Рабочая программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Приключения кляксы» Программа предназначена для детей 5-7 лет
рабочая программа по рисованию
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. В нетрадиционном рисовании нет правильных или неправильных изображений, линий, сочетаний цветов, но есть момент неожиданности, вариативности, маленького чуда, своего собственного. Эти яркие моменты только усиливают интерес к нетрадиционным способам рисования и вызывают неослабевающее желание творить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klyaksa_6-7_let.docx | 33.82 КБ |
prilozheni1.docx | 19.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ясли – сад №15 «Солнышко» с.Новопокровка» Кировского района
Республики Крым
ПРИНЯТО Утверждаю:
Протокол педагогического совета заведующий МБДОУ
№___от____________20___ г. «Ясли – сад №15 «Солнышко»
с.Новопокровка»
________Шпак Е.В.
«___»___________2019г.
Приказ №_____
Рабочая программа
дополнительного образования
художественно - эстетической направленности
«Приключения кляксы»
Программа предназначена для детей 5-7 лет
на 2019 - 2020 учебный год
Срок реализации программы 1 год
Воспитатель
Комарова Т.С.
с. Новопокровка
2019
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………...…3
Цель программы ……………………………………………………………….....3
Задачи…………………………………………………………………………..….3
Актуальность программы……………………………………………………...…4
Практическая значимость программы………………………………………...…4
Педагогическая целесообразность…………………………………………….…5
Виды и техники нетрадиционного рисования…………………………………..6
Структура занятия. Используемые методы………………………………..……6
Интеграция с образовательными областями………………………………...…..7
Методические рекомендации………………………………………….…………8
Ожидаемые результаты………………………………………………………...…8
Список использованной литературы…………………………………….…..…10
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Приключения кляксы» разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 - ФЗ, ФГОС ДО от 17 октября 2013г №1155, в дополнение к основной образовательной программы МБДОУ «Ясли-сад №15 «Солнышко» с.Новопокровка, а также с учётом примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Занятия проводятся во второй половине дня 1 раз в неделю в течение 30 минут.
Настоящая программа рассчитана на один учебный год – со 2 сентября по 29 мая.
Программа предназначена для дополнительного образования и развития детей 6-7лет.
Цель программы:
Развитие интегративных качеств дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования.
Программа разработана как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию.
Задачи:
Совершенствование условий для развития детской индивидуальности средствами нетрадиционного рисования: обогащение развивающей среды, способствующей возникновению и развитию самостоятельной художественной деятельности; создание современной игровой предметно - развивающей среды для развития интегративных качеств дошкольников; превращение ребёнка в активного участника образовательного процесса, дать возможность самому принимать решения и делать выводы при ознакомлении с произведениями искусства; Получение и закрепление знаний и навыков в области изобразительной деятельности, формирование основ художественного вкуса. Взаимодействие с семьями воспитанников в вопросах приобщения дошкольников к искусству.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки Казаковой Р.Г. , Давыдовой Г.Н., Комаровой Т.С., Лыковой И. А., Никитиной А.В, Утробина К.К., Утробин Г.Ф. различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития их интегративных качеств. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Приключения кляксы» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Актуальность программы
Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. В нетрадиционном рисовании нет правильных или неправильных изображений, линий, сочетаний цветов, но есть момент неожиданности, вариативности, маленького чуда, своего собственного. Эти яркие моменты только усиливают интерес к нетрадиционным способам рисования и вызывают неослабевающее желание творить. Нетрадиционное рисование способствует снятию у детей общего напряжения, боязни «А вдруг не получится?» и дарит детям радость от собственной успешности, поднимает самооценку. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Увлекаясь нетрадиционными техниками рисования, дошкольники не только занимаются изобразительной деятельностью, но и экспериментируют с материалами, красками, знакомятся с их свойствами, способностью взаимодействовать между собой; самостоятельно подбирают и используют новые техники и приспособления для нетрадиционного рисования. Таким образом, занятия плавно перетекают в детскую опытническую деятельность, что является ярким примером интеграции образовательных областей и способствует формированию гармоничной, интеллектуально развитой, любознательной, социально адаптированной личности, способной к анализу окружающей действительности.
Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"
Педагогическая целесообразность.
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:
- Развивает уверенность в своих силах.
- Способствует снятию детских страхов.
- Учит детей свободно выражать свой замысел.
- Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
- Учит детей работать с разнообразными художественными,природными и бросовыми материалами .
- Развивает мелкую моторику рук.
- Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
- Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
- Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных техник нетрадиционного рисования.
Новизной и отличительной особенностью программы «Приключения кляксы» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Виды и техники нетрадиционного рисования.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
Так, в работе с детьми подготовительной группы я использую следующие техники нетрадиционного рисования:
- рисование солью;
- рисование восковыми мелками и акварелью;
- рисование мыльными пузырями;
- рисование мятой бумагой;
- кляксография с ниточкой;
- кляксография с трубочкой;
- печать по трафарету;
- «расчесывание краски»;
- монотипия предметная;
- монотипия пейзажная;
- кляксография обычная;
- гратаж;
- набрызг.
Структура занятия. Используемые методы.:
В познавательно-исследовательской деятельности используются разнообразные приемы повышения активности ребенка – образность, эмоциональность, значимость и необходимость участия каждого в деятельности.
Познавательно-исследовательская деятельность происходит поэтапно:
Водная часть или организационный момент.
Цель: привлечь внимание детей, создать мотивацию.
Используются методические приемы:
Художественное слово – стихи, загадки, сказки; Прослушивание аудиозаписей – звуков природы, животных.
Основная или практическая часть, включает в себя знакомство с нетрадиционной техникой рисования, выполнение практической деятельности с детьми, индивидуальные уточнения техники в процессе рисования.
Используются приемы:
Рассматривание иллюстраций; Показ приемов и этапов работы; Определение этапов работы; Внесение дополнений в общую композицию.
Заключительная часть.
Цель: способствовать развитию речевой и двигательной моторики рук.
Методические приемы:
Проведение тематической подвижной игры; Просмотр рисунков в игровой форме – выбери самую веселую, необычную композицию; Слушание песенки или стихотворения.
Каждый этап заканчивается физминуткой, которая способствует развитию координации речи и движений.
Таким образом, можно сделать вывод, что в структуре занятий используются информационно-рецептивный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательские методы.
Доступность использования нетрадиционных техник рисования, определяется возрастными особенностями дошкольников и складывается из принципов:
От простого к сложному Принцип наглядности – создана развивающая среда в группе в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, построена с учетом принципов интеграции образовательных областей; Принцип индивидуализации – обеспечение развития каждого ребенка; Социализация– развитие личности, креативности.
Интеграция с образовательными областями.
«Познание»
Развивает познавательно-исследовательскую деятельность; Формирует сенсорные представления;
Расширяет кругозор, развивает личностные качества;
«Коммуникация»
Способствует расширению словарного запаса, помогает формированию устной речи, ее развитию и обогащению;
«Социализация»
Приобщает к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
Воспитывает стремление договариваться друг с другом, уступать товарищам;
«Труд»
Формирует у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции, трудолюбие;
Закрепляет навыки владения кисточкой и другими материалами;
«Художественная литература»
Развивает литературную речь, приобщает к словесному искусству;
«Музыка»
Способствует эмоциональному восприятию
«Физическая культура»
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья у детей.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. Большое внимание в моей программе уделено сезонным изменениям в природе. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы
Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:
- Проведение выставок детских работ;
- Проведение открытого мероприятия;
- Проведение мастер-класса для педагогов;
- Проведение консультаций для родителей.
Ожидаемые результаты:
посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
- обеспечению эмоционального благополучия;
- развитию творческих способностей;
- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки;
- расширение и обогащение художественного опыта;
- формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом;
- сформируются навыки трудовой деятельности;
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;
- развитие творческих способностей.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
Список использованной литературы
- Казакова Р.Г.Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционныетехники, планирование, конспектызанятий. ТЦ Сфера, 2006.
- Самолдина К.А. Полихудожественный подход к воспитанию дошкольника. // Новосибирск, НИПКиПРО, 2007г.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 2013
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. 2007г.
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2016.
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. 2016г.
- Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Рисуем и познаем окружающий мир. 2097г.
Предварительный просмотр:
Приложение №____
Перспективный план Кружка «Приключения кляксы»
№ | Период | Тема/ техника нетрадиционного рисования | Источник |
1 | «Музыкальный рисунок» разнообразие линий | Г.Н. Давыдова ч.2 стр.30 | |
2 | «Я шагаю по ковру из осенних листьев» оттиск листьями | Р.Г. Казакова стр. 105, Утробина К.К. 42 | |
3 | «Осенние мотивы» раздувание краски | Г.Н. Давыдова ч.1 стр.26 | |
4 | «Золотая осень» набрызг, печать листьями | Р.Г. Казакова стр.102 | |
5 | «Зачем человеку зонт» печать по трафарету | Р.Г. Казакова стр. 101 | |
6 | «Дары осени» оттиск штампом, печать по трафарету | Г.Н. Давыдова ч.1 стр119 | |
7 | «Хмурая, поздняя осень» монотипия, восковые мелки, акварель | Р.Г. Казакова стр. 104 | |
8 | «Мое любимое дерево осенью» монотипия, рисование пальчиками | Утробина К.К стр. 42 Р.Г. Казакова стр. 84 | |
9 | «Животные, которых я сам придумал» кляксография, обведение ступни, кисти руки | Р.Г. Казакова стр. 108 | |
10 | «Я люблю пушистое» тычок жесткой, полусухой кистью | Р.Г. Казакова стр. 110 Утробина К.К стр. 45 | |
11 | «Плюшевый медвежонок» оттиск поролоном, смятой бумагой | Г.Н. Давыдова ч.2 стр.17 Утробина К.К стр.32 | |
12 | «Украсим платье (свитер)» оттиск поролоном, ватными палочками | Р.Г. Казакова стр. 43 | |
13 | «Зимние напевы» восковые мелки, акварель | Г.Н. Давыдова ч.2 стр.5 | |
14 | «Моя любимая погода зимой» набрызг, печать, тычок | Р.Г. Казакова стр.111 Утробина К.К стр.48 | |
15 | «Необычная посуда» оттиск поролоном, печать по трафарету | Р.Г. Казакова стр. 120 Утробина К.К стр. 49 | |
16 | «Дед Мороз» рисование солью | Г.Н. Давыдова ч.2 стр.38 | |
17 | «Витражи для окошек в избушке Зимушки - Зимы» витраж | Г.Н. Давыдова ч.1 стр. 45 | |
18 | «Верблюд в пустыне» расчесывание краски | Г.Н. Давыдова ч.2 стр.11 | |
19 | «Мой портрет» черно – белый граттаж, акварель + восковые мелки | Р.Г. Казакова* стр.5 | |
20 | «Красивые картинки из разноцветных ниток». Рисование нитками | Н.Г. Давыдова ч.2 стр.34 | |
21 | «Я в подводном мире». Рисование ладошкой, восковые мелки + акварель. | Р.Г. Казакова стр.107 | |
22 | «Необычные машины». Оттиск пробкой и печатками. | . Р.Г. Казакова стр.124 | |
23 | «По замыслу» (различные нетрадиционные техники) | Р.Г. Казакова*стр.11 | |
24 | «Сказочные цветы» Различные нетрадиционные техники | Р.Г. Казакова *стр.8 | |
25 | «Открытка для мамы (мамины любимые цветы)». Печать по трафарету, рисование пальчиками. | Р.Г. Казакова*стр.23 Утробина К.К стр.53 | |
26 | «Филин». Тычок полусухой жесткой кистью | Р.Г. Казакова *стр.17 Утробина К.К стр.52 | |
27 | «Ветка с первыми листьями (с натуры)». Оттиск печатками, тычок | Р.Г. Казакова *стр.18 Утробина К.К стр. 37 | |
28 | «Волшебный карандашик». Различные нетрадиционные техники | Г.Н.Давыдовач.1 стр 54 | |
29 | «Березка». Различные нетрадиционные техники | Г.Н.Давыдовач.1стр 105 | |
30 | «Космический пейзаж». Граттаж. | Г.Н.Давыдовач.1 стр100 | |
31 | «Рисуем по шаблону». Печать по шаблону | Г.Н. Давыдова ч.1стр 57 | |
32 | «Мое любимое дерево весной» монотипия, рисование пальчиками | Р.Г. Казакова стр. 84 Утробина К.К | |
33 | «Пейзаж у озера». Монотипия, тычок | Н.Г.Давыдовач.1 стр. 31 Утробина К.К стр. 54 | |
34 | «Праздничный салют над городом». Различные нетрадиционные техники | Г.Н. Давыдова ч.1 стр 41 Утробина К.К стр. 10 | |
35 | «По замыслу» | Р.Г. Казакова*стр. 15 Утробина К.К стр. 29 | |
36 | Бабочки, которых я видел летом». Монотипия, обведение ладошки и кулака. | Р.Г.Казакова, стр 106) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»
Рабочая программадополнительного образованияхудожественно-эстетическойнаправленности:«Весёлые ладошки!» Программа дополнительного образования художественно-эстетической...
Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»
Рабочая программадополнительного образованияхудожественно-эстетическойнаправленности:«Весёлые ладошки!» Программа дополнительного образования художественно-эстетической...
Рабочая программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Волшебная паутинка»
Программа художественно-эстетической направленности «Волшебная изонить» является модифицированной программой дополнительного образования для детей дошкольного возраста и нацелена на обеспечение самооп...
Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Мир красок»
Программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Мир красок» по ознакомлению детей с видами изобразительного искусства – графика, живопись в те...
Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей 5 - 7 лет «Маленькие художники».
Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей 5 - 7 лет «Маленькие художники». ...
Рабочая программа дополнительного образования Художественно-эстетической направленности «ШИШКОЙ, МАКОМ, КОЛОСОЧКОМ - МЫ РИСУЕМ НА ЛИСТОЧКАХ»
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребен...