Формирование у детей дошкольного возраста навыков поисково-исследовательской деятельности как средство познания окружающего мира
материал (подготовительная группа) на тему

Формирование у детей дошкольного возраста навыков поисково-исследовательской деятельности как средство познания окружающего мира

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самообразование.

  Тема:   формирование у детей дошкольного возраста навыков поисково-исследовательской деятельности как средство познания окружающего мира.

Актуальность темы:  

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

     «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

     Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

     Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

      Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

      Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

    Цель:  расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности.

Задачи:  создать условия для исследовательской активности детей;  

                 организовать индивидуальную деятельность по осмыслению и проработке заданного материала;        

                изучить методику, технологию по поисково-исследовательской деятельности; обобщить и    систематизировать опыт педагогической деятельности по опытно-исследовательской работе дошкольников.    

 

                                                     

                     План по самообразованию                                                                                          

                         

               

п/п

 Содержание работы.

Основные вопросы темы.

 Перечень литературы.

Способы оформления материалов для использования их в практической деятельности.

 Сроки

выполнения

  1

 «Создание и обогащение предметно-развивающей среды для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей»

Подбор и изучение литературы по теме

В течение года

  2

 «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Рыжова Н. «Игры с водой»;

Смирнов Ю.Н.»Воздух», «Книжка для талантливых детей и их родителей».

Консультация для родителей

Октябрь-декабрь

 3

 «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребёнка»

А.И.Савенков «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании»

 Консультация и помощь для  воспитателей

Ноябрь

  4

 «Шаг за шагом»

« Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»,

  (Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов)

Создание «копилки опытов и экспериментов».

 Декабрь-

январь

  5

«Хочу всё знать».

 «Экспериментальная лаборатория»,  (Рут Шильтхаузер)

 Поиск интересной информации о явлениях природы.

Папка-передвижка для родителей и детей.

 Январь-февраль

  6

 «Что?» «Зачем?» «Почему?»

Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе».

Создание разнообразных проблемных ситуаций и пути их решения

Февраль

 7

 «Приборы-помощники».

Дыбина О.В. «Неизведанное рядом».

 Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами (лупы, микроскоп, магнит..)

 Март

  8

 Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.

Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».

 Проведение опытов на занятиях и в свободное время

 Март-

апрель

  9

  Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования.

 Дыбина О.В. «Ребёнок в мире поиска».

 Анкетирование педагогов и родителей

 Апрель

 10

  «Программное содержание занятий с элементами экспериментирования», (Николаева С.Н.)

  Подведение итогов опытно-

  экспериментальной работы.

 Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план «Развитие у детей умений и навыков познавательно-исследовательской деятельности при ознакомлении с окружающим миром, образовательная область «Познание». Для детей подготовительной к школе группы.

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы,оказываясь на более высоком умственном и нравственномуровне, в сравнении ...

«Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста через поисково-исследовательскую деятельность»

Данный материал предназначен для воспитателей детского сада, а также для всех тех, кто интересуется вопросами современного дошкольного образования....

Педагогический опыт работы на тему: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности»

Актуальность темы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического проц...