КОНСТРУКТ организации непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема:«Путешествие в историю возникновения одежды».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Антонова Мария Андреевна

КОНСТРУКТ организации непосредственно образовательной деятельности с детьми  Тема:«Путешествие в историю возникновения одежды». Технология "Река времени"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoiya_odezhdy.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСТРУКТ

организации непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема:«Путешествие в историю возникновения одежды».

Возрастная группа:подготовительная к школе группа (дети с 6 до 7 лет).

Форма НОД:«Путешествие по «реке времени»» Н.А. Коротковой.

Форма организации:групповая, индивидуальная.

Средства: Наглядные: панно «река времени»; картинки с изображениями людей в одежде разных эпох (древности, старины, нашего времени). Мультимедийные: мультимедийный проектор; презентация «Путешествие в историю возникновения одежды»; видео: «Бал Золушки». Музыкальные: записи: шум реки, треск костра, шум фонтана; П.И. Чайковский (музыка на балу).

Задачи:

Обучающие:

  • Актуализировать представления детей по теме «Одежда».
  • Познакомить детей с историей возникновения одежды (когда появилась первая одежда, кто её изобрел; как одежда менялась со временем и др.).
  • Упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации: истории возникновения одежды).
  • Совершенствовать умение формулировать проблему (задачу); самостоятельно искать пути решения; ставить цель; планировать свою деятельность по достижению этой цели; контролировать правильность решения.
  • Развивать построение высказывания, помогать детям, более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Развивающие:

  • Развивать все компоненты устной речи; совершенствовать грамматический строй речи, побуждать детей интересоваться смыслом новых слов.
  • Развивать инициативу и самостоятельность.

Воспитательные:

  • Формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстником; быть доброжелательным, корректным собеседником.

Содержание деятельности:

Действия, деятельность педагога:

Действия, деятельность детей:

Планируемый результат:

I этап. Обсуждение реального или вымышленного события

Слайд 1. Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас! Предлагаю вам поприветствовать друг друга и наших гостей. Подарите друг другу улыбку. А сейчас подарите улыбку нашим гостям.

Каждый день, собираясь на работу, в детский сад мы одеваем с вами одежду. А вы задумывались о том, когда появилась первая одежда? Как выглядела первая одежда? Как она менялась вместе со временем? А хотите узнать?

Для того, что бы ответить на эти вопросы, нам с вами нужно из настоящего времени (то, что с нами происходит здесь и сейчас) отправиться в далекое, далекое прошлое. Какое время мы называем прошлым? (время о прошедших событиях, которые уже давно прошли).

Попасть в далекое, далекое прошлое нам поможет «река времени».

Но прежде чем мы отправимся с вами в путешествие, я хотела бы предложить вам следующие правила:

- если кто-то хочет высказаться, подаёт сигнал; например – поднимает руку или др.

- пока кто-то говорит, остальные не перебивают, а внимательно слушают. Договорились?

Педагог приветствует детей и гостей.

Стимулирует любознательность, интерес.

Задаёт вопросы, стимулирующие высказывания детей.

Инициирует общее обсуждение; поощряет детей к высказываниям.

Дети по очереди кладут сверху свою ладошку и называет каждый своё имя.

Рассуждают. Отвечают на вопросы. Выражают собственные суждения.

Готовность детей к общению со взрослым в совместной деятельности.

Включение детей в деятельность. Эмоциональный настрой.

II этап. Постановка цели исследования (узнать…)

Давайте уточним ещё раз, для чего нам нужно попасть в далекое, далекое прошлое (какая цель нашего путешествия)?

Слайд 2.

А на чем мы с вами отправимся в путешествие по «реке времени»?

Посчитайте, сколько нас? Пометимся ли мы все на это судно (лодку, плот и т.д.)?

Итак, мы отправляемся с вами в путешествие!!!

Вместе с детьми определяет цель деятельности. Вовлекает детей в совместное планирование. Инициирует поиск решений проблемных ситуаций.

Предлагает принять решение путём голосования.

Задаёт вопросы, стимулирующие высказывания детей.

Участвуют в постановке цели, планировании деятельности.

Выражают собственные суждения. Совместно обсуждают, находят решение проблемной ситуации. Делают выбор. Активно играют.

Поставлена цель. Спланирована предстоящая деятельность.

Выбран вид транспорта для путешествия.

Дети активно включились в игру.

III этап. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала

Слайд № 3.

Для того, чтобы нам как можно быстрее нам попасть на первую остановку, нужно произнести волшебные слова. Закрывайте глаза.

Палочкой волшебной

в воздухе взмахнём.

Волшебство появится,

и в древность попадём!

Слайд № 4

Смотрите, ребята! Что это там за костер горит на берегу? Давайте подойдём поближе.

- Как вы думаете, в какое время мы попали? Мы оказались в далёком, далёком, далёком прошлом, в древности, во времена первобытных людей.

- Кого вы видите? Чем занимаются древние люди? Во что одеты? Из чего сделана одежда первобытных людей? Как вы думаете, зачем древним людям понадобилась одежда? И др.

Слайд № 5

Как вы думаете, чем занимается древняя женщина?

Шкуры животных закрепляли на колышках и выскабливали с помощью каменных скребков, сделанных из камня, костей, морских или речных раковин; мыли, сушили. Затем кожу дубили для придания ей прочности, а также размягчали: катали, выжимали, колотили с помощью специальных кожемялок для придания эластичности. Когда шкура становилась мягкой, её разрезали каменным ножом, чтобы сделать из нее одежду. Шкуры также использовали для изготовления палаток, сумок и спальных принадлежностей.

Слайд № 6

- А как вы думаете, с помощью чего древний человек соединял шкурки между собой, чтобы они не спадали и было теплее?

Для сшивания меховой одежды они использовали каменные иглы и длинные колючки. В качестве «нитки» — прочные стебли растений и жилы животных. Так же шкуры сшивали вместе полосками кожи. Остроконечным каменным шилом делали дырки. Благодаря дыркам было гораздо легче протыкать шкуры костяной иглой.

Первая одежда состояла из простых штанов, туник и плащей, украшенных бусами из крашенных камешков, зубов, ракушек. Носили также меховую обувь, привязанную кожаными шнурками.

Слайд № 7

Животные давали шкуру - ткани, сухожилия - нитки и кости - иголки. Одежда, сделанная из шкур животных, уберегала от холода и дождя и позволяла первобытным людям жить на далёком севере.

А нам пора отправляться дальше. В путь!

Слайд № 8

В руки палочку возьму,

волшебство я призову!

Чудо в гости к нам придёт,

в старину нас унесёт!

Слайд № 9

Смотрите! Вот мы снова подплываем к берегу. А встречает нас замок старинного города! Мы попали с вами в далёкое прошлое - старину, время королей и королев, принцев и принцесс, графов и графинь… Заглянем в замок?

Слайды № 10, 11

Да мы с вами попали на бал?!

- Как одеты горожане старинного города?

- Изменилась одежда с древних времён? Из чего сшита одежда?

В старину для изготовления одежды богатых горожан использовались различные ткани: шелк, бархат, парча, атлас.

Главными деталями старинной женской одежды были корсаж с глубоким вырезом, пышные юбки, распашное платье. Одежду часто отделывали мехом, украшали разными деталями (воротниками, рюшами, кружевами), драгоценными камнями.

Мужчины тоже не отставали от моды. Части мужского костюма назывались: кафтан; камзол; кюлоты; чулки; туфли.

- Нравится вам старинная одежда? Как вы думаете, удобно людям ходить в такой одежде? Как стирать?

Ну вот мы и узнали с вами об одежде «Старины», как она выглядела, чем отличалась от первой одежды. А нам пора отправляться назад в настоящее. В путь!

Слайд № 12

Будем чудо в гости звать.

Раз, два, три, четыре, пять!

Палочкой взмахнём своей,

В наше время поспешим скорей!!!

Слайд 13

Вот мы снова подплываете к берегу. Узнаёте город? Мы вернулись в наше время. В наш детский сад.

Слайд 14

Чем отличается современная одежда от одежды древности и старины? Удобна ли современная одежда? А почему одежда должна быть удобной? И др.

Использует наглядные средства; рассказывает; объясняет. Эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание. Стимулирует любознательность, интерес. Задаёт вопросы, стимулирующие процесс мышления детей. Активно играет вместе с детьми.

Инициирует общее обсуждение; поощряет детей к высказываниям; дополняет ответы детей. Отвечает на вопросы детей.

Даёт детям исследовать шкурки животных.

Дает детям исследовать образцы тканей.

Дети активно играют.

Слушают, рассматривают, задают вопросы, рассказывают, объясняют, выражают собственные суждения по поводу увиденного, делятся впечатлениями

Обследуют. Обследуют. Рассказывают об ощущениях.

Обследуют. Рассказывают об ощущениях.

Проявление инициативы в общении со взрослым.

Дети закрепили и получили новые исторические представления об одежде

Активно играют

IV этап. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени».

Ребята, я приготовила для вас панно – «Река времени», которое символизирует движение исторического времени: от прошлого к настоящему. На панно отмечены 3 остановки (метки).

Первая метка с изображением первобытных людей – это наша первая с вами остановка. Кто помнит, как она называлась? («Древность»)

Вторая метка с изображением людей в старинных костюмах - это наша вторая остановка в путешествии. Как она называлась? («Старина»).

Третья метка с изображением людей в современной одежде – это наша третья остановка под названием «Наше время».

На столе приготовлены для вас картинки с изображением людей в одежде разных времен. Внимательно рассмотрите их. Подумайте. Посоветуйтесь между собой. И разложите (приклейте) картинки на панно «река времени» в соответствии с метками, обозначающими: «Древность», «Старину» и «Наше время».

Объясняет. Ставит цели. Способствует групповой работе детей. Предоставляет возможность детям обсудить, найти решение.

Наблюдает за детьми во время выполнения задания. Отвечает на вопросы. Конструктивно комментирует работу детей.

Задают вопросы. Советуются. Самостоятельно решают поставленную задачу. Делают выбор. Объясняют. Доказывают.

Организуют рабочее место. Самостоятельно выполняют задание.

На панно «река времени» закреплены картинки в соответствии с метками, обозначающими: «Древность», «Старину» и «Наше время».

V этап. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования

Кто помнит, а зачем мы отправлялись с вами в путешествие? Нашли мы ответы на интересующие вопросы?

Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями. Что вас удивило?

Ребята, скажите мне, пожалуйста, а что такое будущее? (Это события, которые еще только произойдут с нами). А мы можем знать, что нас ждет в будущем? Конечно же, нет, но мы можем помечтать, пофантазировать. На панно «река времени» осталось место. Вы можете придумать и зарисовать модели одежды, которую будут носить люди, например, когда вы вырастите и станете папами и мамами. Доклеить ваши рисунки на панно «река времени» и рассказать о своих моделях и нашем путешествии друзьям, воспитателям и родителям.

Спасибо всем за общение, трудолюбие, любознательность и старание.

Предоставляет детям возможность высказываться. Поощряет высказывания. Комментирует высказывания. Показывает заинтересованность. Благодарит за совместную деятельность.

Детей, которые не справились или не успели закончить задания, педагог мотивирует на продолжение деятельности в самостоятельной деятельности.

Высказывают сои впечатления.

Анализируют.

В самостоятельной деятельности дорабатывают панно

Законченное панно «река времени».

VI этап. Вывешивание таблицы на стене группового помещения

VII этап. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Город Нижневартовск» (история возникновения города)

   Нижневартовск имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. Я стремилась к тому, чтобы на этом занятии мои воспитанники увидели красоту родного города, преобразования, про...

Мастер - класс на тему: «Составление технологической карты (конструкт) организации непосредственно образовательной деятельности для старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи на тему «История обуви» по технологии «Путешествие «по реке времени»».

Современный педагог должен четко представлять цель, ставить задачи и планировать результат образовательной деятельности, в том числе на каждом  из ее этапов.Для того чтобы освоить педагогические ...

Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности Орловой Ю. А.

Организация непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию. Средняя группа....

Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности Орловой Ю. А.

Организация непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию. Средняя группа. ...

Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Природные памятники г. Каменска-Уральского»

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к исследовательской деятельности. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследова...