Формирование и развитие познавательных интересов детей через опытно- экспериментальную деятельность при ознакомлении с окружающим миром. Из опыта работы кружка «Хочу все знать!»
календарно-тематическое планирование по окружающему миру на тему

Ипатова Светлана Викторовна

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_kruzhka._2.docx32.16 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование работы

месяц

тема

цели

оборудование

литература

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь.

Февраль.

Март.

Апрель.

Май.

1.Слушаем, пробуем, трогаем, нюхаем.

2. Почему все звучит?

3. Прозрачная вода.

4. Вода принимает форму.

5.Какие предметы могут плавать?

6. Делаем мыльные пузыри.

7. Подушка из пены.

8. Воздух повсюду.

9.Воздух делает работу.

10. Каждому камешку свой домик.

11. Можно ли менять форму камня и глины?

12. Свет повсюду.

13. Свет и тень.

 14. Замерзшая вода.                                                                                                        

15. Тающий лед.

16. Разноцветные шарики.

17.Таинственные картинки.

18.Все увидим, все узнаем.

19.Песочная страна.

20. Где вода?

21. Водяная мельница.

22. Звенящая вода.

23. «Угадайка»

24. Ловись, рыбка и мала, и велика.

25. Фокусы с магнитами.

26. Солнечные зайчики.

27.Что отражается в зеркале?

28. Что растворяется в воде?

29.Волшебное сито.

30. игры с песком.

31. Фонтанчики.

Закрепить представления детей об органах чувств, их

назначении.

Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленку.

Развивать у детей представление  о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести).

Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.

Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары...).

Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

Выявить свойства камня и глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить ) и камня ( сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части).

Показать значение света, объяснить, что источники  света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные – изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней  

образы.

Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

Определить, что лед тает от тепла, от надавливания, что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

Знакомство с приборами-помощниками – лупой, увеличительными стеклами,

микроскопом.

Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Выявить, что песок и вода по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

Показать детям, что вес предмета зависит от материала, из которого они сделаны

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Понять причину возникновения солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).  

Познакомить с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных

веществ.

Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развивать самостоятельность.

Закрепить представления      детей о свойствах песка, развивать любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развивать конструктивные умения.

Развивать любознательность самостоятельность. Создать радостное настроение.

Ширма с прорезями для рук, газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла, футляры от киндер-сюрпризов с дырочками; в футлярах: чеснок, апельсиновая долька, лимон. Поролон с духами, сахар.

Бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.

2 непрозрачные банки (одна заполнена водой), стекянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.

Воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой подносы, рабочие листы с зарисованной формой сосудов, цветные карандаши.

Большой таз с водой, пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, шишки, дощечки, большие и маленькие камешки, гайки, шурупы, сачки по количеству детей, подносы.

Жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки, стаканчики, вода, ложки, подносы.

На подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть.

Воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.

Пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги, кусочек пластилина, палочка, воздушные шары.

Различные камни, 4 коробочки, подносики с песком, модель обследования предмета, картинки-схемы, дорожка из камешков.

Дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета.

Иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображением источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью.  

Оборудование для теневого театра, фонарь.

Кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.

Тарелка, миска с горячей водой, с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, веревочки, разнообразные формочки.

Палитра, гуашевые краски: синяя, красная, белая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением     ( по 4-5 шариков на каждого ребенка), фланелеграф, модели – цветные круги и половинки кругов, рабочие листы.

Цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши.

Увеличительные приборы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши.

Песок, ввода, лупы, листы плотной  цветной бумаги, клеевые карандаши.

Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой, лупа.

Игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с водой, тряпка, фартуки по числу детей.

Поднос с бокалами, вода в миске, ковшички, палочки-удочки с ниткой, на конце которой закреплен пластмассовый шарик.

Предметы одинаковой формы и размера из разных материалов: дерева, металла, поролона, пластмассы, емкость с водой, емкость с песком; шарики из разного материала одинакового цвета, сенсорный ящик.

Игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы.

Магниты, вырезанный из пенопласта гусь  с вставленным в клюв металлическим стержнем; миска с водой; деревянная палочка, с магнитом; фигурки животных на картонных подставках; канцелярские скрепки; магнит, прикрепленный скотчем к карандашу; стакан с водой, небольшие металлические стержни или иголка.  

Зеркала.

Зеркала, ложки, стеклянная вазочка алюминиевая фольга новый воздушный шар, сковорода, рабочие листы.

Мука сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с чистой водой, ложки или палочки, подносы, картинки с изображением представленных веществ.

Совки, различные сита, ведерки, миски, крупа манная и рис, песок, мелкие камешки.

Большая детская песочница, в которой оставлены следы от пластмассовых животных, игрушки-животные, совки, детские грабли, лейки, план участка для прогулок данной группы.

Пластиковые бутылки, гвозди

Г.П. Тугушева, Чистякова А.Е.

Экспериментальная деятельность детей  среднего и старшего дошкольного возраста. С.Петербург «Детство-Пресс»2013.

Г.П. Тугушева, Чистякова А.Е.

Экспериментальная деятельность детей  среднего и старшего дошкольного возраста. С.Петербург «Детство-Пресс»2013.

Рыжова Н.А. Волшебница –вода. Линка-пресс, 1997 .

Г.П. Тугушева, Чистякова А.Е.

Экспериментальная деятельность детей  среднего и старшего дошкольного возраста. С.Петербург «Детство-Пресс»2013.

Рыжова Н.А. Волшебница –вода. Линка-пресс, 1997 .

Дыбина О. В  Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников  О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.

Г.П. Тугушева, Чистякова А.Е.

Экспериментальная деятельность детей  

Дыбина О. В  Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников  

О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.

Г.П. Тугушева, Чистякова А.Е.

Экспериментальная деятельность детей  

С.Петербург «Детство-Пресс»2013.

Рыжова Н. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.

Г.П. Тугушева, Чистякова А.Е.

Экспериментальная деятельность детей  

С.Петербург «Детство-Пресс»2013.

О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005

Рыжова Н.А. Волшебница –вода. Линка-пресс, 1997 .

Г.П. Тугушева, Чистякова А.Е.

Экспериментальная деятельность детей  

С.Петербург «Детство-Пресс»2013.

Г.П. Тугушева, Чистякова А.Е.

Экспериментальная деятельность детей  

С.Петербург «Детство-Пресс»2013.

Г..П. Тугушева, Чистякова А.Е.

Экспериментальная деятельность детей  среднего и старшего дошкольного возраста. С.Петербург «Детство-Пресс»2013.

Рыжова П.Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.

Г.П. Тугушева, Чистякова А.Е.

Экспериментальная деятельность детей  

С.Петербург «Детство-Пресс»2013.

Дьяченко О.М. «Чего на свете не бывает?». Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет.

        Г.П. Тугушева, Чистякова А.Е.

Экспериментальная деятельность детей  среднего и старшего дошкольного возраста. С.Петербург «Детство-Пресс»2013.

Г.П. Тугушева, Чистякова А.Е.

Экспериментальная деятельность детей  среднего и старшего дошкольного возраста. С.Петербург «Детство-Пресс»2013.

        Рыжова П.Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.

        

Г.П. Тугушева, Чистякова А.Е.

Экспериментальная деятельность детей  среднего и старшего дошкольного возраста. С.Петербург «Детство-Пресс»2013.

        

Г.П. Тугушева, Чистякова А.Е.

Экспериментальная деятельность детей  среднего и старшего дошкольного возраста. С.Петербург «Детство-Пресс»2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр и ознакомлением с окружающим миром ( из опыта работы)

Сенсорное воспитание направленно на обучение детей умению точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, расположение в пространстве)...

Формирование творческих способностей детей через опытно-экспериментальную деятельность посредством использования нетрадиционных техник рисования

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках п...

Формирование познавательно –исследовательской активности детей через опытно-экспериментальную деятельность (анализ собственного опыта)

Данные разработки могут использоваться и другими педагогами для работы с детьми потому,  что данная работа вполне предполагает вариативность ее использования в связи с конкретными задачами педаго...