Экспериментальная и проектная деятельность как средство познания окружающего мира
презентация

Здвижкова Татьяна Александровна

Презентация

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экспериментальная и проектная деятельность как средство познания окружающего мира Воспитатель 1-й квалификационной категории Здвижкова Т.А. Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т . Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области структурного подразделения «Детский сад «Солнышко»

Слайд 3

Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.

Слайд 4

Цель: формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое познание.

Слайд 5

Детское экспериментирование во многом похоже на научное, дети испытывают положительные эмоции от ощущения важности проделанной работы, получения видимых результатов, новой информации.

Слайд 6

Задачи опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ

Слайд 7

Методы и приемы опытно-экспериментальной деятельности Проблемно поисковой метод Наблюдение за объектом Опыты и эксперименты.

Слайд 9

Фиксация результатов экспериментальной деятельности Графический Ментальный Практический

Слайд 10

Экспериментирование один из самых эффективных способов познания закономерностей и явлений окружающего мира

Слайд 11

«Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам» 2022г



Предварительный просмотр:

Слайд 2

Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку  найти ответы на эти вопросы, самостоятельно, либо с помощью взрослого.

Основой познавательного ориентирования, является экспериментальная деятельность.Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Слайд 3

Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.


Слайд 4

Цель: формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое  познание.

Слайд 5

Педагог работает в этом направлении во время проведения занятий НОД, на прогулках, тематических досугах, мотивирует к экспериментированию в самостоятельной деятельности. Для опытных исследований организуется предметно-пространственная среда: создаётся уголок исследований, центр экспериментирования или мини-лаборатория.

Слайд 6

Задачи опытно- экспериментальной деятельности:

Образовательные задачи: Формирование представлений о предметах и явлениях. Способность определять взаимосвязь между ними.  Умения делать выводы.

Развивающие задачи: Развитие мыслительных способностей, визуального, слухового, сенсорного восприятия, внимания и памяти, речевых способностей, мелкой моторики и координации движений.

Воспитательные задачи: Воспитание усидчивости и аккуратности, умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.

Слайд 7

Среди приёмов и методов организации опытно-экспериментальной деятельности выделим актуальные для использования в дошкольном образовательном учреждении:

Проблемно-поисковый метод. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с педагогом у детей возникает мотивация к активному экспериментированию и стремление получить результат.

Наблюдения за объектом. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности у дошкольников.

Опыты и эксперименты. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая к периоду старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.

Слайд 8

Занятие опытно-экспериментальной направленности в детском саду строится с учётом возрастных особенностей детей в условиях временных рамок по нормам САНПиН:

младшая группа — 15 минут;

средняя группа — 20 минут;

старшая группа — 25 минут;

подготовительная группа — 30 минут.

Слайд 9

Фиксация результатов практического исследования или наблюдения является обязательным этапом  опытно-экспериментальной деятельности. Приучать детей к фиксированию нужно постепенно, поскольку этот вид работы считается сложным для дошкольников. А необходим этот этап для того, чтобы результаты экспериментирования запечатлелись в памяти воспитанников (зрительной, сенсорной, слуховой, двигательной, обонятельной).

Способы фиксация результатов детского экспериментирования:

Графический. Простейший способ фиксации результатов наглядно при помощи готовых форм: карточки, картинки, графические схемы, фотографии, объёмные изображения, аудиозаписи. Этот способ можно применять в экспериментировании с детьми 3–4 лет, предлагая выбрать им из нескольких готовых форм ту, которая представляет собой изображение результатов практической работы на текущем занятии. С воспитанниками средней группы используются простые графические схемы или мнемокарты.

Ментальный  ребёнок рассказывает о результатах практического исследования. Ментальный способ применяется в работы с детьми средней группы: воспитанники формируют умение самостоятельно проговаривать итоги эксперимента, сравнивают их с результатами подобных опытов, проводимых ранее. Старшие дошкольники во время ментальной фиксации совершенствуют умение обобщать и систематизировать знания об объектах.

Практический. Заключается в фиксировании результатов экспериментирования на бумаге — зарисовыванием или записыванием. В работе с дошкольниками чаще используется схематическое зарисовывание и зарисовывание условными символами. С этой целью дети ведут дневники наблюдений, журналы опытов, заполняют карточки экспериментов. Записывание рассказа о результатах практического исследования в детском саду осуществляет воспитатель со слов детей, например, для закрепления отчёта о проделанной работе в журнале группы, на стенде в уголке познания.

Слайд 10

Известно, что ознакомление с каким–ни будь предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Китайская пословица гласит «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира. Разве есть способ более наглядно, доступно познакомить дошкольника с окружающим миром. Экспериментирование один из самых эффективных способов познания закономерностей и явлений окружающего мира.

Слайд 11 «Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и с...

"Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира"

  По­знание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в про­цессе опытнической деятельности и экспериментирования....

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира.

Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного,  так и общего психического развития детей дошкольного возра...

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира

Экспериментирование - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира....

Формирование у детей дошкольного возраста навыков поисково-исследовательской деятельности как средство познания окружающего мира

Формирование у детей дошкольного возраста навыков поисково-исследовательской деятельности как средство познания окружающего мира...