Конспект непрерывной образовательной деятельности «Страницы книжной истории»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Данная разработка позволяет познакомить детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире, активизировать познавательно исследовательскую деятельность путем обследования свойств материалов. Содействовать активизации диалогической речи, обогащения словаря, учить работать самостоятельно и в команде. Развивать у детей творческое воображение, внимание путем использования активных форм обучения - групповых дискуссий, мозгового штурма. Стимулировать физическую активность детей путем выполнения физических упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nepreryvnoy_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx | 86.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Колосок» с. Хватовка
Базарно-Карабулакского муниципального района
Саратовской области
Конспект непрерывной образовательной деятельности
«Страницы книжной истории»
с детьми подготовительной подгруппы
старшей группы «Подсолнушки»
Провела:
воспитатель первой квалификационной категории
Близнова Светлана Борисовна.
2017 год.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Колосок» с. Хватовка
Базарно-Карабулакского муниципального района
Саратовской области»
Программное содержание :познакомить детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире, активизировать познавательно исследовательскую деятельность путем обследования свойств материалов. Содействовать активизации диалогической речи, обогащения словаря, учить работать самостоятельно и в команде. Развивать у детей творческое воображение, внимание путем использования активных форм обучения - групповых дискуссий, мозгового штурма. Стимулировать физическую активность детей путем выполнения физических упражнений.
Цели: дать знания об основных моментах истории создания книги, познакомить с первыми письменными материалами: глиной, тканью, берестой, бумагой. Затронуть историю книгопечатанья: рукописные, печатные книги. Вспомнить современные технические средства сохранения данных. Развивать умения анализировать, мыслить, сравнивать, находить причинно- следственные связи. Развивать познавательную инициативу ребенка, развивать творческие навыки путем выполнения различных видов художественной деятельности в ходе педагогического процесса. Погрузить детей в колорит стран Египта, Китая, Древней Руси посредством музыки видеоматериалов и оформления помещений. Поддерживать физическую активность детей во время образовательной деятельности.
Ход.
Ребята! К нам приехало много гостей, давайте с ними поздороваемся.
- Здравствуйте. Мы рады всех видеть!.
Посмотрите, ребята, что у меня в руках?
- Флешка, она умеет хранить много, много информации, а комната куда вы попали называется центром хранения информации. Здесь хранятся данные обо всем. Сегодня я приглашаю вас в путешествие в прошлое книги.
- Вы любите книги читать?
- А какие книги у вас самые любимые?
( Ответы детей.)
- Вот видите, как много вы читаете книг! Тогда вам понравится мое путешествие, ведь в нем вы узнаете, как ваши чудесные книжки появились.
- Как же нам попасть в прошлое?
(Ответы детей.)
- Правильно, на машине времени. Открою вам секрет она перед вами.
- Запускаем «Машину времени». Ребята давайте займем свои места, встанем по кругу. Но только смотрите, здесь идут потоки информации старайтесь не наступайте на них, чтобы не повредить.
- Прошлое книги началось со страны которая называлась Египет. Вот туда мы и переместимся. Возьмите «палочку –перемещалочку», передаем её по кругу и начинаем отсчет от единицы.
-Какие молодцы! Посмотрите, ребята. Мы свами попали в Древний Египет. Это очень красивая страна, там много пустынь, моря с красивыми рыбками, даже горы и реки. Этой страной правили фараоны а помогали им жрецы. Они были образованными людьми, умели читать и писать . Давайте мы с вами сядем за столики. У вас на столах лежат какие то природные материалы, которые жрецы использовали для написания книг. На чем-то их надо же было писать. Правда ребята! Что же перед вами лежит?
(ответы детей.)
- Молодцы! Вы угадали все материалы. А теперь давайте попробуем на них написать. Возьмите деревянные палочки и напишите что-то на песке.
- Скажите, ваше изображение видно?
- Да, видно.
-А теперь положите деревянные палочки. Представьте, что вы понесли вашу надпись кому ни будь почитать. Вы несли и трясли по дороге. Потрясите тарелочку.
- Что стало с вашей надписью?
- Она исчезла!? А почему такое произошло?
- (Она рассыпалась) потому что песок сыпучий.
- Итак песок нам не подошел для хранения информации. Давайте попробуем написать на воде. Опускайте свою палочку в воду и напишите что нибудь.
- Что получилось?
-Ответ детей.
- Как же так, а почему?
- Вода какая? (Прозрачная, невидимая, жидкая,.)
- Вода не имеет формы, поэтому то что вы рисуете не видно!
Давайте ваш подносик отодвинем в сторонку и возьмем глину. Попробуем написать на ней.
- У всех получилось? Молодцы! А теперь поставим десять точек. Молодцы! положите палочки. Теперь проверим, можно ли эту информацию сохранить. Возьмите дощечку и потрясите.
- Что стало с информацией? Она осталась? А теперь подуйте на неё. Что с ней стало?
- Значит глина подходит для хранения информации? (да)
- Вот к этому же выводу пришли древние жрецы. Давайте посмотрим как они это делали. Для записей они использовали почти такие же глиняные дощечки на которых они писали с использованием деревянных палочек которые назывались клинки. Палочкой надавливали как вы сейчас на глину. Получалось изображение, а после эти пластины обжигали, складывали друг на друга и получались такие книжные страницы из глины. Вот какой секрет был в Древнем Египте.
- Ну что же, вытирайте руки влажной салфеткой, нам пора отправляться дальше. Нас ждет другая страна и другое время.
(Дети занимают места в машине времени)
- Сейчас мы окажемся в древнем Китае. Китай родина многих открытий. А еще это великая китайская стена, это дворец Императора, это храм неба. В Китае выращивали все время чай, рис. А это китайский Новый год, он считается главным праздником в Китае. Вы знаете, что китайцы уделяли много времени своему здоровью и следили за своим телом. Поэтому я предлагаю сейчас сделать вместе с вами китайскую гимнастику. Давайте встанем на ковре так, чтобы друг другу не мешать и повернемся ко мне.
Ручки опустите вниз, ножки поставьте прямо. - Для начала поприветствуем солнце . | Медленно ручки поднимаем в верх. И медленно опускаем.- 2раза. |
- В Китае очень любят зонтики Превратимся в зонтики | Ручки вдоль туловища, ладошки горизонтально. Повороты туловища вправо, влево, с приседанием. -4раза. |
- А теперь мы превращаемся в стройные деревья | Руки медленно вверх и соединяем ладошки, стопу ставим на колено, спинка прямая. Опустили ручки и ногу._2 раза) |
А еще в Китае очень любят чай. Превращаемся в чайнички. | Одна рука в сторону, другая на пояс. Наклон в сторону вытянутой руки. (2 раза) с переменой рук. |
Чай горячий, подуем чтоб остыл. | Дуют на ладошки сложенные лодочкой. |
А теперь немного отдохнем. | Наклон туловища вниз, медленный подъем и резки наклон с криком «ХА» на выдохе. |
А еще превратимся в красивых птиц | Одна рука вверх, кисть руки смотрит вниз, вторая рука немного отведена назад, нога согнута в колене. Замереть. |
Предлагаю вам сесть на ковер. Первые книги в Китае были очень интересные, страницы книг были шелковые. Это очень тонкий материал, ткань нарезали на маленькие кусочки, а потом эти странички сшивали и получали вот такие шелковые книги.
- Я предлагаю вам тоже стать создателями шелковых книг и попробовать написать на ваших кусочках шелковых страниц. Но что мы будем писать? Дело в том, что в Китае для написания информации использовали специальные символы, которые назывались иероглифами. Ну ка повторите за мной - Вот на этой стене нарисованы иероглифы. Вот этот обозначает горы, этот река , рисовое поле , солнце ,
трава , человек .
- Я предлагаю вам выбрать понравившийся иероглиф и написать на ваших шелковых страницах. Возьмите кисточки
(Работа детей . Педагог интересуется что выбрали и изображают дети, поощряет, восхищается, хвалит детей.)
- Положите кисточки на подставку , вытрите ручки влажной салфеткой.
- Я открою вам секрет, что китайцы очень изобретательный народ и следующим что они изобрели – это была бумага, но о ней мы поговорим в другой стране и в другом времени. Договорились? Пойдемте в нашу машину времени.
- Мы с вами переместились в Древнюю Русь. Русь всегда славилась красивыми деревянными городами, могучими и сильными богатырями, ремеслами и рукоделием и конечно веселыми праздниками.
- Ребята, а вы знаете, что сначала на Руси писали на бересте. А что это такое? Кто ни будь из вас знает?
- Да береста - это кора березы. Писали на ней с помощью специальной палочки заостренной – выцарапывали надписи. А потом появилась бумага и на ней стали писать летописцы. Их труд был очень тяжелый, поэтому они очень обрадовались, когда изобрели другой способ оставлять надписи –печатание. А как же это произошло? Оказывается буквы вырезали из дерева. На них наносили краску а потом прижимали к листам бумаги. Вот такая была первая печать. Предлагаю вам стать книгопечатниками и тоже сделать печатные страницы.
- Проходите к столам. Это наша типография, в ней рождаются современные книги. Здесь ребята есть почти такие же оттиски как в настоящей типографии. Вы скоро пойдете в школу и многие из вас уже знают буквы и умеют составлять слова и свои имена, а кто не умеет может взять образец написания своего имени и напечатать его на своей книжной страничке. Встретит вас в школе ваш первый учитель, давайте на странице напечатаем красивый букет для него, и подпишем страничку своими именами.
(Работа детей)
- теперь вытираем ручки салфетками, и нас уже ждет машина времени
- мы с вами перенеслись в современный мир. Россия . а какой город, узнали? Саратов. Он и Саратовская область отмечал в прошлом году 80 летний юбилей.
- Ребята , я хочу вам задать очень важный вопрос! Мы узнали как родилась книга, которая хранит много информации. А как еще в современном мире люди научились хранить информацию?
- (на флешке, компьютере, планшете, телефоне, интернете, в книгах, письмах и д.д.)
Давайте отошлем видеописьмо учителю первого класса Салеевой Л.В.
Рефлексия:
Видеописьмо
- Здравствуйте ребята, меня зовут Салеева Людмила Владимировна. Я - учитель начальных классов. В данный момент времени я нахожусь на уроке . а вы где?
- Расскажите, что сегодня было интересного у вас в детском саду?
- У вас очень интересно. Вы все любознательные и умные ребята. Но мне пора продолжать урок. Поэтому до свиданья и до скорой встречи!
- Молодцы ребята! Мне сегодня было очень интересно путешествовать с вами. Вы настоящие друзья. В этом году вы станете первоклассниками и теперь я думаю вы всегда сможете найти интересующую вас информацию на любом носителе. Спасибо вам . а теперь давайте пройдем в группу и поделимся впечатлениями со своими друзьями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности "Путешествие в историю телефона"
Познакомить детей с историей появления и развития телефона, расширять знания о средствах связи....
План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками в (старшая группа) по ознакомлению с книжной культурой «В гостях у писателя С. Я. Маршака»
Содержание1.Конспект совместной деятельности педагога и детей (План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками).2. Перспективный календарно-тематический план по ознакомлению дош...
План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе по ознакомлению с книжной культурой Тема: «Любую ошибку можно исправить» по рассказу Н.Носова «Огурцы»
Материал разработан в соавторстве с Т.Н.Чугуновой, может быть полезен для педагогв дошкольных учреждений....
План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе по ознакомлению с книжной культурой
Тема: «В гостях у сказки»(на основе чтения русской народной сказки «Хаврошечка» в обработке А. Толстого)...
Конспект непрерывно образовательной деятельности по теме «По страницам истории книги» в старшем дошкольном возрасте
Непрерывно образовательная деятельность «По страницам книжной истории» поможет детям в старшем дошкольном возрасте познакомиться как возникла сама книга, из чего делали странички кни...
План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками (старшая группа) по ознакомлению с книжной культурой с использованием лего-конструирования.
Конспект занятия в старшей группе по сказке Ш.Перро "Золушка"...
План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками в младшей группе по ознакомлению с книжной культурой речи
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие.Задачи:Воспитательные:1) Во...