КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕМА: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ»
календарно-тематическое планирование по окружающему миру на тему
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ТЕМА: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_raboty_po_ekologii.docx | 50.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №359»
городского округа Самара
─────────────────────────────────────────────
443087, г.Самара пр.Карла Маркса,340 тел.953-07-35; 956-22-15
e-mail: mbdou359@mail.ru ИНН 6319057323 КПП 631901001
ОГРН 1036300887204
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ТЕМА: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ»
Составитель:
воспитатель
Яковлева Н.П.
Пояснительная записка
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения экологической культуры, экологического мышления, экологического сознания, экологически оправданных отношений с природой у всех людей.
Законодательная база, которой руководствуются дошкольные образовательные учреждения, возводит экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.
В процессе ознакомления с окружающим миром ребенок знакомится с природой; с растениями, выращенными дома, в группе детского сада, на улице. С самого раннего возраста у детей формируется отношение к природе и растениям: либо умение видеть прекрасное и личные усилия в преобразовании окружающего мира, либо потребительское отношение. Дети очень тонко замечают то, что для взрослых уже привычно, и радуются, увидев что-то новое, тем более, если результат достигнут их трудом. Вырастить рассаду цветов, высадить ее на клумбу, а осенью увидеть цветущие растения – такой результат научит ребенка уважать не только свой, но и чужой труд.
Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведения в природе.
Благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих ответственное (осознанно-правильное) отношение к состоянию окружающей среды.
Комплекс взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка включает:
- Формирование системы элементарных научных экологических знаний особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, о приспособительных зависимостях существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязях внутри природных сообществ.
- Развитие познавательного интереса к миру природы.
- Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
- Воспитание гуманного, бережного отношения к миру природы, развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними.
Формирование элементарных экологических представлений дошкольников осуществляется в процессе разнообразных видов детской деятельности. В этом возрасте дети с интересом познают окружающий мир. В работе с детьми используются разные методы обучения: словесные, наглядные, практические, игровые и т. д. Знакомить с различными закономерностями и взаимосвязями в окружающем мире лучше всего в естественных природных условиях: через свои ощущения, используя все анализаторы, ребенок сможет более полно ощутить мир звуков, красок, запахов.
Задачи в работе педагога углубленно занимающегося экологическим воспитанием:
1. Расширять и уточнять представления детей о природе;
2. Закреплять умение наблюдать;
3. Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях;
4. Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад»;
5. Продолжать знакомить с комнатными растениями;
6. Закреплять умение ухаживать за растениями;
7. Рассказать детям о способах вегетативного размножения растений;
8. Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека;
9. Закреплять умение ухаживать за обитателями уголка природы;
10. Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовиться к зимней спячки;
11. Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках;
12. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
13. Показать детям взаимосвязь живой и неживой природы;
К концу года дети должны:
1. Знать основные классы животных (звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные)
2. Знать представление домашних и диких животных;
3. Знать трудовые умения и навыки по уходу за обитателями уголка природы;
4. Уметь различать и называть растения ближайшего окружения;
5. Уметь различать и называть комнатные растения;
6. Знать трудовые умения и навыки по уходу за комнатными растениями;
7. Знать растения различных климатических зон;
8. Знать представления о сезонных изменениях в неживой природе;
9. Знать значения и правила поведения в природе;
Занятия проводятся один раз в неделю по 15-25 минут (в зависимости от возраста).
Литература:
- С.Н. Николаева «Юный эколог» - М. Мозайка-синтез, 2010.
- С.Н. Николаева « Воспитание экологической культуры в дошкольных учреждениях» - М. Новая школа, 1995.
- Л.П. Молодова « Игровые экологические занятия с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.
- Л.П. Молодова « Экологические праздники с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.
- Н.А. Рыжова « Не просто сказки» - М. « Линка – пресс», 2002.
- С.А. Козлова « Мой мир» - М. « Линка – пресс», 2000.
Календарно-тематический план
«Экологическое развитие и воспитание»
детей младшей группы
Месяц | Название тем | Новые знания | Средства обучения |
Сентябрь | Мишка в уголке природы | Комнатные растения. Аквариум (гуппи, корм, улитки) | Наблюдения, рассматривание, чтение стихов. Показ способов действия. |
Октябрь | Осень. Овощи-фрукты. Листья-деревья. Птицы, которые остаются с нами. | Вкус овощей и фруктов (кислый, горький, соленый, соленый), разные формы, цвета. Разноцветные листья. Клен-дуб. Оперенье, полет. Перышко, кормушки. Сравнение птицы и самолета, нахождение общего и разного, живая и неживой. Воробей, ворона. | Наблюдение листопада. Рассматривание иллюстраций. Сбор гербария. Стихи об осени. Дидактические игры. Чтение: «Гадкий утенок», «Лягушка путешественница». Наблюдения, рассматривание иллюстраций |
Ноябрь | Лес. Кто как готовится к зиме. Зимний сон природы. Сны людей. | Линька зайца и белки. Нора, берлога. Запасы, спячка, детеныши. Лес засыпает, Почему, зачем? О зиме, как о времени года. Накопление сил для новой жизни. Отдых, сон, сновидения. | Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры. Сказки: «Лиса и заяц», «Попрыгунья стрекоза» Наблюдения. Сочинительство сказок «Сон природы». Чтение: «Тихая сказка». Стихи о зиме. Приметы. |
Декабрь | Зимние сказки. Законы природы в сказках. Новый год. | Почему волк остался без хвоста? Кто глупее, кто хитрее? Добро-зло. Добрые поступки. Кормление птиц, дружба, помощь. Подарки зимы. Что такое желание, мечта? Кто такой Дед Мороз? | Сказки: «Морозко», «Лиса и волк», Обсуждение сказок. Показ кукольного спектакля. Наблюдение за льдом и его свойствами. Подготовка к празднику, разучивание стихов. Составление писем Деду Морозу. |
Январь | Небо. Солнце (зависимость человека от солнца). Как зимуют птицы. Сравнение с домашними птицами. | Где солнце спит, просыпается? Что нам дарит солнце (тепло, добро, радость, жизнь). Ворона- каркает, трещит. Синица- клюет сало, раскачивается на ветке. Снегирь выклевывает семечки. Чем питаются домашние птицы? Кто кормит птиц? Могут ли они прожить без помощи человека? | Рассматривание иллюстраций. Сказка «Краденное солнце». Дидактические игры. Наблюдения. Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры на классификацию. Рассказы воспитателя, чтение художественной литературы. Стихи. Беседы о прочитанном. |
Февраль | Заключительная беседа о зиме. Праздник масленицы. Посадка лука. | Отличительные особенности зимы. Зимние забавы, развлечения. Жизнь животных и растений в зимний период. Блины, масленица- кто это? Русские обычаи, гуляния (корешки, земля, полив). | Дидактические игры на обобщение. Отгадывание загадок. Рассматривание картин, иллюстраций. Песни, стихи, заклички о солнце, о празднике. Рассказ воспитателя. Практические действия. |
Март | Холодное и горячее сердце. Женский день. Пробуждение природы (животные, растения). | Сердечная доброта, забота, тепло от солнца, тепло от сердца. Снеготаяние. Вода- воздух. Вестники весны. Детеныши животных. | Сказка: «Снежная королева». Разучивание стихов о маме. Изготовление подарков. Наблюдения. Рассматривание. Дидактические игры. Чтение сказок изготовление корабликов. |
Апрель | Весенние чудеса. Вода для человека, животных, растений. Муравей труженик ( насекомые) | Солнце-вода. Показ взаимосвязей. Птенцы. Саженцы, ростки. Набухание почек. Насекомые: муравей, паук, паутина, бабочка, ползают, летают, прыгают. Где живут? | Опыты. Наблюдения, дидактические игры, ведение дневника наблюдений. Сказка: «Как муравей домой спешил» Дидактические игры. Наблюдения. |
Май | Весна-красна. Кто живет в воде. | Цветы, радуга, голубое небо, дождь, природная красота, одуванчики. Озеро, река, океан, рыбы, дельфины, водные растения, волны. | Дидактические игры, беседы, наблюдения, рассматривание, сравнение. Рассматривание иллюстраций, чтение: « Сказка о рыбаке и рыбке» дид. игры. |
Календарно-тематический план
«Экологическое развитие и воспитание»
детей средней группы
Месяц | Название тем | Новые знания | Средства обучения |
Сентябрь | Мониторинг и диагностика детей | Знакомство с экологическим уголком группы | Показ, рассматривание, рассказ воспитателя, беседы, игры |
Октябрь | Краски осени. Что нам осень подарила. | За что мы благодарим цветы и листья. Знакомство с цветовой гаммой. Словарь: баклажан, патиссон, золотая, урожай. | Наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций, чтение сказки «О мышке и трех серебряных листочках» Игры: «Чудесный мешочек», «что пропало», «узнай на вкус», «с какого дерева листок». |
Ноябрь | Куда улетают птицы. Жизнь леса в предзимье. | Названия стран: Африка, Австралия, Китай, глобус, стая, клин. О подготовке диких животных к зиме, названия жилищ, запасы, линька, природа засыпает. | Иллюстрации, рассказы, сказки «Соловей». Дидактические игры Сказка «Маша и медведь», «Серый волк и Иван царевич». Иллюстрации, беседы, дид. игры. |
Декабрь | Встреча зимы. Зимние сказки. | О значении снежного покрова для природы. Особые приметы зимой. Зимняя спячка, снежная вьюга. | Наблюдения в природе, иллюстрации, игры-забавы, игры, чтение сказок « Зимовье зверей», «Морозко», «Волк и лиса». |
Январь | Знакомство с волками. | Повадки, образ жизни, польза, вред, вожак, логово, хищник, добыча, пасть. | Иллюстрации, Сказки «Волк и семеро козлят», «Волчишко», дид. Игры. |
Февраль | Органы чувств. Как много интересного бывает зимой. | Мимика человека, гигиена, вкус: сладкий, горький, вкусный, ; веселый, печальный, грустный, удивленный. Состояние воздуха, солнце источник света и тепла, растительный и животный мир. | Зеркало, иллюстрации на разные мимические состояния, дид. Игры. Иллюстрации, наблюдения, игры. |
Март | К нам весна шагает. Животный мир весной. | Ледоход, капель, кучевые облака, снеготаяние, проталина, подснежники, детеныши, пробуждение, линька. | Наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций, сказки «Весенняя история», «Финист- ясный сокол», дид игры. |
Апрель | Водный мир. Оживление природы, насекомые. | Водоворот, океан, волна, водные растения, жители озер. Почки, польза от насекомых, проращивание, росток, | Иллюстрации, беседы, сказка «О рыбаке и рыбке», дид. Игры. Наблюдения, иллюстрации, сказки «Петушок и бобовое зернышко», «Приключения, муравья» |
Май | Солнце и времена года. | О зависимости жизни природы от солнца, об изменении солнца в течении года, как меняется жизнь людей, животных, растений, в течении года. | Иллюстрации, «Времена года», приметы, наблюдения за солнцем, дид. Игры. |
Календарно-тематический план
«Экологическое развитие и воспитание»
детей старшей группы
Месяц | Название тем | Новые знания | Средства обучения |
Сентябрь | Растения летом и осенью. | Приспособления плодов и семян к распространению. Почему растения и животные взаимосвязаны? | Вопросы, беседы, иллюстрации, доказательства. |
Октябрь | Осень. Перелетные птицы. Последние цветы и листья. | Признаки осени, изменения в природе, продолжительность дня и ночи, изменение температуры, туман, роса. Отлет птиц, почему? Зачем? Как узнают что надо улетать? Прекращение роста растений, листопад, заморозки, отмирание верхних частей растений, прилет зимующих птиц. | Наблюдение признаков осени, сказки «Серая шейка», « Ушинский детям», опыты, выводы. Наблюдения, чтение «Путешествие Нильса с дикими гусями» Составление гербария, дид. игры. |
Ноябрь | Лес в предзимье. Кто в озере живет. | Снежный покров для зимы, как животные готовятся к зиме, птицы ближе к человеку. Жизнь водных обитателей, в зимний период. Лед, лунка, воздух, холод, корм. | чтение «Времена года» Рассматривание иллюстраций, дид. Игры, наблюдения, создание книжек – самоделок, Рассматривание картинок, работа с дид. пособиями, чтение рассказов. |
Декабрь | Зимняя сказка. Новый год. | Природа зимой, хлопья, кружатся, метель, вьюга, поземка, природное равновесие, доброта природы – доброта человека. Театрализованная деятельность, мимика, жесты, речь. | Наблюдения, чтение «Двенадцать месяцев» обсуждение, « Госпожа метелица», беседа. Разучивание стихов, плясок, песен, сказок, составление писем Деду Морозу. |
Январь | Спасены человеком. Зима в лесу и в городе. | Красная книга, редкие растения, вымирание, помощь, взаимопомощь. Снегопад, сугробы, снегоуборочная машина, гололед, труд людей, следы животных и человека. | Иллюстрации, составление своей красной книги, беседы, рассказ воспитателя. Наблюдения, беседы, иллюстрации, дид. игры, зарисовки, отгадывание загадок, ребусов. |
Февраль | Планета Земля наш общий дом. Посадка лука, семян. | Дом, город, страна, планета. Царство – природы, наблюдение царств в жизни. Чем дом человека похож на дом природы. Семена, луковица, уход за комнатными растениями и за посадками. | Чтение «Самая старая сказка», наблюдения, сравнения, нахождение взаимосвязей, как человек зависит от природы, рассматривание глобуса, карты. Наблюдения, практические действия, опыты, ведение дневника наблюдений. |
Март | Доброта сердца. День рождения весны. Живая вода. | О красоте, доброте сердца человека и природы. Забота – оберегание. Детеныши, млекопитающие, снеготаяние, увеличение дня, ручьи, ледоход, ростки, почки, гнездование птиц, Вода в жизни растений, животных, человека, рост комнатных растений. | Дид.игры, изготовление подарков, разучивание стихов, наблюдения. Наблюдения, ведение дневников, рассматривание картин, опыты, дид. игры, рассказ воспитателя. |
Апрель | Небо, космос. Насекомые и птицы. | Кто живет в небе? Есть ли у неба конец? Солнечная система, планеты, как небо связано с землей Сравнение цветов, польза и вред майского жука, сравнение с божьей коровкой, как птицы узнали что надо прилететь, птенцы, муравейник, санитары леса. | Дид. Игры, чтение научной литературы, рассматривание атласа, зарисовки, наблюдения. Отгадывание загадок, вопросы – ответы, доказательства, беседы, дид. игры |
Май | Планета, будущего, карта и глобус. Обобщение | Природные зоны, условные обозначения, кому нужна карта, кто пользуется глобусом. Зависимость жизни, здоровья от состояния природы, как меняется жизнь людей, животных, растений, в течении года | Рассматривание карты и глобуса, чтение научной литературы, практические действия. Иллюстрации, приметы, наблюдения дид. игры, труд в природе. |
Календарно-тематический план
«Экологическое развитие и воспитание »
детей подготовительной группы
Месяц | Название тем | Новые знания | Средства обучения |
Сентябрь | Наш дом природа Жизнь осеннего леса. | Отличать живую и неживую природу. Искусственные природные объекты у нас дома. Лес - природное сообщество. Листья - часть листа, причины листопада. | Наблюдения. Рассматривание картин. Сравнение. Рисование дидактической игры. Обследование, дидактические игры, беседы, рассматривание, рисование. |
Октябрь | Беседа о птицах. Золотая осень. Левитан. Ледяная зона. | Причины перелетов птиц, перелетные, кочующие, зимующие. Строение птиц. Восприятие пейзажной живописи. Животные Арктики и Антарктики, приспособление, особенности к природной среде. | Разучивание стихотворений, рассматривание. Загадки, беседы, дидактические игры. Рассказ воспитателя о художнике, рассматривание картин, рисование. Рассматривание глобуса, рассказ воспитателя, дидактические игры, отгадывание кроссвордов, рассматривание животных, птиц, природной зоны. |
Ноябрь | Проводы осени. Растительный и животный мир тундры. Обитатели водоемов. | Обобщение знаний об осеннем периоде. Природные условия тундры, полярная ночь, полярный день, взаимосвязи между климатическими условиями и состоянием природы, Подводное царство, названия рыб, польза, их жизнь под водой. | Беседа, разгадывание загадок, кроссвордов, рисование, дид.игры, . Рассматривание карты, дид. Игры, рассказ воспитателя, иллюстрации. Чтение книг, загадки, инсценировка сказки « По щучьему велению». |
Декабрь | У кого какой дом. Лесная зона. | Природные сообщества, (лес, луг, водоем), зависимость состояния природы от внешних условий. Зона лесов (тайга, лиственный лес) приспособление растений животных, выстраивание пищевых цепочек. | Беседы, работа с моделями, дид. Игры, кроссворды, рассматривание картин. Беседа, рассказ воспитателя, составление пищевых цепочек, составление коллективного рассказа. |
Январь | Зима красавица. Степная зона. | Обобщающая беседа. Растения и животные степной зоны, приспособления к условиям жизни, их, особенности, выстраивание пищевых цепочек. | Чтение сказки «Морозко», опыты, дидактические игры. Рассматривание картин, беседы, чтение, рассказ воспитателя, отгадывание загадок, построение пищевых цепочек. |
Февраль | Беседа о комнатных растениях. Зона пустынь. | Определять по описанию правила ухода за определенными растениями. Климат пустыни, растительный и животный мир, приспособление, особенности обитателей пустыни. | Дидактические игры, беседа, соревнования между командами. Рассматривание картин, рассказ воспитателя, загадки, опыты, работа с моделями. |
Март | Значение животных в жизни человека. Взаимосвязи в природе. | Роль животных в обеспечении жизнедеятельности человека. Защита животных. Составление пищевых цепочек, представления о взаимосвязях существующих в природе. | Отгадывание загадок, рассказ воспитателя, рассматривание картин, дид. Игр. Чтение сказки «Старик и сова», беседа, рассказ воспитателя, индивидуальные задания, связь растений и животных. |
Апрель | Весна красна. Первоцветы. Зона джунглей. | Определять деревья по их описанию, перелетные птицы, первоцветы, почки, оживление, верба, чудодейственная. Природные условия джунглей, климат, растения и животные, (хобот, бивни, влажный, экватор, муравьед). | Выполнение заданий, дид. Игры, наблюдения, рассматривание живых объектов. Рассматривание карты, глобуса, загадки, знакомство с животными, дид. Игры, иллюстрации. |
Май | В гостях у пчелки. Викторина. | Приспособление пчелы к окружающей среде, продукты пчеловодства, нектар, соты, улья, пыльца, яд, жало. Охрана природы, поведение в природе, понимание связей существующих в природе (дикорастущие, культурные, фильтрация) | Рассказ воспитателя, рассматривание картин, беседа, вопросы и ответы. Задания воспитателя по командам и индивидуально. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по теме: «Экологическое развитие и воспитание»
Пояснительная запискаСовременные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения экологической культуры, экологического мышления, экологического со...
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе/ Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе (дети от 4 до 7 лет)Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)...
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппе Вид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппеВид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)...
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности. Вид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)».
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в средней подгруппе, старшей подгруппеВид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)»...
Календарно-тематическое ежедневное планирование. Тема: "Мы друзья зимующих птиц" в подготовительной группе
Календарно-тематическое ежедневное планирование в подготовительной группе на тему: " Мы друзья зимующих птиц"...
Календарно-тематическое ежедневное планирование Тема: "Транспорт"
Календарно-тематическое ежедневное планирование тема:"Транспорт"...
Календарно-тематическое ежедневное планирование. Тема: "Добрые пожелания в день рождения" в подготовительной группе
календарно-тематическое ежедневное планирование. Тема: " Добрые пожелания в день рождения" в подготовительной группе....