Конспект интегрированное занятие в старшей группе на тему: «Страницы книжной истории»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Козютенко Светлана Юрьевна

Данное занятие знакомит   детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 45 «Флажок»





Интегрированное занятие в старшей группе

на тему: «Страницы книжной истории»






подготовила: воспитатель первой категории Козютенко С.Ю.



Саров 2017

                             Программное содержание:

Цель:  ознакомление  детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире.

                                                          Задачи:

Образовательные:

1.Познакомить детей с историей книгопечатания (рукописные и печатные книги) .

2. Познакомить детей с первыми письменными материалами: глиной, берестой, бумагой, тканью; стимулировать познавательно-исследовательской деятельности путем исследования свойств природных материалов;

3. Закрепить знания о современных технических средствах хранения данных.

4. Активизировать диалогическую речь, обогащать активный словарь;

Развивающие:

1. Погрузить детей в колориты стран Египта, Китая, Древней Руси - по средствам музыки, видео материалами и оформление группы.

2. Развивать у детей творческое воображение, внимание путем использования активных форм обучения;

3.Развивать творческие навыки, путем выполнения различных видов художественной деятельности в ходе педагогического процесса.

Воспитывающие:

1. Воспитывать навыки самостоятельности, инициативности и сотрудничества.

2. Совершенствовать социально - коммуникативные навыки, познавательное развитие.

Активизация словаря: сыпучий, глиняная книга, книга из шелковых страниц.

Обогащение словаря: иероглиф, клинки.

Методы и приёмы: игра (мотивация деятельности), экспериментирование, наблюдение, рассказ, беседа, демонстрация видеоматериала с использованием ИКТ, рисование.

Практические приёмы: познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, игровая, двигательная.Предварительная работа: беседы о книгах, опыты с песком, глиной.

Оборудование: Видеопроектор, презентация, магнитофон с записью необходимых звуков и мелодий, карточки, деревянные палочки, тарелочка, песок цветной, дощечки, глина, подносы, пяльцы, ткань 25*25, краски, формочки для краски, подставки для кисти, кисти, салфетки, листы бумаги – на каждого ребенка.

                                                                    Ход :

-Здравствуйте, ребята! Как я рада вас видеть.

Посмотрите, что у меня есть. Как вы думаете, что это такое? (ответ детей).

Совершенно верно – это флешка. Она умеет хранить много-много разной информации, а какую информацию, как вы думаете ?

-Что еще она может хранить? Сраницы книг может хранить ? (ответы и рассуждения детей)

-Вы любите книги читать? (ответы детей)

- А какие вы читаете книги? (ответы детей)

- Вот видите как много вы читаете книжек. Тогда вам понравится моё путешествие, вы  много узнаете, как ваши чудесные книжки получились. Отправимся? (ответы детей)

- Скажите, на каком виде транспорта мы отправимся? (ответы детей)

Правильно, мы с вами отправимся в прошлое на машине времени. Открою вам секрет: она перед вами. Включите нам, пожалуйста, «машину времени». Мы хотим попасть в прошлое. (помощник включает «машину времени» световой и звуковой сигнал) .

-Ребята, давайте встанем в «машину времени», только смотрите, здесь идут потоки информации, старайтесь на них не наступать. Договорились?

(Свет выключается. Дети перемещаются в прошлое, стоя в кругу).

-Встаем в круг. (музыку выключают).Взялись все за руки.

 Ребята, что это за страна ? Да, ребята, прошлое книги началось со страны, которая называется Египет. Там открыли первую книгу.

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЕГИПЕТ)

Какие молодцы, посмотрите (воспитатель подходит к проектору и поворачивает экран к детям) мы с вами попали в древний Египет ( звучит музыка древнего Египта, на экране картинки Египта). Египет — это красивая страна, там много пустынь, моря с красивыми рыбками, даже горы, реки. Этой страной правили фараоны, а помогали им жрецы, они были умными, образованными людьми, умели читать, писать... Давайте мы с вами пройдём и присядем за столы. (дети садятся за столы, воспитатель — напротив детей).

Для вас на столах приготовлены различные природные материалы, которые жрецы использовали для написания книг, на чем-то же им надо было писать, правда, ребята? Перечислите природные материалы, которые лежат перед вами. ( ответы детей : песок, глина, ).

-Молодцы! Вы назвали все материалы. Давайте попробуем на них написать. Возьмите деревянные палочки острой стороной вниз и нарисуйте что- нибудь на песке. (Дети пишут, рисуют)

Скажите, ваши изображения видны? (да)

-Что ты нарисовал,а ты?

-Положите ваши палочки. Представим, что мы свою надпись понесли кому- нибудь почитать. Мы несли и трясли по дороге, потрясите тарелочки.

Что стало с вашей надписью? ( ответы детей)

Она исчезла. А почему такое произошло? Почему надпись исчезла?

-Потому что песок какой? (сыпучий)

Ой, какие вы молодцы! Песок сыпучий.

-Давайте ваш поднос отодвинем в сторону и возьмем дощечку с глиной. Попробуем написать на глине.

Так, молодцы, а теперь поставим пять точек, вдавливайте глину. Получилось?

роверим, можно ли эту информацию сохранить? Отложите в сторону палочки, возьмите свою доску для лепки, потрясите. Что стало с информацией? (сохранилась)

Она осталась? (да)

Подуйте на нее (дуют)

Что с ней стало? (сохранилась)

Значит, глина подходит для того, чтобы записывать что-то? (да)

Вот к этому же выводу пришли и древние жрецы, (встает, обращает внимание на экран).

Давайте посмотрим, как они это делали (фото).

Для записи жрецы использовали почти такие же дощечки, на которых они писали, используя деревянные палочки, которые назывались клинки.

Палочкой надавливали, как вы сейчас на глину, и получалось изображение, а после эти пластины обжигали, складывали друг на друга, и получались такие книжные страницы из глины. Вот какой секрет был в древнем Египте.

Ну что же, вытирайте руки влажной салфеткой, нам пора отправляться дальше, нас ждет другая страна.

(перемещаются в машине времени )

-Ребята, а это что за страна,  кто догадался?

Ребята, следующей страной, куда мы отправились, стал Китай, ведь Китай- родина многих открытий, давайте мы выйдем из машины времени (проходят к проектору, на котором показан Китай)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «КИТАЙ»

Вот перед нами китайская страна: это Великая китайская стена, это Дворец императора, а это храм Неба (слайды демонстрируются на экране).

В Китае люди всегда выращивали чай, рис, а это — китайский Новый Год (слайд), он считается самым главным праздником в Китае.

А вы знаете, что китайцы много времени уделяли своему здоровью.

Поэтому я предлагаю вам сделать китайскую гимнастику.

Давайте встанем вот здесь на ковре, чтоб друг другу не мешать, и ко мне повернемся лицом.

Молодцы.

Готовы?

ЗВУЧИТ МУЗЫКА

-Руки опустите вниз, ноги поставьте прямо. (звучит китайская музыка)

- Сначала поприветствуем солнце. Медленно руки поднимаем вверх, молодцы, - опускаем вниз .(2 раза)

- Китайцы очень любят зонтики, поэтому превратимся в зонтики, молодцы!

- Какие красивые зонтики! (2 раза)

- А теперь станем с вами деревьями, высокими и стройными! Руки соединили, взяли ногу и поставили стопу на колено, держим равновесие, подержали чуть-чуть, опустили.... молодцы. .(2 раза)

-Китайцы любят чай ,напоим гостей чаем. Одна рука на поясе, другая смотрит в сторону (в лево, в право 2 раза)  

-Чай горячий, подуем на него. Дуем.

Наклонимся вниз, поднимаем руки вверх и говорим «х-ха!» .(2 раза)

А теперь предлагаю вам пройти в китайскую книжную мастерскую и присесть на ковер, на подушки, потому что в Древнем Китае было принято работать, сидя на полу. (садятся на ковер)

История древней книги в Китае была очень интересной: сначала китайцы писали на шелке - это такая нежная ткань, ее нарезали маленькими кусочками и потом эти странички сшивали, получались шелковые книги.

 -Я предлагаю вам стать создателями шелковых страниц, и написать на них специальные символы, которые называются иероглифы, а ну-ка, повторите за мной — иероглиф! Вот это — горы, этот иероглиф означает — человека, а это — рисовое поле.

- Я предлагаю вам написать понравившийся иероглиф на ваших шелковых страницах.

-Берите кисточки и начинаем работать! (дети рисуют, попутно воспитатель уточняет, что пишут дети, хвалит их).

Какие молодцы, ребята. Положите кисточку на подставку, возьмите влажные салфетки, вытрите свои руки.

-Пойдемте в нашу машину времени!

Мы с вами перенеслись в Древнюю Русь. Русь всегда славилась деревянными городами красивыми, могучими сильными богатырями, своим рукоделием, ремеслом, конечно веселыми праздниками.

- Ребята, а вы знаете, что вначале на Руси писали на бересте. А что это такое? Кто – ни будь из вас знает? (нет).

-Давайте мы посмотрим, на что это похоже? (на кору берёзы).  Ребята верно, береста – это кора березы на ней писали с помощью специальной острой палочкой, а потом появилась бумага , на ней стали писать летописцы их труд был очень тяжелый, поэтому они так обрадовались, когда появилась настоящая печатная книга. А как же это произошло, смотрите, оказывается буквы вырезали из дерева, на них наносили краску, а потом прижимали к листам бумаги. Вот такая была первая печать. Предлагаю и вам стать книгопечатниками и тоже сделать такую печатную книгу.

-Ребята я вам подготовила лист, на котором я внизу сделала текст, а вы мне сейчас с помощью печатных оттисков, которые как деревянные, сделаете картину, она должна быть по смыслу текста. Послушайте:

- Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!
- О чем стихотворение?
(ответы) А листья какого цвета? А в стихотворении весь румяный, золотой.

-Смотрите нам нужно с вами создать изображение про листики, для этого мы возьмем листики, это будут у нас такие печати, на листики наносим гуашь, они могут быть и красными и желтыми и зелеными, а потом, что вы раскрасили кладите прям на листок бумаги, все положили? Сейчас мы будем делать наш отпечаток, ручками погладьте, открываем, убираем листики в корзинку.

- Посмотрите ребята какую мы с вами книжную страницу создали, разноцветными листиками. Возьмите салфетку и вытрите руки.

(Перемещаются с палочкой в «машине времени» под  музыку)

Мы с вами перенеслись в современный мир. Скажите что изображено? (герб ,флаг)

- Герб, флаг какого государства вы видите на экране? А город узнали? (Россия, город Москва ).

- Ребята я хочу вам задать очень важный вопрос. Мы узнали что были печатные книги, а как же сейчас сохраняют информацию в наше время?

(При затруднении воспитатель обращает внимание на атрибуты)

-А где еще можно? ( на дисках, в компьютере, в письмах)

Сегодня как раз на адрес нашего детского сада пришло видео письмо.

(Дети подходят к экрану. Рефлексия.)

(Видео письмо из Центральной детской библиотеки)

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Альбина Юрьевна. Я живу в городе Саров и работаю в Центральной детской библиотеке. В данный момент я нахожусь у себя на работе. А вы сейчас где? (ответы детей)

Расскажите, что сегодня интересного было у вас в детском саду? (ответы детей)

-У вас очень интересно, вы все очень умные и хорошие ребята, но извините, мне пора идти работать дальше, так что всего вам хорошего, слушайте своих воспитателей! Ждем вас в нашей библиотеке. До скорой встречи! (ответы детей)

-Молодцы! Мне с вами было очень интересно! А вам понравилось наше путешествие ПО СТРАНИЦАМ КНИЖНОЙ ИСТОРИИ? (ответы детей)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе На тему: «Ёжи в гостях у ребят».

Занятие в старшей группе  " Ежи в гостях  у ребят" интегрированное. В  первой части занятия дети  вспоминают, уточняют, расширяют  свои знания о ежах (  повадках,  в...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему "Космическое путешествие"

Конспект  занятия по разделу "Развитие познавательных способностей дошкольников" ТИП:          Интегрированное. ВИД:...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: "В гости к мышонку" с применением проблемного обучения

В этом конспекте рассказывается о том, как в гости к ребятам пришел мышонок, который не знал, как его зовут и где он живет. Дети придумывают кличку мышонку и находят ему дом....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: "Птицы средней полосы России" с применением ИКТ

В данном конспекте закрепляются знания детей о птицах, проживающих с средней полосе России. Дети учатся различать хищных и насекомоядных птиц, отвечая на проблемные вопросы педагога. Развивают умение ...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: «Вареники для Винни – Пуха».

Конспект интегрированного занятия в старшей группе          на тему: «Вареники для Винни – Пуха».    Цель: расширять знания и пр...

Конспект интегрированного мероприятия в старшей группе по теме « Знакомство с историей».

Конспект совместной образовательной дейтельности по ознакомлению детей с историческими событиями....

Конспект фронтального занятия в старшей группе на тему: Путешествие в историю театра

Конспект фронтального занятия в старшей группе на тему: Путешествие в историю театра...