«Способы организации опытно – экспериментальной деятельности как средства познания окружающего мира старших дошкольников».
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Городилова Любовь Владимировна

способы организации опыино-экспериментальной деятельности старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobr_eksperem.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение :

«Ефимовский детский сад комбинированного вида»

План по самообразованию

на тему:

«Способы организации опытно – экспериментальной деятельности как средства познания окружающего мира старших дошкольников».

на 2017-  2018 учебный год

п. Ефимовский 2017 год

План работы по самообразованию на 2017-2018 учебный год в группе компенсирующей направленности на тему:

«Способы организации опытно – экспериментальной деятельности как средства познания окружающего мира старших дошкольников».

Актуальность.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.

Цель:

- помочь раскрыть детям удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;

- изучение методическую литературу по данной теме;

- помочь детям в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;

- обобщение знаний по данной теме.

Задачи:

- создавать условия для исследовательской активности детей;

- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.

Дата проведения

                                  Мероприятие

Сентябрь

Изучение методической литературы

Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования

 Октябрь

Консультация по теме: «Мои первые опыты».

                  Ноябрь

Составление картотеки экспериментов

                Декабрь

Создание уголка природы

                Январь

Консультация для родителей: «Разностороннее развитие ребенка в познавательно-исследовательской деятельности»

               Февраль

Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок.

                 Март

Консультация для родителей: «Организация детского экспериментирования дома»

                  Апрель

Выставка для родителей: «Наши опыты и эксперименты»

                     Май

Консультация для родителей: «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование»

                   Июнь

Презентация по теме самообразования. Фотоотчет по проекту.

             В течении года

Проведение экспериментирования с детьми в непосредственно образовательной деятельности.

Ожидаемые результаты:

• Повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы) ;

• Речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания) ;

• Личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.) ;

• Расширение знаний детей о неживой природе.

Литература:

• Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М. : ТЦ Сфера, 2004.

• Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2001. – №1.

• Рыжова Н. А. Игры с водой и песком // Обруч, 2009г. -№ 2

• 4. Рыжова Н. А. Опыты с песком и глиной // Обруч, 2009г. - № 2

• Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. - Детское экспериментирование: Старший дошкольный возраст: Учебное пособие для вузов

• Наталья Зубкова: «Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. », «Научные ответы на детские "почему". Опыты и экспер. для детей на свежем воздухе. Набор развив. Карт» Издательство: Речь, 2010 г

• Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л. Н. Прохоровой. - м. : аркти, 2004.

• Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий Авторы-составители: Мартынова Е. А. / Сучкова И. М.

Издательство: Учитель, 2011

• "Секреты знакомых предметов. Опыты и эксперименты для детей. Набор развивающих карточек" Шапиро Анатолий Израилевич Издательство: Речь, 2010 г.

Дыбина О. В «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты в детском саду»

11. Стивен У. Мойе «Занимательные опыты с бумагой», Издательства: АСТ Астрель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие познавательных интересов детей через опытно- экспериментальную деятельность при ознакомлении с окружающим миром. Из опыта работы кружка «Хочу все знать!»

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....

Формирование у детей дошкольного возраста навыков поисково-исследовательской деятельности как средство познания окружающего мира

Формирование у детей дошкольного возраста навыков поисково-исследовательской деятельности как средство познания окружающего мира...

Отчёт по самообразованию « Детское экспериментирование с песком, как средство познания окружающего мира младших дошкольников»

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка.  Н. Н. Поддьяков....