Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Природные памятники г. Каменска-Уральского»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Черноусова Марина Владимировна

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к исследовательской деятельности. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования, например технология Коротковой Н.А. «Путешествие по карте»

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstrukt.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт

организации непосредственно-образовательной деятельности

Образовательная область: познавательное развитие

Тема: «Природные памятники г. Каменска-Уральского»

Вид НОД: исследование объектов неживой природы.

Форма НОД: «Путешествие по карте»

Виды деятельности: игровая, конструктивная, двигательная, познавательно-исследовательская.

Формы организации:  групповая.

Принципы воспитания: создание положительного эмоционального подъёма, воспитание через  взаимодействие.

Принципы обучения: принцип природосообразности, принцип наглядности, принцип доступности, принцип  

                                        проблематизации, принцип индивидуализации.

Методы воспитания: беседа, художественное слово, создание ситуации успеха, поощрение и порицание,

                                        игровая ситуация

Методы обучения: словесные, объяснение, наглядные, практические, мультимедийные, информационные,

                                   частично поисковый, объяснительно – иллюстративный, методы контроля и самоконтроля,

                                    создание проблемной ситуации.

Средства воспитания и обучения: наглядные (карта города с метками);

Мультимедийные флипчарт «Путешествие»

Цель: развитие познавательных интересов, умение решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту, через совместную познавательно-исследовательскую деятельность

Задачи:

Развивающие:

-актуализация знаний о природе родного города;

-развивать инициативность и самостоятельность в общении с взрослыми и сверстниками;

-развивать творческую активность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели.

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к природе, объектам живой и неживой природы;

-укреплять интерес к совместной деятельности со взрослыми, сверстниками.

Обучающие:

-формировать владение связной речью в ходе составления рассказа, построения аргументированного высказывания;

-формировать умение самостоятельно находить способы решения проблемы, переносить приобретенные знания в

  новые условия.

   

Планируемый результат:

-проявление интереса к экологической безопасности, охране живой и неживой природы;

-самостоятельность в построении высказываний-аргументаций;

-способность устанавливать простейшие связи между предметами;

-обобщают, проявляют устойчивый интерес к игровой ситуации;

- проявление любознательности, инициативности в общении со сверстниками, взрослыми.

Последовательность

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

Актуализация знаний детей, постановка проблемы, касающихся определенной темы, выбор места назначения

СЛАЙД 1

Дети слышат звук, который оповещает о том, что пришло электронное письмо.

Ребята, что это за звук? Давайте посмотрим. Ребята, да это голосовое письмо, что делать?

СЛАЙД 2

Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Андрей. Я живу в Москве. Вы знаете, что это за город (ответы детей). У меня есть мечта побывать в Каменске-Уральском и познакомиться с памятниками природы вашего города. Может поможете мне?

Ну что, ребята. Поможем Андрею? А что Андрей хотел бы посмотреть в нашем городе?

Кто знает, что такое памятник природы?

А какие памятники природы есть в окрестностях нашего города?

Вы готовы показать и рассказать Андрею о памятниках природы нашего города?

Как вы думаете, что нам нужно, чтобы отправиться в путешествие?

Как добраться до того или иного места? Для чего нужна карта? А где можно её взять?

Дети ищут карту нашего города, на которой отмечены памятники природы (скала «Три брата», скала «Богатырек», скала «Три пещеры», скала «Филин», скала «Каменные ворота»).

СЛАЙД 3

Для чего нужна карта, что это такое?

Что можно на ней найти?

-Рассматривание карты

- Какого цвета на карте больше? Что обозначают эти цвета,

Сейчас мы с вами превратимся в самых настоящих туристов и отправимся в увлекательное путешествие по природным памятникам нашего города, а как наш город называется? Что может встретиться нам по пути, а что может случиться? А что нам нужно взять с собой в дорогу? Давайте соберем наш виртуальный рюкзачок. Помните, что в поход нужно брать только самое необходимое

СЛАЙД 4 (на слайде предложены предметы, из которых нужно выбрать только необходимые для путешествия предметы). Ну что, рюкзачок собран, пора отправляться, готовы?

Слушают, отвечают на вопросы, высказывают предположения, аргументируют.

Дети настроены на совместную деятельность, определена проблема, определено место назначения

Выбор транспортного средства

 -Где в основном расположены памятники природы? (вдоль рек Каменка и Исеть)

-На чем можно путешествовать, чтобы можно было увидеть достопримечательные места? (катер). Где же нам его взять? (дети строят катер). А кто нам еще нужен? (дети выбирают капитана)

Высказывают предположения

Выбран вид транспорта

Путешествие (одновременно прокладывается маршрут, обозначая его цветными фломастерами), высказывание предположений

СДАЙД 5

-Начало нашего маршрута будет от причала (на слайде фото причала). Чтобы нам не заблудиться давайте возьмем с собой карту и будем на ней отмечать наш путь. Ребята, а кто прокладывает путь следования на корабле (штурман). -Не забывайте отмечать фломастером наш путь (дать карту фломастер) -Посмотрите по карте, по какой реке будем путешествовать. (Исеть)

Вы больше молодцы, очень быстро собрались в путешествие, ну, что вперед!

Внимание! С 1-го причала корабль отправляется в плавание по реке Исеть.

(шум воды)

СЛАЙД 6

Ребята, что это у нас на пути? (фото Байновский мост). Нам встретился на пути Байновский мост (дети рассказывают о Байновском мосте).

Байновский мост – это мост, который связывает два района города Синарский и Красногорский.

Мы под ним проплываем и следуем дальше против течения.

СЛАЙД 7

-Ребята, что случилось? (река раздвоилась)

-Посмотрите по карте, как называется река. А как называется место соединения двух рек называют (слияние). Кто хочет рассказать об этом красивом месте?

Место, где река Каменка впадает в Исеть, находятся в черте города, именно тут зародился город, эта часть сейчас называется "Старый Каменск". Летом здесь плавают на лодках, а зимой проходит лыжная трасса, на живописных берегах устраивают пикники в любое время года.

-В какую сторону поворачивает Каменка? Посмотрите по карте где и как она протекает. (через город)

- -Обратите внимание: скала «Три брата» (фото)

Скальный комплекс «Три брата» — красивейшее место р. Каменки. Это место находится недалеко от центра города. Его прекрасно видно с Майской поляны, на которой мы любим отдыхать с родителями.

 Легенда о трех братьях

В давние времена на берегу полноводной Исети стояла небольшая деревня. Однажды в этих краях появилась злая колдунья. Она велела жителям собрать ей огромную дань. В противном случае ведьма грозилась обрушить сильнейший поток, какого еще не видела Земля. Но жители деревни лишь посмеялись над ней, а нужный оброк не заплатили. Тогда кудесница не на шутку разозлилась. Обратившись к духам стихий, она призвала к себе в помощники бурную реку, которая своим яростным течением сметала все со своего пути. Набирая все большую мощь, гигантские волны неслись на поселение. Тогда у нее на пути встали три родных брата, которые крепко сцепились руками, помешав колдунье реализовать задумку и уничтожить их жилища.

Бурная река с силой обрушилась на мужчин, но они устояли. Тогда воды отступили и ударили в них еще раз, однако братья вновь не дрогнули. Третья волна была самой сильной, хотя и она не сломила парней. Истратив на них всю ярость, стихия ослабла, и вместо бурного потока превратилась небольшую речушку. С тех пор три брата так и стоят на вечной страже, охраняя людей, и следя за водами Каменки.

Ну, что отправляемся дальше.

Ребята, что нас ждёт впереди, скала «Богатырек».

Расположена в самом центре города, в 400 метрах от площади Ленинского Комсомола, на левом берегу реки Каменки, напоминает  русского богатыря. Возраст известняков достигает 250 миллионов лет. Место произрастания скальных редких и исчезающих растений.

Здесь есть хорошая полянка, на которой мы сможем отдохнуть. А как можно отдохнуть, правильно поиграть. В какую игры вы хотели бы поиграть?

-Здесь нам надо вернуться к слиянию, и путешествовать дальше по Исети.

-«Три пещеры»

Интересна скала на левом берегу р. Исети в виде трехгранной пирамиды, в которой есть пещера с тремя входными отверстиями (сейчас – два). С неё открывается хороший вид на реку. Также важен как участок с сосновым бором, где растут редкие виды растений.

-«Филин»

Рядом со знаменитой в городе скалой «Каменные ворота» находится еще один уникальный памятник природы. Его имя – «Филинячий камень» или попросту «Филин». Уникальная гора получила такое название благодаря внешнему сходству с представителем пернатых.

Она расположена на правой стороне р. Исеть,В верхней части расположены небольшие полости, являющиеся местом гнездования птиц

-«Каменные ворота»

Памятник природы «Каменные ворота» — визитная карточка г. Каменска-Уральского. Он представляет собой известняковую скалу высотой в 20 м. В середине утеса – сквозной проем. В начале ХХ в. Каменные ворота запечатлел фотограф С. М. Прокудин-Горский, а в 1930-е годы их едва не снесли.

По ходу путешествия отмечают фломастером на карте путь.

высказывают предположения, слушают педагога, вступают в диалог

Умеют определять какой следующий объект должен встретиться на пути по карте, четко формулируют предположения

Подведение итогов

-Мы с вами совершили уникальное путешествие.

- Посмотрите, какая карта у нас получилась, как много памятников природы на таком небольшом участке, и все это вблизи города.

Что больше всего запомнилось (понравилось) во время путешествия?

О чём новом узнали во время путешествия?

Хотите узнать, что думает о нашем путешествии Андрей?

Спасибо вам большое, за увлекательное путешествие, я очень много узнал интересного и полезного. В благодарность высылаю вам в подарок интересную игру «Путешествие по Каменску-Уральскому. До новых встреч.

Воспитатель выносит посылку с новой игрой.

Предложить поиграть в новую игру.

Высказывают предположения, вступают в диалог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс на тему: «Составление технологической карты (конструкт) организации непосредственно образовательной деятельности для старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи на тему «История обуви» по технологии «Путешествие «по реке времени»».

Современный педагог должен четко представлять цель, ставить задачи и планировать результат образовательной деятельности, в том числе на каждом  из ее этапов.Для того чтобы освоить педагогические ...

Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности Орловой Ю. А.

Организация непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию. Средняя группа....

Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности Орловой Ю. А.

Организация непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию. Средняя группа. ...

Конструкт организации непосредственной образовательной деятельности по художественно –эстетическому развитию в группе раннего возраста «Летние краски»

Форма организации: групповаяИспользуемые технологии: технология проблемного обучения, игровая технология.Цель: нарисовать поляну с цветами для пчёлки...

КОНСТРУКТ организации непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема:«Путешествие в историю возникновения одежды».

КОНСТРУКТ организации непосредственно образовательной деятельности с детьми  Тема:«Путешествие в историю возникновения одежды». Технология "Река времени"...