Перспективное планирование образовательной области «Познавательное развитие. ФКЦМ» в старшей группе
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему
Сентябрь
1 неделя
Занятие 1
Тема: «Здравствуй Детский сад». (Явление окружающей жизни)»
Программное содержание: Поговорить с детьми о том, почему детский сад называется именно так (потому что детей (выращивают,заботятся и ухаживают за ними, как за растениями в саду).Показать общественную значимость детского сада:пока родители работают о детях заботятся сотрудники детского сада.
О. В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. С. 28-30
2 неделя
Занятие 2
Тема: «Во саду ли в огороде»
Программное содержание: Расширять представления детей о многообразии мира растений : об овощах фруктах и ягодах. Учить узнавать их и правильно называть овощи, фрукты и ягоды. Расширять представление о способах ухода за садово-огородными растениями. Формировать желание делиться впечатлениями.
О. А. Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду.
3 неделя
Занятие 3
Тема «Экологическая тропа осенью»(на улице)
Программное содержание: Расширять представления об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Систематизировать знания о пользе растений для человека и животных.
О. А. Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. С. 38
4 неделя
Занятие 4
Тема: «Осень золотая. Деревья осенью»
Программное содержание: Уточнить представления о двух временах года – лете и осени. Учить находить признаки лета и осени на картинках, доступными средствами отображать полученные впечатления. Развивать у детей умения самостоятельно выделять первые признаки осени в явлениях природы, наблюдательность, устойчивое внимание. Воспитывать эстетические чувства, любовь к природе.
Октябрь
1 неделя
Занятие 1
Тема: «Откуда хлеб пришел? Хлебобулочные изделия»
Программное содержание: Познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол. Донести до их сознания, что хлеб – это итог работы многих людей.
2 неделя
Занятие 2
Тема: Овощи. «Приходите в огород. Труд взрослых в огороде. Рабочие инструменты»
Программное содержание: Формировать обобщённые представления об овощах (овощи - это части и плоды
растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу). Углублять знания об условиях, необходимых для роста растений, о труде взрослых на огороде, инструменты, используемые для обработки почвы, об экологических связях между неживой и живой природой. Уточнить представления о многообразии овощей.
Комплексные занятия Н. Е. Вераксы Стр. 64
3 неделя
Занятие 3
Тема: Фрукты «Что в саду у нас растет» (Явление окружающей жизни)
Программное содержание: Расширять представления детей о многообразии мира растений : фруктах.
Учить узнавать их и правильно называть фрукты. Формировать общие представления о пользе фруктов, о разнообразии блюд из них. Расширять представление о способах ухода за садовыми растениями. Формировать желание делиться впечатлениями. О. А. Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. С. 36
4неделя
Занятие 4
Тема: Дикие животные. «Осенние хлопоты животных»
Программное содержание: Расширять представления детей о диких животных и их детёнышах: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке. О. А. Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. С. 41
Ноябрь
1 неделя
Занятие 1
Тема: День народного единства «Россия - Родина моя»
Программное содержание: Расширять представления детей о родной стране, станице, о государственных праздниках; вызвать интерес к истории своей страны; воспитывать чувство гордости за свою Родину, любви к ней.
Знакомить с историей России, гербом и флагом, мелодией гимна.
Знакомить с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон. Рассказать о людях, прославивших Россию; о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна; Москва — главный город, столица нашей Родины.
2 неделя
Занятие 2
Тема: Человек. Части тела человека и животного. «Кто я? Какой, я?»
Программное содержание: Обогащать и расширять представления старших дошкольников о функционировании человеческого организма; знакомить детей с органами дыхания, зрения. Характерные отличия человека от животного. Формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни.
3-4 неделя
Занятие 3
Тема: «Одежда – обувь, головные уборы. Ателье. Виды одежды, ткани. Секреты бабушкиного сундука»
Программное содержание: Уточнить функциональную значимость одежды в жизни людей; потребность в одежде присуща только людям; научить дифференцировать одежду по сезонам; дать понятие о национальной одежде. Уточнить функциональную значимость одежды в жизни людей, научить дифференцировать одежду по сезонам. Воспитывать уважение к национальной одежде разных народов, как части их культуры. 8 Комплексные занятия Н. Е. Вераксы Стр. 95
5 неделя
Занятие 4
Тема: Дом и его части «Кто построил этот дом? Строительные профессии.
Программное содержание: Обобщить знания о различных видах жилья человека, развивать речь, умение сравнивать, анализировать, воспитывать стремление к познанию окружающего мира. Расширить и конкретизировать представления детей о строительных профессиях, строительных инструментах, разных строительных материалов, их назначении.
Декабрь
1 неделя
Занятие 1
Тема: Мебель. Рабочие инструменты.
Программное содержание: Закрепить обобщающее понятие «мебель». Расширять представления детей о назначении рабочих инструментов при изготовлении мебели. Развивать познавательный интерес детей.
О. В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. С. 31
2 -3 неделя
Занятие 2
Тема: Зима. Сибирский край. Сезонные изменения в природе. Звери и птицы зимой.
Программное содержание: Закреплять знания о времени года - зима и связанных с ними природными явлениями и изменениях в жизни людей. Расширять представления детей о зимних изменениях в природе. Закреплять знания о зимних месяцах. Расширять представления детей о зимующих зверях и птицах родного края. Учить узнавать по внешнему виду и называть их. Развивать познавательный интерес к миру природы. Закреплять знания о повадках зверей и птиц. Формировать желание заботиться о птицах и животных в зимний период (развешивать кормушки, подкармливать животных, развивать эмоциональную отзывчивость. О. А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. С. 53
4 неделя
Занятие 4
Тема: Новогодние праздники «Новый год».
Программное содержание: Формировать понятие о традициях и обычаях празднования Нового Года на Руси, истории их возникновения, формировать умения ориентироваться в круглогодичном народном и православном календарях. Воспитывать познавательный интерес.
Январь
2 неделя
Занятие 2
Тема «Зима. Зимние забавы»
Программное содержание: Обобщать представления детей о зиме; закрепить их знания о характерных признаках зимы; учить устанавливать связи и закономерности в природе; развивать любознательность. Формировать знания детей о зимних праздниках, забавах. Уточнить правила игры зимой на улице. Формировать представление: в здоровом теле здоровый дух. Воспитывать чувство эмпатии к родной природе. (Экология стр. 58)
3 неделя
Занятие 3
Тема «Домашние животные и их детеныши»
Программное содержание: Расширять обобщенные представления детей о домашних животных и их детенышах. Устанавливать связи между особенностями внешнего вида, поведением животных. Уточнять, какую пользу они приносят человеку.
4 неделя
Занятие 4
Тема: «Домашние птицы и их детеныши»
Программное содержание: Формировать представления детей о домашних птицах. Учить различать и называть домашних птиц по внешним признакам. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о значении домашних птиц для окружающей природы и человека. Формировать у детей желание заботиться о них.
Февраль
1 неделя
Занятие 1
Тема: «Пресноводные и аквариумные рыбы».
Программное содержание: Расширять представления об аквариумных рыбах. Формировать представления о пресноводных рыбках, их внешнем виде, образе жизни, повадках.
2 неделя
Занятие 2
Тема: Профессии взрослых. Орудия труда и инструменты.
Программное содержание: Закрепить знания детей о профессиях, расширить кругозор и познавательный интерес детей к профессиям, формировать уважение к труду взрослых разных профессий. Развивать интерес детей к людям разных профессий, способности к интервьюированию людей, формулированию вопросов о профессии, об особенностях профессиональной деятельности. Установление связей между трудом людей разных профессий.
3 неделя
Занятие 3
Тема: «Есть такая профессия Родину защищать» День Защитника Отечества.
Программное содержание: Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность. Рассказать, что солдаты проходят службу под руководством офицеров. Познакомить с военными профессиями - пограничник, моряк, лётчик. Рассказать, что для того, чтобы стать офицером, надо закончить специальное училище, много знать и уметь, быть сильным, выносливым, смелым, находчивым. О. В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. С38. Комплексные занятия Н. Е. Вераксы
Стр. 244
4неделя
Занятие 4
Тема: Комнатные растения «Чудо на окошке»
Программное содержание: Расширять знания о многообразии комнатных растений. Развивать познавательный интерес к природе на примере знакомства с комнатными растениями. Учить узнавать и правильно называть комнатные растения. Рассказать о профессиях, связанных с уходом за комнатными растениями. Закреплять знания об основных потребностях комнатных растений с учетом их особенностей. Совершенствовать навыки ухода за растениями. Формировать желание помогать взрослым по уходу за комнатными растениями. Воспитывать бережное отношение к природе. О. А. Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. С. 66
Март
1 неделя
Занятие 1
Тема: 8 Марта – праздник наших мам.
Программное содержание: Формирование чувства любви и уважения к женщине, желания помогать им, заботиться о них. Привлечение внимания детей к празднику 8 марта. Развивать у детей интерес к традиции его празднования. Способствовать созданию тёплых взаимоотношений в семье.
2 неделя
Занятие 2
Тема: Кухня. Посуда. «Приходите в гости к нам»
Программное содержание: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях. Продолжать знакомить детей с предметами русского быта в системе «было - стало». Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа. Формировать умение различать и называть предметы посуды: кухонная, столовая, чайная.
3 неделя
Занятие 4
Тема: Продукты питания. «Что едим мы и что пьем»
Программное содержание: Продолжать, расширять и уточнять знания детей об окружающем мире. Расширять представления о продуктах питания, их значении для здоровья человека.
4 неделя
Занятие 4
Тема: Электроприборы. Бытовая техника.
Программное содержание: Расширять знания детей об электроприборах, об их значении в жизни человека. Обобщить знания детей о бытовой технике, её использовании. Воспитывать уважительное отношение к труду рабочих, создающих бытовую технику.
Апрель
1 неделя
Занятие 1
Тема: Ранняя весна. «К нам весна шагает быстрыми шагами»
Программное содержание: Расширять представления дошкольников о характерных признаках весны, уточнить и закрепить полученные ранее знания. Сформировать у дошкольников представления о характерных признаках весны и изменениях в природе, первых весенних цветах, перелётных птицах и пробуждении природы.
2 неделя
Занятие 2
Тема: Воздушный транспорт. День космонавтики.
Программное содержание: Познакомить детей с возникновением различных видов воздушного транспорта.
Упражнять в умении классифицировать транспорт по видам. Сформировать представления о празднике «День космонавтики», элементарных понятий о космосе, о первом полете в космос. Закрепить знания о том, что первым космонавтом был гражданин России - Юрий Гагарин.
3 неделя
Занятие 3
Тема: Весна на реке. Водный транспорт
Программное содержание: Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе. Учить детей устанавливать причинно - следственные взаимосвязи, высказывать суждения по теме. Расширять представления о видах транспорта. Закреплять названия водных видов транспорта;
познакомить с историей развития водного транспорта.
4 неделя
Занятие 4
Тема: Транспорт на улицах города. Правила дорожного движения.
Программное содержание: Уточнить и расширить знания детей о транспорте, систематизировать представление детей о способах и особенностях передвижения человека в разных средах. Развивать умения находить признаки сходства и различия и выражать их в речи, приучать культуре поведения в транспорте, уточнить и расширить представления детей о правилах поведения в общественных местах. Формировать знания детей о правилах дорожного движения. Расширять знания о специальном транспорте и правилах поведения в нем. Закрепить знания о светофоре и дорожных знаках.
Май
1-2 неделя
Занятие 1
Тема: «Новосибирск – любимый город», «День Победы»
Программное содержание: Формировать нравственно-патриотические качества у дошкольников, воспитывать чувства любви к своему городу.
Расширять представления детей о малой Родине на основе знакомства с городом, в котором они живут. Уточнить знания о своем городе, его достопримечательностях.
Познакомить детей с событиями великой отечественной войны 1941-1945гг. Формировать представление детей таких понятиями как: «героизм», «подвиг», «Парад Победы», представление детей о жизни людей во время войны, знания детей о военных профессиях, расширять знания детей о празднике «Дне Победы», воспитывать уважительное отношение к людям, которые отдали жизнь, чтобы защитить родину, воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою родину, любви к природе родного края, стремление быть похожим на героев, справедливость, благоразумие, доброту.
3-4 неделя
Занятие 2
Тема: Скоро лето. Насекомые. Цветы.
Программное содержание: Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Воспитывать интерес к природе. Познакомить детей с разнообразным миром насекомых, цветов. Воспитывать бережное отношение к окружающему. Воспитывать бережное отношение к природе. Побуждать чувство радости, умение видеть красоту, любоваться красотой окружающей природы.
Список использованной литературы:
Воспитание и обучение в старшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации / Сост. О. А. Соломенникова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007.
Дыбина-Артамонова О. В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. – Самара, 1997.
Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.
О. В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г.
Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
«Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н: Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа. ФГОС»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование образовательной области "Познавательное развитие" Формирование элементарных математических представлений в старшей группе
Перспективное планирование образовательной области "Познавательное развитие" Формирование элементарных математических представлений в старшей группе по программе "От рождения до школы"...
Перспективное планирование образовательная область "Познавательное развитие" старшая группа
Планирование занятий на год, цели и задачи....
Перспективное планирование образовательная область "Познавательное развитие" старшая группа
Планирование занятий по формированию целостной картины мира, расширения кругозора....
Перспективное планирование образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе 2017-2018 уч.год
laquo;Мир природы», «Социальное окружение»...
Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Первичные представления об объектах окружающего мира». Первая младшая группа.
Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности»...
Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Дидактические игры» Первая младшая группа
Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Д...
Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Сенсорное развитие» Первая младшая группа.
Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» &l...