Занятие опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Страницы книжной истории»
план-конспект занятия

Татьяна Григорьевна Окотэтто

Воспитание интеллектуально развитой личности посредством активизации познавательной деятельности через экспериментальную деятельность.Знакомство детей с историей создания книги, путём расширения представлений о мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы на тему

«Страницы книжной истории»

Цель и основная идея занятия - воспитание интеллектуально развитой личности посредством активизации познавательной деятельности через экспериментальную деятельность.

Программное содержание: 

Познакомить детей с историей создания книги, путём расширения представлений о мире.

Активизировать познавательно-исследовательскую деятельность путём исследования свойств материалов.

Содействовать активизации диалогической речи, обогащение  словаря.

Учить  работать самостоятельно  в группе.

Развивать у детей внимание, творческое воображение, используя активные формы обучения: групповые дискуссии, мозговой штурм.

Стимулировать физическую активность детей путём выполнения физических упражнений.

Задачи:

- дать знания об основных моментах истории книги;

-познакомить с первыми письменными материалами: глина, камень, береста, бумага.

-затронуть историю книги;

-вспомнить современные технические средства сохранения данных;

-развивать умение анализировать, мыслить, делать выводы, находить причинно-следственные связи;

-развивать познавательную инициативу, развивать творческие навыки, путём выполнения различные видов  художественной деятельности.

- в ходе педагогического процесса погрузить детей в колорит стран : Египта, Китая, России посредством музыки, видеоматериалов, оформления помещения.

-поддерживать физическую активность детей.

Материально-техническое обеспечение: экран, компьютер, проектор, глина, песок, вода, камень, деревянные палочки, пяльца, ткань.

Обогащение словаря: Египет, Китай, Россия, глиняные книги, шёлковые книги, берестяная грамота, печатный станок, иероглифы.

Активизация словаря: загадки, пословицы, слова-превращения, правила, повторение 2-х сложных слов.

Методы и приемы: наблюдение, эксперимент, анализ, беседа, загадки, рассказ, показ иллюстраций, опытно-экспериментальная деятельность, демонстрация видеоматериалов с использованием икт.

Ход занятия.

Оформление групповой комнаты.

На доске, потолке, полочках лежат и висят диски, флешки, книги.

Дети входят в группу.

Воспитатель. Здравствуйте ребята! Я вас очень рада всех видеть!  Меня зовут флешка, а если правильно флеш карта. А город в который мы попали называется Город  Центр хранения информации. Здесь хранится информация обо всём. Я могу хранить разную информацию. А что такое информация? (Ответы детей).

Воспитатель.

Информация это сведения о чём либо и или о ком либо.

Информацию получают сохраняют и передают.

Как можно сохранять и передавать информацию?

А на чём информация хранится? Как можно её передавать?

Книга-это замечательное изобретение человечества. Она ценится всегда.

Вы любите читать книги?  Какие книги вы читали и вам они запомнились? А какие книги вы читаете с родителями?

Сегодня мы совершим путешествие в прошлое книги.

Как можно попасть в прошлое?

(Ответы детей)

Воспитатель.

Правильно на машине времени.  

А вот посмотрите она перед вами. Прошу. Только осторожно, не наступите на антенны.

(Включается машина времени).

(Звучит музыка) 

Воспитатель.

Поехали, каждый из вас должен подержать в руках палочку перемещалочку.

Итак, мы с вами в Египте. (Идёт фильм с картинками Египта)

Воспитатель.

Прошлое книги началось в Египет. Туда мы отправимся. Передавайте палочку перемещалочку.

Мы попали в древний Египет. (Идёт фильм с картинками Египта)

Вот мы и в Египте. Красивая страна, моря, с красивыми рыбками, пустыни, пирамиды.  Древним Египтом правили фараоны, а помогали им жрецы, жрецы были умные образованные люди.  Умели писать читать Они то и придумали как же передавать информацию. Мы сейчас с вами перевоплощаемся в жрецов и тоже попробуем изобрести книгу.

(На столах у детей тарелки для песка, воды, глины, деревянные палочки, влажные салфетки)

Давайте сядем за столы.  У вас на столах лежат какие-то природные материалы которые жрецы использовали для написания книг. На чём то же их надо было писать.

Посмотрим какие же это материалы?

(Ответы детей.)

Воспитатель.

Начнём с песка, попробуем написать на нём что ни будь. Ваше изображение видно. Представте себе, что вы понесли почитать кому то и растрясли песок. Что случилось с надписью?

(Ответы детей)

Воспитатель.

Исчезла надпись. Почему так получилось?

(Ответы детей)

Воспитатель.

Песок сыпучий.

А теперь попробуйте написать на воде.

А почему не получается.

(Ответы детей).

Воспитатель.

Вода  жидкая, не имеет форму.

А теперь подвиньте к себе глину и поставьте 5 точек. Потрясите, осталась надпись? Подуйте на неё. Информация осталась можно сохранять информацию. К такому же выводу пришли древние жрецы.

Давайте посмотрим как это они делали. Они писали на глиняных дощечках палочками, которые назывались клинки. Затем эти дощечки обжигались складывались и получалась книжные страницы. Вот какой секрет был в древнем Египте.

Вытирайте руки влажной салфеткой. А мы отправляемся дальше. Нас ждёт Китай. Китай - страна многих открытий.

Фильм о Китае.

    Великая китайская стена. А это дворец императора храм в небо, чай, рис, новый год. А вы знаете китайцы очень много времени уделяли своему здоровью, следили за своим телом. Я предлагаю сделать китайскую гимнастику. ГИМНАСТИКА

Предлагаю вам сесть и попробовать сделать китайскую книгу.

На столах у детей ПЯЛЬЦА, ТКАНЬ, КИСТОЧКИ, ПАЛИТРА САЛФЕТКИ

В Китае делали шёлковые книги. Шёлк это тонкая мягкая ткань. Перед вами шёлк я предлагаю создать шёлковую книгу. Что мы будем писать?

Китайцы писали специальными знаками которые называются иероглифы.

Этот иероглиф обозначает человека, небо, солнце, вода.

Китайцы изобрели бумагу. Но об этом мы поговорим в   другой стране.

Проходим в нашу машину времени.

ФИЛЬМ РУСЬ

Русь издавна славилась деревянными городами, богатырями рукоделием, весёлыми праздниками. А вы знаете на Руси писали на бересте.  А потом появилась бумага. Летописцы вручную переписывали книги годами это была тяжёлая работа и очень обрадовались, когда появились печатные станки

Буквы вырезали из дерева на них наносили краску потом прижимали к листам бумаги. И так получались страницы книг.  

 Вот такая была первая печать

Предлагаю вам тоже стать книго-печатниками и создать страницу книги.

На столе лежит ватманский лист, палитры, штампы, салфетки.

Перед вами буквы, вы должны взять эти буквы прокрасить

Раскрасьте и положите на страницу ватмана сверху положите лист прогладьте.

Посмотрите, что у нас получилось.

Кто прочитает надпись: КНИГА- НАШ ДРУГ!  

А теперь мы возвращаемся в наш детский сад.

 Садимся в машину времени и перенесёмся в современный мир. В наш посёлок.  ФИЛЬМ ПАНАЕВСК.

Важный вопрос: Как сохраняется информация?

Итог занятия



Предварительный просмотр:

Самоанализ.

Непосредственно-образовательная деятельность проведена с детьми старшего дошкольного возраста.

Тема: «Страницы книжной истории».

Программное содержание

Познакомить детей с историей создания книги, путём расширения представлений о мире.

Активизировать познавательно-исследовательскую деятельность путём исследования свойств материалов.

Содействовать активизации диалогической речи, обогащение словаря.

Учить работать самостоятельно в группе.

 Развивать у детей внимание, творческое воображение, используя активные формы обучения: групповые дискуссии, мозговой штурм.

 Стимулировать физическую активность детей путём выполнения физических упражнений.

Задачи:

- дать знания об основных моментах истории книги;

-познакомить с первыми письменными материалами: глина, камень, береста, бумага.

-затронуть историю книги;

-вспомнить современные технические средства сохранения данных;

-развивать умение анализировать, мыслить, делать выводы, находить причинно-следственные связи;

-развивать познавательную инициативу, развивать творческие навыки, путём выполнения  различные видов  художественной деятельности.

- в ходе педагогического процесса погрузить детей в колорит стран: Египта, Китая, России посредством музыки, видеоматериалов, оформления помещения.

-поддерживать физическую активность детей.

Во время образовательной деятельности были использованы различные виды деятельности: двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, продуктивная, чтение художественной литературы, игровая, что позволило связать отдельные представления в целостную картину.

Цели образовательной деятельности достигались путём расширения кругозора детей выведения за пределы непосредственного практического опыта освоением представления об  элементарных географических и исторических представлений..

Можно было наблюдать научность, логичность и доступность подачи материала, прослеживать историческую цепочку развития книги: первые книги Египта далее Китай- шёлковые книги, бумага. В целях патриотического воспитания была затронута Русь и далее современность.

Считаю, что образовательная деятельность соответствовала познавательному уровню, интересам, темпераменту, уровню подготовки и развития детей группы. Все дети справились с предлагаемыми заданиями. самостоятельно.

Мною были использованы различные методы: эксперимент, наблюдение, демонстрация видеоматериалов с использованием икт, рассказ, беседа, игра.

 Для повышения активности детей мною были использованы следующие приёмы:

1.Воображаемая ситуация, она позволила сделать процесс обучения естественным и раскрепостила детей.

2.Элемент новизны- необычное начало, которое сразу соединило, сосредоточило внимание детей.

Далее сама форма образовательной деятельности заинтересовала детей и держала их интерес на высокой ноте в течении всего времени.

Приемы активизации самостоятельного мышления детей, использованные в образовательной деятельности: создание проблемной ситуации, мозговой штурм, сравнение материалов, обобщение, получение знаний. Результатом применения перечисленных методов считаю самостоятельность, сосредоточенность, целенаправленность действий и мыслей в течение занятия можно было отметить высокую активность, заинтересованность, позитивный настрой, желание принять участие в предлагаемых событиях со стороны детей.

Общение носило диалогический характер, присутствовала речевая активность детей, она прослеживалась в ответах на вопросы. Преобладает партнёрская форма работы – взрослые рядом с детьми в кругу.

В процессе деятельности детям было разрешено свободно передвигаться, общаться.

 Позиция взрослого- все дети в поле зрения, чтобы можно было общаться, задавать вопросы, помогать.

Содержание деятельности носило интегрированный характер, где главенствующую позицию занимало познание и художественно-эстетическое развитие дополненное другими областями.

Во время образовательной деятельности проводилась физкультминутка в виде корригирующей гимнастики.

Организация рабочего пространства обеспечивало смену поз детей.

Можно было наблюдать рациональное размещение материалов, при этом были соблюдены дидактические правила и санитарно-гигиенические требования.

Во время привлечения детей к образовательной деятельности использовались видео и фотоматериалы, а также нетрадиционные материалы песок, глина, деревянные палочки, ткань.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие.Непосредственная Образовательная Деятельность для детей 6-7 лет. Тема «Страницы книжной истории».

Расширение знаний детей об основных моментах создания книги, путем расширения представлений об окружающем мире....

Конспект интегрированное занятие в старшей группе на тему: «Страницы книжной истории»

Данное занятие знакомит   детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире....

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Из чего изготавливают тесто» ________________________________________

Цель: выявить и показать экспериментально условия, при которых дрожжевое тесто начинает расти и подниматься, через интеграцию по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи....