Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Где вода?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
«Где вода?»
Цель: развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство с песком и глиной.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость), помочь определить, что песок и глина по-разному впитывают воду;
- подводить детей к ответу полными предложениями;
- формировать навыки проведения опытов.
Развивающие:
- развивать у детей познавательную активность,
любознательность;
- развивать навыки речевого общения, обогащать словарный запас;
Воспитательные:
- воспитывать у детей желание включаться совместно с взрослым в предложенную работу;
- приобщать детей к общепринятым правилам взаимоотношений;
- воспитывать желание работать друг с другом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_poznavatelnomu_razvitiyu_v_starshey_gruppe.docx | 23.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
«Где вода?»
Цель: развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство с песком и глиной.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость), помочь определить, что песок и глина по-разному впитывают воду;
- подводить детей к ответу полными предложениями;
- формировать навыки проведения опытов.
Развивающие:
- развивать у детей познавательную активность,
любознательность;
- развивать навыки речевого общения, обогащать словарный запас;
Воспитательные:
- воспитывать у детей желание включаться совместно с взрослым в предложенную работу;
- приобщать детей к общепринятым правилам взаимоотношений;
- воспитывать желание работать друг с другом.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование: песок и глина, тетрадные листы, лупы, резиновая трубочка, иллюстрация пустыни, прозрачные стаканчики, вода, трехлитровая банка, веточки, влажные салфетки.
Содержание организованной образовательной деятельности
1.Организационный момент
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
2.Основная часть
Методические приемы
Мы пришли в лабораторию, где нас ждут новые и интересные открытия. Проходите, садитесь за столы. (Раздается голос).
Буратино: А про меня- то вы забыли? А я спешил к вам.
Воспитатель: Ребята, кто это может быть (Ответы детей)
Буратино: Да это я, Буратино. Я давно наблюдаю за вами, как вы занимаетесь интересно, как много открытий вы делаете. Шел я к вам в гости и нашел два мешочка, а что в них не знаю. Помогите мне разобраться.
Воспитатель: Ребята, поможем, Буратино? (Ответы детей) Давай свои мешочки.
Чтобы узнать, что внутри вам надо отгадать загадки.
Я вам загадаю загадки, а вы угадайте.
Он и жёлтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать
И играть (Песок)
Воспитатель: Правильно!
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Чтоб сделать миску или вазу -
Она понадобится сразу (Глина)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что в мешочках. (Ответы детей) Молодцы! Садись, Буратино с нами рядом, а ребята тебе расскажут, что такое песок и глина.
Ребята, что можно делать с песком? (Ответы детей)
Давайте проверим, так ли это.
Опыт №1
Воспитатель: Возьмите песок в руки и аккуратно насыпайте его на бумагу. Легко сыпется песок? (Ответы детей)
Воспитатель: Что можно сказать про песок? Какой он? (Он сыпучий, рыхлый)
Воспитатель: А теперь возьмите глину и попробуйте насыпать ее на бумагу.
Что легче насыпать? (Насыпать песок)
Опыт №2
Воспитатель: С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (Из зернышек-песчинок).
Воспитатель: Как выглядят песчинки? (Ответы детей)
Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка).
Воспитатель: Похожи ли песчинки одна на другую? (Ответы детей)
Воспитатель: Чем похожи и чем отличаются? Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки. Затем рассмотрим таким же образом комочек глины. Видны ли такие же частички в глине? (Ответы детей)
Воспитатель: В песке каждая песчинка лежит отдельно. А в глине - слипшиеся, очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин. Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина — из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.
Верно, песок сыпучий и его движение напоминает движение воды.
Воспитатель: А глина сыпучая? (Ответы детей)
Воспитатель: А как глина сыпется (Комочками)
Воспитатель: Где используется сыпучесть песка? (В песочных часах, в картинах из песка).
Воспитатель: Ребята, а теперь понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах? (Ответы детей)
Вывод: песок сыпучий, а глина нет, и они не имеют запаха.
Воспитатель: Буратино, ты запомнил эти свойства песка и глины? (Ответы детей)
Буратино: Да, как интересно! Какие молодцы ребята!
Воспитатель: Ребята, продолжим наши открытия. Показ иллюстрации «Пустыня».
Воспитатель: Посмотрите на иллюстрацию. Что на ней изображено? Что вы знаете о пустыне? (Рассказы детей)
Рассказ воспитателя: В пустыне не бывает зимы, там очень жарко. Мало воды, почти нет растительности. Когда у нас поднимается ветер, начинается пурга или метель. А в пустыне ветер поднимает большое количество песка и начинается песчаная буря. Хотите устроить песчаную бурю в банке? (Ответы детей)
Опыт №3
Воспитатель: Банку нужно положить на бок, внутрь насыпать песок и глину, закрыть крышкой, в которую вставлена резиновая трубочка. Через нее с силой вдуваем в банку воздух. Внутри создается ветер.
Воспитатель: Что происходит с песчинками? (Ответы детей)
Почему? (Ответы детей)
Воспитатель: А с кусочками глины? (Ответы детей)
Почему? (Ответы детей)
Вывод: песчинки маленькие, легкие не прилипают друг к другу, поэтому легко сдуваются. А кусочки глины сдуваются труднее, потому что они тяжелые.
Буратино: Ребята, что-то я не запомнил, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Что можно сделать с песком, чтобы можно было играть с ним при сильном ветре? (Дети отвечают)
Воспитатель: Ребята вы устали? (Ответы детей)
Давайте поиграем.
Мы песчинки, мы песчинки
Покружиться мы не прочь. (Кружатся)
Мы песчинки, мы песчинки
Танцевали б день и ночь. (Танцуют)
Встанем дружно все в кружок
Получается песок. (Встают в круг)
Грузовик песок везет. (Идут по кругу, изображая руль в руках).
Удивляется народ. (Останавливаются, поворачиваются лицом друг другу, разводят руками, делают удивленное лицо).
«Вот так чудо – чудеса. (Два раза наклоняют голову вправо – влево)
В нем песок под небеса». (Дети садятся)
Опыт №4
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, впитывают ли песок и глина воду? (Ответы детей)
Два стаканчика с песком и глиной, стаканчик с водой. Аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? (Ответы детей)
Воспитатель: Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине.
Повторим его для Буратино. Запомнил? Смотри внимательно и слушай.
Опыт № 5
Воспитатель: Возьмем палочку и попробуем «посадить» ее по очереди в стаканчики с песком и с глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его поместить? (Ответы детей)
Сухая глина твердая, палочку в нее воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся друг за друга», и поэтому ее воткнуть легче. Мы ведь уже выяснили, что песок — рыхлый.
Опыт № 6
Буратино: Ребята, а песок пропускает воду? Давайте проверим. «Вода свободно проходит через песок, а глина воду не пропускает»
Берем две воронки в одной песок, в другой глина, потом ставим в стакан, наливаем воду и наблюдаем.
Вывод: глина воду не пропускает, а песок пропускает. Значит, песок может служить естественным фильтром для воды.
Буратино: Спасибо вам ребята за помощь! Я с вами прощаюсь. До новых встреч!
3.Заключительная часть
Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.
Воспитатель: Что делали на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: В какие опыты проводили? (Ответы детей)
Воспитатель: Что нового вы узнали? (Ответы детей)
Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилось занятие? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Что было сложным? (Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: "ЧАСЫ"
занятие с использованием ИКТ...
конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Соль на столе".
Программное содержание:1. Дать первоначальные представления о соли, как о полезном ископаемом.2. Развивать краеведческую любознательность; формиро...
конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Мастерами славится земля".
Знакомство детей с видами народно-прикладного искусства (Хохлома, Дымка, Гжель, Городец) на занятиях через наглядность, песни, пляски, игры, загадки. Изготовление дымковских игрушек....
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Образовательная область: познание. Тема занятия: «Богатства Хозяйки Медной горы».
Очень интересное интегрированное занятие. В первой части - Хозяйка Медной горы приглашает детей в гости, показывает малахит, яшму, известняк и рассказыват о них. А во второй части - едти исследут эти ...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видео формате.)
Тема: «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видиоформате)Цели: приобщать детей к устному народному творчеству; закрепить знания детей о русских народных сказках.За...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия «Город часов».
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия «Город часов».Задачи на развитие познавательных способностей:1. Познакомить детей со строением часов: циферблат, ...