Доклад «Экспериментальная деятельность как средство познания окружающего мира» (Из опыта работы)
материал по окружающему миру
Исследовательская работа "Удивительные свойства воды"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_korobkova_v.docx | 21.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ Малоалабухский детский сад
Доклад
«Экспериментальная деятельность как средство познания окружающего мира»
Выполнила: Коробкова Валентина Анатольевна, воспитатель старшей разновозрастной группы
2021 год
С первых лет жизни малыш знакомится с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы, либо с помощью взрослого.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего нас мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Наблюдая окружающий мир, дети делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно - следственные связи.
Дети подмечают многое: особенности строения предметов, растений, животных, их поведение, настроение людей и т. д. Способность наблюдать окружающий мир - очень важное преимущество детства.
Одним из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я использую - опыты. Их провожу как на занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, бумагой, сахаром и др.
Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное ребята всё проделывают сами.
Так мы провели исследовательскую работу «Удивительные свойства воды» с воспитанницей старшей разновозрастной группы.
Ведь вода - это уникальная и жизненно - необходимая жидкость. Существование без нее на нашей планете было бы невозможным. Достаточно только взглянуть на нашу планету! Вода содержится в разных водоемах. Вода нужна не только человеку, но и животным, птицам, рыбам, растениям. Без воды не могут работать заводы и выпускать необходимую людям продукцию. Там, где нет воды или ее недостаточно, ее развозят на специальных машинах.
Считается, что вода относиться к неживой природе.
Цель: Изучение особенностей воды, её свойств и качеств, обогатить представления о воде как, о ценном продукте в жизни человека и не только.
Задачи: изучить свойства воды, провести опыты с водой, расширить знания о воде и её пользе.
Актуальность работы заключалась в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах. Выбрали воду, она вокруг нас повсюду.
Провели ряд опытов.
Опыт №1. «Есть ли у воды цвет?»
Цель: Познакомиться со свойством воды как прозрачность.
Оборудование: Два стакана, две ложки, вода, молоко.
Проведение опыта: Наливаю в один стакан воду, в другой стакан молоко, опустила ложки и увидела. В стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком не видна.
Вывод: Вода прозрачная, а молоко имеет белый цвет.
Опыт №2. «Есть ли у воды вкус?»
Цель: Узнать есть ли у воды вкус?
Оборудование: Вода, сок, стаканы, трубочки для коктелей.
Проведение опыта: Наливаю в стаканы сок, воду. Пробую через трубочку на вкус сок, затем воду.
Вывод: Вода не имеет вкуса.
Опыт № 3. «Есть ли у воды запах?»
Цель: Определить есть ли у воды запах?
Оборудование: Стаканы, вода, духи.
Проведение опыта: Наливаю в два стакана воду, и в один стакан капаю духи. Нюхаю стаканы и прихожу к такому мнению, что стакан с водой не имеет запаха.
Вывод: Вода не имеет запаха.
Опыт №4. «Умеет ли вода растворять?»
Цель: Определить одно из свойств воды как растворимость.
Оборудование: Стаканы, вода, сахарный песок, речной песок, ложки.
Проведение опыта: Наливаю воду в стаканы. В один стакан насыпаю сахарный песок, а во второй речной песок. Размешиваю ложками и вижу, что в стакане, где был сахарный песок, песок растворился. А в стакане с речным песком растворение не произошло.
Вывод: В воде одни вещества растворяются, а другие остаются не изменными.
Опыт№5. «Жидкая вода или нет?»
Цель: Определить одно из свойств воды как- текучесть.
Оборудование: Вода, большой и маленький стаканы.
Проведение опыта: Переливаю из большого стакана в маленький воду, и прихожу к выводу, что вода перетекает легко из одного сосуда в другой.
Вывод: Вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Опыт№6. «Может ли вода стать твёрдой?»
Цель: Определить когда вода превращается в лёд.
Оборудование: Замороженные кубики льда.
Проведение опыта: Налить воду в формочку и поставить в холодильник на некоторое время. Вода застыла - образовался лед. А в руках кубик льда тает и превращается вновь в воду.
Вывод: Вода может иметь твёрдое состояние путём заморозки, а в тепле тает.
Опыт №7. «Можно ли склеить бумагу водой?»
Цель: Узнать, можно ли склеить бумагу водой.
Оборудование: Тарелка с водой, два листа бумаги.
Проведение опыта: Беру два листа бумаги, прикладываю один к другому и пробую их сдвинуть так: один в одну, а другой в другую стороны. Затем смачиваю листы водой, прикладываю их друг к другу и слегка прижимаю. Пробую сдвинуть листы относительно друг друга, как в предыдущий раз.
Вывод: Вода обладает склеивающим действием.
Опыт №8. «Тонет - не тонет».
Цель: Проверить, какие из окружающих предметов тонут в воде, а какие остаются на ее поверхности.
Оборудование: Два стакана с водой, тарелка с предметами – деревянные палочки, карандаш, деревянная игрушка, монета, болт, камень.
Проведение опыта: По одному из предметов опускаю в воду и наблюдаю за происходящим.
Вывод: Одни предметы тонут, а другие нет (деревянные не тонут).
Опыт№9. «Животворное свойство воды».
Цель: Определить значение- животворное свойство воды.
Оборудование: Цветочный горшок, лейка с водой, засохший букет цветов.
Проведение опыта: Один букет цветов оставила без воды на несколько дней, а другой регулярно поливала.
Вывод: Без воды букет цветов засох, а который поливала, остался живой. Вода имеет животворное свойство. И человек тоже не сможет без воды.
Опыт № 10. «Движение воды в растениях».
Цель: Изучить условия окрашивания листьев в различные цвета.
Оборудование: Вода, два отростка комнатного растения (кислица), два стакана, гуашь красного и фиолетового цвета.
Проведение опыта: Помещаю отростки в стаканы с подкрашенной водой и оставляю на 15 дней.
Вывод: Стебельки и листочки окрасились в красный и синий цвета. Растения поглощают воду, и разноцветные краски находят свой путь через капилляры растения.
В ходе проведения серии опытов, воспитанница получила точные представления о свойствах воды, научилась строить причинно-следственные связи и делать самостоятельные выводы. И это самое главное, потому что по словам английского писателя Ральфа Уильяма Эмерсона «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и с...
Формирование и развитие познавательных интересов детей через опытно- экспериментальную деятельность при ознакомлении с окружающим миром. Из опыта работы кружка «Хочу все знать!»
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....
Формирование у детей дошкольного возраста навыков поисково-исследовательской деятельности как средство познания окружающего мира
Формирование у детей дошкольного возраста навыков поисково-исследовательской деятельности как средство познания окружающего мира...
«Способы организации опытно – экспериментальной деятельности как средства познания окружающего мира старших дошкольников».
способы организации опыино-экспериментальной деятельности старших дошкольников...
Перспективный план работы с детьми младшего, старшего дошкольного возраста по теме" Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"
Перспективный план работы с детьми по теме" Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"...
Опыт работы по теме: " Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"
Обобщение опыта работа по теме....