КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ «СТРАНИЦЫ КНИЖНОЙ ИСТОРИИ»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Зимова Мария Николаевна

Данный конспект, поможет воспитателю дать детям знания об основных моментах истории создания книг. Затронуть историю книгопечатания, рукописной  и печатной книги. Познакомить с первыми письменными материалами: глиной, тканью, берестой, бумагой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_maritsa.docx38.81 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕССЕНТУКИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №28 «КОЛОСОК»

357600, г. Ессентуки, ул. Партизанская, 5-а,  тел(87934)7-30-70/факс (87934)73097 E-mail sadikkolosok28@mail.ru

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ТЕМЕ «СТРАНИЦЫ КНИЖНОЙ ИСТОРИИ»

(для старшей группы)

Зимовой Марии Николаевны

воспитателя

 старшей группы

домашний адрес: г. Ессентуки

пер. Ударный 46

Цель:

Дать знания об основных моментах истории создания книг. Затронуть историю книгопечатания, рукописной  и печатной книги. Познакомить с первыми письменными материалами: глиной, тканью, берестой, бумагой.

Образовательные задачи: 

Познакомить детей с историей создания книги путем расширения представления о мире. Формирование у детей представление о современных технических средства хранения информации.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира; самостоятельность, уверенность в своих умениях, аккуратность; умение  взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; умение договариваться, учитывать интересы других. Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.

Развивающие задачи:

Активизировать познавательно-исследовательскую деятельность путем исследования свойств материалов. Содействовать активизацию диалогической речи, обогащения словаря. Погрузить детей в колорит стран Египта, Китая, Руси посредством музыки, видео материала и оформления помещения.

Развивать у детей творческое воображение, внимание, путем использования активных форм обучения - групповых дискуссий, мозгового штурма.

Развивать умения анализировать, мышление, сравнивать, делать выводы, находить причинно-следственные связи. Развивать познавательную инициативу у ребёнка. Развивать творческие навыки путём выполнения различных видов художественной деятельности в ходе педагогического процесса.

Словарь новых слов:  Китай, Египет, Русь, береста, иероглифы.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие.

                                                                          Речевое развитие.

                                                                          Социально-коммуникативное развитие.

                                                                          Художественно-эстетическое развитие.

                                                                          Физическое развитие.

Формы непосредственной образовательной деятельности: совместная деятельность.
Формы организации: подгруппа.

Предшествующая работа: Беседа с детьми на тему: «Мои любимые книги». Рассматривание иллюстраций, беседа  о родном крае, просмотр книг (обложка, переплет, странички). Рассматривание и беседа о природных материалах и их свойствах (вода, песок, глина). Чтение рассказов из книги Дыбиной  «Путешествие в прошлое вещей». Дидактические игры «С какого дерева листок», «Какого цвета осенние листья?». Наблюдение за березой в осеннее время года. Беседа о том, какую пользу береза приносит людям. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Береза», рассматривание иллюстраций к ней (из книги И.Токмаковой «Деревья»). Рассказ о том, за что так любима береза в России. Использование нетрадиционную технику рисования – оттиск.

Материалы и оборудование: флешка и диск-для воспитателя, гирлянда новогодняя-5метров, тарелки для песка-по количеству детей, тарелки для воды-по количеству детей, глина на подкладном листе-10шт., влажные салфетки-30шт, палочки деревянные-по количеству детей, веер в китайском стиле-4шт., подкладные листы-20шт., пяльцы с тканью -10шт., кисть для рисования -20шт., подставки для кисточек -10 шт., гуашевая краска одного цвета-10шт., баночки для воды-10шт., ватман -2шт., природный материал-осенние листья -15-20шт., корзина для листьев.

Ход непосредственной образовательной деятельности

Воспитатель: Здравствуйте ребята, как я рада Вас видеть!

Меня зовут Флешка! Смотрите, я умею хранить много, много, много информации!

А город, в который вы попали, называется Центр-хранения данных! Здесь  хранится информация обо всем!

И сегодня я приглашаю вас в путешествие «Прошлое книги».

Вы любите книги читать?

Дети: Да.

Воспитатель: А какие вы читаете книги?

Дети: я читаю с мамой…..; я читаю ….. ; я читаю про…..  .

Воспитатель: Вот видите, как вы много читаете книг!

Тогда вам понравится моё путешествие, ведь в нем вы узнаете, где и как появились книги!

Отправимся?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как нам туда попасть?

Дети: по волшебству; на машине времени…

Воспитатель: Мы поедем на машине времени! Она перед вами!

Ребята давайте встанем в машину времени! Только смотрите, здесь идут потоки информации, старайтесь на них не наступать!

Дети встают в центр машины времени.

дети передают палочку-перемещалочку

Свет гаснет, звучит музыка и на экране презентация страны Египет.

Воспитатель: Посмотрите в какую страну мы попали? Прошлое книги началось со страны, которая называлась Египет! Там открыли первую книгу.

 (на экране пирамида, музыка египетская)

Воспитатель: Какая красивая страна, там есть: пирамида Хеопса, пустыни, самая большая статуя Египта - Сфинкс, моря с красивыми рыбками, горы, реки. Этой страной правили короли Фараоны, а помогали  им Жрецы! Жрецы это умные, образованные люди, они умели читать, писать. А как они это делали, мы сейчас узнаем. Проходите за столы.

Дети садятся за столы.

На подносах  формочки с водой, формочки с песком, длинные палочки, влажные салфетки.

Воспитатель: Жрецы долго думали, на чём можно записать информацию, чтобы она хранилась долгие годы. Сначала пробовали писать на песке. Давайте и мы попробуем написать что-нибудь на песке. Возьмите, пожалуйста, деревянные палочки, острым концом вниз и попишите сначала на песке. Скажите, ваши изображения видны?

Дети: Да.

Воспитатель: Теперь положим наши деревянные палочки и  представим, что мы свою надпись понесли, во дворец фараона, чтобы он прочитал её. Мы несли и трясли по дороге. Что стало с вашими надписями?

Дети: Её нет! Она исчезла!

Воспитатель: А почему такое произошло?

Дети: Потому что мы её трясли!

Воспитатель: Почему она исчезла?

Дети: Рассыпалась!

Воспитатель: Потому что песок какой?

Дети: Сыпучий.

Воспитатель: Ребята, как вы считаете, а песок нам подойдёт для хранения информации?

Дети: Нет!

Воспитатель: К такому выводу пришли и жрецы. Потом они пробовали писать на воде. Давайте и мы попробуем.Опустите палочку в воду и напишите или нарисуйте что-нибудь!

Получается ребята?

Дети: Нет!

Воспитатель: А как же так? А почему?

Дети: Потому что она невидимая, прозрачная, жидкая!

Воспитатель: У воды нет формы, по этому, то, что вы рисуете или пишите, вы не видите! А как вы считаете, вода нам подходит для хранения информации?

Дети: Нет! Для хранения информации вода не подходит!

Воспитатель: Вот и жрецы это поняли. И тогда они решили попробовать писать на глине.Возьмите палку и острым концом поставьте пять точек!

Дети: Самостоятельно ставят точки.

Воспитатель: А теперь отставьте свои палочки и представьте, что мы понесли свои записи во дворец Фараона, чтобы он прочитал их. По дороге записи тряслись.

Воспитатель: Что стало с информацией? Она осталась?

Дети: Да.

Воспитатель: Подуйте на неё! Что с ней стало?

Дети: Ничего!

Воспитатель: Значит глина подходит для того чтобы что-нибудь записывать?

Дети: Да.

Воспитатель: Вот к этому выводу пришли Древние Жрецы! Давайте посмотрим, как они это делали!

Электронная презентация

Воспитатель: Для записи жрецы использовали такие же глиняные дощечки, на которых они писали с использованием деревянных палочек, которые назывались - клинки. Палочкой натравливали как вы сейчас на глину, и получалось изображение, а после эти пластины обжигали. Затем складывали друг на друга и получались такие книжные страницы из глины. Вот такой секрет в Древнем Египте.

Ну что же вытирайте руки влажной салфеткой, нам пора отправляться дальше.

Нас ждёт другая страна.

Воспитатель приглашает детей в  машину времени и дети передают палочку-перемещалочку друг другу.

 Воспитатель: А теперь посмотрим, какими были книги в Китае.

Дети передают палочку-перемещалочку друг другу.

Электронная презентация

Воспитатель: Это Древний Китай.  Это великая Китайская стена. Это дворец императора, а это храм неба. В Китае всё время выращивали чай, рис. Великие изобретения Древнего Китае: воздушный змей и водонепроницаемые зонтики. Это Китайский Новый год, который считается самым главным праздником в Китае. А это праздник фонарей, празднуется в последний день весны. А, вы знаете, что китайцы уделяли очень много времени своему здоровью, следили за своим телом.

И я вам предлагаю выйти из машины времени и выполнить несколько упражнений из Китайской гимнастики.

Воспитатель: Давайте встанем вот здесь на ковре, чтобы друг другу не мешать и ко мне повернемся лицом.

Звучит китайская музыка.

Сначала поприветствуем солнцу – 2 раза

Китайцы очень любят зонтики – 2 раза

В Китае очень много высоких, стройных деревьев – 2 раза

А ещё в Китае очень любят чай, превращаемся в чайничек  и чашечку – 2 раза

Чай горячий, его надо остудить – 2 раза

А теперь отдохнем – ХА! – 2 раза

Молодцы

Электронная презентация

Воспитатель: Древние книги в Китае были интересные. Сначала китайцы писали на шёлке. Это такая нежная материя. Нарезали на маленькие кусочки, и потом  эти странички сшивали, получаются вот такие шелковые книги.

Воспитатель обращает внимание детей, на стену где написаны иероглифы: Я предлагаю вам то же стать создателями шелковой книги и попробовать написать на ваших шелковых страницах.  А вот, что мы будем писать, я вам покажу. Присаживайтесь.

Дело в том, что в Китае для написания используют специальные символы, которые называются иероглифы! Вот на этой стене, написаны  иероглифы. Вот этот обозначает – горы; вот этот – река; это - рисовое поле; а этот иероглиф обозначает – солнце; вот этот иероглиф – человек; а пониже – трава.

Я предлагаю вам выбрать понравившийся иероглиф и написать на ваших книжных шелковых страницах. Возьмите кисточки.

Дети рисуют иероглифы.

Воспитатель индивидуально у каждого ребёнка спрашивает: Что написал? Что обозначает иероглиф?

Воспитатель: Положите кисточку на подставку, возьмите влажную салфетку и вытрите свои руки.

Воспитатель: Я открою вам секрет! Китайцы очень изобретательный народ и следующее что они изобрели, была бумага. Но о ней поговорим в следующей стране.

В другом времени. Пойдёмте в машину времени.

Воспитатель приглашает детей в  машину времени и

дети передают палочку-перемещалочку друг другу.

Воспитатель: Мы с вами переместились ребята! Посмотрите на экран!

Электронная презентация

Воспитатель: Это Русь! Русь всегда славилась своими деревянными, красивыми городами, очень сильными богатырями, своим рукоделием, ремеслом, весёлыми праздниками.

Ребята, а вы знаете, что сначала на Руси писали на бересте. А что  это такое?  Кто-нибудь из вас знает, что это? 

Дети: Нет!

Воспитатель: А давайте посмотрим, что это такое. Посмотрите на кору какого дерева похожа береста?

Дети: Кора березы.

Воспитатель: Береста – это кора берёзы! Писали на ней с помощью специальной острой палочкой, выцарапывали письмена. А потом появилась бумага, и на ней стали писать летописцы. И их труд был очень тяжёлым, и они так обрадовались, когда появилась настоящая печатная книга. А как же это произошло, посмотрите.

Электронная презентация

Воспитатель: Оказывается, буквы вырезали из дерева, на них наносили краску, а только потом прижимали их к листу бумаги. Вот такая была первая печать.

Я предлагаю вам стать книгопечатниками и тоже сделать такую печатную страницу. А помогут нам в этом осенние листочки. Они будут нашей печатью. Выберите  себе лист – какой нравится и нанесите на него любую из предложенных красок.

Дети рисуют. Раскрашенные листья кладут на лист бумаги.

Воспитатель накрывает чистым листом бумаги и просит детей ручками погладить листочки. Открывает лист. Предлагает детям убрать листья в корзину.

Воспитатель: Посмотрите ребята, какую мы книжную страницу создали разноцветными листочками.

Возьмите салфетки и вытрите руки.

Воспитатель приглашает детей в  машину времени и

дети передают палочку-перемещалочку друг другу.

Воспитатель: Мы с вами перенеслись в современный мир.

Электронная презентация

Воспитатель: Какой это город? Город вы узнали?

Дети: Город Ессентуки.

Воспитатель: Ребята я хочу вам задать очень важный вопрос! Мы узнали, что раньше были печатные книги, а как же передают информацию и общаются в наше время?

Дети:  С помощию флешки, дисков, компьютеров, ноутбуков, принтеров, телевизоров, магнитофонов, фотоаппаратов…..

Воспитатель: Ребята, у нас кажется видеозвонок.

Электронная презентация «Дмитрий»

Дмитрий: Здравствуйте ребята! Меня зовут Дмитрий. Я живу в городе под названием Пятигорск. Но в данный момент времени, я нахожусь на работе, а вы сейчас где?

Дети: В городе Ессентуки, в детском саду.

Дмитрий: Расскажите, что было у вас интересного в детском саду?

Дети: мы были в Древнем Китае………………

Дмитрий: У вас очень интересно и вы очень умные и хорошие ребята. Но извините мне уже пора идти дальше работать. Всего  вам хорошего, учитесь хорошо и слушайтесь воспитателей! До свидания! До скорых встреч!

Воспитатель: Мне с вами было очень интересно. Вы весёлые, умные ребята! Спасибо вам большое! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему "История одного растения".

МАДОУ Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии в средней группе на тему "История одного растения"....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Город Нижневартовск» (история возникновения города)

   Нижневартовск имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. Я стремилась к тому, чтобы на этом занятии мои воспитанники увидели красоту родного города, преобразования, про...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему "История возникновения книги" в подготовительной группе.

В возрасте 6-7 лет ребенок формируется как будущий читатель. Многие дошкольники в этом возрасте способны самостоятельно выбрать книгу по вкусу.  Целью данного занятия было обобщение и систематизи...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе «Книжная мастерская»

Возрастная группа: Средняя, Тема НОД: «Книжная мастерская», Виды деятельности: Продуктивная, коммуникативная, чтение художественной литературы, Интеграция: Социализация, музыка, Х.Т,...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему " История основания Санкт-Петербурга".

В этой работе я рассказала и показала детям где и с чего началось строительство Санкт-Петербурга : Заячий остров, строительство Петропавловской крепости......