Конспект интегрированное занятие в старшей группе на тему: «Страницы книжной истории»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Данное занятие знакомит детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx | 24.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 45 «Флажок»
Интегрированное занятие в старшей группе
на тему: «Страницы книжной истории»
подготовила: воспитатель первой категории Козютенко С.Ю.
Саров 2017
Программное содержание:
Цель: ознакомление детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире.
Задачи:
Образовательные:
1.Познакомить детей с историей книгопечатания (рукописные и печатные книги) .
2. Познакомить детей с первыми письменными материалами: глиной, берестой, бумагой, тканью; стимулировать познавательно-исследовательской деятельности путем исследования свойств природных материалов;
3. Закрепить знания о современных технических средствах хранения данных.
4. Активизировать диалогическую речь, обогащать активный словарь;
Развивающие:
1. Погрузить детей в колориты стран Египта, Китая, Древней Руси - по средствам музыки, видео материалами и оформление группы.
2. Развивать у детей творческое воображение, внимание путем использования активных форм обучения;
3.Развивать творческие навыки, путем выполнения различных видов художественной деятельности в ходе педагогического процесса.
Воспитывающие:
1. Воспитывать навыки самостоятельности, инициативности и сотрудничества.
2. Совершенствовать социально - коммуникативные навыки, познавательное развитие.
Активизация словаря: сыпучий, глиняная книга, книга из шелковых страниц.
Обогащение словаря: иероглиф, клинки.
Методы и приёмы: игра (мотивация деятельности), экспериментирование, наблюдение, рассказ, беседа, демонстрация видеоматериала с использованием ИКТ, рисование.
Практические приёмы: познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, игровая, двигательная.Предварительная работа: беседы о книгах, опыты с песком, глиной.
Оборудование: Видеопроектор, презентация, магнитофон с записью необходимых звуков и мелодий, карточки, деревянные палочки, тарелочка, песок цветной, дощечки, глина, подносы, пяльцы, ткань 25*25, краски, формочки для краски, подставки для кисти, кисти, салфетки, листы бумаги – на каждого ребенка.
Ход :
-Здравствуйте, ребята! Как я рада вас видеть.
- Посмотрите, что у меня есть. Как вы думаете, что это такое? (ответ детей).
Совершенно верно – это флешка. Она умеет хранить много-много разной информации, а какую информацию, как вы думаете ?
-Что еще она может хранить? Сраницы книг может хранить ? (ответы и рассуждения детей)
-Вы любите книги читать? (ответы детей)
- А какие вы читаете книги? (ответы детей)
- Вот видите как много вы читаете книжек. Тогда вам понравится моё путешествие, вы много узнаете, как ваши чудесные книжки получились. Отправимся? (ответы детей)
- Скажите, на каком виде транспорта мы отправимся? (ответы детей)
- Правильно, мы с вами отправимся в прошлое на машине времени. Открою вам секрет: она перед вами. Включите нам, пожалуйста, «машину времени». Мы хотим попасть в прошлое. (помощник включает «машину времени» световой и звуковой сигнал) .
-Ребята, давайте встанем в «машину времени», только смотрите, здесь идут потоки информации, старайтесь на них не наступать. Договорились?
(Свет выключается. Дети перемещаются в прошлое, стоя в кругу).
-Встаем в круг. (музыку выключают).Взялись все за руки.
Ребята, что это за страна ? Да, ребята, прошлое книги началось со страны, которая называется Египет. Там открыли первую книгу.
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЕГИПЕТ)
- Какие молодцы, посмотрите (воспитатель подходит к проектору и поворачивает экран к детям) мы с вами попали в древний Египет ( звучит музыка древнего Египта, на экране картинки Египта). Египет — это красивая страна, там много пустынь, моря с красивыми рыбками, даже горы, реки. Этой страной правили фараоны, а помогали им жрецы, они были умными, образованными людьми, умели читать, писать... Давайте мы с вами пройдём и присядем за столы. (дети садятся за столы, воспитатель — напротив детей).
- Для вас на столах приготовлены различные природные материалы, которые жрецы использовали для написания книг, на чем-то же им надо было писать, правда, ребята? Перечислите природные материалы, которые лежат перед вами. ( ответы детей : песок, глина, ).
-Молодцы! Вы назвали все материалы. Давайте попробуем на них написать. Возьмите деревянные палочки острой стороной вниз и нарисуйте что- нибудь на песке. (Дети пишут, рисуют)
- Скажите, ваши изображения видны? (да)
-Что ты нарисовал,а ты?
-Положите ваши палочки. Представим, что мы свою надпись понесли кому- нибудь почитать. Мы несли и трясли по дороге, потрясите тарелочки.
- Что стало с вашей надписью? ( ответы детей)
Она исчезла. А почему такое произошло? Почему надпись исчезла?
-Потому что песок какой? (сыпучий)
- Ой, какие вы молодцы! Песок сыпучий.
-Давайте ваш поднос отодвинем в сторону и возьмем дощечку с глиной. Попробуем написать на глине.
- Так, молодцы, а теперь поставим пять точек, вдавливайте глину. Получилось?
-Проверим, можно ли эту информацию сохранить? Отложите в сторону палочки, возьмите свою доску для лепки, потрясите. Что стало с информацией? (сохранилась)
- Она осталась? (да)
- Подуйте на нее (дуют)
- Что с ней стало? (сохранилась)
- Значит, глина подходит для того, чтобы записывать что-то? (да)
- Вот к этому же выводу пришли и древние жрецы, (встает, обращает внимание на экран).
- Давайте посмотрим, как они это делали (фото).
- Для записи жрецы использовали почти такие же дощечки, на которых они писали, используя деревянные палочки, которые назывались клинки.
Палочкой надавливали, как вы сейчас на глину, и получалось изображение, а после эти пластины обжигали, складывали друг на друга, и получались такие книжные страницы из глины. Вот какой секрет был в древнем Египте.
- Ну что же, вытирайте руки влажной салфеткой, нам пора отправляться дальше, нас ждет другая страна.
(перемещаются в машине времени )
-Ребята, а это что за страна, кто догадался?
- Ребята, следующей страной, куда мы отправились, стал Китай, ведь Китай- родина многих открытий, давайте мы выйдем из машины времени (проходят к проектору, на котором показан Китай)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «КИТАЙ»
- Вот перед нами китайская страна: это Великая китайская стена, это Дворец императора, а это храм Неба (слайды демонстрируются на экране).
В Китае люди всегда выращивали чай, рис, а это — китайский Новый Год (слайд), он считается самым главным праздником в Китае.
- А вы знаете, что китайцы много времени уделяли своему здоровью.
Поэтому я предлагаю вам сделать китайскую гимнастику.
- Давайте встанем вот здесь на ковре, чтоб друг другу не мешать, и ко мне повернемся лицом.
- Молодцы.
- Готовы?
ЗВУЧИТ МУЗЫКА
-Руки опустите вниз, ноги поставьте прямо. (звучит китайская музыка)
- Сначала поприветствуем солнце. Медленно руки поднимаем вверх, молодцы, - опускаем вниз .(2 раза)
- Китайцы очень любят зонтики, поэтому превратимся в зонтики, молодцы!
- Какие красивые зонтики! (2 раза)
- А теперь станем с вами деревьями, высокими и стройными! Руки соединили, взяли ногу и поставили стопу на колено, держим равновесие, подержали чуть-чуть, опустили.... молодцы. .(2 раза)
-Китайцы любят чай ,напоим гостей чаем. Одна рука на поясе, другая смотрит в сторону (в лево, в право 2 раза)
-Чай горячий, подуем на него. Дуем.
Наклонимся вниз, поднимаем руки вверх и говорим «х-ха!» .(2 раза)
- А теперь предлагаю вам пройти в китайскую книжную мастерскую и присесть на ковер, на подушки, потому что в Древнем Китае было принято работать, сидя на полу. (садятся на ковер)
- История древней книги в Китае была очень интересной: сначала китайцы писали на шелке - это такая нежная ткань, ее нарезали маленькими кусочками и потом эти странички сшивали, получались шелковые книги.
-Я предлагаю вам стать создателями шелковых страниц, и написать на них специальные символы, которые называются иероглифы, а ну-ка, повторите за мной — иероглиф! Вот это — горы, этот иероглиф означает — человека, а это — рисовое поле.
- Я предлагаю вам написать понравившийся иероглиф на ваших шелковых страницах.
-Берите кисточки и начинаем работать! (дети рисуют, попутно воспитатель уточняет, что пишут дети, хвалит их).
- Какие молодцы, ребята. Положите кисточку на подставку, возьмите влажные салфетки, вытрите свои руки.
-Пойдемте в нашу машину времени!
Мы с вами перенеслись в Древнюю Русь. Русь всегда славилась деревянными городами красивыми, могучими сильными богатырями, своим рукоделием, ремеслом, конечно веселыми праздниками.
- Ребята, а вы знаете, что вначале на Руси писали на бересте. А что это такое? Кто – ни будь из вас знает? (нет).
-Давайте мы посмотрим, на что это похоже? (на кору берёзы). Ребята верно, береста – это кора березы на ней писали с помощью специальной острой палочкой, а потом появилась бумага , на ней стали писать летописцы их труд был очень тяжелый, поэтому они так обрадовались, когда появилась настоящая печатная книга. А как же это произошло, смотрите, оказывается буквы вырезали из дерева, на них наносили краску, а потом прижимали к листам бумаги. Вот такая была первая печать. Предлагаю и вам стать книгопечатниками и тоже сделать такую печатную книгу.
-Ребята я вам подготовила лист, на котором я внизу сделала текст, а вы мне сейчас с помощью печатных оттисков, которые как деревянные, сделаете картину, она должна быть по смыслу текста. Послушайте:
- Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!
- О чем стихотворение?(ответы) А листья какого цвета? А в стихотворении весь румяный, золотой.
-Смотрите нам нужно с вами создать изображение про листики, для этого мы возьмем листики, это будут у нас такие печати, на листики наносим гуашь, они могут быть и красными и желтыми и зелеными, а потом, что вы раскрасили кладите прям на листок бумаги, все положили? Сейчас мы будем делать наш отпечаток, ручками погладьте, открываем, убираем листики в корзинку.
- Посмотрите ребята какую мы с вами книжную страницу создали, разноцветными листиками. Возьмите салфетку и вытрите руки.
(Перемещаются с палочкой в «машине времени» под музыку)
- Мы с вами перенеслись в современный мир. Скажите что изображено? (герб ,флаг)
- Герб, флаг какого государства вы видите на экране? А город узнали? (Россия, город Москва ).
- Ребята я хочу вам задать очень важный вопрос. Мы узнали что были печатные книги, а как же сейчас сохраняют информацию в наше время?
(При затруднении воспитатель обращает внимание на атрибуты)
-А где еще можно? ( на дисках, в компьютере, в письмах)
Сегодня как раз на адрес нашего детского сада пришло видео письмо.
(Дети подходят к экрану. Рефлексия.)
(Видео письмо из Центральной детской библиотеки)
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Альбина Юрьевна. Я живу в городе Саров и работаю в Центральной детской библиотеке. В данный момент я нахожусь у себя на работе. А вы сейчас где? (ответы детей)
- Расскажите, что сегодня интересного было у вас в детском саду? (ответы детей)
-У вас очень интересно, вы все очень умные и хорошие ребята, но извините, мне пора идти работать дальше, так что всего вам хорошего, слушайте своих воспитателей! Ждем вас в нашей библиотеке. До скорой встречи! (ответы детей)
-Молодцы! Мне с вами было очень интересно! А вам понравилось наше путешествие ПО СТРАНИЦАМ КНИЖНОЙ ИСТОРИИ? (ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в старшей группе На тему: «Ёжи в гостях у ребят».
Занятие в старшей группе " Ежи в гостях у ребят" интегрированное. В первой части занятия дети вспоминают, уточняют, расширяют свои знания о ежах ( повадках, в...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему "Космическое путешествие"
Конспект занятия по разделу "Развитие познавательных способностей дошкольников" ТИП: Интегрированное. ВИД:...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: "В гости к мышонку" с применением проблемного обучения
В этом конспекте рассказывается о том, как в гости к ребятам пришел мышонок, который не знал, как его зовут и где он живет. Дети придумывают кличку мышонку и находят ему дом....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: "Птицы средней полосы России" с применением ИКТ
В данном конспекте закрепляются знания детей о птицах, проживающих с средней полосе России. Дети учатся различать хищных и насекомоядных птиц, отвечая на проблемные вопросы педагога. Развивают умение ...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: «Вареники для Винни – Пуха».
Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: «Вареники для Винни – Пуха». Цель: расширять знания и пр...
Конспект интегрированного мероприятия в старшей группе по теме « Знакомство с историей».
Конспект совместной образовательной дейтельности по ознакомлению детей с историческими событиями....
Конспект фронтального занятия в старшей группе на тему: Путешествие в историю театра
Конспект фронтального занятия в старшей группе на тему: Путешествие в историю театра...