Занятие опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Страницы книжной истории»
план-конспект занятия
Воспитание интеллектуально развитой личности посредством активизации познавательной деятельности через экспериментальную деятельность.Знакомство детей с историей создания книги, путём расширения представлений о мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия "История книги" | 20.36 КБ |
Самоанализ история книги | 18.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы на тему
«Страницы книжной истории»
Цель и основная идея занятия - воспитание интеллектуально развитой личности посредством активизации познавательной деятельности через экспериментальную деятельность.
Программное содержание:
Познакомить детей с историей создания книги, путём расширения представлений о мире.
Активизировать познавательно-исследовательскую деятельность путём исследования свойств материалов.
Содействовать активизации диалогической речи, обогащение словаря.
Учить работать самостоятельно в группе.
Развивать у детей внимание, творческое воображение, используя активные формы обучения: групповые дискуссии, мозговой штурм.
Стимулировать физическую активность детей путём выполнения физических упражнений.
Задачи:
- дать знания об основных моментах истории книги;
-познакомить с первыми письменными материалами: глина, камень, береста, бумага.
-затронуть историю книги;
-вспомнить современные технические средства сохранения данных;
-развивать умение анализировать, мыслить, делать выводы, находить причинно-следственные связи;
-развивать познавательную инициативу, развивать творческие навыки, путём выполнения различные видов художественной деятельности.
- в ходе педагогического процесса погрузить детей в колорит стран : Египта, Китая, России посредством музыки, видеоматериалов, оформления помещения.
-поддерживать физическую активность детей.
Материально-техническое обеспечение: экран, компьютер, проектор, глина, песок, вода, камень, деревянные палочки, пяльца, ткань.
Обогащение словаря: Египет, Китай, Россия, глиняные книги, шёлковые книги, берестяная грамота, печатный станок, иероглифы.
Активизация словаря: загадки, пословицы, слова-превращения, правила, повторение 2-х сложных слов.
Методы и приемы: наблюдение, эксперимент, анализ, беседа, загадки, рассказ, показ иллюстраций, опытно-экспериментальная деятельность, демонстрация видеоматериалов с использованием икт.
Ход занятия.
Оформление групповой комнаты.
На доске, потолке, полочках лежат и висят диски, флешки, книги.
Дети входят в группу.
Воспитатель. Здравствуйте ребята! Я вас очень рада всех видеть! Меня зовут флешка, а если правильно флеш карта. А город в который мы попали называется Город Центр хранения информации. Здесь хранится информация обо всём. Я могу хранить разную информацию. А что такое информация? (Ответы детей).
Воспитатель.
Информация это сведения о чём либо и или о ком либо.
Информацию получают сохраняют и передают.
Как можно сохранять и передавать информацию?
А на чём информация хранится? Как можно её передавать?
Книга-это замечательное изобретение человечества. Она ценится всегда.
Вы любите читать книги? Какие книги вы читали и вам они запомнились? А какие книги вы читаете с родителями?
Сегодня мы совершим путешествие в прошлое книги.
Как можно попасть в прошлое?
(Ответы детей)
Воспитатель.
Правильно на машине времени.
А вот посмотрите она перед вами. Прошу. Только осторожно, не наступите на антенны.
(Включается машина времени).
(Звучит музыка)
Воспитатель.
Поехали, каждый из вас должен подержать в руках палочку перемещалочку.
Итак, мы с вами в Египте. (Идёт фильм с картинками Египта)
Воспитатель.
Прошлое книги началось в Египет. Туда мы отправимся. Передавайте палочку перемещалочку.
Мы попали в древний Египет. (Идёт фильм с картинками Египта)
Вот мы и в Египте. Красивая страна, моря, с красивыми рыбками, пустыни, пирамиды. Древним Египтом правили фараоны, а помогали им жрецы, жрецы были умные образованные люди. Умели писать читать Они то и придумали как же передавать информацию. Мы сейчас с вами перевоплощаемся в жрецов и тоже попробуем изобрести книгу.
(На столах у детей тарелки для песка, воды, глины, деревянные палочки, влажные салфетки)
Давайте сядем за столы. У вас на столах лежат какие-то природные материалы которые жрецы использовали для написания книг. На чём то же их надо было писать.
Посмотрим какие же это материалы?
(Ответы детей.)
Воспитатель.
Начнём с песка, попробуем написать на нём что ни будь. Ваше изображение видно. Представте себе, что вы понесли почитать кому то и растрясли песок. Что случилось с надписью?
(Ответы детей)
Воспитатель.
Исчезла надпись. Почему так получилось?
(Ответы детей)
Воспитатель.
Песок сыпучий.
А теперь попробуйте написать на воде.
А почему не получается.
(Ответы детей).
Воспитатель.
Вода жидкая, не имеет форму.
А теперь подвиньте к себе глину и поставьте 5 точек. Потрясите, осталась надпись? Подуйте на неё. Информация осталась можно сохранять информацию. К такому же выводу пришли древние жрецы.
Давайте посмотрим как это они делали. Они писали на глиняных дощечках палочками, которые назывались клинки. Затем эти дощечки обжигались складывались и получалась книжные страницы. Вот какой секрет был в древнем Египте.
Вытирайте руки влажной салфеткой. А мы отправляемся дальше. Нас ждёт Китай. Китай - страна многих открытий.
Фильм о Китае.
Великая китайская стена. А это дворец императора храм в небо, чай, рис, новый год. А вы знаете китайцы очень много времени уделяли своему здоровью, следили за своим телом. Я предлагаю сделать китайскую гимнастику. ГИМНАСТИКА
Предлагаю вам сесть и попробовать сделать китайскую книгу.
На столах у детей ПЯЛЬЦА, ТКАНЬ, КИСТОЧКИ, ПАЛИТРА САЛФЕТКИ
В Китае делали шёлковые книги. Шёлк это тонкая мягкая ткань. Перед вами шёлк я предлагаю создать шёлковую книгу. Что мы будем писать?
Китайцы писали специальными знаками которые называются иероглифы.
Этот иероглиф обозначает человека, небо, солнце, вода.
Китайцы изобрели бумагу. Но об этом мы поговорим в другой стране.
Проходим в нашу машину времени.
ФИЛЬМ РУСЬ
Русь издавна славилась деревянными городами, богатырями рукоделием, весёлыми праздниками. А вы знаете на Руси писали на бересте. А потом появилась бумага. Летописцы вручную переписывали книги годами это была тяжёлая работа и очень обрадовались, когда появились печатные станки
Буквы вырезали из дерева на них наносили краску потом прижимали к листам бумаги. И так получались страницы книг.
Вот такая была первая печать
Предлагаю вам тоже стать книго-печатниками и создать страницу книги.
На столе лежит ватманский лист, палитры, штампы, салфетки.
Перед вами буквы, вы должны взять эти буквы прокрасить
Раскрасьте и положите на страницу ватмана сверху положите лист прогладьте.
Посмотрите, что у нас получилось.
Кто прочитает надпись: КНИГА- НАШ ДРУГ!
А теперь мы возвращаемся в наш детский сад.
Садимся в машину времени и перенесёмся в современный мир. В наш посёлок. ФИЛЬМ ПАНАЕВСК.
Важный вопрос: Как сохраняется информация?
Итог занятия
Предварительный просмотр:
Самоанализ.
Непосредственно-образовательная деятельность проведена с детьми старшего дошкольного возраста.
Тема: «Страницы книжной истории».
Программное содержание
Познакомить детей с историей создания книги, путём расширения представлений о мире.
Активизировать познавательно-исследовательскую деятельность путём исследования свойств материалов.
Содействовать активизации диалогической речи, обогащение словаря.
Учить работать самостоятельно в группе.
Развивать у детей внимание, творческое воображение, используя активные формы обучения: групповые дискуссии, мозговой штурм.
Стимулировать физическую активность детей путём выполнения физических упражнений.
Задачи:
- дать знания об основных моментах истории книги;
-познакомить с первыми письменными материалами: глина, камень, береста, бумага.
-затронуть историю книги;
-вспомнить современные технические средства сохранения данных;
-развивать умение анализировать, мыслить, делать выводы, находить причинно-следственные связи;
-развивать познавательную инициативу, развивать творческие навыки, путём выполнения различные видов художественной деятельности.
- в ходе педагогического процесса погрузить детей в колорит стран: Египта, Китая, России посредством музыки, видеоматериалов, оформления помещения.
-поддерживать физическую активность детей.
Во время образовательной деятельности были использованы различные виды деятельности: двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, продуктивная, чтение художественной литературы, игровая, что позволило связать отдельные представления в целостную картину.
Цели образовательной деятельности достигались путём расширения кругозора детей выведения за пределы непосредственного практического опыта освоением представления об элементарных географических и исторических представлений..
Можно было наблюдать научность, логичность и доступность подачи материала, прослеживать историческую цепочку развития книги: первые книги Египта далее Китай- шёлковые книги, бумага. В целях патриотического воспитания была затронута Русь и далее современность.
Считаю, что образовательная деятельность соответствовала познавательному уровню, интересам, темпераменту, уровню подготовки и развития детей группы. Все дети справились с предлагаемыми заданиями. самостоятельно.
Мною были использованы различные методы: эксперимент, наблюдение, демонстрация видеоматериалов с использованием икт, рассказ, беседа, игра.
Для повышения активности детей мною были использованы следующие приёмы:
1.Воображаемая ситуация, она позволила сделать процесс обучения естественным и раскрепостила детей.
2.Элемент новизны- необычное начало, которое сразу соединило, сосредоточило внимание детей.
Далее сама форма образовательной деятельности заинтересовала детей и держала их интерес на высокой ноте в течении всего времени.
Приемы активизации самостоятельного мышления детей, использованные в образовательной деятельности: создание проблемной ситуации, мозговой штурм, сравнение материалов, обобщение, получение знаний. Результатом применения перечисленных методов считаю самостоятельность, сосредоточенность, целенаправленность действий и мыслей в течение занятия можно было отметить высокую активность, заинтересованность, позитивный настрой, желание принять участие в предлагаемых событиях со стороны детей.
Общение носило диалогический характер, присутствовала речевая активность детей, она прослеживалась в ответах на вопросы. Преобладает партнёрская форма работы – взрослые рядом с детьми в кругу.
В процессе деятельности детям было разрешено свободно передвигаться, общаться.
Позиция взрослого- все дети в поле зрения, чтобы можно было общаться, задавать вопросы, помогать.
Содержание деятельности носило интегрированный характер, где главенствующую позицию занимало познание и художественно-эстетическое развитие дополненное другими областями.
Во время образовательной деятельности проводилась физкультминутка в виде корригирующей гимнастики.
Организация рабочего пространства обеспечивало смену поз детей.
Можно было наблюдать рациональное размещение материалов, при этом были соблюдены дидактические правила и санитарно-гигиенические требования.
Во время привлечения детей к образовательной деятельности использовались видео и фотоматериалы, а также нетрадиционные материалы песок, глина, деревянные палочки, ткань.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательной опытно-экспериментальной исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Из чего изготавливают дрожжевое тесто. Выпекаем хлеб». Презентиция "Путь хлеба"
Материал содержит конспект познавательной опытно-экспериментальной деятельности и презентацию....
Познавательное развитие.Непосредственная Образовательная Деятельность для детей 6-7 лет. Тема «Страницы книжной истории».
Расширение знаний детей об основных моментах создания книги, путем расширения представлений об окружающем мире....
Конспект интегрированное занятие в старшей группе на тему: «Страницы книжной истории»
Данное занятие знакомит детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире....
Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...
Конспект занятия по продуктивной деятельности с детьми подготовительной группы на тему деревья и кустарники в технике объемное «торцевание»
quot; Обьмное торцевание"...
Конспект занятия по продуктивной деятельности с детьми подготовительной группы на тему газон в технике плоскостное «торцевание»
quot; Плоскостное торцевание"...
Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Из чего изготавливают тесто» ________________________________________
Цель: выявить и показать экспериментально условия, при которых дрожжевое тесто начинает расти и подниматься, через интеграцию по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи....