Опытно экспериментальная деятельность как средство развития логического мышления старших дошкольников
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Сюнякова Светлана Александровна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №54»
Опытно экспериментальная деятельность как средство развития
логического мышления старших дошкольников
В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выявления и использование связей и отношений между предметами и явлениями, действиями. В игре, рисовании, лепке, конструировании, при выполнении учебных трудовых знаний он не просто использует заученные действия, но и постоянно видоизменяет их, получая новые результаты. Дети обнаруживают и используют зависимость между степенью влажности глины и ее податливостью при лепке, между формой конструкции, и ее устойчивостью, между силой удара по мячу и высотой на которую он подпрыгивает, ударяясь об пол и многие другие. Развивающиеся мышление дает детям возможность предусматривать заранее результаты своих действий, планировать их
По мере развития их любознательности, познавательных интересов, мышление все шире используется детьми для познания окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью.
Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснение замеченным явлениям. Дошкольники прибегают к своего рода «экспериментам» для выяснения заинтересовавших их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы.
Мальчик начал делать умозаключения очень рано Сегодня свернул трубочкой бумагу и гудит. Бумага вибрирует под пальцами, он это ощущает: «Если гудеть во всякую бумагу, то всегда будет щекотно пальчикам».
Дети приобретают возможность рассуждать о таких явлениях, которые не связаны с их личным опытом, но о которых они знают из рассказов взрослых, прочитанных им книжек. Конечно, не всегда рассуждения детей бывают ошибочными. Для этого им не хватает знаний и опыта. Нередко дошкольники забавляют взрослых неожиданными сопоставлениями выводами.
От выявления наиболее простых, «прозрачных», лежащих на поверхности связей и отношений вещей дошкольники постепенно переходят к пониманию гораздо более сложных и скрытых зависимостей. Одним из важнейших видов таких зависимостей – отношения причины и следствия. Изучение того, как дошкольники разного возраста определяют причины, происходящих на их глазах явлений, показало, что дети раннего возраста могут обнаружить только причины, состоящие в каком – либо внешнем воздействии на предмет (столик толкнули - он упал). Уже старшие дошкольники начинают понимать, что причины явлений могут заключаться в свойствах самих предметов (столик упал, потому что у него одна ножка). Дети начинают указывать в качестве причин явлений не только сразу бросающиеся в глаза особенности предметов, но их постоянные свойства (столик упал «потому что он был на одной ножке, потому что там еще много краев, потому что тяжелое и не подперто»).
Наблюдения за тем, как происходят те или иные явления, собственный опыт действий с предметами, позволяют старшим дошкольникам уточнять представления о причинах явлений, приходить путем рассуждений к более правильному их пониманию.
В одном из экспериментов старшим дошкольникам поочередно показывали разные предметы и предлагали сказать, будет ли предмет плавать или утонет, если его опустить в воду.
Экспериментатор показывает ребенку ключ.
Ребенок..Он потонет .Он железный и тяжелый
Экспериментатор показывает обрубок дерева.
Ребенок. Он будет плавать он деревянный.
Экспериментатор. А ты раньше говорил, что тяжелые вещи тонут
Ведь это брусок тяжелый
Ребенок. Деревянные все равно будут плавать, хотя и целое бревно.
Экспериментатор показывает ребенку жестяную коробочку.
Ребенок. Она потонет. Она железная.
Экспериментатор бросает коробочку в воду. Коробочка плавает.
Ребенок. Она хотя и железная, но пустая внутри. Потому она и плавает.
Вот пустое ведро тоже плавает (По материалам А.В. Запорожца)
Концу дошкольного детства у детей развивается умение решать довольно сложные задачи, требующие понимания некоторых механических, физических и других связей и отношений, умения использовать знания об этих связях и отношениях в новых условиях. Так, например, большинство шестилетних дошкольников вполне удовлетворительно справляются с задачами такого типа:
«Был морозный зимний день. По лесу шли на лыжах два охотника. Уже близился вечер и они остановились на отдых. Утоптали снег, поставили палатку, развели костер.«Эх,- сказал один охотник,- сейчас бы чайку горяченького выпить!» - А кругом в лесу ни домика, ни речки, ни ручейка. Где же взять воду для чая? «А я знаю, что нужно сделать, чтобы у нас был чай!»- сказал второй охотник и взял пустой чайник. Как ты думаешь, что сделал второй охотник, как он раздобыл воду для чая?»
Основу развития мышления составляет формирование и совершенствование мыслительных действий. От того какими мыслительными действиями владеет ребенок, зависит, какие знания он может усвоить и как он их может использовать. Овладение мыслительными действиями в дошкольном возрасте происходит по общему закону усвоения и интериоризации внешних ориентировочных действий. При образовании понятий не только исходная форма внешнего ориентировочного действия, но и в процесс интериоризации носит иной характер, чем при овладении наглядно-образным мышлением. Образовательным становиться этап, на котором ребенок заменяет реальное действие развернутым словесным рассуждением, воспроизводя в словесной форме все основные моменты этого действия. В конечном счете, рассуждения начинает производиться не вслух, а про себя, оно сокращается и превращается в действие отвлеченного логического мышления.
Непосредственная зависимость развития логического мышления от обучения позволяет целенаправленно управлять этим развитием, строить обучение таким образом, чтобы оно способствовало формированию определенного типа мыслительных действий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Емельянова Е. И. Исследовательская деятельность детей // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.
2.ПаршуковаН.Л.Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду// Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1.
3.Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль.: Академия развития, 2003.
4.Савенков А.И. Развитию исследовательских способностей детей. //Дошкольное образование -2004. -№7.
5.Савенков А.И. Исследовательское обучение – возможность преодолеть «образовательный предел» // Директор школы. - 2003. - №10. С. 35-40
6.Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду.- М.: Просвещение,2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: "Опытно - экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания старших дошкольников".
Наиболее продуктивным методом зарождения и развития осознанно - правильного отношения к природе у ребенка дошкольного возраста является экспериментирование. Это очень интересное и по...
«Опытно–экспериментальная деятельность как средство познавательного развития старших дошкольников»
Целью статьи является поиск путей воспитания личности ребенка-дошкольника, побуждения его к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы через опытно - экспериментальную деятельность...
«Экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания старших дошкольников».
Материал предоставлен для воспитателей. Эксперименатальная деятельность в детском саду....
«Экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания старших дошкольников».
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать...
Сценарий развлечения по опытно-экспериментальной деятельности «По следам Лунтика» для старших дошкольников в летний период
Воспитатель: Однажды на луне родился необычный малыш. И случилось так, что он попал на Землю, где нашел много новых друзей. Ребята, о каком малыше идет речь?Дети: О Лунтике!Воспитатель: Правильно! Лун...
Консультация для педагогов «Исследовательская деятельность как средство развития мышления старших дошкольников»
Мышление Как показывает практика, дети старшего дошкольного возраста, задают очень много вопросов: откуда, зачем, как, почему?. Мы с вами, коллеги, как никто другой, знаем, что для ребенка-дошкольни...
Обобщение опыта "Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательно-речевого развития дошкольников"
https://cloud.mail.ru/public/Mgqi/smCCusZL...