Формирование у детей дошкольного возраста навыков поисково-исследовательской деятельности как средство познания окружающего мира
материал (подготовительная группа) на тему
Формирование у детей дошкольного возраста навыков поисково-исследовательской деятельности как средство познания окружающего мира
Скачать:
Предварительный просмотр:
Самообразование.
Тема: формирование у детей дошкольного возраста навыков поисково-исследовательской деятельности как средство познания окружающего мира.
Актуальность темы:
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Цель: расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности.
Задачи: создать условия для исследовательской активности детей;
организовать индивидуальную деятельность по осмыслению и проработке заданного материала;
изучить методику, технологию по поисково-исследовательской деятельности; обобщить и систематизировать опыт педагогической деятельности по опытно-исследовательской работе дошкольников.
План по самообразованию
№ п/п | Содержание работы. Основные вопросы темы. Перечень литературы. | Способы оформления материалов для использования их в практической деятельности. | Сроки выполнения | ||
1 | «Создание и обогащение предметно-развивающей среды для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей» | Подбор и изучение литературы по теме | В течение года | ||
2 | «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Рыжова Н. «Игры с водой»; Смирнов Ю.Н.»Воздух», «Книжка для талантливых детей и их родителей». | Консультация для родителей | Октябрь-декабрь | ||
3 | «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребёнка» А.И.Савенков «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании» | Консультация и помощь для воспитателей | Ноябрь | ||
4 | «Шаг за шагом» « Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников», (Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов) | Создание «копилки опытов и экспериментов». | Декабрь- январь | ||
5 | «Хочу всё знать». «Экспериментальная лаборатория», (Рут Шильтхаузер) | Поиск интересной информации о явлениях природы. Папка-передвижка для родителей и детей. | Январь-февраль | ||
6 | «Что?» «Зачем?» «Почему?» Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе». | Создание разнообразных проблемных ситуаций и пути их решения | Февраль | ||
7 | «Приборы-помощники». Дыбина О.В. «Неизведанное рядом». | Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами (лупы, микроскоп, магнит..) | Март | ||
8 | Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». | Проведение опытов на занятиях и в свободное время | Март- апрель | ||
9 | Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования. Дыбина О.В. «Ребёнок в мире поиска». | Анкетирование педагогов и родителей | Апрель | ||
10 | «Программное содержание занятий с элементами экспериментирования», (Николаева С.Н.) | Подведение итогов опытно- экспериментальной работы. | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план «Развитие у детей умений и навыков познавательно-исследовательской деятельности при ознакомлении с окружающим миром, образовательная область «Познание». Для детей подготовительной к школе группы.
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы,оказываясь на более высоком умственном и нравственномуровне, в сравнении ...
«Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста через поисково-исследовательскую деятельность»
Данный материал предназначен для воспитателей детского сада, а также для всех тех, кто интересуется вопросами современного дошкольного образования....
Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности по средствам использования приемов мнемотехники
Описание педагогического опыта работы...
«Способы организации опытно – экспериментальной деятельности как средства познания окружающего мира старших дошкольников».
способы организации опыино-экспериментальной деятельности старших дошкольников...
Педагогический опыт работы на тему: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности»
Актуальность темы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического проц...
Доклад «Экспериментальная деятельность как средство познания окружающего мира» (Из опыта работы)
Исследовательская работа "Удивительные свойства воды"...