Перспективное планирование образовательной области «Познавательное развитие. ФКЦМ» в старшей группе
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

АКМАТОВА АЙНУРА АСАНКУЛОВНА

Сентябрь

1 неделя

Занятие 1

Тема: «Здравствуй Детский сад». (Явление окружающей жизни)»

Программное содержание: Поговорить с детьми о том, почему детский сад называется именно так (потому что детей (выращивают,заботятся и ухаживают за ними, как за растениями в саду).Показать общественную значимость детского сада:пока родители работают о детях заботятся сотрудники детского сада.

О. В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. С. 28-30

2 неделя

Занятие 2

Тема: «Во саду ли в огороде»

Программное содержание: Расширять представления детей о многообразии мира растений : об овощах фруктах и ягодах. Учить узнавать их и правильно называть овощи, фрукты и ягоды. Расширять представление о способах ухода за садово-огородными растениями. Формировать желание делиться впечатлениями.

О. А. Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду.

3 неделя

Занятие 3

Тема «Экологическая тропа осенью»(на улице)

Программное содержание: Расширять представления об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Систематизировать знания о пользе растений для человека и животных.

О. А. Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. С. 38

4 неделя

Занятие 4

Тема: «Осень золотая. Деревья осенью»

Программное содержание: Уточнить представления о двух временах года – лете и осени. Учить находить признаки лета и осени на картинках, доступными средствами отображать полученные впечатления. Развивать у детей умения самостоятельно выделять первые признаки осени в явлениях природы, наблюдательность, устойчивое внимание. Воспитывать эстетические чувства, любовь к природе.

Октябрь

1 неделя

Занятие 1

Тема: «Откуда хлеб пришел? Хлебобулочные изделия»

Программное содержание: Познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол. Донести до их сознания, что хлеб – это итог работы многих людей.

2 неделя

Занятие 2

Тема: Овощи. «Приходите в огород. Труд взрослых в огороде. Рабочие инструменты»

Программное содержание: Формировать обобщённые представления об овощах (овощи - это части и плоды

растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу). Углублять знания об условиях, необходимых для роста растений, о труде взрослых на огороде, инструменты, используемые для обработки почвы, об экологических связях между неживой и живой природой. Уточнить представления о многообразии овощей.

Комплексные занятия Н. Е. Вераксы Стр. 64

3 неделя

Занятие 3

Тема: Фрукты «Что в саду у нас растет» (Явление окружающей жизни)

Программное содержание: Расширять представления детей о многообразии мира растений : фруктах.

Учить узнавать их и правильно называть фрукты. Формировать общие представления о пользе фруктов, о разнообразии блюд из них. Расширять представление о способах ухода за садовыми растениями. Формировать желание делиться впечатлениями. О. А. Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. С. 36

4неделя

Занятие 4

Тема: Дикие животные. «Осенние хлопоты животных»

Программное содержание: Расширять представления детей о диких животных и их детёнышах: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке. О. А. Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. С. 41

Ноябрь

1 неделя

Занятие 1

Тема: День народного единства «Россия - Родина моя»

Программное содержание: Расширять представления детей о родной стране, станице, о государственных праздниках; вызвать интерес к истории своей страны; воспитывать чувство гордости за свою Родину, любви к ней.

Знакомить с историей России, гербом и флагом, мелодией гимна.

Знакомить с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон. Рассказать о людях, прославивших Россию; о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна; Москва — главный город, столица нашей Родины.

2 неделя

Занятие 2

Тема: Человек. Части тела человека и животного. «Кто я? Какой, я?»

Программное содержание: Обогащать и расширять представления старших дошкольников о функционировании человеческого организма; знакомить детей с органами дыхания, зрения. Характерные отличия человека от животного. Формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни.

3-4 неделя

Занятие 3

Тема: «Одежда – обувь, головные уборы. Ателье. Виды одежды, ткани. Секреты бабушкиного сундука»

Программное содержание: Уточнить функциональную значимость одежды в жизни людей; потребность в одежде присуща только людям; научить дифференцировать одежду по сезонам; дать понятие о национальной одежде. Уточнить функциональную значимость одежды в жизни людей, научить дифференцировать одежду по сезонам. Воспитывать уважение к национальной одежде разных народов, как части их культуры. 8 Комплексные занятия Н. Е. Вераксы Стр. 95

5 неделя

Занятие 4

Тема: Дом и его части «Кто построил этот дом? Строительные профессии.

Программное содержание: Обобщить знания о различных видах жилья человека, развивать речь, умение сравнивать, анализировать, воспитывать стремление к познанию окружающего мира. Расширить и конкретизировать представления детей о строительных профессиях, строительных инструментах, разных строительных материалов, их назначении.

Декабрь

1 неделя

Занятие 1

Тема: Мебель. Рабочие инструменты.

Программное содержание: Закрепить обобщающее понятие «мебель». Расширять представления детей о назначении рабочих инструментов при изготовлении мебели. Развивать познавательный интерес детей.

О. В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. С. 31

2 -3 неделя

Занятие 2

Тема: Зима. Сибирский край. Сезонные изменения в природе. Звери и птицы зимой.

Программное содержание: Закреплять знания о времени года - зима и связанных с ними природными явлениями и изменениях в жизни людей. Расширять представления детей о зимних изменениях в природе. Закреплять знания о зимних месяцах. Расширять представления детей о зимующих зверях и птицах родного края. Учить узнавать по внешнему виду и называть их. Развивать познавательный интерес к миру природы. Закреплять знания о повадках зверей и птиц. Формировать желание заботиться о птицах и животных в зимний период (развешивать кормушки, подкармливать животных, развивать эмоциональную отзывчивость. О. А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. С. 53

4 неделя

Занятие 4

Тема: Новогодние праздники «Новый год».

Программное содержание: Формировать понятие о традициях и обычаях празднования Нового Года на Руси, истории их возникновения, формировать умения ориентироваться в круглогодичном народном и православном календарях. Воспитывать познавательный интерес.

Январь

2 неделя

Занятие 2

Тема «Зима. Зимние забавы»

Программное содержание: Обобщать представления детей о зиме; закрепить их знания о характерных признаках зимы; учить устанавливать связи и закономерности в природе; развивать любознательность. Формировать знания детей о зимних праздниках, забавах. Уточнить правила игры зимой на улице. Формировать представление: в здоровом теле здоровый дух. Воспитывать чувство эмпатии к родной природе. (Экология стр. 58)

3 неделя

Занятие 3

Тема «Домашние животные и их детеныши»

Программное содержание: Расширять обобщенные представления детей о домашних животных и их детенышах. Устанавливать связи между особенностями внешнего вида, поведением животных. Уточнять, какую пользу они приносят человеку.

4 неделя

Занятие 4

Тема: «Домашние птицы и их детеныши»

Программное содержание: Формировать представления детей о домашних птицах. Учить различать и называть домашних птиц по внешним признакам. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о значении домашних птиц для окружающей природы и человека. Формировать у детей желание заботиться о них.

Февраль

1 неделя

Занятие 1

Тема: «Пресноводные и аквариумные рыбы».

Программное содержание: Расширять представления об аквариумных рыбах. Формировать представления о пресноводных рыбках, их внешнем виде, образе жизни, повадках.

2 неделя

Занятие 2

Тема: Профессии взрослых. Орудия труда и инструменты.

Программное содержание: Закрепить знания детей о профессиях, расширить кругозор и познавательный интерес детей к профессиям, формировать уважение к труду взрослых разных профессий. Развивать интерес детей к людям разных профессий, способности к интервьюированию людей, формулированию вопросов о профессии, об особенностях профессиональной деятельности. Установление связей между трудом людей разных профессий.

3 неделя

Занятие 3

Тема: «Есть такая профессия Родину защищать» День Защитника Отечества.

Программное содержание: Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность. Рассказать, что солдаты проходят службу под руководством офицеров. Познакомить с военными профессиями - пограничник, моряк, лётчик. Рассказать, что для того, чтобы стать офицером, надо закончить специальное училище, много знать и уметь, быть сильным, выносливым, смелым, находчивым. О. В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. С38. Комплексные занятия Н. Е. Вераксы

Стр. 244

4неделя

Занятие 4

Тема: Комнатные растения «Чудо на окошке»

Программное содержание: Расширять знания о многообразии комнатных растений. Развивать познавательный интерес к природе на примере знакомства с комнатными растениями. Учить узнавать и правильно называть комнатные растения. Рассказать о профессиях, связанных с уходом за комнатными растениями. Закреплять знания об основных потребностях комнатных растений с учетом их особенностей. Совершенствовать навыки ухода за растениями. Формировать желание помогать взрослым по уходу за комнатными растениями. Воспитывать бережное отношение к природе. О. А. Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. С. 66

Март

1 неделя

Занятие 1

Тема: 8 Марта – праздник наших мам.

Программное содержание: Формирование чувства любви и уважения к женщине, желания помогать им, заботиться о них. Привлечение внимания детей к празднику 8 марта. Развивать у детей интерес к традиции его празднования. Способствовать созданию тёплых взаимоотношений в семье.

2 неделя

Занятие 2

Тема: Кухня. Посуда. «Приходите в гости к нам»

Программное содержание: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях. Продолжать знакомить детей с предметами русского быта в системе «было - стало». Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа. Формировать умение различать и называть предметы посуды: кухонная, столовая, чайная.

3 неделя

Занятие 4

Тема: Продукты питания. «Что едим мы и что пьем»

Программное содержание: Продолжать, расширять и уточнять знания детей об окружающем мире. Расширять представления о продуктах питания, их значении для здоровья человека.

4 неделя

Занятие 4

Тема: Электроприборы. Бытовая техника.

Программное содержание: Расширять знания детей об электроприборах, об их значении в жизни человека. Обобщить знания детей о бытовой технике, её использовании. Воспитывать уважительное отношение к труду рабочих, создающих бытовую технику.

Апрель

1 неделя

Занятие 1

Тема: Ранняя весна. «К нам весна шагает быстрыми шагами»

Программное содержание: Расширять представления дошкольников о характерных признаках весны, уточнить и закрепить полученные ранее знания. Сформировать у дошкольников представления о характерных признаках весны и изменениях в природе, первых весенних цветах, перелётных птицах и пробуждении природы.

2 неделя

Занятие 2

Тема: Воздушный транспорт. День космонавтики.

Программное содержание: Познакомить детей с возникновением различных видов воздушного транспорта.

Упражнять в умении классифицировать транспорт по видам. Сформировать представления о празднике «День космонавтики», элементарных понятий о космосе, о первом полете в космос. Закрепить знания о том, что первым космонавтом был гражданин России - Юрий Гагарин.

3 неделя

Занятие 3

Тема: Весна на реке. Водный транспорт

Программное содержание: Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе. Учить детей устанавливать причинно - следственные взаимосвязи, высказывать суждения по теме. Расширять представления о видах транспорта. Закреплять названия водных видов транспорта;

познакомить с историей развития водного транспорта.

4 неделя

Занятие 4

Тема: Транспорт на улицах города. Правила дорожного движения.

Программное содержание: Уточнить и расширить знания детей о транспорте, систематизировать представление детей о способах и особенностях передвижения человека в разных средах. Развивать умения находить признаки сходства и различия и выражать их в речи, приучать культуре поведения в транспорте, уточнить и расширить представления детей о правилах поведения в общественных местах. Формировать знания детей о правилах дорожного движения. Расширять знания о специальном транспорте и правилах поведения в нем. Закрепить знания о светофоре и дорожных знаках.

Май

1-2 неделя

Занятие 1

Тема: «Новосибирск – любимый город», «День Победы»

Программное содержание: Формировать нравственно-патриотические качества у дошкольников, воспитывать чувства любви к своему городу.

Расширять представления детей о малой Родине на основе знакомства с городом, в котором они живут. Уточнить знания о своем городе, его достопримечательностях.

Познакомить детей с событиями великой отечественной войны 1941-1945гг. Формировать представление детей таких понятиями как: «героизм», «подвиг», «Парад Победы», представление детей о жизни людей во время войны, знания детей о военных профессиях, расширять знания детей о празднике «Дне Победы», воспитывать уважительное отношение к людям, которые отдали жизнь, чтобы защитить родину, воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою родину, любви к природе родного края, стремление быть похожим на героев, справедливость, благоразумие, доброту.

3-4 неделя

Занятие 2

Тема: Скоро лето. Насекомые. Цветы.

Программное содержание: Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Воспитывать интерес к природе. Познакомить детей с разнообразным миром насекомых, цветов. Воспитывать бережное отношение к окружающему. Воспитывать бережное отношение к природе. Побуждать чувство радости, умение видеть красоту, любоваться красотой окружающей природы.

Список использованной литературы:

Воспитание и обучение в старшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации / Сост. О. А. Соломенникова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007.

Дыбина-Артамонова О. В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. – Самара, 1997.

Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.

О. В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г.

Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

«Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н: Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа. ФГОС»

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование образовательной области "Познавательное развитие" Формирование элементарных математических представлений в старшей группе

Перспективное планирование образовательной области "Познавательное развитие" Формирование элементарных математических представлений в старшей группе по программе "От рождения до школы"...

Перспективное планирование образовательная область "Познавательное развитие" старшая группа

Планирование занятий по формированию целостной картины мира, расширения кругозора....

Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Первичные представления об объектах окружающего мира». Первая младшая группа.

Перспективное планирование  Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел  «Развитие познавательно – исследовательской деятельности»...

Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Дидактические игры» Первая младшая группа

Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Д...

Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Сенсорное развитие» Первая младшая группа.

Перспективное планирование Образовательная область  «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» &l...