Рабочая программа дополнительного образования в ДОУ по ознакомлению с окружающим миром: «Ознакомление детей с миром природы».
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа) на тему

Бурлакова Елена Валерьевна

: Формировать у детей начальные знания об окружающем мире, сформировать интерес к познанию всего того, с чем ребенок сталкивается каждый день. Научить детей отличать рукотворный мир, от природного мира, домашних животных от диких. Формировать первоначальные умения и навыки экологически безопасного поведения ребенка в природе. Научить из предложенных предметов, выбрать природный объект и сравнить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа дополнительного образования в ДОУ по ознакомлению с окружающим миром. «Ознакомление детей с миром природы».

Тип программы: Поисково - позновательный.

Участники программы: воспитанники ДОУ.

Цели: Формировать у детей начальные знания об окружающем мире, сформировать интерес к познанию всего того, с чем ребенок сталкивается каждый день. Научить детей отличать рукотворный мир, от природного мира, домашних животных от диких. Формировать первоначальные умения и навыки экологически безопасного поведения ребенка в природе. Научить из предложенных предметов, выбрать природный объект и сравнить.

Задачи: Побуждать дошкольников думать, вспоминать, действовать и искать ответы на поставленные вопросы. Активизировать, обогащать природоведческий словарь ребенка. Способствовать формированию познавательного отношения к природе и ко всему живому.

Реализация программы: программа рассчитана на два года, согласно перспективного плана один раз в неделю.

                                 

                                          Пояснительная записка.

Ребенок, как и взрослый человек существо общественное. Он живет и воспитывается в обществе, в котором происходит постоянное общение с окружающей средой. Задача взрослых состоит в том, чтобы дать ребенку все необходимые знания, для его нормальной жизнедеятельности.

Месяц проведения

Тема                                Цели

Мероприятия

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

  1. Неделя. Овощи.

Учить узнавать овощи по характерным признакам. Развивать тактильную чувствительность, развивать речь, внимание, воображение.

  1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (с овощами).
  2. Загадки.
  3. Дидактическая игра «Что лишнее?».
  4. Игра «Отдели овощи от фруктов».
  1. Неделя. Рассматривание моркови.

Формировать у детей представление о моркови как об овощной культуре.  Активизировать словарь (красивая, твердая, сладкая, хрустит).

1.Экологическая игра «Найди, что покажу»

Пальчиковая игра «Мы капусту солим».

Беседа об овоще.

Загадки о морковке.

  1. Неделя. Рассматриваем капусту.

Формировать у детей представление о капусте как об овощной культуре.

Беседа: У каких овощей мы едим листья?

Что надо делать чтобы получить хороший урожай овощей? Загадки. Подвижная игра «Вот какие кочаны».

  1. Неделя. Осень - славная пора. Дать представления об осенних явлениях природы. Что происходит в природе в осенний период времени. Познакомить с приметами осени.

Игра «Собери букет». Почему при наступлении осени все растения желтеют, кроме хвойных растений? Развивающая игра «Мы осенние листочки». Приметы осени (пасмурно, идет дождь, становится холодно).

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

  1. Неделя. «День огородника». Познакомить детей с овощами собранные на их огороде.

Рассмотрение овощей.

Подвижная игра «Огуречик». Беседа «Для чего нам нужны овощи?». Дидактическая игра «Что где растет?».

  1. Неделя. «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу».

Для чего нужны витамины для нашего организма?

Какие овощи и фрукты содержат витамины?

Как витамины поступают к нам в организм?

  1. Неделя. Деревья.

Для чего нужны деревья?

Познакомить со строением, учить узнавать деревья, привить

  1. Строение дерева.
  2. Деревья нужны (птицам, живым организмам, и т.д.).
  3. Наблюдение.
  1. Неделя. Беседа о том, кто и где живёт.

Расширять словарный запас.

  1. Жилища разных животных, птиц и насекомых.
  2. Загадки, пословицы.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

  1. Неделя. Солнце.

Познакомить с солнечной системой (кометы, астероиды).

Рассказать детям о том, что с Земли Солнце кажется не большим, но на самом деле оно так велико, что наша планета, по сравнению с ним, совсем маленькая. Если сравнить солнце с апельсином, то Земля будет размером с маковое зернышко (показать).

  1. Наблюдение за солнцем через темные защитные очки
  2. Для чего нужно солнце живому организму (животным, птицам, растениям, человеку).
  3. Подвижная игра «Солнышко и дождик»
  4. Чтение стихотворения «Солнце отдыхает»
  5. Выставка рисунков «Лучики для солнца»
  1. Неделя. День птиц.

Познакомить с внешним строением птиц, их повадками и особенностями.

Птицы, живущие на территории Бурятии.

  1. Строение тела (голова, туловище, перья, хвост).
  2. Для чего хвост и перья птице?
  3. Наблюдение за канарейкой
  4. Подвижная игра «Ворона».
  5. Подвижная игра «Цапля»
  1. Неделя. Золотая рыбка

Познакомить с внешним строением рыб, их повадками и особенностями.

  1. Строение тела (голова, туловище, хвост).
  2. Для чего рыбам чешуя и плавники.
  3. Подвижная игра «Рыбка плавает».
  4. Дидактическая игра «Поймай рыбку».
  1. Неделя. Друзья и подружки – мои любимые зверушки.

Рассказ о своих любимых животных.

Развить ласковое и дружелюбное отношение к своим подопечным.

  1. Наблюдение за морской свинкой в уголке природы.
  2. Развивающая игра «Кошечка крадется».
  3. Дидактическая игра «Звери в поезде».

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

  1. Неделя. Домашние животные.

Познакомить с домашними животными.

  1. Одомашнивание животных.
  2. Для чего человеку домашние животные? Какую пользу приносят человеку и чем защищаются?
  3. Загадки о животных.
  4. Логическое упражнение (Например: «Кошка мяукает, а собака? Лошадь ржет, а корова? и т.д.).
  1. Неделя. Дикие животные (лесные звери).

Познакомить с дикими животными (леса, тайги).

  1. Беседа «Медведь – хозяин тайги».

Чем питается?

Почему медведя называют «лежебокой»?

Рассмотреть его повадки.

  1. Неделя. Продолжение темы второй недели.
  1. Каких диких животных вы знаете?
  2. Беседа о волке (Где живет волк и чем он питается? Как отличить его от собаки?

4. Неделя. Вода.

     Познакомить со свойствами воды.

      Изготовить цветные льдинки.

     

  1. Рассмотреть агрегатные состояния воды.
  2. Вода – растворитель (очищение воды с помощь фильтров).
  3. Наблюдение, опыты.

Я

Н

В

А

Р

Ь

  1. Неделя. Птичья столовая.

Изготовление кормушек (заранее дать задание детям вместе с родителями изготовить кормушку для птиц).

Привить желание помогать птицам в зимний период.

  1. Изучить виды кормушек и для чего они нужны.
  2. Еда для зимующих птиц.
  3. Дидактическая игра «Птичка»
  4. Загадки про птиц.
  5. Подвижная игра «Веселый воробей».
  1. Неделя. «У меня живет цветок»

Развивать желание и умение ухаживать за комнатными растениями.

Учить заботиться о них, учитывая  их потребности в воде, свете.

  1. Беседа «Какие комнатные растения находятся в уголке природы?
  2. Наблюдение за фикусом. Стих про фикус.
  1. Неделя. Заповедники.

Познакомит  детей с заповедниками родного края.

  1. Баргузинский заповедник.
  2. Байкало-Ленский заповедник
  3. Байкальский заповедник.
  4. Рассказать детям о предназначении заповедников

Ф

Е

         В

Р

А

Л

Ь

  1. Неделя. Воздух.

Свойства и состав воздуха.

Загрязнение воздуха.

Беседа:

  1. «Из чего состоит воздух?»
  2. «Чем мы дышим?»
  3. «От чего загрязняется воздух?».
  4. Сохранение чистоты парков и улиц.
  1. Неделя. Погода.

Расширять знания детей о природных явлениях.

  1. Определяем погоду (по туману и росе, по дыму от костра и радуге).

3.Неделя. Царство снега и льда.        Жизнь в ледяной пустыне.

1. выяснить как приспособились животные к жизни в суровых условиях (Демонстрация, показ).

4.Неделя. Леса России.

     Познакомить детей с лесами,     расположенными вокруг нас.  

      Научит правильно вести себя в лесу.          

  1. Рассмотреть растительный и животный мир лесов.
  2. Роль леса в природе и жизни человека.
  3. Правила поведения, которые нужно соблюдать, чтобы не причинять вред лесу.

М

А

Р

Т

  1. Неделя. Озеро Байкал.

Познакомить детей с самым глубоким, пресноводным озером.

Как сохранить уникальное озеро?

  1. Познакомить детей с животными, обитающими на территории Байкала.
  2. Рассказать про эндемиков и живых существ, живущих в озере.

2.Неделя. Я – человек.

Познакомить со строением тела человека.

Какие основные функции выполняет наша кожа?

Какую работу выполняют те или иные части тела.

  1. Измерение роста и веса детей.
  2. Игра: сможет ли ребенок распознать предмет закрытыми глазами.
  3. Научить оказывать первую медицинскую помощь при порезах.

3.Неделя. Для чего мы едим?

Рассмотреть, для чего человеку нужна пища.

Узнать, сколько человек может прожить без еды.

  1. Как правильно питаться.
  2. Для чего нужно есть.
  3. Как и куда поступает пища в организме (схема питания).
  1. Неделя. Микробы.

Узнать, что такое микробы.

Познакомить детей с миром микробов.

Привить гигиенические навыки.

  1. Микробы: полезные и вредные. Откуда они берутся?
  2. Пальчиковая игра «Водичка, водичка».

А

П

Р

Е

Л

Ь

  1. Неделя. Весна.

Узнать, какие природные явления происходят в природе весной.

Сформировать умение видеть прекрасное в окружающей среде.

  1. Что происходит с деревьями с приходом весны?
  2. Пословицы о временах года (весна).
  3. Весенние месяцы природы.
  1. Неделя. Перелетные птицы.

Рассказать о пользе, которую приносят птицы нашим полям, огородам и лесам.

  1. Какая птица является первым вестником весны? Рассказать о грачах.
  2. Почему говорят: «Прилетел скворец и земле конец»?
  3. Почему некоторых птиц называют перелетными?
  4. Отгадывание загадок о птицах.
  1. Неделя. Первые весенние цветы (первоцветы).
  1. Чтение стихов о перелетных птицах.
  2. Отгадывание загадок.

4.Неделя.  Грибы: съедобные и несъедобные.

Ознакомить детей с миром грибов.

Научить отличать съедобные грибы от несъедобных.

Рассмотреть значение грибов для леса и животных.

  1. Как правильно собирать грибы? Демонстрация (атлас-определитель).
  2. Разгадать загадки о грибах.
  3. Лепка поделок «Грибы».

М

А

Й

  1. Неделя. Насекомые.

Познакомить с миром насекомых.

  1. Беседа о майском жуке.
  2. Какой вред приносит майский жук?
  1. Неделя. Для любознательных: Насекомые-санитары.

Узнать, для чего в природе нужны насекомые-санитары?

  1. Беседа о жуке-навознике и жуке-могильщике.
  1. Неделя. Изменения в природе, которые происходят поздней весной.
  1. Наблюдение за оживлением природы.
  2. Зарисовка наших наблюдений.
  1. Неделя. Цветы на лугу. Первые весенние цветы.

Воспитать бережное отношение к растениям.

Закрепить у детей знания о строении растений.

Привить любовь к природе, потребность заботиться о живых существах (в данном случае – растения).

  1. Знакомство с разнообразным миром цветов.
  2. Дидактическая игра «Собери растения».
  3. Дидактическая игра «Чудо-цветок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа образовательной области "Познавательное развитие". Раздел "Ознакомление с окружающим миром" (2 младшая группа)

laquo;Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображени...

Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год

Программа «Умелые мастера»  разработана на основании  программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...

Рабочая программа Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Ознакомление с окружающим миром» (первая младшая группа)

Перспективное    календарно - тематическое планирование для 1 младшей группы по познавательному развитию...

Рабочая программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Приключения кляксы» Программа предназначена для детей 5-7 лет

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. В нетрадиционном рисовании нет правильных или неправ...

Рабочая программа ОО " Познавательное развитие" по курсу " Ознакомление с окружающим миром/ введение в математику" в группах общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет на 2020 - 2021 учебный год

Содержание программы направлено на развитие у детей младшего дошкольного возраста любознательности и  познавательных интересов  через  решение таких задач, как  :-  формирован...

Рабочая программа дополнительного образования «В мире красок» по художественно-эстетическому развитию для детей 4-5 лет

Рисование - интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использование самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает ...