КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ «СТРАНИЦЫ КНИЖНОЙ ИСТОРИИ»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Данный конспект, поможет воспитателю дать детям знания об основных моментах истории создания книг. Затронуть историю книгопечатания, рукописной и печатной книги. Познакомить с первыми письменными материалами: глиной, тканью, берестой, бумагой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_maritsa.docx | 38.81 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕССЕНТУКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №28 «КОЛОСОК»
357600, г. Ессентуки, ул. Партизанская, 5-а, тел(87934)7-30-70/факс (87934)73097 E-mail sadikkolosok28@mail.ru
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ТЕМЕ «СТРАНИЦЫ КНИЖНОЙ ИСТОРИИ»
(для старшей группы)
Зимовой Марии Николаевны
воспитателя
старшей группы
домашний адрес: г. Ессентуки
пер. Ударный 46
Цель:
Дать знания об основных моментах истории создания книг. Затронуть историю книгопечатания, рукописной и печатной книги. Познакомить с первыми письменными материалами: глиной, тканью, берестой, бумагой.
Образовательные задачи:
Познакомить детей с историей создания книги путем расширения представления о мире. Формирование у детей представление о современных технических средства хранения информации.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира; самостоятельность, уверенность в своих умениях, аккуратность; умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; умение договариваться, учитывать интересы других. Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
Развивающие задачи:
Активизировать познавательно-исследовательскую деятельность путем исследования свойств материалов. Содействовать активизацию диалогической речи, обогащения словаря. Погрузить детей в колорит стран Египта, Китая, Руси посредством музыки, видео материала и оформления помещения.
Развивать у детей творческое воображение, внимание, путем использования активных форм обучения - групповых дискуссий, мозгового штурма.
Развивать умения анализировать, мышление, сравнивать, делать выводы, находить причинно-следственные связи. Развивать познавательную инициативу у ребёнка. Развивать творческие навыки путём выполнения различных видов художественной деятельности в ходе педагогического процесса.
Словарь новых слов: Китай, Египет, Русь, береста, иероглифы.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие.
Речевое развитие.
Социально-коммуникативное развитие.
Художественно-эстетическое развитие.
Физическое развитие.
Формы непосредственной образовательной деятельности: совместная деятельность.
Формы организации: подгруппа.
Предшествующая работа: Беседа с детьми на тему: «Мои любимые книги». Рассматривание иллюстраций, беседа о родном крае, просмотр книг (обложка, переплет, странички). Рассматривание и беседа о природных материалах и их свойствах (вода, песок, глина). Чтение рассказов из книги Дыбиной «Путешествие в прошлое вещей». Дидактические игры «С какого дерева листок», «Какого цвета осенние листья?». Наблюдение за березой в осеннее время года. Беседа о том, какую пользу береза приносит людям. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Береза», рассматривание иллюстраций к ней (из книги И.Токмаковой «Деревья»). Рассказ о том, за что так любима береза в России. Использование нетрадиционную технику рисования – оттиск.
Материалы и оборудование: флешка и диск-для воспитателя, гирлянда новогодняя-5метров, тарелки для песка-по количеству детей, тарелки для воды-по количеству детей, глина на подкладном листе-10шт., влажные салфетки-30шт, палочки деревянные-по количеству детей, веер в китайском стиле-4шт., подкладные листы-20шт., пяльцы с тканью -10шт., кисть для рисования -20шт., подставки для кисточек -10 шт., гуашевая краска одного цвета-10шт., баночки для воды-10шт., ватман -2шт., природный материал-осенние листья -15-20шт., корзина для листьев.
Ход непосредственной образовательной деятельности
Воспитатель: Здравствуйте ребята, как я рада Вас видеть!
Меня зовут Флешка! Смотрите, я умею хранить много, много, много информации!
А город, в который вы попали, называется Центр-хранения данных! Здесь хранится информация обо всем!
И сегодня я приглашаю вас в путешествие «Прошлое книги».
Вы любите книги читать?
Дети: Да.
Воспитатель: А какие вы читаете книги?
Дети: я читаю с мамой…..; я читаю ….. ; я читаю про….. .
Воспитатель: Вот видите, как вы много читаете книг!
Тогда вам понравится моё путешествие, ведь в нем вы узнаете, где и как появились книги!
Отправимся?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как нам туда попасть?
Дети: по волшебству; на машине времени…
Воспитатель: Мы поедем на машине времени! Она перед вами!
Ребята давайте встанем в машину времени! Только смотрите, здесь идут потоки информации, старайтесь на них не наступать!
Дети встают в центр машины времени.
дети передают палочку-перемещалочку
Свет гаснет, звучит музыка и на экране презентация страны Египет.
Воспитатель: Посмотрите в какую страну мы попали? Прошлое книги началось со страны, которая называлась Египет! Там открыли первую книгу.
(на экране пирамида, музыка египетская)
Воспитатель: Какая красивая страна, там есть: пирамида Хеопса, пустыни, самая большая статуя Египта - Сфинкс, моря с красивыми рыбками, горы, реки. Этой страной правили короли Фараоны, а помогали им Жрецы! Жрецы это умные, образованные люди, они умели читать, писать. А как они это делали, мы сейчас узнаем. Проходите за столы.
Дети садятся за столы.
На подносах формочки с водой, формочки с песком, длинные палочки, влажные салфетки.
Воспитатель: Жрецы долго думали, на чём можно записать информацию, чтобы она хранилась долгие годы. Сначала пробовали писать на песке. Давайте и мы попробуем написать что-нибудь на песке. Возьмите, пожалуйста, деревянные палочки, острым концом вниз и попишите сначала на песке. Скажите, ваши изображения видны?
Дети: Да.
Воспитатель: Теперь положим наши деревянные палочки и представим, что мы свою надпись понесли, во дворец фараона, чтобы он прочитал её. Мы несли и трясли по дороге. Что стало с вашими надписями?
Дети: Её нет! Она исчезла!
Воспитатель: А почему такое произошло?
Дети: Потому что мы её трясли!
Воспитатель: Почему она исчезла?
Дети: Рассыпалась!
Воспитатель: Потому что песок какой?
Дети: Сыпучий.
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, а песок нам подойдёт для хранения информации?
Дети: Нет!
Воспитатель: К такому выводу пришли и жрецы. Потом они пробовали писать на воде. Давайте и мы попробуем.Опустите палочку в воду и напишите или нарисуйте что-нибудь!
Получается ребята?
Дети: Нет!
Воспитатель: А как же так? А почему?
Дети: Потому что она невидимая, прозрачная, жидкая!
Воспитатель: У воды нет формы, по этому, то, что вы рисуете или пишите, вы не видите! А как вы считаете, вода нам подходит для хранения информации?
Дети: Нет! Для хранения информации вода не подходит!
Воспитатель: Вот и жрецы это поняли. И тогда они решили попробовать писать на глине.Возьмите палку и острым концом поставьте пять точек!
Дети: Самостоятельно ставят точки.
Воспитатель: А теперь отставьте свои палочки и представьте, что мы понесли свои записи во дворец Фараона, чтобы он прочитал их. По дороге записи тряслись.
Воспитатель: Что стало с информацией? Она осталась?
Дети: Да.
Воспитатель: Подуйте на неё! Что с ней стало?
Дети: Ничего!
Воспитатель: Значит глина подходит для того чтобы что-нибудь записывать?
Дети: Да.
Воспитатель: Вот к этому выводу пришли Древние Жрецы! Давайте посмотрим, как они это делали!
Электронная презентация
Воспитатель: Для записи жрецы использовали такие же глиняные дощечки, на которых они писали с использованием деревянных палочек, которые назывались - клинки. Палочкой натравливали как вы сейчас на глину, и получалось изображение, а после эти пластины обжигали. Затем складывали друг на друга и получались такие книжные страницы из глины. Вот такой секрет в Древнем Египте.
Ну что же вытирайте руки влажной салфеткой, нам пора отправляться дальше.
Нас ждёт другая страна.
Воспитатель приглашает детей в машину времени и дети передают палочку-перемещалочку друг другу.
Воспитатель: А теперь посмотрим, какими были книги в Китае.
Дети передают палочку-перемещалочку друг другу.
Электронная презентация
Воспитатель: Это Древний Китай. Это великая Китайская стена. Это дворец императора, а это храм неба. В Китае всё время выращивали чай, рис. Великие изобретения Древнего Китае: воздушный змей и водонепроницаемые зонтики. Это Китайский Новый год, который считается самым главным праздником в Китае. А это праздник фонарей, празднуется в последний день весны. А, вы знаете, что китайцы уделяли очень много времени своему здоровью, следили за своим телом.
И я вам предлагаю выйти из машины времени и выполнить несколько упражнений из Китайской гимнастики.
Воспитатель: Давайте встанем вот здесь на ковре, чтобы друг другу не мешать и ко мне повернемся лицом.
Звучит китайская музыка.
Сначала поприветствуем солнцу – 2 раза
Китайцы очень любят зонтики – 2 раза
В Китае очень много высоких, стройных деревьев – 2 раза
А ещё в Китае очень любят чай, превращаемся в чайничек и чашечку – 2 раза
Чай горячий, его надо остудить – 2 раза
А теперь отдохнем – ХА! – 2 раза
Молодцы
Электронная презентация
Воспитатель: Древние книги в Китае были интересные. Сначала китайцы писали на шёлке. Это такая нежная материя. Нарезали на маленькие кусочки, и потом эти странички сшивали, получаются вот такие шелковые книги.
Воспитатель обращает внимание детей, на стену где написаны иероглифы: Я предлагаю вам то же стать создателями шелковой книги и попробовать написать на ваших шелковых страницах. А вот, что мы будем писать, я вам покажу. Присаживайтесь.
Дело в том, что в Китае для написания используют специальные символы, которые называются иероглифы! Вот на этой стене, написаны иероглифы. Вот этот обозначает – горы; вот этот – река; это - рисовое поле; а этот иероглиф обозначает – солнце; вот этот иероглиф – человек; а пониже – трава.
Я предлагаю вам выбрать понравившийся иероглиф и написать на ваших книжных шелковых страницах. Возьмите кисточки.
Дети рисуют иероглифы.
Воспитатель индивидуально у каждого ребёнка спрашивает: Что написал? Что обозначает иероглиф?
Воспитатель: Положите кисточку на подставку, возьмите влажную салфетку и вытрите свои руки.
Воспитатель: Я открою вам секрет! Китайцы очень изобретательный народ и следующее что они изобрели, была бумага. Но о ней поговорим в следующей стране.
В другом времени. Пойдёмте в машину времени.
Воспитатель приглашает детей в машину времени и
дети передают палочку-перемещалочку друг другу.
Воспитатель: Мы с вами переместились ребята! Посмотрите на экран!
Электронная презентация
Воспитатель: Это Русь! Русь всегда славилась своими деревянными, красивыми городами, очень сильными богатырями, своим рукоделием, ремеслом, весёлыми праздниками.
Ребята, а вы знаете, что сначала на Руси писали на бересте. А что это такое? Кто-нибудь из вас знает, что это?
Дети: Нет!
Воспитатель: А давайте посмотрим, что это такое. Посмотрите на кору какого дерева похожа береста?
Дети: Кора березы.
Воспитатель: Береста – это кора берёзы! Писали на ней с помощью специальной острой палочкой, выцарапывали письмена. А потом появилась бумага, и на ней стали писать летописцы. И их труд был очень тяжёлым, и они так обрадовались, когда появилась настоящая печатная книга. А как же это произошло, посмотрите.
Электронная презентация
Воспитатель: Оказывается, буквы вырезали из дерева, на них наносили краску, а только потом прижимали их к листу бумаги. Вот такая была первая печать.
Я предлагаю вам стать книгопечатниками и тоже сделать такую печатную страницу. А помогут нам в этом осенние листочки. Они будут нашей печатью. Выберите себе лист – какой нравится и нанесите на него любую из предложенных красок.
Дети рисуют. Раскрашенные листья кладут на лист бумаги.
Воспитатель накрывает чистым листом бумаги и просит детей ручками погладить листочки. Открывает лист. Предлагает детям убрать листья в корзину.
Воспитатель: Посмотрите ребята, какую мы книжную страницу создали разноцветными листочками.
Возьмите салфетки и вытрите руки.
Воспитатель приглашает детей в машину времени и
дети передают палочку-перемещалочку друг другу.
Воспитатель: Мы с вами перенеслись в современный мир.
Электронная презентация
Воспитатель: Какой это город? Город вы узнали?
Дети: Город Ессентуки.
Воспитатель: Ребята я хочу вам задать очень важный вопрос! Мы узнали, что раньше были печатные книги, а как же передают информацию и общаются в наше время?
Дети: С помощию флешки, дисков, компьютеров, ноутбуков, принтеров, телевизоров, магнитофонов, фотоаппаратов…..
Воспитатель: Ребята, у нас кажется видеозвонок.
Электронная презентация «Дмитрий»
Дмитрий: Здравствуйте ребята! Меня зовут Дмитрий. Я живу в городе под названием Пятигорск. Но в данный момент времени, я нахожусь на работе, а вы сейчас где?
Дети: В городе Ессентуки, в детском саду.
Дмитрий: Расскажите, что было у вас интересного в детском саду?
Дети: мы были в Древнем Китае………………
Дмитрий: У вас очень интересно и вы очень умные и хорошие ребята. Но извините мне уже пора идти дальше работать. Всего вам хорошего, учитесь хорошо и слушайтесь воспитателей! До свидания! До скорых встреч!
Воспитатель: Мне с вами было очень интересно. Вы весёлые, умные ребята! Спасибо вам большое! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "Путешествие в историю пожарной службы"
Это занятие об истории возникновения пожарной службы....
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему "История одного растения".
МАДОУ Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии в средней группе на тему "История одного растения"....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Город Нижневартовск» (история возникновения города)
Нижневартовск имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. Я стремилась к тому, чтобы на этом занятии мои воспитанники увидели красоту родного города, преобразования, про...
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему "История возникновения книги" в подготовительной группе.
В возрасте 6-7 лет ребенок формируется как будущий читатель. Многие дошкольники в этом возрасте способны самостоятельно выбрать книгу по вкусу. Целью данного занятия было обобщение и систематизи...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе «Книжная мастерская»
Возрастная группа: Средняя, Тема НОД: «Книжная мастерская», Виды деятельности: Продуктивная, коммуникативная, чтение художественной литературы, Интеграция: Социализация, музыка, Х.Т,...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему " История основания Санкт-Петербурга".
В этой работе я рассказала и показала детям где и с чего началось строительство Санкт-Петербурга : Заячий остров, строительство Петропавловской крепости......
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: « Книжкины истории» /часть проекта "Книжкины истории"/
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14300533","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"352","width":"450"}}]]...