Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе "Волшебные свойства воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Данное занятие позволит расширить и закрепить представления детей о свойствах воды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ООД по познавательному развитию "Волшебные свойства воды" | 28.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе: «Волшебные свойства воды»
Воспитатель: Долгова О.Н
Интеграция образовательных областей «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) и «Речевое развитие».
Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.
Основные задачи:
1.Образовательные :
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу свойств воды;
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – вводить в словарь детей существительные: лаборатория, опыты, оборудование .
помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, впитывается, растворяет;
развитие связанной речи – вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;
2.Развивающие :
Способствовать развитию любознательности;
Развивать внимание детей;
Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.
3.Воспитательные :
Продолжать воспитывать культуру поведения;
Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;
Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.
Оборудование и материалы:
-письмо от почтальона, карточки с загадками, «капельки». Раздаточный материал на каждого ребёнка: белые халаты, лоток для раздаточного материала, одноразовые, прозрачные стаканчики с водой, салфетки, апельсиновый сок, молоко, соломинки для коктейля, ведерко.
Место проведения - групповое помещение.
Предварительная работа: Занятия по блоку «Вода», Беседа с детьми о значении и свойствах воды, просмотр фильма: «Урок чистой воды», сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, рисование на тему: «Море и его обитатели», проведение отдельных опытов с водой. Чтение сказки «О рыбаке и золотой рыбке». Просмотр мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена чистят речку»
Методические приемы:
Беседа;
Вопросы;
Совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность);
Загадки;
Сюрпризный момент,
Игра.
Ход занятия:
I.Первая часть: (информационно-познавательная)
Дети стоят полукругом в группе.
Приветствие гостей.
В группу заходит почтальон и приносит письмо.
Воспитатель открывает и читает письмо:
«Здравствуйте, ребята! Я Великий учёный. Слышал, что вы много знаете и умеете. Злой волшебник запер в волшебной коробке мои сокровища. Коробка откроется только тогда, когда вы разгадаете секреты, ответите на все вопросы и соберете все волшебные «капельки». Торопитесь, у вас мало времени. Если успеете, сокровища будут ваши. Удачи!»
- Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей)
-Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал.
- Где работают ученые? (в научной лаборатории)
-Я предлагаю вам тоже ненадолго стать учёными.
- Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?
(быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)
Ну что ,ребята, поможем учёному найти сундук с сокровищами и открыть его?
Тогда нам нужно отправиться в волшебную лабораторию, но для начала нужно отгадать загадку.
Загадка:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (глобус)
- А что такое глобус?
(Глобус – это модель Земли).
Дети подходят и становятся полукругом возле стола, на котором стоит глобус, накрытый тканью.
- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
- Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (синий, желтый, зеленый, коричневый) .
- А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим? (леса, горы, пустыни, моря и реки)
- А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?
(Значит, что воды больше)
- Да, ещё в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем, воды и мы с вами в этом убедились.
- В каком виде встречается вода в природе? На этот вопрос помогут нам ответить загадки.
В: Я читаю загадку, а вы показываете иллюстрацию с отгадкой (картинки – отгадки вывешиваются на мольберт).
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь это-… (дождь)
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые… (снежинки)
Сверху одеяло
На землю упало,
Самой лучшей ваты
Мягче и белей.
Травкам и козявкам,
Всем зверушкам малым
Спать под одеялом
До весенних дней. (снег)
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет-
Гвоздь упадет. (сосулька)
Не колючий, светло-синий,
По кустам развешан… (иней)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошел искать их днем
Ищем, ищем – не найдем. (роса)
Пушистая вата – плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака)
По небесам оравою,
Бегут мешки дырявые,
И бывает иногда
Из мешков течет вода.
Спрячемся получше,
От дырявой… (тучи)
Прозрачен, как стекло
А не вставишь в окно. (лед)
- Что объединяет все наши отгадки? (Это вода.)
-Как вы уже знаете, вода может быть в разных состояниях. Каких? (ответы)
- Правильно, она может быть жидкой, твердой и газообразной.
- Сейчас мы продолжим с вами разговор о воде.
Вода – чудо природы. Благодаря ее волшебным свойствам ни одно существо не обходится без воды.
Без пищи мы можем прожить 3-4недели.
Без воды человек может прожить не больше 3-4 суток.
( За правильные ответы дети получают капельку)
Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
И сейчас мы с вами как настоящие ученые будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого вам необходимо занять свои рабочие места.
(Дети рассаживаются по два человека за один стол.)
- Приступим к нашему исследованию.
Опыт №1. «Вода - жидкость».
Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет, льется и растекается. Почему вода растеклась по нашему блюдечку. (ответы детей).
Совершенно верно. Если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.
Вывод: вода – жидкость. ( после каждого опыта дети получают «капельки»)
Опыт№ 2. «Вода бесцветная»
- А сейчас возьмите стаканчики с водой с молоком.
- Какого цвета молоко? (белого). А можно ли сказать про воду, что она белого цвета? (ответы детей)
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.
Ребята, поставьте стакан с водой на картинку, видно её? Теперь поставьте стакан с молоком. Что вы обнаружили?
Вывод: вода – прозрачная жидкость.
Опыт № 3. «Вода не имеет запаха».
- Ребята, понюхайте воду и скажите, чем пахнет.
(У воды нет запаха).
- Понюхайте стакан с соком (апельсиновый).
Ребята, вода не имеет запаха, если она чистая. А вода из водопроводного крана может иметь запах, т.к. её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт № 4. «Вода не имеет вкуса».
- Ребята, попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус? (Нет).
- А теперь попробуйте сок. Есть ли у него, вкус? (Да).
Вывод: Вода не имеет вкуса.
- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)
Физ. минутка. Пластический этюд “Ходят капельки по кругу”
В: Я буду мама Тучка, а вы мои дети - капельки. Вам пора отправляться в путь.
( звучит «Солнечная капель» муз. С. Соснина).
Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла- текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх, испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке.
- Отдохнули, ребята?
Опыт 5. Способность воды отражать предметы.
- Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)
- Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)
- А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.)
- Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)
Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.
III часть. Подведение итогов.
В: Что вы узнали о воде? Какими свойствами обладает вода. Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с водой. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня , вы расскажете своим друзьям и родителям. Ребята, посмотрите, мы собрали все «капельки».
Дети подходят к сундуку, на котором лежит записка:
Дорогие, ребята! Я рад за вас! Вы все справились с моими заданиями, раскрыли все секреты воздуха, вам удалось собрать все «капельки» и за это я вас награждаю своими сокровищами. Для того, чтобы коробка открылась, нужно сказать волшебные слова: «Рабле - крабле, бум!» (дети открывают коробку и находят в ней сюрприз).
Воспитатель благодарит всех детей за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия Непрерывная образовательная деятельность по познавательному развитию (экологическое воспитание) «Удивительные свойства воды» Старший возраст ( с использованием метода обучения в сотрудничестве Технологии: игровая, исследовательская)
В данной работе представлен материал по ознакомлению детей старшего возраста со свойствами воды....
Конспект НОД познавательное развитие (экологическое воспитание) "Удивительные свойства воды" в старшей группе
Конспект НОД познавательное развитие (экологическое воспитание) «Удивительные свойства воды» в старшей группе Задачи:Образовательные:1. Познакомить детей со свойствами воды: без цвета...
Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Удивительные свойства воды» ( для детей старшего дошкольного возраста)
Цели: формирование экологической культуры детей;воспитание бережного отношения к воде.Задачи:образовательные:познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса;совершен...
КОНСПЕКТ ООД по познавательному развитию в старшей группе. «СВОЙСТВА БУМАГИ».
Цель: Расширение и закрепление представлений о свойствах бумаги.Программные задачи:Обучающие: систематизировать знания детей о свойствах бумаги, ее видах и назначении.Развивающие: разв...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Волшебница - вода»
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного; дать детям представление о роли воды в жизн...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Волшебница вода»
Обогатить представление детей о свойствах воды....
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Волшебница – вода».
Цель: Расширить знания детей о воде и ее свойствах.Образовательные: Закрепить с детьми некоторые свойства воды: текучесть, отсутствие цвета, запаха, формы, вкуса),Познакомить с новым с...