Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Где вода?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

«Где вода?»

Цель: развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство с песком и глиной.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость), помочь определить, что песок и глина по-разному впитывают воду;
  • подводить детей к ответу полными предложениями;
  • формировать навыки проведения опытов.

Развивающие:

  • развивать у детей познавательную активность,

любознательность;

  • развивать навыки речевого общения, обогащать словарный запас;

Воспитательные:

  • воспитывать у детей желание включаться совместно с взрослым в предложенную работу;
  • приобщать детей к общепринятым правилам взаимоотношений;
  • воспитывать желание работать  друг с другом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

«Где вода?»

Цель: развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство с песком и глиной.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость), помочь определить, что песок и глина по-разному впитывают воду;
  • подводить детей к ответу полными предложениями;
  • формировать навыки проведения опытов.

Развивающие: 

  • развивать у детей познавательную активность,

любознательность;

  • развивать навыки речевого общения, обогащать словарный запас;

Воспитательные: 

  • воспитывать у детей желание включаться совместно с взрослым в предложенную работу;
  • приобщать детей к общепринятым правилам взаимоотношений;
  • воспитывать желание работать  друг с другом.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Оборудование: песок и глина, тетрадные листы, лупы, резиновая трубочка, иллюстрация пустыни, прозрачные стаканчики, вода, трехлитровая банка, веточки, влажные салфетки.

Содержание организованной образовательной деятельности

1.Организационный момент

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

2.Основная часть

Методические приемы

        Мы пришли в лабораторию, где нас ждут новые и интересные открытия. Проходите, садитесь за столы. (Раздается голос).

Буратино: А про меня- то вы забыли? А я спешил к вам.

Воспитатель:  Ребята, кто это может быть (Ответы детей)

Буратино: Да это я, Буратино. Я давно наблюдаю за вами, как вы занимаетесь интересно, как много открытий вы делаете. Шел я к вам в гости и нашел два мешочка, а что в них не знаю. Помогите мне разобраться.

Воспитатель: Ребята, поможем, Буратино? (Ответы детей) Давай свои мешочки.

Чтобы узнать, что внутри вам надо отгадать загадки.

Я вам загадаю загадки, а вы угадайте.

Он и жёлтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей,

Если хочешь, можешь брать

И играть (Песок)

Воспитатель: Правильно!

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

Чтоб сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу (Глина) 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что в мешочках. (Ответы детей) Молодцы! Садись, Буратино с нами рядом, а ребята тебе расскажут, что такое песок и глина.

Ребята, что можно делать с песком? (Ответы детей)

Давайте проверим, так ли это.

Опыт №1

Воспитатель: Возьмите песок в руки и аккуратно насыпайте его на бумагу. Легко сыпется песок? (Ответы детей)

Воспитатель: Что можно сказать про песок? Какой он? (Он сыпучий, рыхлый)

Воспитатель: А теперь возьмите глину и попробуйте насыпать ее на бумагу.

Что легче насыпать? (Насыпать песок)

Опыт №2

Воспитатель: С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (Из зернышек-песчинок).

Воспитатель: Как выглядят песчинки? (Ответы детей)

 Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка).

Воспитатель: Похожи ли песчинки одна на другую? (Ответы детей)

Воспитатель: Чем похожи и чем отличаются? Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки. Затем рассмотрим таким же образом комочек глины. Видны ли такие же частички в глине? (Ответы детей)

Воспитатель: В песке каждая песчинка лежит отдельно. А в глине - слипшиеся, очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин. Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина — из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.

Верно, песок сыпучий и его движение напоминает движение воды.

Воспитатель: А глина сыпучая? (Ответы детей)

Воспитатель: А как глина сыпется (Комочками)

Воспитатель: Где используется сыпучесть песка? (В песочных часах, в картинах из песка).

Воспитатель: Ребята, а теперь понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах? (Ответы детей)

Вывод: песок сыпучий, а глина нет, и они не имеют запаха.

Воспитатель: Буратино, ты запомнил эти свойства песка и глины? (Ответы детей)

Буратино: Да, как интересно! Какие молодцы ребята!

Воспитатель: Ребята, продолжим наши открытия. Показ иллюстрации «Пустыня».

Воспитатель: Посмотрите на иллюстрацию. Что на ней изображено? Что вы знаете о пустыне? (Рассказы детей)

Рассказ воспитателя: В пустыне не бывает зимы, там очень жарко. Мало воды, почти нет растительности. Когда у нас поднимается ветер, начинается пурга или метель. А в пустыне ветер поднимает большое количество песка и начинается песчаная буря. Хотите устроить песчаную бурю в банке? (Ответы детей)

Опыт №3

Воспитатель: Банку нужно положить на бок, внутрь насыпать песок и глину, закрыть крышкой, в которую вставлена резиновая трубочка. Через нее с силой вдуваем в банку воздух. Внутри создается ветер.

Воспитатель: Что происходит с песчинками? (Ответы детей)

 Почему? (Ответы детей)

Воспитатель: А с кусочками глины? (Ответы детей)

 Почему? (Ответы детей)

Вывод: песчинки маленькие, легкие не прилипают друг к другу, поэтому легко сдуваются. А кусочки глины сдуваются труднее, потому что они тяжелые.

Буратино: Ребята, что-то я не запомнил, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Что можно сделать с песком, чтобы можно было играть с ним при сильном ветре? (Дети отвечают)

Воспитатель: Ребята вы устали? (Ответы детей)

 Давайте поиграем.

Мы песчинки, мы песчинки

Покружиться мы не прочь. (Кружатся)

Мы песчинки, мы песчинки

Танцевали б день и ночь. (Танцуют)

Встанем дружно все в кружок

Получается песок. (Встают в круг)

Грузовик песок везет. (Идут по кругу, изображая руль в руках).

Удивляется народ. (Останавливаются, поворачиваются лицом друг другу, разводят руками, делают удивленное лицо).

«Вот так чудо – чудеса. (Два раза наклоняют голову вправо – влево)

В нем песок под небеса». (Дети садятся)

Опыт №4

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, впитывают ли песок и глина воду? (Ответы детей)

Два стаканчика с песком и глиной, стаканчик с водой. Аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? (Ответы детей)

Воспитатель: Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине.

Повторим его для Буратино. Запомнил? Смотри внимательно и слушай.

Опыт № 5

Воспитатель: Возьмем палочку и попробуем «посадить» ее по очереди в стаканчики с песком и с глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его поместить? (Ответы детей)

 Сухая глина твердая, палочку в нее воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся друг за друга», и поэтому ее воткнуть легче. Мы ведь уже выяснили, что песок — рыхлый.

Опыт № 6

Буратино: Ребята, а песок пропускает воду? Давайте проверим. «Вода свободно проходит через песок, а глина воду не пропускает»

Берем две воронки в одной песок, в другой глина, потом ставим в стакан, наливаем воду и наблюдаем.

Вывод: глина воду не пропускает, а песок пропускает. Значит, песок может служить естественным фильтром для воды.

Буратино: Спасибо вам ребята за помощь! Я с вами прощаюсь. До новых встреч!

3.Заключительная часть

Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.

Воспитатель:  Что делали на занятии? (Ответы детей)

Воспитатель:  В какие опыты проводили? (Ответы детей)

Воспитатель:  Что нового вы узнали? (Ответы детей)

Рефлексия.

Воспитатель:  Вам понравилось занятие? (Ответы детей)

Воспитатель:  Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)

Воспитатель:  Что было сложным? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Соль на столе".

Программное содержание:1.     Дать первоначальные представления о соли, как о полезном ископаемом.2.     Развивать краеведческую любознательность; формиро...

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Мастерами славится земля".

Знакомство детей с видами народно-прикладного искусства (Хохлома, Дымка, Гжель, Городец) на занятиях через наглядность, песни, пляски, игры, загадки. Изготовление дымковских игрушек....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Образовательная область: познание. Тема занятия: «Богатства Хозяйки Медной горы».

Очень интересное интегрированное занятие. В первой части - Хозяйка Медной горы приглашает детей в гости, показывает малахит, яшму, известняк и рассказыват о них. А во второй части - едти исследут эти ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видео формате.)

Тема: «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видиоформате)Цели: приобщать детей к устному народному творчеству; закрепить знания детей о русских народных сказках.За...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия «Город часов».

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия «Город часов».Задачи на развитие познавательных способностей:1. Познакомить детей со строением часов: циферблат, ...