам секрет: она перед вами. (На ковре из гирлянды сделана «машина-времени»)
-Ребята, давайте встанем в «машину времени», только смотрите, здесь идут потоки информации, старайтесь на них не наступать. Договорились? И так мы отправляемся, даём обратный отчёт 3.2.1 (выключается свет. Звучит космическая музыка.
Звучит музыка Египта. Прошлое книги началось со страны, которая называется Египет.
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЕГИПЕТ) Египет — это красивая страна, которая известна своими пирамидами, пустынями, моря с красивыми рыбками. Этой страной правили фараоны, а помогали им жрецы, они были умными, образованными людьми, умели читать, писать. Давайте мы с вами пройдём и присядем за столы. (дети садятся за столы, воспитатель — напротив детей).
- Для вас на столах я приготовила различные природные материалы, которые жрецы использовали для написания книг, на чём-то же им надо было писать, правда, ребята? Перечислите природные материалы, которые лежат перед вами. (Ответы детей: песок, глина, вода).
-Молодцы! Вы назвали все материалы. Давайте попробуем на них написать. Возьмите деревянные палочки острым концом вниз и нарисуйте что - нибудь на песке. (Дети пишут, рисуют)
- Скажите, ваши изображения видны? (да)
-Положите ваши палочки. Представим, что мы свою надпись понесли кому - нибудь почитать. Мы несли и трясли по дороге, потрясите тарелочки.
- Что стало с вашей надписью? (ответы детей)
Она исчезла. А почему такое произошло? Почему надпись исчезла?
-Потому что песок какой? (сыпучий)
- Да, действительно! Песок сыпучий и не подходит для хранения информации.
-Давайте попробуем нарисовать на воде, опустите свою палочку в воду и нарисуйте там что-нибудь (дети рисуют).
- Что получается, ребята? (ничего)
- Как же так, а почему (дети отвечают)
-Вода какая, ребята? Вода жидкая, у воды нет формы, поэтому то, что вы рисуете - не видно! Вода подходит для хранения информации? (ответы детей)
-Давайте ваш поднос отодвинем в сторону и возьмём дощечку с глиной. Попробуем написать на глине. Возьмите палочки, острым концом вниз, и поставьте пять точек, вдавливайте глину. Получилось?
-Проверим, можно ли эту информацию сохранить? Отложите в сторону палочки, возьмите свою дощечку и потрясите. Что стало с информацией? (сохранилась)
- Она осталась? (да)
- Подуйте на нее (дуют)
- Что с ней стало? (сохранилась)
- Значит… (глина подходит для того, чтобы записывать что-то)
- Вот к этому же выводу пришли и древние жрецы, (воспитатель, обращает внимание детей на экран).
- Давайте посмотрим, как они это делали (фото). Для записи жрецы использовали почти такие же дощечки, на которых мы сегодня писали, используя деревянную палочку, с острым концом, которая называлась клинок. Давайте вместе произнесём это слово.
Жрецы клинком надавливали, как вы сейчас на глину, и получали изображение, а после эти пластины обжигали, складывали друг на друга, и получались такие книжные страницы из глины. Вот какой секрет был в древнем Египте.
- Ну что же, вытирайте руки влажной салфеткой, нам пора отправляться дальше, нас ждёт другая страна. (Перемещаются в машине времени под музыку, далее звучит музыка Китая)
- Ребята, следующая страна, куда мы попали это – Китай. Китай - родина многих открытий, давайте мы выйдем из машины времени и узнаем, какой секрет хранит эта страна.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «КИТАЙ» Вот перед нами китайская страна: это Великая китайская стена, это Дворец императора, а это храм Неба (слайды демонстрируются на экране).
В Китае люди всегда выращивали рис и чай, а это — китайский Новый Год, он считается самым главным праздником в Китае.
- А вы знаете, что китайцы много времени уделяют своему здоровью.
Поэтому я предлагаю вам сделать китайскую гимнастику.
- Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга ЗВУЧИТ МУЗЫКА Для этого мы соединяем пятки вместе, носки врозь. Ладони встречаются у груди. Сначала поприветствуем солнце. Поднимаем голову вверх и медленно опускаем вниз, затем приветствуем друга справа и слева.
- Китайцы очень любят зонтики, поэтому превратимся в зонтики, молодцы! Какие красивые зонтики!
- А теперь станем с вами деревьями, высокими и стройными! Стопу ноги поставили на колено, одну руку подняли верх, другую - вниз, держим равновесие, подержали чуть-чуть, опустили. Молодцы.
А ещё китайцы всегда улыбаются, потому что они выполняют вот такое упражнение: поднимают руки вверх и резко наклоняются вниз и говорят «ха!» Попробуем! (выполняют) Я вижу, что и у вас стало отличное настроение!
- А теперь предлагаю вам пройти в китайскую книжную мастерскую и присесть на ковёр, потому что в Древнем Китае было принято работать, сидя на полу. (Садятся на ковёр)
- История древней книги в Китае была очень интересной: сначала китайцы писали на шёлке,- это такая нежная ткань, её нарезали маленькими кусочками а потом эти странички сшивали, получались шелковые книги. (Презентация 2 слайда)
Я предлагаю вам стать создателями шелковых страниц, и написать на них специальные символы, которые называются иероглифы, давайте повторим вместе — иероглиф! Я тоже попробовала написать иероглифы, посмотрите, что у меня получилось. Это — горы, этот иероглиф означает — человека, а это — рисовое поле.
Я предлагаю вам написать понравившийся иероглиф на ваших шелковых страницах.
-Берите кисточки и приступаем к работе! (дети рисуют, попутно воспитатель уточняет, что пишут дети, хвалит их). Какие молодцы, ребята. Положите кисточку на подставку, возьмите влажные салфетки, вытрите свои руки.
-Я открою вам секрет: китайцы - очень изобретательный народ, и следующим, что они изобрели - была бумага. Но о ней мы поговорим в другой стране и в другом времени, договорились? А нам пора отправляться, пройдём в нашу машину времени! (звучит музыка и на экране появляется город Москва) Ребята, куда же мы попали? (предположения детей)
- Да, мы с вами перенеслись в современный мир. А город вы узнали?
История книги на Руси начинается с этого предмета. Подскажите, что это такое? (береста) Именно бересту наши предки использовали в далёком прошлом, с помощью острой палочки они выцарапывали буквы. А позже появилась бумага, и были созданы печатные книги, на которых с помощью печатных оттисков печатали буквы. Обратите внимание, перед вами очень старая книга, ей, ребята, больше 150 лет. Я предлагаю вам стать книгопечатниками и с помощью «печатных оттисков» сделать печатную страничку.
(Педагог читает стихотворение)
Вскрываются почки,
Как реки!
Такая стоит трескотня!
Тяжёлые сонные веки
Весна
Наконец подняла!
Заждались прекрасную соню
Давно и луга, и поля.
Не зря её громом будили
Разгневанные небеса!
И вот поднялась лежебока,
Взглянула с улыбкой вокруг.
И сразу жужжаньем, как соком,
Оживший наполнился луг.
И пробует каждая почка
Зелёным своим языком
Парную, апрельскую ночку,
Залитую всю молоком!
- Ребята,вы догадались о каком времени года идёт речь? Давайте мы с помощью печатных оттисков все вместе нарисуем картину «Приход весны» (выполняется продуктивная деятельность)
-А это современные книги: художественные, исторические… такие книги мы читаем с вами сейчас. А вы знаете, как нужно обращаться с книгами? (Их надо беречь! Нельзя рвать, рисовать на них, загибать страницы). Совершенно верно.
- Ребята, мне с вами было очень приятно познакомиться и провести такое интересное путешествие! А вам понравилось наше путешествие в прошлое? (ответы детей)
В память о нашей встрече я хочу подарить вам книжки - малышки, но страницы этих книжек пусты, я предлагаю вам дома, вместе с мамой и папой нарисовать, или приклеить картинки о нашем путешествии.
Но пришло время нам с вами прощаться, до новых встреч! Наша «машина времени» работает круглосуточно! И я с нетерпением жду вас у себя в гостях для следующих увлекательных приключений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированное занятие в старшей группе на тему: «Страницы книжной истории»
Данное занятие знакомит детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире....

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Страницы книжной истории»
Данная разработка позволяет познакомить детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире, активизировать познавательно исследовательскую деятельность путем обследования свой...

конспект НОД Тема: «Страницы книжной истории»
Цель: познакомить детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире.Задачи:- стимулирование познавательно-исследовательской деятельности путем исследования свойств природ...
Непосредственная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы тема: «Страницы книжной истории»
Нод с детьми подготовительной группы "Страницы книжной истории"...

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию на тему: "Страницы книжной истории"
Формировать интерес к созданию книги. Познакомить с первыми письменными материалами: глина,ткань, береста, бумага. Познакомить с нетрадиционным способом рисования: печатки из картофеля. Закрепить умен...

Занятие опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Страницы книжной истории»
Воспитание интеллектуально развитой личности посредством активизации познавательной деятельности через экспериментальную деятельность.Знакомство детей с историей создания книги, путём расширения ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ «СТРАНИЦЫ КНИЖНОЙ ИСТОРИИ»
Данный конспект, поможет воспитателю дать детям знания об основных моментах истории создания книг. Затронуть историю книгопечатания, рукописной и печатной книги. Познакомить с первыми письменным...