Экспериментальная и проектная деятельность как средство познания окружающего мира
презентация
Презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentalnaya_i_proektnaya_deyatelnost_kak_sredstvo_poznaniya_okruzhayushchego.pptx | 1.85 МБ |
poyasnenie_k_prezentatsii.docx | 17.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.
Цель: формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое познание.
Детское экспериментирование во многом похоже на научное, дети испытывают положительные эмоции от ощущения важности проделанной работы, получения видимых результатов, новой информации.
Задачи опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ
Методы и приемы опытно-экспериментальной деятельности Проблемно поисковой метод Наблюдение за объектом Опыты и эксперименты.
Фиксация результатов экспериментальной деятельности Графический Ментальный Практический
Экспериментирование один из самых эффективных способов познания закономерностей и явлений окружающего мира
«Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам» 2022г
Предварительный просмотр:
Слайд 2
Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку найти ответы на эти вопросы, самостоятельно, либо с помощью взрослого.
Основой познавательного ориентирования, является экспериментальная деятельность.Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Слайд 3
Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.
Слайд 4
Цель: формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое познание.
Слайд 5
Педагог работает в этом направлении во время проведения занятий НОД, на прогулках, тематических досугах, мотивирует к экспериментированию в самостоятельной деятельности. Для опытных исследований организуется предметно-пространственная среда: создаётся уголок исследований, центр экспериментирования или мини-лаборатория.
Слайд 6
Задачи опытно- экспериментальной деятельности:
Образовательные задачи: Формирование представлений о предметах и явлениях. Способность определять взаимосвязь между ними. Умения делать выводы.
Развивающие задачи: Развитие мыслительных способностей, визуального, слухового, сенсорного восприятия, внимания и памяти, речевых способностей, мелкой моторики и координации движений.
Воспитательные задачи: Воспитание усидчивости и аккуратности, умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.
Слайд 7
Среди приёмов и методов организации опытно-экспериментальной деятельности выделим актуальные для использования в дошкольном образовательном учреждении:
Проблемно-поисковый метод. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с педагогом у детей возникает мотивация к активному экспериментированию и стремление получить результат.
Наблюдения за объектом. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности у дошкольников.
Опыты и эксперименты. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая к периоду старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.
Слайд 8
Занятие опытно-экспериментальной направленности в детском саду строится с учётом возрастных особенностей детей в условиях временных рамок по нормам САНПиН:
младшая группа — 15 минут;
средняя группа — 20 минут;
старшая группа — 25 минут;
подготовительная группа — 30 минут.
Слайд 9
Фиксация результатов практического исследования или наблюдения является обязательным этапом опытно-экспериментальной деятельности. Приучать детей к фиксированию нужно постепенно, поскольку этот вид работы считается сложным для дошкольников. А необходим этот этап для того, чтобы результаты экспериментирования запечатлелись в памяти воспитанников (зрительной, сенсорной, слуховой, двигательной, обонятельной).
Способы фиксация результатов детского экспериментирования:
Графический. Простейший способ фиксации результатов наглядно при помощи готовых форм: карточки, картинки, графические схемы, фотографии, объёмные изображения, аудиозаписи. Этот способ можно применять в экспериментировании с детьми 3–4 лет, предлагая выбрать им из нескольких готовых форм ту, которая представляет собой изображение результатов практической работы на текущем занятии. С воспитанниками средней группы используются простые графические схемы или мнемокарты.
Ментальный ребёнок рассказывает о результатах практического исследования. Ментальный способ применяется в работы с детьми средней группы: воспитанники формируют умение самостоятельно проговаривать итоги эксперимента, сравнивают их с результатами подобных опытов, проводимых ранее. Старшие дошкольники во время ментальной фиксации совершенствуют умение обобщать и систематизировать знания об объектах.
Практический. Заключается в фиксировании результатов экспериментирования на бумаге — зарисовыванием или записыванием. В работе с дошкольниками чаще используется схематическое зарисовывание и зарисовывание условными символами. С этой целью дети ведут дневники наблюдений, журналы опытов, заполняют карточки экспериментов. Записывание рассказа о результатах практического исследования в детском саду осуществляет воспитатель со слов детей, например, для закрепления отчёта о проделанной работе в журнале группы, на стенде в уголке познания.
Слайд 10
Известно, что ознакомление с каким–ни будь предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Китайская пословица гласит «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира. Разве есть способ более наглядно, доступно познакомить дошкольника с окружающим миром. Экспериментирование один из самых эффективных способов познания закономерностей и явлений окружающего мира.
Слайд 11 «Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и с...
"Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира"
Познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования....
Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира.
Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возра...
Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира
Экспериментирование - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира....
Формирование у детей дошкольного возраста навыков поисково-исследовательской деятельности как средство познания окружающего мира
Формирование у детей дошкольного возраста навыков поисково-исследовательской деятельности как средство познания окружающего мира...
«Способы организации опытно – экспериментальной деятельности как средства познания окружающего мира старших дошкольников».
способы организации опыино-экспериментальной деятельности старших дошкольников...
Доклад «Экспериментальная деятельность как средство познания окружающего мира» (Из опыта работы)
Исследовательская работа "Удивительные свойства воды"...