КОНСТРУКТ организации непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема:«Путешествие в историю возникновения одежды».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
КОНСТРУКТ организации непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема:«Путешествие в историю возникновения одежды». Технология "Река времени"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoiya_odezhdy.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСТРУКТ
организации непосредственно образовательной деятельности с детьми
Тема:«Путешествие в историю возникновения одежды».
Возрастная группа:подготовительная к школе группа (дети с 6 до 7 лет).
Форма НОД:«Путешествие по «реке времени»» Н.А. Коротковой.
Форма организации:групповая, индивидуальная.
Средства: Наглядные: панно «река времени»; картинки с изображениями людей в одежде разных эпох (древности, старины, нашего времени). Мультимедийные: мультимедийный проектор; презентация «Путешествие в историю возникновения одежды»; видео: «Бал Золушки». Музыкальные: записи: шум реки, треск костра, шум фонтана; П.И. Чайковский (музыка на балу).
Задачи:
Обучающие:
- Актуализировать представления детей по теме «Одежда».
- Познакомить детей с историей возникновения одежды (когда появилась первая одежда, кто её изобрел; как одежда менялась со временем и др.).
- Упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации: истории возникновения одежды).
- Совершенствовать умение формулировать проблему (задачу); самостоятельно искать пути решения; ставить цель; планировать свою деятельность по достижению этой цели; контролировать правильность решения.
- Развивать построение высказывания, помогать детям, более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Развивающие:
- Развивать все компоненты устной речи; совершенствовать грамматический строй речи, побуждать детей интересоваться смыслом новых слов.
- Развивать инициативу и самостоятельность.
Воспитательные:
- Формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстником; быть доброжелательным, корректным собеседником.
Содержание деятельности: | Действия, деятельность педагога: | Действия, деятельность детей: | Планируемый результат: |
I этап. Обсуждение реального или вымышленного события | |||
Слайд 1. Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас! Предлагаю вам поприветствовать друг друга и наших гостей. Подарите друг другу улыбку. А сейчас подарите улыбку нашим гостям. Каждый день, собираясь на работу, в детский сад мы одеваем с вами одежду. А вы задумывались о том, когда появилась первая одежда? Как выглядела первая одежда? Как она менялась вместе со временем? А хотите узнать? Для того, что бы ответить на эти вопросы, нам с вами нужно из настоящего времени (то, что с нами происходит здесь и сейчас) отправиться в далекое, далекое прошлое. Какое время мы называем прошлым? (время о прошедших событиях, которые уже давно прошли). Попасть в далекое, далекое прошлое нам поможет «река времени». Но прежде чем мы отправимся с вами в путешествие, я хотела бы предложить вам следующие правила: - если кто-то хочет высказаться, подаёт сигнал; например – поднимает руку или др. - пока кто-то говорит, остальные не перебивают, а внимательно слушают. Договорились? | Педагог приветствует детей и гостей. Стимулирует любознательность, интерес. Задаёт вопросы, стимулирующие высказывания детей. Инициирует общее обсуждение; поощряет детей к высказываниям. | Дети по очереди кладут сверху свою ладошку и называет каждый своё имя. Рассуждают. Отвечают на вопросы. Выражают собственные суждения. | Готовность детей к общению со взрослым в совместной деятельности. Включение детей в деятельность. Эмоциональный настрой. |
II этап. Постановка цели исследования (узнать…) | |||
Давайте уточним ещё раз, для чего нам нужно попасть в далекое, далекое прошлое (какая цель нашего путешествия)? Слайд 2. А на чем мы с вами отправимся в путешествие по «реке времени»? Посчитайте, сколько нас? Пометимся ли мы все на это судно (лодку, плот и т.д.)? Итак, мы отправляемся с вами в путешествие!!! | Вместе с детьми определяет цель деятельности. Вовлекает детей в совместное планирование. Инициирует поиск решений проблемных ситуаций. Предлагает принять решение путём голосования. Задаёт вопросы, стимулирующие высказывания детей. | Участвуют в постановке цели, планировании деятельности. Выражают собственные суждения. Совместно обсуждают, находят решение проблемной ситуации. Делают выбор. Активно играют. | Поставлена цель. Спланирована предстоящая деятельность. Выбран вид транспорта для путешествия. Дети активно включились в игру. |
III этап. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала | |||
Слайд № 3. Для того, чтобы нам как можно быстрее нам попасть на первую остановку, нужно произнести волшебные слова. Закрывайте глаза. Палочкой волшебной в воздухе взмахнём. Волшебство появится, и в древность попадём! Слайд № 4 Смотрите, ребята! Что это там за костер горит на берегу? Давайте подойдём поближе. - Как вы думаете, в какое время мы попали? Мы оказались в далёком, далёком, далёком прошлом, в древности, во времена первобытных людей. - Кого вы видите? Чем занимаются древние люди? Во что одеты? Из чего сделана одежда первобытных людей? Как вы думаете, зачем древним людям понадобилась одежда? И др. Слайд № 5 Как вы думаете, чем занимается древняя женщина? Шкуры животных закрепляли на колышках и выскабливали с помощью каменных скребков, сделанных из камня, костей, морских или речных раковин; мыли, сушили. Затем кожу дубили для придания ей прочности, а также размягчали: катали, выжимали, колотили с помощью специальных кожемялок для придания эластичности. Когда шкура становилась мягкой, её разрезали каменным ножом, чтобы сделать из нее одежду. Шкуры также использовали для изготовления палаток, сумок и спальных принадлежностей. Слайд № 6 - А как вы думаете, с помощью чего древний человек соединял шкурки между собой, чтобы они не спадали и было теплее? Для сшивания меховой одежды они использовали каменные иглы и длинные колючки. В качестве «нитки» — прочные стебли растений и жилы животных. Так же шкуры сшивали вместе полосками кожи. Остроконечным каменным шилом делали дырки. Благодаря дыркам было гораздо легче протыкать шкуры костяной иглой. Первая одежда состояла из простых штанов, туник и плащей, украшенных бусами из крашенных камешков, зубов, ракушек. Носили также меховую обувь, привязанную кожаными шнурками. Слайд № 7 Животные давали шкуру - ткани, сухожилия - нитки и кости - иголки. Одежда, сделанная из шкур животных, уберегала от холода и дождя и позволяла первобытным людям жить на далёком севере. А нам пора отправляться дальше. В путь! Слайд № 8 В руки палочку возьму, волшебство я призову! Чудо в гости к нам придёт, в старину нас унесёт! Слайд № 9 Смотрите! Вот мы снова подплываем к берегу. А встречает нас замок старинного города! Мы попали с вами в далёкое прошлое - старину, время королей и королев, принцев и принцесс, графов и графинь… Заглянем в замок? Слайды № 10, 11 Да мы с вами попали на бал?! - Как одеты горожане старинного города? - Изменилась одежда с древних времён? Из чего сшита одежда? В старину для изготовления одежды богатых горожан использовались различные ткани: шелк, бархат, парча, атлас. Главными деталями старинной женской одежды были корсаж с глубоким вырезом, пышные юбки, распашное платье. Одежду часто отделывали мехом, украшали разными деталями (воротниками, рюшами, кружевами), драгоценными камнями. Мужчины тоже не отставали от моды. Части мужского костюма назывались: кафтан; камзол; кюлоты; чулки; туфли. - Нравится вам старинная одежда? Как вы думаете, удобно людям ходить в такой одежде? Как стирать? Ну вот мы и узнали с вами об одежде «Старины», как она выглядела, чем отличалась от первой одежды. А нам пора отправляться назад в настоящее. В путь! Слайд № 12 Будем чудо в гости звать. Раз, два, три, четыре, пять! Палочкой взмахнём своей, В наше время поспешим скорей!!! Слайд 13 Вот мы снова подплываете к берегу. Узнаёте город? Мы вернулись в наше время. В наш детский сад. Слайд 14 Чем отличается современная одежда от одежды древности и старины? Удобна ли современная одежда? А почему одежда должна быть удобной? И др. | Использует наглядные средства; рассказывает; объясняет. Эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание. Стимулирует любознательность, интерес. Задаёт вопросы, стимулирующие процесс мышления детей. Активно играет вместе с детьми. Инициирует общее обсуждение; поощряет детей к высказываниям; дополняет ответы детей. Отвечает на вопросы детей. Даёт детям исследовать шкурки животных. Дает детям исследовать образцы тканей. | Дети активно играют. Слушают, рассматривают, задают вопросы, рассказывают, объясняют, выражают собственные суждения по поводу увиденного, делятся впечатлениями Обследуют. Обследуют. Рассказывают об ощущениях. Обследуют. Рассказывают об ощущениях. | Проявление инициативы в общении со взрослым. Дети закрепили и получили новые исторические представления об одежде Активно играют |
IV этап. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени». | |||
Ребята, я приготовила для вас панно – «Река времени», которое символизирует движение исторического времени: от прошлого к настоящему. На панно отмечены 3 остановки (метки). Первая метка с изображением первобытных людей – это наша первая с вами остановка. Кто помнит, как она называлась? («Древность») Вторая метка с изображением людей в старинных костюмах - это наша вторая остановка в путешествии. Как она называлась? («Старина»). Третья метка с изображением людей в современной одежде – это наша третья остановка под названием «Наше время». На столе приготовлены для вас картинки с изображением людей в одежде разных времен. Внимательно рассмотрите их. Подумайте. Посоветуйтесь между собой. И разложите (приклейте) картинки на панно «река времени» в соответствии с метками, обозначающими: «Древность», «Старину» и «Наше время». | Объясняет. Ставит цели. Способствует групповой работе детей. Предоставляет возможность детям обсудить, найти решение. Наблюдает за детьми во время выполнения задания. Отвечает на вопросы. Конструктивно комментирует работу детей. | Задают вопросы. Советуются. Самостоятельно решают поставленную задачу. Делают выбор. Объясняют. Доказывают. Организуют рабочее место. Самостоятельно выполняют задание. | На панно «река времени» закреплены картинки в соответствии с метками, обозначающими: «Древность», «Старину» и «Наше время». |
V этап. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования | |||
Кто помнит, а зачем мы отправлялись с вами в путешествие? Нашли мы ответы на интересующие вопросы? Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями. Что вас удивило? Ребята, скажите мне, пожалуйста, а что такое будущее? (Это события, которые еще только произойдут с нами). А мы можем знать, что нас ждет в будущем? Конечно же, нет, но мы можем помечтать, пофантазировать. На панно «река времени» осталось место. Вы можете придумать и зарисовать модели одежды, которую будут носить люди, например, когда вы вырастите и станете папами и мамами. Доклеить ваши рисунки на панно «река времени» и рассказать о своих моделях и нашем путешествии друзьям, воспитателям и родителям. Спасибо всем за общение, трудолюбие, любознательность и старание. | Предоставляет детям возможность высказываться. Поощряет высказывания. Комментирует высказывания. Показывает заинтересованность. Благодарит за совместную деятельность. Детей, которые не справились или не успели закончить задания, педагог мотивирует на продолжение деятельности в самостоятельной деятельности. | Высказывают сои впечатления. Анализируют. В самостоятельной деятельности дорабатывают панно | Законченное панно «река времени». |
VI этап. Вывешивание таблицы на стене группового помещения | |||
VII этап. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Город Нижневартовск» (история возникновения города)
Нижневартовск имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. Я стремилась к тому, чтобы на этом занятии мои воспитанники увидели красоту родного города, преобразования, про...
Мастер - класс на тему: «Составление технологической карты (конструкт) организации непосредственно образовательной деятельности для старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи на тему «История обуви» по технологии «Путешествие «по реке времени»».
Современный педагог должен четко представлять цель, ставить задачи и планировать результат образовательной деятельности, в том числе на каждом из ее этапов.Для того чтобы освоить педагогические ...
Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности. Экспериментирование. "Шоколадная фабрика".
Эксперриментирование. На тему: ШОКОЛАДНАЯ ФАБРИКА....
Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности Орловой Ю. А.
Организация непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию. Средняя группа....
Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности Орловой Ю. А.
Организация непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию. Средняя группа. ...
Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Природные памятники г. Каменска-Уральского»
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к исследовательской деятельности. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследова...