Рабочая программа дополнительного образования «В мире красок» по художественно-эстетическому развитию для детей 4-5 лет
рабочая программа по рисованию (средняя группа)
Рисование - интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использование самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышней к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Дети воспринимают художественные занятия , как новый, необычный, интересный опыт.
Данная программа актуальна тем, что использование детьми нетрадиционных техник в рисовании актуально и значимо в практическом и теоритическом отношении. Рисование является тем методом обучения, которое позволяет формировать в ребенке различные личностные качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_v_mire_krasok.docx | 52.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА
«Детский сад комбинированного вида № 42 «Лукоморье»
Московская область, город Балашиха, мкр. Заря, ул. Пионерская, д. 1, тел.: 8(498)665-39-42, e-mail: lykomorie_ds@mail.ru
Рабочая программа
дополнительного образования
«В мире красок»
по художественно-эстетическому развитию
для детей 4-5 лет
Срок реализации - 1 год
Составитель:
старший воспитатель
Рубцова С.П.
Г.о. г Балашиха
2020 г.
Программа по дополнительному образованию кружок «В мире красок» для детей среднего дошкольного возраста
Пояснительная записка
«Искусство заключается в том, чтобы найти в
необыкновенном обыкновенное и
обыкновенное в необыкновенном»
Дени Дидро
Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения.
Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.
Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт.
Их, по началу, мало интересует результат, а интересен сам процесс.
Тем не менее, даже совсем крошки способны понять, по-своему оценить прекрасное и готовы создать собственное произведение искусства.
Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов.
Процесс рисования несёт в себе, также, психотерапевтические элементы. Присутствие рядом взрослого, делает процесс рисования успокаивающим; на лист выплёскиваются переживания и малыш освобождается от них. Происходит «графическое реагирование».
Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники.
Ведь для работы во многих из них не требуется владение привычными инструментами – не требуется владение привычными инструментами – не нужны кисти и карандаши, когда есть собственные пальчики и ладошки, которые слушаются малыша гораздо лучше, чем инструменты художника. А для создания «мозаичного» шедевра подойдёт лист хорошо помятой бумаги. И даже пушистую шубку зайчонку подарит колючая малярная кисть из папиного ящика с инструментами и зубная паста.
Данная программа предусматривает формирование творческих способностей у детей.
Она содержит методические рекомендации к использованию нетрадиционных техник в рисовании в виде перспективного планирования, диагностического инструментария, подбора игровых упражнений к различным нетрадиционным техникам рисования.
Представленная программа разработана в соответствии с ФГОС и реализует интеграцию образовательных областей. Программа рассчитана на 1 год обучения с детьми 4-5 лет. Работа по нетрадиционному рисованию проводится в рамках дополнительного образования.
Тематика дополнительного образования по нетрадиционному рисованию рассчитана на период с ноября по май (июнь). Периодичность занятий: 2 раза в неделю, 36 занятий в год(2020-2021). Основанием для разработки Программы служат:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
2. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155.
3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от «15» мая 2013 г. № 26.
4. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации».
Актуальность
Данная программа актуальна тем, что использование детьми нетрадиционных техник в рисовании актуально и значимо в практическом и теоретическом отношении.
Рисование является тем методом обучения, который позволяет формировать в ребёнке такие личностные качества,как:
• Умение одухотворять живую и неживую природу
• Способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы и окружающего мира
• Готовность чувствовать боль и радость других, сопереживать им
• Стремление заботиться о других
• Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном значительное и в неказистом выразительное
• Способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним
• Готовность эмоционально переживать образную форму произведений искусства
С другой стороны ребёнок учится
• быть оригинальным
• использовать средства выразительности
• давать оценку своей и чужой деятельности
• проявлять инициативу, самостоятельность
• развивать индивидуальность, используя умения и навыки в применении различных техник.
Только после такой подготовки можно ждать от ребёнка полной реализации его художественных возможностей. Многообразие техник помогает детям искать себя в материале. По своей природной сути кто-то больше график, кто-то живописец и, безусловно, выразит себя наиболее адекватно в предпочтительной технике.
Чтобы это произошло, и возникает необходимость в поиске нового подхода, новых способов, новых техник рисования. И тогда каждый ребёнок сумеет реализовать свой неповторимый способ самовыражения.
Для работы можно использовать различные материалы и инструменты т. к. фантазия детей и взрослых даёт всё новые и новые возможности уверенного овладения изобразительными средствами.
Результатами работы должны стать:
• Активность и самостоятельность детей в рисовании
• Умение находить новые способы для художественного изображения
• Умение передавать в работе свои чувства с помощью различных средств выразительности
Новизна
Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной).
Планируемые результаты освоения Программы
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Ребенок:
- стремится к самовыражению впечатлений;
- эмоционально - эстетически откликается на проявления прекрасного;
уверенно использует освоенные техники; создает образы, верно подбирает для их создания средства выразительности;
- проявляет творческую активность и самостоятельность; склонность к интеграции видов деятельности;
- демонстрирует хороший уровень технической грамотности; стремится к качественному выполнению работы, к позитивной оценке результата взрослым;
- проявляет самостоятельность, инициативу, индивидуальность в процессе деятельности, имеет творческие увлечения;
- проявляет эстетические чувства, окликается на прекрасное в окружающем мире и в искусстве;
- экспериментирует в создании образа, проявляет самостоятельность в процессе выбора темы, продумывания художественного образа, выбора техники и способов создания изображения; демонстрирует высокую техническую грамотность; планирует деятельность, умело организует рабочее место, проявляет аккуратность и организованность;
- адекватно оценивает собственные работы; в процессе выполнения коллективных работ охотно и плодотворно сотрудничает с другими детьми.
Целью данной программы является использование детьми дошкольного возраста нетрадиционных техник в рисовании.
На основе данной цели определены следующие задачи:
• Передача и накопление опыта использования в рисовании нетрадиционных техник
• Обучение с учётом возрастных особенностей детей, опираясь на их желание и стремление реализовать себя через художественные образы
• Знакомство детей со способами работы с нетрадиционными материалами и инструментами
• Проведение диагностики детей
• Обработка полученных данных для того, чтобы выявить уровень художественного развития детей
В работе с детьми по программе необходимо:
• Научить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке
• формировать способы зрительного и тактильного обследования объектов, для уточнения и обогащения восприятия
• наблюдать в природе и уголке природы, для обогащения и уточнения зрительных впечатлений
• создавать условия для освоения детьми способов и приёмов изображения знакомых предметов на основе знакомых и нетрадиционных средств художественно – образной выразительности
• побуждать детей самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя при этом освоенные техники
• учить ориентироваться в таких понятиях, как форма, цвет, величина, количество
• стараться вызвать интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций
Виды деятельности:
Нетрадиционные художественные техники
-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
-Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
-Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку) .
Содержание педагогического процесса
Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.
Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования. Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.).
Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис.
Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует эффективному развитию детского творчества.
Методы работы
- объяснительно-иллюстративный (демонстрация репродукций, иллюстраций);
- репродуктивный (работа по образцам);
- частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
- творческий (творческие задания, эскизы, проекты);
- исследовательский (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов);
- метод стимулирования и мотивации интереса;
- метод контроля и самоконтроля.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
*Организация и оформление выставок детских работ.
*Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой
кружка, и по каким направлениям ведется работа.
Работа с родителями:
Консультации, размещение наглядной информации.
Материалы, инструменты, оборудование, необходимые для реализации программы:
– акварельные краски, гуашь;
– восковые мелки, свеча;
– ватные палочки;
– поролоновые губки;
– коктейльные трубочки;
– палочки или старые стержни для процарапывания;
– матерчатые салфетки;
– стаканы для воды;
– подставки под кисти;
– кисти.
Методическое обеспечение:
1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.: Издательство «Скрипторий»,2013.
3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий»,2013.
4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.
7. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
8. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованыз родителей.-СПб.: КАРО,2010.
9. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные заняти в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
10.Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.
Структура непосредственной образовательной деятельности
Программа составлена на возрастную группу 4-5 лет, в количестве 10 человек и рассчитана на год обучения.
Режим занятий:
Средняя группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия, в год 36 занятий. Длительность занятия в средней группе -20 мин.
Форма занятий – тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Первая часть занятия –вводная.
Цель первой части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми.
Основные процедуры работы – чтение сказки, игры по темам, например, игра «Что бывает такого цвета», «Волшебные картинки», «Лабиринт» слушание песенок, и т.д.
Вторая часть - продуктивная.
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников.
Третья часть – заключительная.
Цель этой части занятия - закрепление полученных знаний посредством создания рисунков. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей.
Содержание программы
- Формирование представлений детей о цветовом многообразии, знакомство с основными цветами.
- Знакомить с техникой «Секретные рисунки» (рисование свечой).
- Развивать умение давать определение интересующему объекту.
- Учить анализировать натуру, выделять её признаки и особенности.
- Закреплять навыки рисования ладошками.
- Познакомить с новой техникой рисования – набрызгом.
- Учить использовать различные виды техник: печать ладошкой и скомканной бумагой, оттиск пробкой, рисование палочкой в изображении деревьев, листвы, птиц, травы.
- Познакомить с новым видом изобразительной техники - «печать растений».
- Учить подбирать и отражать цветовую гамму, характерную для каждого времени года.
- Познакомить с новым видом изобразительной техники рисования воздухом - кляксографией.
- Развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном направлении, без просветов.
- Учить использовать в работе нетрадиционную технику - рисование восковыми мелками и тонирование бумаги.
- Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
- Закреплять технику рисования ладонью, дополнять рисунок дополнительными деталями, развивать фантазию, воображение.
- Развивать эстетическое восприятие обычных предметов, умение рисовать их, комбинировать различные техники.
- Знакомство детей с видами изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет.
Ожидаемый результат реализации программы:
- Воспитанники самостоятельно используют нетрадиционные материалы и инструменты, владеют навыками нетрадиционной техники рисования и применят их;
- Самостоятельно передают композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
- Выражают свое отношение к окружающему миру через рисунок;
- Дают мотивированную оценку результатам своей деятельности;
- Проявляют интерес к изобразительной деятельности;
- Умеют выразить творческие способности, в изобразительной деятельности используя нетрадиционные техники рисования.
Дети будут иметь представления:
- О разнообразии техник нетрадиционного рисования
- О свойствах и качествах различных материалов;
- О технике безопасности во время работы.
Дети будут уметь:
- Планировать свою работу;
- Договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
- Анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
- Создавать индивидуальные работы;
- Использовать различные техники и способы создания рисунков;
- Аккуратно и экономно использовать материалы.
Диагностика уровня развития художественно-творческих
способностей
Показатели | Качественные и количественные характеристики показателей по уровням развития | ||
Высокий уровень 3 балла | Средний уровень 2 балла | Низкий уровень 1 балл | |
Умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей | Части предмета расположены верно. Правильно передаёт в рисунке пространство (близкие предметы – ниже на бумаге, дальние-выше, передние- - крупнее равных по размерам, но удалённых) | Расположение частей предмета немного искажено. Есть ошибки в изображении пространства | Части предмета расположены неверно. Отсутствие ориентировки изображения. |
Разработанность содержания изображения | Стремление к наиболее полному раскрытию замысла. У ребёнка есть потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями (создать новую комбинацию из усвоенных ранее элементов) | Ребёнок детализирует художественное изображение лишь по просьбе взрослого | Изображение не детализировано. Отсутствует стремление к более полному раскрытию замысла |
Эмоциональность созданного образа, предмета, явления | Яркая эмоциональная выразительность. | Имеют место отдельные элементы эмоциональной выразительности | Изображение лишено эмоциональной выразительности |
Самостоятельность и оригинальность замысла | Проявляет самостоятельность в выборе замысла. Содержание работ разнообразно. Замысел оригинальный. Задания выполняет самостоятельно | Замысел не отличается оригинальностью и самостоятельностью. Обращается за помощью к педагогу. Ребёнок по просьбе педагога дополняет рисунок деталями | Замысел стереотипный. Ребёнок изображает отдельные, не связанные между собой предметы. Выполняет работу так, как указывает взрослый, не проявляет инициативы и самостоятельности. |
Умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом | Сюжет соответствует предварительному рассказу о нём | Не полное соответствие изображения предварительному рассказу о нём | Существенные расхождения изображения с предварительным рассказом о нём |
Уровень развития воображения | Способен экспериментировать со штрихами и пятнами, видеть в них образ и дорисовывать штрихи до образа. | Частичное экспериментирование. Видит образ, но дорисовывает только до схематического образа | Рисунки типичные: одна и та же фигура, предложенная для рисования, превращается в один и тот же элемент изображения (круг – «колесо») |
Календарно-тематический план образовательной деятельности
ОКТЯБРЬ
Первая неделя. Тема «Цветик-семицветик».
Цель:дать представления детям о цветовом многообразии, познакомить с основными цветами.
Вторая неделя.Тема «Усатый - полосатый».
Цель:знакомить с техникой «Секретные рисунки» (рисование свечой).
Третья неделя. Тема «Ветка рябины».
Цель:помочь детям осознать ритм как изобразительно-выразительное средство.
Четвертая неделя. Тема«Чудо - дерево».
Цель: закреплять навыки рисования ладошками.
НОЯБРЬ
Первая неделя. Тема«Звёздное небо».
Цель:познакомить с новой техникой рисования – набрызгом.
Вторая неделя.Тема«Осенний коврик».
Цель:упражнять детей в использовании нетрадиционной техникой рисования «набрызг».
Третья неделя.Тема «Грибочки в лукошке».
Цель:формировать эстетическое отношение и вкус к композициям предметов знакомить с понятием «натюрморт».
Четвертая неделя.Тема «Осень на опушке краски разводила».
Цель:познакомить с новым видом изобразительной техники-«печать растений».
ДЕКАБРЬ
Первая неделя. Тема«Рисуем зимний пейзаж».
Цель:совершенствовать навыки работы с нетрадиционной техникой рисования – «набрызг», развивать у детей творческие способности.
Вторая неделя.Тема« Морозный узор».
Цель:совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом.
Третья неделя.Тема«Зимнее чудо-снежинка».
Цель:учить использовать в работе нетрадиционную технику - рисование восковыми мелками.
Четвертая неделя.Тема«Зимние узоры».
Цель:совершенствовать навыки нетрадиционного изображения предмета.
ЯНВАРЬ
Третья неделя.Тема«Загадочные струйки».
Цель:Познакомить с новой техникой нетрадиционного рисования воздухом - кляксографией.
Четвертая неделя.Тема «Рисуем, что хотим».
Цель:совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
ФЕВРАЛЬ
Первая неделя. Тема«Праздничный салют над городом».
Цель:закреплять свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки.
Вторая неделя.Тема« Рисуем по шаблону».
Цель:обучать способом изображения разных объектов приёмом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм.
Третья неделя.Тема«Зоопарк».
Цель:учить изображать животных способом обведения готовых шаблонов различных геометрических форм.
Четвертая неделя.Тема«Цыплята».
Цель:воспитывать эстетически-нравственное отношение к животным через изображение их образов в нетрадиционных техниках.
МАРТ
Первая неделя. Тема «Весенние цветы для моей мамы».
Цель:воспитывать эстетическое отношение к образу мамы через изображение цветов в различных техниках.
Вторая неделя.Тема«Цветы для мамы».
Цель:учить детей рисовать цветы нетрадиционным методом -мыльными пузырями.
Третья неделя.Тема«Весёлые кляксы».
Цель: познакомить с новым способом изображения -кляксография, показать её выразительные возможности.
Четвертая неделя.Тема «Колючая сказка».
Цель: развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном направлении, без просветов.
АПРЕЛЬ
Первая неделя. Тема«Весёлые кляксы».
Цель: продолжать знакомство с новым способом изображения -кляксография, показать её выразительные возможности.
Вторая неделя.Тема«Моя любимая чашка на столе».
Цель:развивать эстетическое восприятие обычных предметов, умение рисовать их, комбинировать различные техники;
Третья неделя.Тема«Путешествие в лесное царство».
Цель:учить использовать различные виды техник: печать ладошкой и скомканной бумагой, оттиск пробкой, рисование палочкой в изображении деревьев, листвы, птиц, травы.
Четвертая неделя. Тема«Пейзаж у озера»(монотипия).
Цель:познакомить с нетрадиционной техникой изображения-монотипией, показать её изобразительные особенности;
МАЙ
Первая неделя. Тема«Бабочка красавица» (монотипия).
Цель:упражнять в умении получать оттиск в зеркальном отображении.
Вторая неделя.Тема«Живописный луг»(монотипия).
Цель: познакомить с пейзажем как видом живописи.
Третья неделя.Тема«Кисть винограда».
Цель:учить красиво располагать кисть винограда на листе бумаги.
Четвертая неделя.Тема «Лесная полянка» (коллективная работа).
Цель:совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по разделу: «Изобразительная деятельность» кружка «Пальчиковая живопись» для детей 5– 6 лет
Программа составлена на основе парциальной программы «Изобразительная деятельность в детском саду»( Автор И. А.Лыкова)Данная программа используется в работе с детьми старшей группы.Программа сос...
Рабочая программа дополнительного образования «В гостях у сказки» по направлению развитие речи
1.1.Пояснительная записка.Рабочая программа по развитию речи детей младшего возраста разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой «Детство», в соответствии с введением в действ...
Рабочая программа дополнительного образования по правилам дорожного движения «Азбука дорожной безопасности» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: систематизация знаний детей по правилам дорожного движения, привитие навыков правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, соблюдение и осознанное выполнение правил до...
Парциальная программа дополнительного образования кружка «Говорящие пальчики» по направлению «Речевое развитие» для детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)
Цель кружка: -способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; ...
Парциальная программа дополнительного образования кружка «Говорящие пальчики» по направлению «Речевое развитие» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев и кистей рук у детей дошкольного возраста через различные виды продуктивной деятельности; создание условий для развития мелкой ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЗОСТУДИЯ (РАДУГА КРАСОК) 4-5 лет
Аннотация к программе дополнительного образования Полное наименование программы с указанием возраста (классов)Дополнительная общеобразовательная программаобъединения «Радуга»(Радуга к...